Состоялось совместное заседание «круглого стола» Комитета по образованию Государственной Думы РФ и Всероссийского педагогического собрания

29 Сентября 2011 год

29 сентября состоялось совместное заседание «круглого стола» Комитета по образованию Государственной Думы РФ и Всероссийского педагогического собрания на тему: «Дорога в «Народную школу» через «Учительский дом».

Мероприятие вели председатель комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин и председатель Всероссийского педагогического собрания, член Генерального совета ВПП «Единая Россия», член Федерального координационного совета ОНФ Валентина Иванова. В работе круглого стола приняли участие первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думы РФ Николай Булаев, представители региональных органов управления образованием, директора школ и учителя Москвы, Московской, Калининградской, Нижегородской, Пензенской, Томской и Тюменской областей.


Григорий Балыхин во вступительном слове обозначил главные темы заседания, касающиеся, в первую очередь, реализации в регионах программы модернизации образования в части повышения заработной платы учителям. И темы реализации новых инициатив Председателя правительства РФ Владимира Путина, касающихся решения жилищных проблем учителей страны, получивших название «Учительский дом».

Николай Булаев по второй теме высказался следующим образом. «Что касается первых ощущений по проекту "Учительский дом" и "Ипотека для молодых", я думаю, у нас здесь есть большое поле для дискуссии.  Все неплохо умеют считать, и могут сейчас в течение двух минут посчитать: сколько должен платить молодой учитель в случае, если он берёт под  этот (8,5) процент ипотеку за двухкомнатную квартиру. Это легко считается.Цифры достаточно внушительные, и нужно понять, каким же образом нам удастся реализовать эти проекты. Что меня больше всего устраивает? Меня устраивает на этом этапе то, что сама тема жилья для учителей обозначена. И я уверен, что раз она обозначена, то сейчас в режиме подобных "круглых столов", получая необходимую информацию, будут приняты решения, которые позволят, и Григорий Артёмович об этом сказал, сделать эти проекты очень востребованными».

В ходе работы круглого стола представители регионов делились своим опытом, обозначали с цифрами в руках свои проблемы.

Так Елизавета Чиркова, директор центра образования 775 Москвы, рассказала и показала расчеты, которые касаются московской ситуации по ипотеке для учителей. Оказалось, что по московским реалиям выплаты по ипотеке в первый год составят 50 тысяч рублей при аналогичной средней заработной плате. За основу расчетов брались самые дешевые 1-комнатные квартиры в спальных районах Москвы при кредите на 8 лет. И только, если брать кредит на 15 лет, сумма выплат сокращается до 30 тысяч.  Так что тут есть о чем подумать.

Очень порадовало выступление представителя Тюменской области, заместителя руководителя регионального отделения ВПС Натальи Гололобовой, рассказавшей о замечательном Тюменском опыте. Здесь начал работать проект, по которому его участникам предоставляется безвозмездная социальная выплата в размере 400 тыс. рублей плюс 100 тыс. рублей на каждого имеющегося ребенка в возрасте до 23 лет. Затем предоставляется возможность займа сроком на 10 лет под 1,3 % годовых. Но есть и проблемы. «Хотелось бы ещё отметить вот какой вопрос, - поделилась Наталья Гололобова, -  что не на всех территориях Тюменской области данная программа может действовать. У нас есть территории, к примеру, город Ишим, город Заводоуковск, где нет свободного жилья. Там действует программа выделения педагогам служебных квартир в новых строящихся домах».

Об уникальном опыте по решению жилищных проблем в Томской области рассказал начальник управления по молодёжной политике, физической культуре и спорта администрации Томска Дмитрий Лаптев. Оказывается, в Томске реализуются три жилищных программы, направленных на улучшение жилищных условий.  Первая - существует почти в каждом регионе, это федеральная программа "Жилище". Вторая программа - программа субсидирования процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам отдельным категориям граждан на 2009-2013. Финансируется программа только за счёт средств местного бюджета. Третья программа - это социальная ипотека, она является симбиозом положительного опыта реализации двух программ, которые уже реализовывались в городе Томске. Программа начала работать с января 2011 года и рассчитана на 10 лет. Бюджет программы - полтора миллиарда рублей с ежегодным финансированием 150 миллионов рублей. Программа финансируется только за счёт средств местного бюджета, что делает её мобильной, гибкой, позволяет вносить необходимые коррективы для повышения уровня доступности.

С интересным предложением выступил заместитель председателя комитета Законодательного собрания Ульяновской области по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодёжи Ростислав Эдварс. Чтобы ускорить процесс реализации проекта «Учительский дом», Ростислав Эдварс предложил передать под «Учительский дом» уже построенное  жилье. А выделенные земельные участки для учителей передать «застройщику в рамках компенсации за те дома, которые уже построены».

Не раз в ходе заседания звучали и предложения создания ведомственного жилья. Надо сказать, что обмен мнениями, обмен опытом на подобных мероприятиях, безусловно, помогают найти подходящее решение проблем в каждом регионе.

По результатам мероприятия были выработаны Рекомендации по реализации проекта «Учительский дом».

РЕЗОЛЮЦИЯ

«круглого стола» на тему:
«Дорога к «Народной школе» через «Учительский дом»
29 сентября 2011 года

По мнению участников «круглого стола» «Дорога к «Народной школе» через "Учительский дом"», проведенного Всероссийским педагогическим собранием в рамках реализации проекта "Народная школа" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с участием депутатов фракции "Единая Россия" в ГД РФ, представителей Минрегионразвития России, Минобрнауки России, трудности решения жилищной проблемы педагогов тесно связаны:

  • с низкими доходами педагогов, отсутствием у них достаточных денежных средств для оплаты первого взноса при получении ипотечного кредита;
  • высокими банковскими процентными ставками по ипотечным кредитам вследствие высоких рисков жилищного кредитования;
  • высокой стоимостью привлечения на финансовых рынках ресурсов, направляемых в жилищный сектор экономики;
  • отсутствием земельных участков, обеспеченных необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой, сложными и непрозрачными административными процедурами получения земельных участков и разрешения на строительство;
  • сложностями подключения вновь построенных объектов к сетям коммунальной инфраструктуры и обременительными техническими условиями;
  • недостаточной развитостью системы кредитования жилищного строительства и другими факторами.


Для решения жилищной проблемы педагогов необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на сбалансированное стимулирование увеличения платежеспособного спроса педагогических работников на жилье и предложения на рынке жилья. Имеется положительный опыт в ряде субъектов Российской Федерации, например в Калининградской, Новгородской, Рязанской и Калужской областях.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении в Череповце предложил к реализации проект «Учительский дом». Проект предусматривает для молодых педагогов специальную ипотеку с пониженной ставкой и с минимально возможным первоначальным взносом, а также без ограничений по размерам оплаты труда. Предлагается сегодняшнюю ставку порядка 13-14% снизить приблизительно до 8,5%, а первоначальный взнос вместо 20% установить на уровне не более 10%. Региональным органам власти предложено рассмотреть возможность оплаты первоначального взноса по специальной ипотеке для молодых педагогов за счет региональных бюджетов.

Для остальных школьных педагогов Председатель Правительства Российской Федерации предложил использовать такую форму обеспечения жильем, как создание жилищных кооперативов. Фонду развития жилищного строительства предложено безвозмездно предоставлять таким кооперативам участки под застройку, а органы власти субъектов Российской Федерации могли бы полностью взять на себя обустройство таких участков всеми необходимыми коммуникациями, а также решение оргвопросов по созданию кооперативов.

Участники «круглого стола» Всероссийского педагогического собрания, проанализировав предлагаемый В.В.Путиным проект «Учительский дом» по созданию правовых и социально-экономических условий для формирования рынка доступного для педагогов жилья, считают, что с его реализацией в России может быть создан эффективный жилищный сектор для педагогов, действующий на рыночных принципах и удовлетворяющий жилищные потребности основной части педагогических работников, в том числе и молодых, на уровне их платежеспособного спроса.

При этом участники заседания отмечают, что реализация предложенных мер потребует участия государства в поддержке развития специальной ипотеки для молодых педагогов и кооперативов для педагогических работников, которые сделают данный рынок более доступным для этой  профессиональной группы.

Реализация предлагаемого проекта позволит:

  • заметно увеличить обеспечение педагогов жильем на основе государственной поддержки и самостоятельного финансирования педагогами приобретения и строительства жилья через развитие специального долгосрочного ипотечного кредитования, кооперативов для педагогических работников;
  • создать условия для увеличения объемов жилищного строительства кооперативов для педагогов путем упрощения процедур согласования и экспертизы градостроительной и проектной документации, внедрения открытых конкурентных процедур предоставления прав собственности на сформированные земельные участки застройщикам, развития системы государственного кредитования застройщиков на цели жилищного строительства для педагогов, а также установления прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;
  • повысить эффективность функционирования рынка жилья для педагогов за счет снижения административных барьеров и транзакционных издержек на рынке, защиты прав педагогов - добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников рынка жилья с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.

Учитывая социально-политическую и экономическую значимость проблемы для миллионов российских педагогов, уровень и масштаб решаемых задач, а также в интересах становления и развития эффективного рынка доступного социального жилья и достижения целей развития системы образования через механизм привлечения квалифицированных кадров участники "кругло стола" - члены Всероссийского педагогического собрания считают необходимым:

Правительству Российской Федерации совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

  1. При доработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусмотреть организационно-правовые, финансовые модели государственной поддержки решения жилищной проблемы различных категорий педагогов.
  2. Внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, определяющие правовую основу предоставления социального найма жилья, предоставления земельных участков под строительство семьям молодых педагогов и для строительства жилищных кооперативов педагогов.
  3. Продлить действие пункта 24.1 статьи 255 и пункта 40 статьи 217 Налогового Кодекса РФ по освобождению от налогообложения сумм, выплачиваемых организациями педагогам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья до 2020 года.
  4. Разработать Федеральную целевую программу по введению специальной ипотеки для молодых педагогов с пониженной ставкой, минимально возможным первоначальным взносом и строительства жилищных кооперативов для педагогов.
  5. Разработать механизм предоставления государственных социальных выплат для участников жилищных программ для педагогов в соответствии с социально-экономической ситуацией в регионе.
  6. Создать за счет средств федерального бюджета фонд ведомственного педагогического жилья, закрепленного за профильным министерством, в целях привлечения молодых специалистов в систему образования.
  7. Разработать механизмы комплексной государственной поддержки молодежных жилищных комплексов педагогов и жилищно-строительных кооперативов педагогов в виде субсидирования, предоставления льгот при выделении земельных участков и подведении инженерных коммуникаций, страхования рисков.
  8. Разработать программу по предоставлению социальных выплат молодым семьям педагогов при рождении детей на ремонт и реконструкцию жилья, проживающим в индивидуальных домах сельской местности.
  9. Регламентировать механизм распределения федеральных средств субъектам Российской Федерации на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в целях усиления социальной защищенности молодых педагогов.
  10. Разработать и принять Концепции жилищной политики с системе образования в Российской Федерации и разработать финансово-организационные механизмы ее реализации.
  11. Обеспечить на базе Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрания» создание Информационного Центра по обобщению и распространению положительного опыта реализации жилищных программ для педагогов в субъектах РФ.
  12. Проводить на базе Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрания» ежегодные всероссийские по вопросам реализации жилищных программ для педагогов с участием профильных ведомств.


Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

  1. За счет внедрение установленных процедур территориального планирования и градостроительного регулирования обеспечить снижение административных барьеров, затрудняющих доступ на рынок жилищного строительства, получение земельного участка с установленными регламентами разрешенного использования и разрешения на строительство.
  2. Содействовать увеличению предложения земельных участков для строительства жилищных кооперативов для педагогов, обустроенных инженерно-коммунальной инфраструктурой, в том числе путем предоставления бюджетных средств для поддержки соответствующих проектов.
  3. Содействовать привлечению в коммунальный сектор частного капитала через региональные и муниципальные заимствования на развитие коммунальной инфраструктуры, привлечение к развитию коммунальной инфраструктуры частных инвесторов на условиях инвестиционных соглашений, участие в создании гарантийных и иных структур, облегчающих привлечение заимствований в эту сферу.

Профильным министерствам и ведомствам в кратчайшие сроки разработать и издать нормативные правовые акты во исполнение федеральных законов, направленных на реализацию программ специальной ипотеки для молодых педагогов с пониженной ставкой и с минимально возможным первоначальным взносом и строительства жилищных кооперативов для педагогов, при этом особое внимание уделить решению следующих задач:

  1. Предоставление субсидий педагогам с целью повышения доступности жилья и жилищных кредитов.
  2. Совершенствование деятельности государственных систем регистрации прав на недвижимость и учета объектов недвижимости с целью повышения прозрачности, надежности и информационной доступности этих систем, снижения затрат и времени обслуживания педагогических работников на рынке жилья, обеспечения защиты прав собственности педагогов на жилье, в том числе прав добросовестных приобретателей недвижимости, обеспечения финансовых гарантий возмещения ущерба в случае нарушения прав на жилье.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Провести совместно с региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» объективный анализ состояния рынка жилья на своей территории и создать региональные целевые программы по обеспечению жильем педагогов.
  2. Разработать мероприятия по государственной поддержке развития специальной ипотеки для молодых педагогов с пониженной ставкой и с минимально возможным первоначальным взносом и строительства жилищных кооперативов для педагогов.
  3. Проводить на базе региональных отделений Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» ежегодные региональные совещания по вопросам реализации жилищных программ для педагогов с участием профильных ведомств.

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» в целях преодоления сложившихся негативных стереотипов повысить информированность общества о целях и задачах новой государственной политики, механизмах ипотечного жилищного кредитования для педагогов и других формах жилищного финансирования, а также активно пропагандировать накопленный в субъектах Российской Федерации положительный опыт по реализации проектов «Учительский дом» и "Народная школа".

Региональным отделениям Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»:

  1. Принять участие в разработке предложений:
    • по организации взаимодействия строительных и эксплуатационных организаций на стадии сдачи домов для педагогов в эксплуатацию;
    • по совершенствованию принципов и форм самоуправления собственниками жилья и внедрению равных конкурентных условий для эксплуатирующих (управляющих) компаний;
    • по наделению реальными полномочиями региональных органов управления, как заказчиков документов территориального планирования,  услуг в сфере ЖКХ, в вопросах тарифного регулирования, предусмотрев соответствующие источники финансирования;
    • по созданию условий для повышения инвестиционной активности, доступности кредитных ресурсов для педагогов;
  2. Провести мероприятия среди руководителей и педагогов школ по разъяснению механизма действия специальной ипотеки для молодых педагогов с пониженной ставкой и с минимально возможным первоначальным взносом и строительства жилищных кооперативов для педагогов.
  3. Организовать для директоров школ и учителей семинары по повышению финансовой грамотности педагогов в сфере ипотечного кредитования.
  4. Сформировать на базе региональных отделений ВПС консультационные пункты для педагогов по реализации проектов «Учительский дом» и "Народная школа".


Участники «круглого стола» обращаются к органам государственной власти субъектов РФ, Фонду развития жилищного строительства, кредитным организациям, Открытому акционерному обществу «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», общественным организациям педагогов, территориальным ТПП, союзам и ассоциациям строительного и жилищно-коммунального комплексов, ко всему предпринимательскому сообществу, участвующему в реализации проекта «Учительский дом», с предложением:

  • консолидировать, на основе широкого и открытого диалога и обмена мнениями, свои усилия и возможности для выработки обдуманных и согласованных действий по формированию рынка доступного и комфортного жилья для педагогов.


Участники "круглого стола" обращаются к средствам массовой информации с предложением:

  • формировать позитивный образ современного молодого педагога как носителя творческого потенциала, владеющего знаниями и компетенциями, стремящегося участвовать в жизни и самостоятельно формирующего свою жизненную среду, участвующего в решении задач социальной и культурной жизни, патриота своей  Родины;
  • сотрудничать с общественными организациями в деле формирования позитивного имиджа российского педагога;
  • участвовать в создании информационной среды, способствующей реализации проектов «Учительский дом» и "Народная школа", решению общественных проблем в образовании;
  • активизировать презентацию российской системы ценностей, поиск и освещение явлений и тенденций нашей культуры.

Пресс-центр ВПС

Поделиться: