Интервью Министра образования и науки Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой

22 Января 2018 год

В цифровую эпоху «Чему и как учить?» - вопрос не праздный. Что предпринять России, чтобы не отстать? Зачем сфере, которая сеет «разумное, доброе, вечное», жесткая вертикаль?

По чьей вине наши учебники либо изобилуют ошибками, либо оказываются в центре скандалов? Следует ли отбирать электронные гаджеты не только во время сдачи ЕГЭ и насколько верен тезис о том, что советская школа воспитывала творцов, а нынешняя плодит потребителей? Об этом ведущий программы «Поздняков» поговорил с Министром образования и науки Российской Федерации Ольгой Юрьевной Васильевой.

Об отсутствии единого образовательного пространства

«У нас с вами есть единый государственный экзамен, но нет единого образовательного пространства. Так не бывает. То есть у нас есть единая для всех оценочная система знаний наших детей, а мы не знаем, что происходит в школах реально. Единое образовательное пространство, которое включает в себя содержание образования, естественно, учебники — 2–3 линейки, — обновленные учебники, которые соответствуют стандартам и концепциям. Вот та задача, которую необходимо решать…Не может быть самостийного принятия решения по образовательной программе… А цель очень простая. Мы с вами воспитываем наше будущее, и мы не можем его воспитывать без сознания того, как мы это делаем».


О натаскивании на ЕГЭ

«Вот у нас есть то направление, по которому будем давать ЕГЭ, и все остальное не существует. Вот этого быть не должно. Вот это называется, как раз долбежка, натаскивание».


О ситуации с кадрами в школах

«По всей стране у нас 1% примерно дефицита. В крупных мегаполисах дефицита нет. Есть определенная проблема с сельскими школами, школами в отдаленных регионах».

По словам О.Ю. Васильевой, нынешняя система оплаты труда учителей — базис плюс надбавка — подразумевает возможность стимулирования их профессиональной деятельности. Но согласилась, что здесь существуют нюансы.

«Возможность поощрять учителей в рамках вот этих 70–30 есть и сейчас. Распределение вот этой вот поощрительной надбавки, да, оно должно быть очень прозрачным и очень справедливым».

По словам министра, случаи, когда эти деньги прибирает к рукам администрация школы, бывают, но по этому направлению «идет большая-большая работа».

Что касается аттестации педагогического корпуса (предполагается, что проходить ее надо будет раз в три года), то старт программы в добровольном режиме намечен на 2019 год. Сейчас в диалоге с профсоюзами и профессиональными ассоциациями прорабатываются детали этого процесса.



О
скандале с учебником истории

Васильева допустила, что авторы и издатели пособия, по всей видимости, либо не очень хорошо знали, что происходит в историко-культурном стандарте, либо просто спешили, чтобы успеть к новому учебному году.

Решение по учебнику истории, который вызвал претензии со стороны российских сенаторов из-за формулировок, описывающих события украинского Майдана и воссоединение Крыма с Россией, будет принято в ближайшее время, рассказала Ольга Васильева.

«Мы отдали на дополнительную экспертизу этот учебник. Те учебники, которые не прошли экспертизу, они не могут быть включены, и сейчас готовится решение заседания нашего совета по учебникам, и уже это будет вынесено для общего обсуждения».

Об отношениях между семьей и школой

Я считаю, что родители должны быть в попечительском совете, должны помогать школе развиваться в смысле финансово-хозяйственном, и работа с детьми дополнительная — ради бога. Но вмешиваться в образование, я думаю, не стоит.


О преимуществах российской системы образования

56% наших детей, наших граждан имеют профессиональное среднее, профессиональное высшее образование. Значительно выше цифра, чем европейские. У нас около 5% детей, которые не имеют на сегодняшний день полного среднего образования. Там эти цифры доходят до 17%.



Полная видеоверсия интервью с Ольгой Васильевой http://www.ntv.ru/novosti/1970793/.


Поделиться: