Республика Мордовия

Географическое положение.

(http://www.gsrm.ru/info)

Административный центр: г. Саранск

Федеральный округ: Приволжский

Дата образования: Мордовская автономная область образована 10 января 1930 года, преобразована в АССР 20 декабря 1934 года и переименована в Республику Мордовия 25 января 1994 года

Территория (тыс. кв. км.): 26.1

Население (тыс.чел.): на 1 января 2013 года составила 818512 человек

Муниципальные образования Республики Мордовия:

  • Городские округа: 1
  • Муниципальные районы: 22
  • Городские поселения: 17
  • Сельские поселения: 354

Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации, расположена в центре европейской части России, в бассейне реки Волги. Граничит с Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Рязанской областями и Чувашской Республикой.

2.Социально-экономическая характеристика.

Коэффициент рождаемости 2012 г.

Число родившихся на 1 тыс. населения, ед. – 9,9

(http://www.metaprom.ru/)

Основными отраслями промышленности Мордовии являются машиностроение и металлообработка, также развиты также легкая и пищевая промышленность.

Сейчас тяжелая промышленность даёт свыше 70% стоимости валовой продукции промышленности региона, а лёгкая и пищевая чуть более 10%.

Кроме того, развито чугунолитейное производство, химическая и нефтехимическая промышленность, легкая промышленность. Энергетика основана на использовании тепловых электростанций.

Средняя заработная плата по экономике региона в 2012 году по даннымhttp://www.mojazarplata.ru/ составила 14 689,6 рублей.

Структура системы образования

Количественный состав педагогов и учащихся Республики Мордовия по данным сайта

(http://www.kpmo.ru/kpmo/view/statistics/place/4/theme/kadrkont/state/2)

Численность учащихся – 68 276 чел.

Численность учителей – 7 143 чел.

Средняя заработная плата педагога по региону.

(http://www.kpmo.ru)

Средняя заработная плата педагога по региону за май 2013 года составила


17 036.8рублей.

Региональное отделение ВПС

Полное наименование РО: Региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» Республики Мордовия.

Адрес: 430025 г. Саранск, ул. Транспортная, д.19, кааб. 203.

Контакты: 8-987-996-64-65; факс: 88342-32-17-35; 88342-24-78-59

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Дата образования регионального отделения: 16 ноября 2006 г.

Председатель регионального совета.

Каргина Татьяна Филипповна - Председатель  регионального  совета ВПС,  Первый Заместитель Министра образованияРеспублики Мордовии.

Слово руководителя регионального отделения  ВПС или цитата;

Всероссийское педагогическое собрание - это возможность консолидации усилий всех институтов гражданского общества, всех тех, кому не безразлична судьба отечественного образования.


Каргина Татьяна Филипповна, Первый заместитель Министра образования  Республики Мордовия, председатель Мордовского регионального отделения ООО ВПС;


Численность регионального отделения - 4000

Количество местных отделений ВПС –

Дата последней отчетно-выборной конференции: 27.11.2012

Последние новости;

Региональным отделением в 2012-2013  учебном году с 1 сентября по настоящее время — 3 рабочих семинара-совещания председателей  муниципальных советов ВПС (август 2012 г., февраль 2013 г., март 2013 г.);

-участие делегации во Всероссийском форуме сельских учителей «Учитель в социальном векторе России» (07.02.2013 г.);

-проведение круглого стола передовой  педагогической общественности Республики Мордовия с В.Н. Ивановой  (на базе МОУ «Гимназия №12» г. Саранска 30.04.2013 г.);

-участие делегации в  VII-м съезде ВПС (16.05.2013 г.).

Инициативы РО ВПС:

Большое внимание уделяется общественной организацией такой важной проблеме, как здоровье учащихся. В поддержку решений XVI Пленума Центрального совета  ООО «ВПС», проходившего под эгидой «Приоритеты здорового образа жизни: опыт, проблемы, перспективы»,  активом регионального отделения и местных советов  проведена работа с педагогическими коллективами по важности разработки и реализации школьных программ «Здоровье», систематическому проведению в образовательных учреждениях  Спортивных суббот.

В  поддержку инициативы ООО «ВПС» по организации и налаживанию системы школьного и студенческого питания, а так же в контексте резолюции  конференции «Организация школьного питания  в стране» (17 сентября 2009 г.), представителями  регионального  отделения ООО ВПС с сентября  по  декабрь 2009 г., совместно с региональными и муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, был проведен ряд семинаров  для  руководителей образовательных учреждений и открыто три опытно — экспериментальных площадки по отработке вопросов  питания учащихся (МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г.о. Саранск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа  №40» г.о. Саранск,  «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»).

В контексте круглого стола на тему «Программы профилактики наркомании   в образовательных учреждениях, на предприятиях и в общественных организациях субъектов Российской Федерации: практика и законодательное обеспечение», проведенного 19 ноября 2009 года ООО «ВПС»   на площадке Государственной Думы ФС РФ, активом Мордовского регионального отделения ВПС совместно с УФСКН РФ по Республике Мордовия была проведена массовая акция «Без наркотиков», в которой приняли участие все образовательные учреждения республики (475 наименований). В рамках данной акции проведены конкурсы научных и творческих работ учащихся, конкурс на лучшие разработки профилактических классных часов, уроков, тренингов, родительских собраний, конкурс социальных проектов, олимпиада по профилактике наркомании. Следует отметить высокий уровень социальной активности как педагогов, так и учащихся.

В июне 2011 г. члены регионального отделения ООО ВПС приняли участие в обсуждении Декларации об образовании «Общероссийского народного фронта» (в мероприятиях приняло участие 546 человек).

В январе 2013 г. в ОУ Мордовии состоялось обсуждение инициативы ВПС по восстановлению предмета «Астрономия» в программе средней общеобразовательной школы.

В январе 2013 г. в ОУ Мордовии состоялось обсуждение списка «100 книг».

В феврале 2013 г. в ОУ Мордовии по инициативе Центрального совета ВПС состоялось обсуждение профессионального стандарта педагога.


Прошедшие или намеченные конкурсы РО ВПС:

Большое внимание региональным отделением ООО ВПС уделяется проведению республиканских этапов  акций и конкурсов, объявленных Центральным советом ВПС.

Следует подчеркнуть высокий уровень активности руководителей и педагогов в рамках конкурсов  управленческого и педагогического мастерства (2009 г.) По итогам конкурса «Лучший директор образовательного учреждения» победителями объявлены Сарайкина О.В., директор МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №17» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Победителями в номинации «Лучший муниципалитет по развитию государственно- общественных форм  управления в образовании признаны Муниципалитет городского округа Саранск и Муниципалитет Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.

Победителями в номинация «Молодой учитель — мой путь в профессию» признаны: Акмайкина Л. Н. — учитель МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» Инсарского муниципального района Республики Мордовия; Романова О.М. — педагог- психолог  МОУ «Ялгинский лицей»; Леенков А.А. — педагог дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детско — юношеская спортивная школа» Атяшевского муниципального района Республики Мордовия.

В 2010 г. учащиеся образовательных учреждений Республики Мордовия приняли  участие в конкурсах, посвященных Году учителя, проводимых ООО ВПС «Мне в школе – хорошо!», «Учителями славится Россия», «Талант – это труд и радость», «Педагогическая коллекция: урок технологии», «Здоровый школьник- здоровая нация», «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего отечества». Региональным этапом конкурсов было охвачено более 400 обучающихся и около 100 педагогов. Самые достойные работы (17 наименований) были представлены для участия  во  Всероссийских конкурсах.

В 2012 г. обучающиеся и педагоги приняли активное участие в республиканских этапах Всероссийских конкурсов проектов молодых учителей «Если бы я был политиком, то для образования сделал бы...», домашних сочинений школьников «Если бы я был Президентом…», образовательных учреждений и муниципальных систем образования «Завтра будет лучше, чем вчера...», проектов педагогов, обучающихся и родителей  «Откровенный разговор с Президентом», предложений ветеранов педагогического труда «С высоты моего опыта...» (368 обучающихся и  220 педагогов).




Актуальные проблемы, стоящие перед системой образования региона:


Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, в том числе в Республике Мордовия, продолжает оставаться демографическая ситуация.

За последние 5 лет численность школьников в Республике Мордовия сократилась на 43,5 процента. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны на различных уровнях системы образования.

Численность детского населения Республики Мордовия в возрасте до 17 лет включительно в общей структуре населения продолжает сокращаться. Удельный вес детей в общей структуре населения составляет 16,8 процента.

В системе образования республики работают 5 процентов молодых специалистов, 13 процентов педагогических работников пенсионного возраста, 59 процентов педагогов со стажем работы свыше 20 лет.


На сегодняшний день Республиканская система образования продвинулась в решении следующих проблем:

- расширение самостоятельности школ путем перевода общеобразовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование и внедрения новых экономических и финансовых механизмов, ориентированных на результативность и качество предоставляемых услуг;

- дифференциация доходов учителей за счет введения новой системы оплаты труда работников общего образования;

- расширение общественной составляющей в управлении образованием на всех уровнях;

- создание конкурентной среды в системе образования;

- укрепление и модернизация учебно-материальной базы образовательных учреждений;

- создание многоуровневой системы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, учителей;

- создание системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.

В качестве приоритетных на сегодняшний день ставятся следующие задачи:

- модернизация образования как института социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.


Вместе с тем, результаты анализа современного состояния республиканской системы образования свидетельствуют о том, что при достижении определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений, а также, несмотря на демонстрацию внешней целостности, в образовании сохраняются проблемы и противоречия. Уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними выражены слабо.


К общесистемным проблемам развития республиканской системы образования относятся:

- недофинансирование системы образования при недостаточной эффективности бюджетных расходов на образование;

- "старение" кадров в системе образования;

- слабая материально-техническая база образовательных учреждений;

- отсутствие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одним из важнейших приоритетов в деятельности Министерства образования Республики Мордовия является укрепление материальной базы образовательных учреждений республики, строительство новых объектов, удовлетворяющих современным требованиям, а также оснащение образовательных учреждений самыми современными средствами обучения. Существует ряд объектов, которые находятся в аварийном состоянии и требуют срочной реконструкции или капитального ремонта. Вместе с тем дефицит финансовых средств не позволяет выполнить намеченные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в полном объеме.

Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования, недостаточной ориентированности существующей модели школьного образования на использование компетентностного подхода.

В последние годы в республике активно развивается профильное обучение и предпрофильная подготовка. Однако преобладающей моделью реализации профильного обучения является внутришкольнаяпрофилизация, что не всегда соответствует современным требованиям к качеству подготовки выпускника на старшей ступени.

Остается нерешенным вопрос организации сетевого взаимодействия в профильном обучении с применением дистанционных технологий.

Одним из приоритетных направлений деятельности республиканского образования остается работа с одаренными детьми. Сегодня востребовано дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие олимпиадного движения, охват данным движением большего числа школьников, построение разветвленной системы поиска и поддержки одаренных детей, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.

В Республике Мордовия реализуется целый ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Республика дважды становилась победителем федерального конкурса по реализации экспериментальных проектов совершенствования организации школьного питания среди общеобразовательных учреждений. За последние годы значительно выросло число современных спортивных объектов и сооружений, в том числе пришкольных. В школах стартовал проект "Спортивная суббота". Совместно с органами местного самоуправления принимаются меры по модернизации школьных медицинских кабинетов. Работа в этом направлении должна продолжаться и приобрести системный характер.

Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть единого образовательного процесса должно обеспечивать профессиональную успешность личности. С этой целью требуется реализация комплекса мер по инновационному развитию системы образования детей на основе республиканских и муниципальных программ развития дополнительного образования, ориентированной на поддержку технического творчества обучающихся, инженерно-конструкторской и изобретательской деятельности.

В республиканской образовательной сети намечены перспективы интеграции системы дополнительного образования и системы общего образования с точки зрения поставленных перед ними задач.

Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Начата работа по реализации направления "Дистанционное образование детей-инвалидов" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обеспечение доступа детей-инвалидов к дистанционному обучению предполагает техническую оснащенность лицензионным программным обеспечением, высокое качество оказываемых Интернет-услуг, подготовку педагогов к осуществлению дистанционного обучения.

Актуальными остаются проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для решения проблем социального и психолого-педагогического характера создаются профессиональные службы сопровождения замещающих семей, задачей которых является психодиагностика, подготовка и консультирование замещающих родителей. Однако на сегодняшний день в республике данная работа находится на стадии становления.

Планируется реализация мероприятий, направленных на деинституциализацию учреждений для детей-сирот, включая развитие семейных форм устройства, сокращение числа детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях, сокращение количества и перепрофилирование этих учреждений. Предполагается сохранение зданий в системе образования и перепрофилирование их в службы сопровождения семей, центры содействия по помещению детей-сирот в семьи, блоки постинтернатного сопровождения.

Одной из наиболее остро стоящих проблем в республике является обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В настоящее время принят закон Республики Мордовия, предусматривающий замену безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья для данной категории граждан внеочередным предоставлением жилых помещений по договору социального найма, а также передачу этих полномочий органам местного самоуправления.

Образование должно являться сферой наименьшего проявления нетерпимости и должно, соответственно, быть одним из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобии, а также профилактики других асоциальных проявлений в образовательной среде (ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения и т. д.).

Многонациональный состав населения Республики Мордовия предполагает существование в рамках ее образовательной системы целого комплекса специфических национальных проблем образования от определения языка обучения до реализации целей воспитания на этнической, культурной основе.

Кроме того, одной из важных задач республиканской образовательной политики является этнокультурное развитие мордовской диаспоры в России, укрепление ее связей с Республикой Мордовия.

Не менее актуальной остается проблема эффективного развития школ с преобладающим контингентом учащихся мордовской (мокша, эрзя) национальности, для решения которой необходима реализация комплекса мер, в том числе:

-  сохранение и развитие мордовского (мокшанского и эрзянского) языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования;

- формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся;

- развитие олимпиадного движения по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку, мордовской литературе, истории и культуре мордовского народа;

- укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса;

- создание электронных учебников, учебно-методических пособий для преподавания мордовского (мокшанского и эрзянского) языка, мордовской литературы, истории и культуры мордовского народа;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения.


Рекомендуемые сайты;

www.edurm.ru; www.minobr.e-mordovia.ru


Публикации в СМИ о РО ВПС;

На уровне местных и регионального отделений ООО «ВПС»  велась активная работа со СМИ по распространению лучшего педагогического опыта, информации о конкурсах профессионального мастерства, пропаганде различных акций. Большую роль в этом играло распространение информации на страницах местных газет – центральных («Известия Мордовии», «Республика молодая», «Сударыня») и районных («Присурские зори» (Большеберезниковский р-н), «Победа» (Ромодановский р-н), «Красная слобода» (Краснослободский р-н), «Маяк» (Ардатовский р-н) и др.). Деятельность Мордовского регионального отделения ВПС по реализации различных мероприятий  раскрывалась  в ТВ- и радио  – программах, подготовленных Государственной теле- радио- компанией «Мордовия».

План ближайших мероприятий;

Обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в рамках августовских секционных совещаний работников образования – 19.08.- 20.08.2013 г.)


Поделиться: