В Подмосковье обсудили вопросы поддержки молодых учителей

09 Декабря 2014 год

С 4 по 6 декабря 2014 г. в подмосковном городе Электросталь прошел II Всероссийский съезд молодых учителей «Молодой учитель – школе будущего». Его организаторами выступили Минобрнауки России и Всероссийское педагогическое собрание. Для участия в работе съезда прибыли около четырехсот молодых педагогов из 67 субъектов Российской Федерации.
Мероприятие также посетили Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Ирина Мануйлова, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС Российской Федерации по международным делам Светлана Журова, министр образования Московской области Марина Захарова, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.
Ведущим пленарного заседания съезда стал главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
Первой педагогов поприветствовала заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец. В своем видеообращении она отметила, что за последнее время российские школы пришло множество молодых учителей.
«В школах увеличилась доля преподавателей до 30 лет, вырос конкурс на педагогические специальности в вузы», - сказала вице-премьер.
Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, выступая перед делегатами, отметила, что подобные встречи нужны не столько дебютантам, сколько специалистам, разрабатывающим государственную политику в сфере образования.
Замглавы Минобрнауки России также объяснила, почему профессия учителя стала более привлекательной для молодежи. По ее словам, в настоящее время действует ряд программ, способствующих привлечению молодых педагогов.
«Во многих регионах выпускникам вузов и педагогических колледжей при трудоустройстве в год выпуска выплачивается единовременное пособие, а затем устанавливается ежемесячная доплата на три года», - пояснила первый замминистра. Она также привела пример: в Сахалинской области такая доплата составляет 40%.
По ее словам, очень важным аспектом поддержки молодых учителей являются также активно развивающиеся ипотечные программы.
Так, в Кемеровской области несколько таких программ, и самая привлекательная из них – заем на 20 лет без процентов и без первоначального взноса.
Особое внимание в своем выступлении Наталья Третьяк уделила программам профессиональной поддержки молодых педагогов, в том числе, поддержке наставничества. Так, в Тюменской, в Новосибирской области, в других регионах созданы клубы молодых педагогов, основная задача которых – помогать молодому специалисту адаптироваться к школе.
Далее в своем докладе первый замминистра рассказала о масштабных изменениях, происходящих российской школе.
«Начальные классы полностью перешли на новые образовательные стандарты, вскоре на них перейдет основное и старшее звено, предстоит внедрение профессионального стандарта педагога», - отметила Наталья Третьяк. Все это меняет требования и к организации образовательного процесса, и к учительскому труду – для успешной работы в школе необходимы новые подходы, новые методики, новые технологии взаимодействия с детьми.
Большой вклад в решение таких задач, как повышение зарплат учителей, создание инфраструктуры для введения новых образовательных стандартов, оптимизация сети образовательных организаций, развитие информационных технологий в школах, привлечение в школы молодых учителей внес проект модернизации региональных систем общего образования.
«Все эти задачи были выполнены, а зарплата учителей, как и было запланировано, достигла средних показателей по региональной экономике. - дала свою оценку проекту Наталья Третьяк., - Из федерального бюджета на проект МРСО было выделено 120 млрд. рублей».
Говоря об особенностях работы молодых учителей, замглавы Минобрнауки России проинформировала, что подбирая кандидатов на вакансии, некоторые директора не скрывают, что отдают предпочтение молодым – ведь их компетенции не просто помогают выстраивать отношения с детьми, но и делают более результативным учебный процесс.
«Есть примеры, когда молодые учителя, прекрасно ориентирующиеся в социальных сетях, предотвращали реальные конфликты и даже трагедии, которые могли стать последствием виртуального общения их учеников друг с другом», - подчеркнула она.
Докладчик также напомнила, что 28 мая 2014 года заместитель председателя Правительства России Ольга Голодец утвердила Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Она состоит из четырех подпрограмм: внедрение профессионального стандарта педагога, модернизация педагогического образования, переход к эффективному контракту, дальнейшее повышение престижа профессии учителя. Профессиональный стандарт педагога был разработан под руководством директора школы, сопредседателя Общественного совета Минобрнауки России Евгения Ямбурга.
Кроме этого, по словам замглавы ведомства, сейчас по всей России реализуется проект модернизации педагогического образования в котором участвуют порядка сорока педагогических вузов. Одно из ключевых изменений в образовательных программах – увеличение часов на практику и обеспечение высокого уровня ее проведения.
«В некоторых вузах даже вводят понятие «педагогической интернатуры» – как у врачей, чтобы студенты проводили как можно больше времени в школе, в классе», - уточнила Наталья Третьяк. Например, такую модель интернатуры разработал Красноярский институт повышения квалификации: студенты региональных вузов на старших курсах могут значительную часть учебного времени работать в школе. А в Московском городском психолого-педагогическом университете студенты проходят продолжительную практику, начиная с первого курса.
В завершении своей речи, Наталья Третьяк резюмировала: «среди лучших учителей страны все больше молодых. Не случайно, за последние несколько лет снизился средний возраст участников Всероссийского конкурса «Учитель года» - в этом году он составил 37 лет. Два абсолютных победителя, которых мы награждали совсем недавно, - Андрей Сиденко, 28 лет и Александр Демахин, 27 лет».
Круг поднятых вопросов на съезде определила работа пяти дискуссионных площадок, круглых столов и диалог-клубов. Разговор шел о том, что и как необходимо изменить в подготовке учителя, каковы перспективы профессионального и личностного роста молодого педагога в современной школе, насколько эффективна и как реализуется государственная поддержка молодых учителей, в том числе, программа «Учительский дом» и что нужно сделать для создания комфортных условий работы в школе. Обсуждался также вопрос использования молодыми педагогами в своей работе инновационных образовательных технологий. Делегаты делились опытом, рассказывая, как в их школах решаются вопросы воспитания гражданственности и патриотизма.
Кроме того, в рамках мероприятия состоялось избрание нового состава федерального координационного Совета ассоциации молодых учителей России. Было избрано 9 сопредседателей-координаторов.
Завершился съезд общением делегатов с министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым. Молодые педагоги задали министру десятки вопросов, поделились своими идеями и пожеланиями.
Обсуждались темы повышения квалификации молодых учителей и возможности обучения в заочной магистратуре и аспирантуре, заработной платы, программ льготной ипотеки для учителей и другие вопросы.
Так, в частности, делегаты выразили Министру обеспокоенность тем, что в обществе существует несоответствующее действительности восприятие профессии учителя. «Как переломить эту тенденцию?», – спросили у Дмитрия Ливанова
«Уважение общества к той или иной профессии формируют не только средства массовой информации, но и сами учителя,- отметил Министр, - Если мать или отец приходят на родительское собрание и убеждаются, что учитель их детей образован, что это человек высокой культуры, его любят и уважают дети, то и у родителя появится чувство уважения к такому учителю».
По окончанию встречи Дмитрий Ливанов высказал предложение проводить съезды молодых учителей ежегодно.




РЕЗОЛЮЦИЯ
II Всероссийского съезда молодых учителей
«Молодой учитель – школе будущего»
4-6 декабря 2014 года


В условиях глобализации экономики и принципиально новых складывающихся для российской экономики социально-экономических и политических условий возрастает значимость человеческих знаний как основного ресурса динамичного развития общества. Инвестиции в человека определяют степень эффективности и конкурентоспособности страны. Школа - является механизмом формирования и передачи знаний, где закладываются основы будущей личности как гражданина, патриота и профессионала.
В этой связи особая роль  в реализации этих процессов отводится  молодым учителям.
II Всероссийский съезд молодых учителей «Молодой учитель – школе будущего» проходивший с 4 по 6 декабря 2014 года в г. Электростали Московской области под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации и общероссийской общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание» объединил около 400 делегатов из 67 регионов России.
В работе съезда помимо молодых учителей приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, представители Федерального Собрания Российской Федерации, руководители региональных и муниципальных органов власти, директора образовательных учреждений.
В настоящее время в школах России обучается тринадцать миллионов учеников и работает 1,2 миллиона учителей, из которых доля молодых педагогов составляет от 16 до 19 % по субъектам Российской Федерации.
В 2011-2013 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в стране был реализован широкомасштабный проект модернизации региональных систем общего образования. Его бюджет составил более 120 млрд. рублей, которые были направлены на строительство новых зданий и спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям образовательного процесса, дооснащение их учебным оборудованием и средствами обучения.
Средняя заработная плата учителей в целом по стране за 2013-2014 год возросла на 20 %. В тоже время сохраняется территориальная дифференциация в доходах педагогов.
В рамках докладов участники съезда заинтересованно обсуждали проблемы модернизации региональных систем общего образования, инновационные технологии в обучении, внедрения профессионального стандарта учителя, обучения и закрепления молодых педагогов в системе образования, вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а также итоги реализации государственных программ поддержки молодых учителей.
Делегаты отметили, что важнейшим событием в сфере общего образования в этом году является переход школы на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который актуализирует подходы к организации образовательного процесса. Учитель получает набор эффективных инструментов в виде примерных образовательных программ, задающих контур учебной работы. При этом академическая успешность школьника оценивается в совокупности с рядом дополнительных компетенций: личностных, предметных и метапредметных. В целом это позволит сформировать не только образованного, но и ответственного за себя и за свою страну гражданина.
На дискуссионных площадках участниками мероприятия уделялось внимание поиску путей решения объективных трудностей, возникающих у молодых педагогов в первые годы их практической деятельности. Их преодоление в процессе профессионального становления педагога видится, в том числе в помощи старших коллег, в формировании устойчивой и осознанной мотивации.
Делегаты съезда видят свою основную задачу в консолидации молодого педагогического сообщества вокруг решения задачи инновационного развития страны посредством повышения качества общего образования являющегося основным фундаментом для качественного профессионального образования и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Общественно-политическая активность молодых педагогов реализуется через их участие в региональных и муниципальных выборах, работу в общественных организациях и движениях. В единый день голосования 2014 года более 500 молодых учителей были избраны в органы местного самоуправления.
В программах, которые презентовали делегаты, был представлен опыт работы ряда субъектов Российской Федерации по поддержке молодых учителей, что способствует изменению качественных характеристик кадрового состава педагогических работников, повышению их социального статуса и престижности профессии, привлечению в образовательные организации молодых талантливых педагогов. В частности, большая работа по поддержке молодых учителей осуществляется в Ямало-Ненецком автономном округе, в республиках Башкортостан и Саха Якутия, Краснодарском крае, в Волгоградской, Кемеровской, Костромской, Орловской, Ростовской, Смоленской, Ярославской и других областях.
К таким проектам относятся: программы поддержки молодых учителей в сфере ипотечного жилищного кредитования; региональные целевые программы по поддержке молодых специалистов; организация профессиональной переподготовки; функционирование систем социальных гарантий: надбавки к заработной плате, оплата коммунальных услуг сельским учителям, частичная оплата съемного жилья, доплата за классное руководство, единовременные денежные выплаты при поступлении на работу, единовременные выплаты к отпуску, денежная компенсация стоимости проезда к месту работы и обратно, разовые выплаты работникам, защитившим кандидатскую или докторскую диссертации.

С учетом прошедшего обмена мнениями участники II съезда молодых учителей РЕКОМЕНДУЮТ:

Правительству Российской Федерации поручить федеральным органам исполнительной власти:
•    продолжить  реализацию проекта по модернизации региональных
систем общего образования, а также проекта «Учительский дом», выделив отдельным направлением мероприятия по приобретению жилья молодым педагогам, предусмотрев снижение ипотечной ставки рефинансирования, фиксацию предельного возрастного ценза педагога – не ниже 35 лет.
Министерству образования и науки Российской Федерации:
•    продолжить мониторинг реализации положений майских 2012 года указов Президента Российской Федерации В.В. Путина в части уровня средней заработной платы работников сферы образования, в том числе по субъектам Российской Федерации;
•    продолжить мониторинг реализации проекта Президента Российской Федерации В.В. Путина «Учительский дом» по субъектам Российской Федерации;
•    обеспечить методическое сопровождение повышения квалификации молодых учителей в сфере инновационных образовательных и воспитательных технологий;
•    создать Единую образовательную социальную сеть, направленную на обмен опытом, информацией среди участников образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей;
•    увеличить объем часов педагогической практики при подготовке педагогических кадров в высших образовательных организациях;
•    рассмотреть вопрос об организации педагогической интернатуры на базе лучших школ страны;
•    рассмотреть возможность внедрения федерально-региональной системы профессиональных педагогических конкурсов для молодых педагогов.
Российской академии образования:
•    рассмотреть возможность проведения комплексных исследова-ний процесса адаптации молодых педагогов в общеобразовательных орга-низациях.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
•    формировать условия кадровой поддержки молодых учителей путем повышения привлекательности труда педагога;
•    предусмотреть обязательное повышение квалификации молодых учителей за счет средств учредителей образовательных организаций, увеличив объем учебного времени для организации стажировок, изучения современных образовательных технологий, в том числе посредством направления молодых учителей на педагогические форумы;
•     возродить практику формирования резерва руководящих кадров образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием и органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
•     разработать базовый стандарт социальной поддержки молодых педагогов с целью повышения престижа профессии педагога;
•    развивать проект строительства и ремонта спортивных залов в школах;
•    ввести в штатное расписание общеобразовательной организации ставку педагога-наставника с определением нормативной нагрузки за классное руководство и наставничество;
•    проведение летних педагогических школ молодых учителей в каждом субъекте Российской Федерации;
•    разработать и внедрить в образовательный процесс спецкурсы и тренинги, ориентированные на изучение неформальных структур школьных педагогических коллективов, развитие навыков командной работы педагогов;
•    организовывать «круглые столы», созывать конференции молодых учителей с целью обмена опытом в сфере инновационных технологий;
•    рассмотреть возможность морального и материального стимулирования разработок и внедрения инновационных образовательных и воспитательных технологий молодыми учителями.
Всероссийскому педагогическому собранию (ВПС):
•    организовывать обмен опытом между педагогическими летними школами, лагерями молодых педагогов, в том числе посредством организации «круглых столов», конференций, дискуссий с целью обобщения опыта в сфере инновационных образовательных и воспитательных технологий.
•    продолжить конкурс «Мои инновации в образовании»;
•    приступить к разработке содержательной части смены «Учитель будущего» в рамках Форума «Селигер-2015»;
•    всемерно способствовать продвижению кандидатов из числа молодых педагогов в органы местного самоуправления, органы исполнительной и законодательной власти;
•    регулярно организовывать встречи молодых педагогов с руководством Минобрнауки России, представителями Федерального Собрания Российской Федерации;
•    обобщить и систематизировать инновационный опыт работы кадетских и казачьих кадетских корпусов в области патриотического и гражданского воспитания;
•    способствовать созданию военно-патриотических клубов и опорных центров по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи в структуре кадетских и казачьих кадетских корпусов.
Ассоциации молодых учителей России :
•    провести отчётно-выборные собрания в региональных отделениях ассоциации;
•    создавать постоянно действующие интерактивные площадки в сети Интернет;
•    проводить очно-дистанционные встречи молодых педагогов, в том числе в режиме видеоконференцсвязи, с целью обсуждения актуальных проблем, оказания поддержки, выдвижения и реализации прогрессивных инициатив ими выдвигаемых;
•    провести мониторинг кредитоспособности участников программы «Учительский дом».




Поделиться: