Федеральные новости

Поздравление с 2021 годом

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Искренне поздравляю вас с наступающим Новым 2021 годом! Прошедший год был непростым, он изменил наше общество, он изменил подходы к образовательной деятельности, во многом он изменил нас. Но это не повод останавливаться, это приглашение к действию, к переменам, к новым свершениям!

Желаю нам всем, чтобы с изменением даты на календаре в нашей жизни все перемены были только к лучшему! Нас ждут новые достижения и победы. Желаю всем самого главного - крепкого здоровья вам, вашим семьям, родным и близким, друзьям и коллегам, благополучия и уверенности в завтрашнем дне, тепла, уюта и большого терпения в достижении всех поставленных целей!

 

 

Председатель Всероссийского
педагогического собрания,
член Общественного совета при Министерстве
просвещения Российской Федерации
В.Н. Иванова

 
   

Социологический опрос "Особенности образовательной деятельности в период пандемии: школа - родители - обучающиеся"

23 декабря 2020 года Всероссийское педагогическое собрание провело семинар-совещание, посвященное обсуждению предварительных итогов социологического опроса "Особенности образовательной деятельности в период пандемии: школа - родители - обучающиеся". Онлайн анкета опроса распространялась среди учителей, родителей и обучающихся посредством интернет - опроса и прямой рассылки ВПС. На данный момент в опросе приняли участие представители 21 региона. Задачами исследования являются:

  • выяснение отношения обучающихся, их родителей, учителей к особенностям дистанционных образовательных технологий;
  • изучение влияния дистанционных образовательных технологий на качество обучения;
  • выявление влияния дистанционных образовательных технологий на процессы коммуникации.

 

Основными выводами по итогам первого этапа опроса поделилась председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Выяснилось, что уровень успеваемости детей после перехода на дистанционное обучение, по мнению родителей, в 58% остался прежним и 27% решили, что он снизился. 53% родителей частично удовлетворены процессом обучения в удаленном режиме и 30% не удовлетворены.

Учителя считают, что нагрузка на них в режиме удаленки только увеличилась. Несмотря на то, что им в экстренном режиме пришлось осваивать новые технологии и программное обеспечение, в целом они готовы применять дистанционные технологии в традиционном формате обучения.

Ученикам по итогам опроса тяжело воспринимать материал онлайн, поэтому учителям следует больше времени уделять материалу, его визуализации и особенностям восприятия. Одним из самых главных минусов дистанционного обучения стало снижение уровня мотивации к обучению у детей, так считают 44% опрошенных учеников. Не нравится учителям и ученикам постоянная информационная нагрузка, которая влияет на физическое и психологическое состояние.
Как предотвратить психологическое выгорание от дистанционного обучения, повысить мотивацию обучающихся и качество обучения, все эти вопросы председатель ВПС Валентина Иванова обещала озвучить на предстоящем заседании Общественного Совета при Министерстве просвещения России.

 
   

Герои нового времени

Русский биографический институт обнародовал список "Памятных людей десятилетия". В нем 43 фамилии - политиков, врачей, ученых, музыкантов, общественных деятелей. Главным экспертами проекта стали сотрудники Института экономических стратегий РАН, ученые, культурологи, журналисты, писатели, сотрудники аппарата правительства.

Приятно, что в списке самых выдающихся людей десятилетия оказалась председатель Всероссийского педагогического собрания, президент Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Валентина Николаевна Иванова!

https://rg.ru/2020/12/19/russkij-biograficheskij-institut-obnarodoval-spisok-liudej-desiatiletiia.html

 
   

Новый стандарт школьного питания в Санкт-Петербурге

21 декабря 2020 года председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова, совместно с руководителем управления социального питания Санкт-Петербурга Алексеем Барабанщиковым, провела пресс-конференцию, посвященную аудиту организации питания в школах города.  В центре внимания проверяющих оказались школы и операторы школьного питания - те, кто разрабатывают меню, закупают продукты, готовят и кормят учеников. Большая совместная работа по аудиту и разработки единых подходов в организации системы школьного питания позволит Санкт-Петербургу в скором времени принять единый стандарт, в котором будет собрана вся информация по организации питания.

 

https://topspb.tv/news/2020/12/21/moskovskie-specialisty-proverili-organizaciyu-pitaniya-v-92-shkolah-peterburga/

 
   

Круглый стол: «Поддержка школ с низкими образовательными результатами: опыт регионов»

18 декабря 2020 года Всероссийское педагогическое собрание и его председатель Валентина Иванова  провели "виртуальный" круглый стол на тему: «Поддержка школ с низкими образовательными результатами: опыт регионов».  Мероприятие прошло при поддержке Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации. К видеоконференции было подключено 366 участников. А тон мероприятию задал директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Евгений Семченко. Он озвучил принципы государственного подхода к решению проблем школ с низкими образовательными результатами. Как известно, министерство реализует проект «500+» в рамках национального проекта «Образование», который  призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования. 

Известно, что в 2020 году Россия улучшила свои позиции по результатам международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS). Российские четвероклассники вошли в тройку лидеров по естествознанию, при этом по математике они укрепили позиции нашей страны, заняв 6 место. В 8-х классах по естественно-научной подготовке Россия поднялась на 5-е место, а по математике заняла 6 место.  Вместе с тем, исследования качества российского образования по модели PISA еще оставляет 25% наших школ в зоне низких значений рейтинга - меньше 450 баллов при 1000 бальной шкале. Поэтому все усилия ведомства сегодня направлены на выстраивание, прежде всего, региональных систем  поддержки  школ с низкими образовательными результатами, разработку методик адресной поддержки по кадровым и содержательным вопросам. Не секрет, что значительная часть этих школ - это сельские школы, удаленные и малокомплектные школы с кадровым дефицитом педагогов и плохой технической оснащенностью.

В этом году 250 российских школ, учащиеся которых демонстрировали низкие образовательные результаты, получают методическую поддержку в рамках реализации проекта «500+», а уже в следующем  году их число возрастет до 3 тысяч. Особое внимание будет уделено повышению квалификации педагогов, согласно проекту до 100 000 педагогов ежегодно смогут улучшить уровень своих профессиональных компетенций. Ежегодно около 4000 "точек роста" будет открываться в регионах, где ребята смогут освоить современные программы обучения по новым образовательным методикам и технологиям. И в тоже время, у министерства есть требования и твердые установки к региональным и муниципальным системам управления, которым запрещают наказывать школы за низкие результаты оценочных процедур, а наоборот, лишь оказывать содействие и помощь. Есть вопросы и к качеству программ дополнительного образования педагогов.

Но главная задача круглого стола Всероссийского педагогического собрания выслушать и обобщить лучшие региональные практики по поддержке данных образовательных организаций, посмотреть на модели  успешного взаимодействия органов управления образованием со школами.

В ходе работы круглого стола выяснилось, что проблемы регионов, после тщательного исследования причин низких образовательных результатов,  очень схожи. В основном,  это дефицит квалифицированных педагогических кадров или их чрезмерная загруженность и социально неблагополучный контингент обучающихся. Конечно, есть и другие причины проблемы: низкая познавательная активность и мотивация к обучению учащихся; снижение контролирующей функции классного руководителя; низкая заинтересованность родителей в получении учащимися высоких образовательных результатов;  профессиональное выгорание педагогов; недостаточная материально-техническая оснащенность ОО; недостаточное использование учителями интерактивных развивающих технологий и цифровых образовательных ресурсов и т.д.. Но главным в трансляции регионов стало не выявление причин, а выработанные годами модели взаимодействия с такими школами, которые действительно становятся эффективными и дают результат. Так, ректор Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина рассказала о модели партнерского взаимодействия школ и с низкими образовательными результатами и школ-лидеров. Была разработана шкала оценки или индекс социального благополучия школы, выявлены болевые точки, которые удалось исправить при помощи и поддержке передовых образовательных организаций.

Интересную управленческую модель представил Андрей Кашаев, ректор Рязанского института развития образования. Она строится на системе наставничества и межшкольного взаимодействия, куда вовлечены не только учителя, но и ученики-наставники. Таким образом, "Управленческая модель перевода ОО в эффективный режим" позволила вывести из "красной зоны" ШНОР 18 из 20 школ региона.

В Тюменском областном государственном институте развития образования,  по словам его проректора Натальи Миловановой, сделали ставку на вовлечение таких школ в сетевое школьное партнерство. При помощи диагностических карт, системного методического подхода (методический абонемент) и персонифицированного подхода к каждому ученику  удалось улучшить образовательные результаты.

В Мордовии в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог 13.ру" практикуют формат "Педагогических десантов", а в Пензенской области на основе тестирования педагогов и социологических опросов обучающихся разработали "Социальный паспорт школы". Свои практики представили также специалисты из Якутии, Ярославской, Ленинградской, Брянской области и Севастополя.
Все эти уникальные подходы к решению проблем школ с низкими образовательными результатами  будут обобщены и представлены от Всероссийского педагогического собрания на очередном заседании Общественного Совета при Министерстве Просвещения в конце декабря.

 
   

Анонс

18 декабря 2020 года Всероссийское педагогическое собрание при поддержке Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации проводят «круглый стол» на тему: «Поддержка школ с низкими образовательными результатами: опыт регионов».

Мероприятие проводится в формате видеоконференции на платформе https://teams.microsoft.com(https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a8820becbd7f84ad3acffe907b8e17085%40thread.tacv2/1607522965676?context=%7b%22Tid%22%3a%2261fe535e-2085-45f5-b807-bc916d249db2%22%2c%22Oid%22%3a%22cf26993c-7cd0-4d01-983c-c18c8eccde18%22%7d). Начало в 13-00(время московское).

В ходе работы круглого стола будут рассмотрены основные проблемы школ с низкими образовательными результатами, вопросы взаимодействия органов управления образованием и педагогической общественности по их решению, лучшие региональные практики по поддержке данных образовательных организаций. В работе «круглого стола» примут участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители Министерства просвещения Российской Федерации, представители образовательных организаций общего образования, родительской общественности, руководители региональных отделений ВПС.

 
   

Заседание экспертно-координационного совета по питанию школьников в Санкт-Петербурге

16 декабря 2020 года состоялось заседание экспертно- координационного совета по развитию школьного питания в Санкт-Петербурге. Провел заседание вице-губернатор Санкт-Петербурга О. Н. Эргашев. В. Н. Иванова выступила по итогам аудита питания детей в школах Санкт-Петербурга. Эта работа под руководством Ивановой  была проведена учеными МГУТУ им. К.Г.Разумовского. Был проведен аудит в 92 школах Санкт – Петербурга.

Результаты аудита были всесторонне проанализированы с целью выработки предложений по совершенствованию питания школьников, которые лягут в основу регионального стандарта оказания услуг по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города.

В ходе выполнения научно-исследовательской работы были  разработаны индикаторы эффективности образовательных учреждений по вопросам организации питания, проведен анализ эффективности деятельности исполнителей государственных контрактов на оказание услуг школьного питания, разработана модель оказания услуги по обеспечению горячим питанием обучающихся Санкт-Петербурга. По факту, выработан комплекс предложений по формированию в Санкт-Петербурге инновационной системы здорового питания обучающихся общеобразовательных учреждений.  Основным направлением на 2021-22 гг. является создание мультисистемной информационной среды, в которую входят модули: мониторинга школьного питания, формирование "паспорта здоровья школьника", разработка сбалансированного меню, антиаллергенных   и корректирующих рационов.

 
   

Опрос на тему: «Отношение учителей и преподавателей к особенностям образовательного процесса в период пандемии»

Здравствуйте, приглашаем Вас принять участие в опросе на тему «Отношение учителей и преподавателей к особенностям образовательного процесса в период пандемии». В связи с введением дистанционных образовательных технологий в школах просим Вас искренне ответить на вопросы. Ваше мнение очень важно для нас. Целью опроса является выявление, того, как дистанционные образовательные технологии повлияли на учителей и преподавателей.

Перейти к опросу

 
   

Опрос на тему : «Отношение родителей обучающихся к особенностям образовательного процесса в период пандемии»

Здравствуйте, приглашаем Вас принять участие в опросе на тему «Отношение родителей к особенностям образовательного процесса в период пандемии». В связи с введением дистанционных образовательных технологий в школах просим Вас искренне ответить на вопросы. Ваше мнение очень важно для нас. Целью опроса является выявление, того, как дистанционные образовательные технологии повлияли на родителей обучающихся.

Перейти к опросу

 
   

Заседание оперативного штаба Министерства просвещения РФ по вопросам обеспечения школьников бесплатным горячим питанием