Лидерство в губернии. Руководитель Астраханского регионального отделения ВПС, директор Астраханской лингвистической гимназии Валерий Дмитриевич Шмелёв об особенностях образовательной системы гимназии

19 Июля 2018 год

В преддверии нового учебного года сетевое издание «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» и астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» открыли цикл материалов, посвящённых лучшим учебным заведениям. Один из первых в этом цикле – рассказ об Астраханской лингвистической гимназии.


Руководство гимназии

Валерий Дмитриевич Шмелёв в 1992 году окончил Астраханский государственный педагогический институт. Свой трудовой путь начал в должности учителя истории в астраханской средней общеобразовательной школе № 36. В 2000 году перешёл в Российско-турецкий лицей на должность заместителя директора. С апреля 2010 года и по настоящее время возглавляет ГБОУ АО «Астраханская лингвистическая гимназия».

С 2011 года Валерий Дмитриевич – председатель Астраханского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

Является региональным экспертом по общественно-государственному управлению в образовании.

Так всё начиналось

В советское время иностранным языкам учили серьёзно только разведчиков, дипломатов, стюардесс и работников внешней торговли. В Астрахани углублённым изучением английского языка занималась средняя школа № 46, ныне – гимназия № 4. Когда в Астрахани в 1993 году открылся Российско-турецкий лицей, у общественности было много вопросов: зачем? с какой целью? какой интерес у турецкой и российской сторон?

Некоторые связывали открытие лицея с большим количеством челноков, ездивших в то время за товарами в государство на берегах пролива Босфор для последующей продажи на рынках Астрахани. Другие, сторонние наблюдатели полагали, что лицей предназначен в основном для детей из исламских семей, но в реальности всё оказалось несколько иначе. Никакой исламизации учеников не наблюдалось, а было углублённое изучение английского и турецкого.

В 2001 году турецкие учителя вернулись на свою родину, а лицей получил новый статус и был переименован. Сегодня это – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Астраханская лингвистическая гимназия».

Как здесь учатся

Учебное заведение такого профиля уникально для нашего региона и не только.


Оно относится к учебным заведениям, которые принято называть статусными. В гимназии работают высокопрофессиональные преподаватели, обучающие детей семи иностранным языкам. С пятого класса для всех обучающихся вводится обязательное углублённое обучение английскому языку. При этом каждый ученик вправе выбрать дополнительно либо немецкий, либо турецкий, либо французский, либо итальянский, либо китайский или персидский язык. Полученные в гимназии знания позволяют общаться с иностранцами на профессиональном и на бытовом уровнях.

Углублённое знание двух иностранных языков помогает выпускникам гимназии – при необходимости – самостоятельно изучить любой другой иностранный язык, потому что им известен алгоритм изучения. Кроме того, обучение в гимназии интеллектуально развивает учеников, делает их более восприимчивыми к приобретению новых знаний при освоении окружающего мира.
Выпускники гимназии выбирают для продолжения образования специальности, связанные как напрямую с лингвистикой (переводческая деятельность), так и с государственной службой (например, международные отношения или работа спецслужб, правоохранительных органов), с экономической сферой, производством и использованием природных ресурсов (инженерные специальности), а также с социальной сферой (педагогика, медицина, культура).

Грызть гранит науки

В гимназии нет текучки преподавательских кадров. В каждом классе – до 24 обучающихся. Это обеспечивает  индивидуальный подход к каждому ребёнку и способствует успешному решению учебных задач.

Сейчас в Астраханской лингвистической гимназии проходят обучение 290 учеников в возрасте от девяти до семнадцати  лет из различных социальных слоёв Астрахани и области.

За эти годы из стен гимназии вышло около 500 выпускников. Гимназия оснащена самым современным учебным оборудованием и всей необходимой учебной и методической литературой. В библиотеке имеется хорошая подборка литературы по истории и культуре всех стран, языки которых изучаются, чтобы ученики могли узнать народные обычаи и традиции и понять национальную самобытность народов.

Расширение международных контактов гимназии со школами стран изучаемых языков является одной из стратегий развития гимназии. Ученики гимназии общаются со своими сверстниками из стран изучаемого языка через интернет.

В гимназии постоянно расширяется круг общения с зарубежными школами, где осваивается русский язык.

Моя твоя… понимать!

С 2014 года началось изучение китайского языка. Сейчас этот язык, имеющий мировое распространение, познают около 80 учеников 7–9 классов, а также группа школьников, пожелавших начать изучение китайского языка с 10-го класса.

С 2016 года в гимназии «прописался» седьмой иностранный язык – итальянский, который постигают более тридцати обучающихся 6–7 классов. 

Углублённое изучение иностранных языков не отвлекает учеников гимназии от остального учебного процесса. Здесь, как и в других школах, есть свои отличники и особо продвинутые ребята.

В 2015 году была утверждена медаль «Гордость Астраханской области» – ученики Астраханской лингвистической гимназии неоднократно становились её лауреатами. Наши гимназисты, неизменно участвуя в различных интеллектуальных конкурсах страны, становились победителями и призёрами таких авторитетных интеллектуальных соревнований, как олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета, интернет-турнир имени М. В. Ломоносова, телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники», межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ.

Как сюда поступают

В Астраханской лингвистической гимназии осуществляется индивидуальный отбор на новый учебный год при приёме в 5-й и 10-й классы, а также при переводе из другой образовательной организации – при наличии свободных мест.

Родители в положенный срок подают письменное заявление на имя директора Астраханской лингвистической гимназии, в котором указываются Ф. И. О. обучающегося и его родителей, дата и место его рождения, а также номера контактных телефонов и адрес электронной почты родителей ученика. Также они предоставляют сведения о прежних достижениях в учёбе детей.

В этом проявляется серьёзный подход к отбору обучающихся: в Астраханскую лингвистическую гимназию принимают детей по единственному критерию – способность к обучению и высокие показатели интеллекта.

Приём в 10-й класс гимназии осуществляется в три этапа:

1-й  этап – проведение предметной комиссией вступительных испытаний по учебным предметам, изучение которых будет осуществляться на углубленном уровне.

2-й этап – проведение приемной комиссией экспертизы документов.

3-й этап – зачисление обучающегося.

От вступительного испытания по английскому языку освобождаются учащиеся, имеющие международный сертификат, подтверждающий владение английским языком на уровне В1 и выше.

Желающие поступить в гимназию оцениваются по специальной системе в баллах, начисляемых за различные их достижения в учёбе, включая, к примеру, участие в российских и международных предметных олимпиадах.

Тот же принцип действует и при  индивидуальном отборе обучающихся в 5-й класс.

В гимназии оценивается не родословная ученика, а его реальные знания, подготовленность и достижения.

Поделиться: