Федеральные новости

ВПС организует сетевое взаимодействие между патриотическими центрами регионов России

«Панельные дискуссии, проводимые Всероссийским педагогическим собранием с 1 марта этого года, показали большую потребность учителей в диалоге и стремлении раскрыть тему патриотического воспитания в контексте сохранения исторической правды», - об этом заявила председатель ВПС Валентина Иванова, открывая тематическую секцию на Всероссийском форуме молодых педагогов.

16 мая Всероссийский форум молодых педагогов "Педагог: Профессия. Призвание. Искусство" традиционно открыл свои двери в городе Гатчина Ленинградской области. На протяжении двух дней победители, призеры и лауреаты профессиональных олимпиад и конкурсов, в том числе всероссийского конкурса "Учитель года России", председатели советов молодых педагогов общероссийского профсоюза образования, представители молодежных общественных педагогических организаций из регионов России обменяются опытом на тематических секциях.

В первый день форума Всероссийское педагогическое собрание провело дискуссионную площадку «Патриотическое воспитание в современной образовательной среде». Учителя, директора и методисты г. Санкт-Петербурга, Ленинградской, Тамбовской, Новосибирской областей и Республики Саха (Якутия) рассказали о своем опыте и наработках военно-патриотического воспитания, мероприятиях, проводимых в регионах, по поддержанию и развитию патриотизма. Практические занятия с ребятами не ограничиваются военной тематикой. Они включают в себя знакомство с регионом, историей, людьми профессий, профориентацию, волонтерскую деятельность.

Молодые специалисты высказали желание подробно изучить опыт коллег. Валентина Иванова предложила помощь Всероссийского педагогического собрания в организации сетевого взаимодействия между патриотическими центрами представленных регионов.


 
   

Новости Ассоциации «Агрошколы России»

Обучающиеся ТОГБОУ "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с. Горелое, Тамбовская обл собрали свой первый урожай!


Благодаря участию в проекте "Доброшкола" федерального проекта "Современная школа" в школе-интернате функционируют теплицы, что позволяет разнообразить рацион питания детей свежими овощами!
С февраля месяца агроклассники МАОУ СОШ 137 в Шабровском Свердловской области выращивали рассаду овощей и цветов, ухаживали за ней, набирались опыта выращивания, пикировки.
Пришло время помочь дачникам и сельчанам: реализацией рассады занялись старшие агроклассники. Девчонки активно взялись за дело, объясняли, какие сорта они вырастили, почему эти сорта должны быть на участках садоводов и огородников.
Весенняя ярморка началась удачно. Жители хотят красиво украсить свои придомовые территории, поэтому особой популярностью пользуются цветы.  Дальнейшая реализация продолжается.





 
   

Продукция агрошкол позволит улучшить качество школьного питания при снижении его себестоимости

5 мая Всероссийское педагогическое собрание и Бюро расследований Общероссийского народного фронта совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся при участии Министерства просвещения РФ провели панельную дискуссию «Использование сельскохозяйственной продукции пришкольных участков для питания обучающихся в образовательных организациях». Мероприятие проходило в режиме видеоконференции, что позволило присоединиться более 1200 участникам из 22 регионов страны. Среди участников были представители Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства просвещения РФ, Ропотребнадзора, Россельхознадзора, Общероссийского народного фронта, директора агрошкол, профильных образовательных организаций СПО, активисты Всероссийского педагогического собрания.

Вопрос развития сельхозпродукции на пришкольных участках одновременно включает в себя три важные государственные задачи: продовольственная безопасность, здоровое питание школьников и развитие кадров на селе. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, выступая на панельной дискуссии. Он отметил важность обсуждаемой тематики и готовность Комитета Совета Федерации на законодательном уровне проработать предложения участников дискуссии.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.Н. Плотников отметил важность трудовой составляющей в использовании пришкольных участков. В этом вопросе нужно оказать поддержку учителям в нормативно-правовом поле.

О необходимости использования возможностей агрошкол России говорила председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова. По ее словам, поскольку каждая вторая школа – это сельская школа с соответствующими ресурсами для обеспечения продовольствием и развитием села, вопрос реализации сельской продукции очень важен, он требует законодательного обеспечения.

Руководитель Бюро расследований ОНФ В.А. Алексеев обозначил три проблемы развития школьного питания: труднодоступные территории, длинная цепочка поставок и неясность рынка сельскохозяйственной продукции. По его словам, хороший опыт стимулирования внутреннего потребления представлен только двумя регионами – Республикой Башкортостан и Вологодской областью.

Решения, по которым на данный момент можно выстраивать работу, Валерий Алексеев также сгруппировал в три направления: развитие агродеятельности в школах, стимулирование фермерских поставок внутри регионов, разработка отдельной программы по потреблению местной продукции в труднодоступных школах России.

Начальник отдела Минпрсвещения РФ А.Ю. Беленький озвучил готовность ведомства участвовать в проработке этих вопросов с целью принятия конкретных решений.

На пленарной дискуссии директора агрошкол представили уникальный опыт сельскохозяйственной деятельности образовательных организаций. Так, директор Жохсогонской школы Республики Саха (Якутия) В.Д. Петрова рассказала о муниципальном заказе, которую получает агрошкола. Овощи учебного учреждения закупают сады и школы региона.  Агрошкола на эти средства развивает свое материально-техническое оснащение. Также Василиса Петрова отметила преимущества работы детского лагеря на базе школы. Здесь дети в летнее время учатся ухаживать за животными и на практике занимаются сельских хозяйством.

Директор Привольненской сельской школы Волгоградской области Л.Ю. Зубкова помимо презентации деятельности агрошколы обозначила проблему, с которой сталкивается каждая агрошкола – отсутствие поддержки со стороны государства. Например, производственная бригада, которая в данной школе действует еще с 1957 года, никак не защищена от неурожая. У агрошкол нет статуса сельхозпроизводителя.

Директор Татановской школы Тамбовской области, председатель Ассоциации «Агрошколы России» О.П. Илларионова обозначила преимущества использования экологически чистой продукции на учебно-опытном участке в мини-агрокомплексе на территории школы. Однако из-за отсутствия статуса сельхозпроизводителя возникают трудности в реализации такой продукции.

Директор Оекской школы Иркутской области О.П. Тыртышная на примере деятельности агрошколы показала, что использование своих же овощей существенно (в 4 раза) удешевляет приготовление первых блюд.

По мнению директора лицея имени Героя России Веры Волошиной Московской области Т.Ю. Хударовой, в каждом регионе должна быть флагманская школа, которая сможет стать поставщиком сельхозпродукции и местом профориентации в аграрном учебно-производственном комплексе.

Начальник отдела Россельхознадзора В.А. Сидорчук напомнил о том, что, согласно основным задачам Россельхознадзора, продукция агрошкол должна быть прозрачна в плане прослеживаемости, важно учитывать все издержки, в том числе и возможное инфицирование животных, что сведет на нет все усилия работы школы по выращиванию, например, мясной и молочной продукции. В этой связи Владимир Сидорчук предложил задуматься о кооперации с опорными фермерами в регионах.

Подводя итоги, Алексей Беленький разделил три направления, которые были обозначены в ходе дискуссии – импортозамещение, развитие агрошкол и воспитание детей через их вовлечение в приусадебную деятельность школ.

В конце мероприятия Валентина Иванова, вновь обратившись к заявленной теме дискуссии, на основе озвученного опыта и проблем выделила два пути использования сельскохозяйственной продукции пришкольных участков: наделение агрошкол статусом сельхозпроизводителя и развитие индивидуального предпринимательства на базе школ.

 
   

С днем Победы

Уважаемые учителя, коллеги!


От всей души поздравляю Вас с Днем Великой Победы!

9 мая Россия отмечает один из самых великих праздников, который объединяет миллионы людей.

В этот торжественный день мы вспоминаем великий подвиг народа в борьбе с фашизмом. В каждой семье война оставила свой страшный след. Это праздник как скорби по не вернувшимся с поля боя, так и радости победы. Самые глубокие чувства переполняют сердца наших соотечественников в этот день.

77 лет назад Красная Армия взятием Берлина триумфально завершила самую крупномасштабную и жестокую войну в истории человечества. Этот день стал одной из самых знаменательных дат не только отечественной, но и мировой истории, символом величия нашей Родины.

Свой вклад в дело победы над фашизмом внесли представители всех профессий, но учителя-фронтовики - особая группа людей.  Они - живые источники правды о Второй мировой. На протяжении многих лет учителя-фронтовики передавали и передают новым поколениям не просто знания, а традиции народа-победителя.

В этот день мы с особым чувством благодарности вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь во имя Великой Победы. Каждая семья в нашей стране бережно хранит память о погибших на полях сражений родственниках, передает из поколения в поколение их фотографии, боевые награды, письма с фронта, другие реликвии. Каждый житель России склоняет голову перед павшими героями. Отдавая дань уважения их подвигу.

Обращаясь сегодня к ветеранам Великой Отечественной войны, я хотела бы выразить глубокое уважение и безграничную признательность за совершенный вами великий подвиг.

Именно эта священная память делает нас настоящими гражданами и патриотами, которые хранят в своих сердцах чувство долга и благодарности тем, кто отстоял мир и свободу, кто сегодня поддерживает нашего Президента и Вооруженные Силы, находящиеся на переднем крае борьбы с нацизмом, выполняя боевые задачи в ходе специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

Желаю вам, уважаемые учителя, вашим родным и близким, нашим дорогим ветеранам крепкого здоровья, мирного неба над головой, процветания и благополучия вашим семьям! С праздником! С Днем Победы!


Председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации,

д.э.н, профессор В.Н. Иванова


 
   

Продукция агрошкол позволит улучшить качество школьного питания при снижении его себестоимости


5 мая Всероссийское педагогическое собрание и Бюро расследований Общероссийского народного фронта совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся при участии Министерства просвещения РФ провели панельную дискуссию «Использование сельскохозяйственной продукции пришкольных участков для питания обучающихся в образовательных организациях». Мероприятие проходило в режиме видеоконференции, что позволило присоединиться более 1200 участникам из 22 регионов страны. Среди участников были представители Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства просвещения РФ, Ропотребнадзора, Россельхознадзора, Общероссийского народного фронта, директора агрошкол, профильных образовательных организаций СПО, активисты Всероссийского педагогического собрания.

Вопрос развития сельхозпродукции на пришкольных участках одновременно включает в себя три важные государственные задачи: продовольственная безопасность, здоровое питание школьников и развитие кадров на селе. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майоров, выступая на панельной дискуссии. Он отметил важность обсуждаемой тематики и готовность Комитета Совета Федерации на законодательном уровне проработать предложения участников дискуссии.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.Н. Плотников отметил важность трудовой составляющей в использовании пришкольных участков. В этом вопросе нужно оказать поддержку учителям в нормативно-правовом поле.

О необходимости использования возможностей агрошкол России говорила председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова. По ее словам, поскольку каждая вторая школа – это сельская школа с соответствующими ресурсами для обеспечения продовольствием и развитием села, вопрос реализации сельской продукции очень важен, он требует законодательного обеспечения.

Руководитель Бюро расследований ОНФ В.А. Алексеев обозначил три проблемы развития школьного питания: труднодоступные территории, длинная цепочка поставок и неясность рынка сельскохозяйственной продукции. По его словам, хороший опыт стимулирования внутреннего потребления представлен только двумя регионами – Республикой Башкортостан и Вологодской областью.

Решения, по которым на данный момент можно выстраивать работу, Валерий Алексеев также сгруппировал в три направления: развитие агродеятельности в школах, стимулирование фермерских поставок внутри регионов, разработка отдельной программы по потреблению местной продукции в труднодоступных школах России.

Начальник отдела Минпрсвещения РФ А.Ю. Беленький озвучил готовность ведомства участвовать в проработке этих вопросов с целью принятия конкретных решений.

На пленарной дискуссии директора агрошкол представили уникальный опыт сельскохозяйственной деятельности образовательных  организаций. Так, директор Жохсогонской школы Республики Саха (Якутия) В.Д. Петрова рассказала о муниципальном заказе, которую получает агрошкола. Овощи учебного учреждения закупают сады и школы региона.  Агрошкола на эти средства развивает свое материально-техническое оснащение. Также Василиса Петрова отметила преимущества работы детского лагеря на базе школы. Здесь дети в летнее время учатся ухаживать за животными и на практике занимаются сельских хозяйством.

Директор Привольненской сельской школы Волгоградской области Л.Ю. Зубкова помимо презентации деятельности агрошколы обозначила проблему, с которой сталкивается каждая агрошкола – отсутствие поддержки со стороны государства. Например, производственная бригада, которая в данной школе действует еще с 1957 года, никак не защищена от неурожая. У агрошкол нет статуса сельхозпроизводителя.

Директор Татановской школы Тамбовской области, председатель Ассоциации «Агрошколы России» О.П. Илларионова обозначила преимущества использования экологически чистой продукции на учебно-опытном участке в мини-агрокомплексе на территории школы. Однако из-за отсутствия статуса сельхозпроизводителя возникают трудности в реализации такой продукции.

Директор Оекской школы Иркутской области О.П. Тыртышная на примере деятельности агрошколы показала, что использование своих же овощей существенно (в 4 раза) удешевляет приготовление первых блюд.

По мнению директора лицея имени Героя России Веры Волошиной Московской области Т.Ю. Хударовой, в каждом регионе должна быть флагманская школа, которая сможет стать поставщиком сельхозпродукции и местом профориентации в аграрном учебно-производственном комплексе.

Начальник отдела Россельхознадзора В.А. Сидорчук напомнил о том, что, согласно основным задачам Россельхознадзора, продукция агрошкол должна быть прозрачна в плане прослеживаемости, важно учитывать все издержки, в том числе и возможное инфицирование животных, что сведет на нет все усилия работы школы по выращиванию, например, мясной и молочной продукции. В этой связи Владимир Сидорчук предложил задуматься о кооперации с опорными фермерами в регионах.

Подводя итоги, Алексей Беленький разделил три направления, которые были обозначены в ходе дискуссии – импортозамещение, развитие агрошкол и воспитание детей через их вовлечение в приусадебную деятельность школ.

В конце мероприятия Валентина Иванова, вновь обратившись к заявленной теме дискуссии, на основе озвученного опыта и проблем выделила два пути использования сельскохозяйственной продукции пришкольных участков: наделение агрошкол статусом сельхозпроизводителя и развитие индивидуального предпринимательства на базе школ.


 
   

Итоги панельной дискуссии «Формирование российской национальной идентичности в молодежной среде в условиях ведения информационной войны»

20 апреля 2022 года Всероссийское педагогическое собрание совместно с Институтом дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации провело панельную дискуссию «Формирование российской национальной идентичности в молодежной среде в условиях ведения информационной войны».

В мероприятии приняли участие: депутат Государственной Думы Российской Федерации О.В. Пилипенко, научно-педагогические работники МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «МИСиС», Северо-Кавказского федерального университета, Национального исследовательского Томского государственного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Астраханского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Юго-Западного государственного университета, Южно-Уральского государственного университета, Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), Московского государственного университета пищевых производств, Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, активисты Всероссийского педагогического собрания.

Участники дискуссии констатировали, что индустрия лжи, созданная США и Западом, направлена на уничтожение России, российского народа и в первую очередь нашего будущего – молодежи. В этой связи, выступающие подчеркивали важность формирования российской национальной идентичности в условиях глобального цивилизационного противостояния России и Запада, а также необходимость проведения политологических исследований по созданию привлекательных образов лидера России, власти, народа и организации соответствующей просветительской деятельности.

В ходе мероприятия отмечалась необходимость не только реагирования на вызовы информационной войны, но и выработки превентивных мер на законодательном уровне (обращение в Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию).

Участники неоднократно подчеркивали ответственность всего научного и педагогического сообщества за реализацию задач воспитания и образования молодых людей. Выступающие отмечали, что спецоперация на Украине – это война за русский мир. Опора будущего России – в нас самих, мы - внутренние ресурсы страны.

Исходя из основных моментов дискуссии, участники единогласно предложили:

  • Считать формирование российской национальной идентичности в молодежной среде составной частью пространства национальной безопасности России, самой важной воспитательной задачей вузов, студенческих и молодежных патриотических объединений.
  • Развернуть научно-исследовательские работы по методам и технологиям формирования российской национальной идентичности, что позволит объединить усилия научного и преподавательского сообщества по созданию привлекательных образов лидера России, власти и народа.
  • Сформировать сетевую модель патриотического воспитания молодежи. Включить в нее лучшие практики университетов страны и опыт образовательных организаций по патриотическому воспитанию на примерах Героев России, проходивших в них обучение. Обеспечить условия реализации этих практик в каждом конкретном вузе, включая просветительскую деятельность в данном направлении.
  • Использовать индивидуальные студенческие траектории в воспитании молодежи на основе сетевой модели.
  • Развернуть работу по профессиональной переподготовке и повышению квалификации преподавателей общественных дисциплин вузов и школ с учетом последних событий.
  • Разработать и внедрить спец. курсы по новейшей истории для студентов вузов, приуроченные к памятным датам в истории Отечества.
  • Создать при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации Научный координационный совет по формированию российской национальной идентичности среди студенческой молодежи.

Накануне дискуссии президент России Владимир Путин в приветственной телеграмме, направленной участникам Первого Всероссийского школьного исторического форума "Сила - в правде!" отметил большое значение в воспитательной работе с молодыми людьми: «В процветании нашей страны важна позиция молодежи, ее стремление учиться и вносить свой вклад в защиту исторической правды».

 
   

Инициировано создание Всероссийской общественной структуры родительского контроля за школьным питанием

22 апреля 2022 года при участии Министерства просвещения РФ  Федеральный центр мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) провел большую панельную дискуссию «Родительский контроль школьного питания 3.0». Центром ведется работа со структурами родительской общественности в регионах по выявлению лучших практик родительского контроля за школьным питанием, а также мероприятий по популяризации принципов здорового питания среди обучающихся. Надо отметить, что региональная власть активно ищет пути эффективного взаимодействия и привлечения родителей к оценке качества школьного питания. Появляются интересные формы этого сотрудничества: инициируются акции, рейды, рейтинги, различные цифровые решения по оценке и мониторингу школьного питания.

Так, в Республике Башкортостан внедряют цифровую систему ежедневного родительского контроля горячего питания через электронный дневник ELSCHOOL. А в Новосибирской области в пилотном режиме на специальной цифровой платформе, разработанной Новосибирским НИИ гигиены,  мониторят питание школьников младших классов уже 2 года.  Особенность этой системы в том, что школы и организаторы питания могут сверить правильность составленного меню для детей больных сахарным диабетом, целиакией, пищевой аллергией и другими болезнями через программный модуль системы.

Московский родительский актив имеет реальную возможность оперативной корректировки школьного меню через проект по ежедневному подсчету показателя несъедаемости школьной еды. А в Самаре и Волгограде родители улучшают качество системы организации школьного питания через рейтинговую систему оценки операторов питания.

Модератор панельной дискуссии, научный руководитель ФЦМПО, председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова, отметила, что важно не просто содействовать формированию родительского общественного контроля, но и предоставлять родителям возможности для взаимодействия друг с другом и с государственными структурами на федеральном уровне. «Не хватает систематизации регионального опыта, которая могла бы привести к важным управленческим решениям и построению вертикали родительского контроля за школьным питанием», - заявила она. Нужно помочь родителям уйти от рамок рекомендаций и перейти в правовое поле системы управления и организации питания.

Активное участие в обсуждении регионального опыта приняла заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе социально-значимых законопроектов и правовых инициатив Светлана Казаченок. Она выступила с конкретным предложением создать координационный совет родительского контроля школьного питания при Общественной палате РФ. По словам Светланы Казаченок, в Общественной палате РФ любое взаимодействие осуществляется мобильно. Это будет способствовать быстрой координации всех действий и предложений со стороны родительской общественности.

Начальник отдела Минпрсвещения РФ Алексей Беленький поддержал эту идею, поскольку накопленный региональный опыт нужно объединять. За счет этого можно будет быстрее распространять лучшие практики вовлечения родителей в общественную жизнь.

Исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская рассказала об активной работе Ассоциации, в рамках которой проводятся множество мероприятий в регионах, фиксируются недочеты и в живом, активном обсуждении доводятся до Министерств. Безусловно, единый координационный совет сможет упростить жизненно важное взаимодействие между родительской общественностью и региональными органами управления.

В ходе мероприятия с презентацией своих проектов выступили представители города Москвы, республик Башкортостан, Коми, Мордовии, Хабаровского края, Новосибирской, Волгоградской, Самарской и Воронежской областей. На связи было более 150 активистов родительских структур и органов ответственных за питание обучающихся из 23 регионов страны.  Более 2300 человек следило за трансляцией.

В целом участники дискуссии представили интересный материал для размышлений: начиная от введения постного меню наравне с обычным и заканчивая идеей наделения ответственностью за школьное питание операторов школьного питания.

Подводя итог, Валентина Иванова озвучила важные предложения участников пленарной дискуссии:

  • Включить в систему автоматизированного мониторинга питания обучающихся дополнительный модуль – показатель регулярной оценки родителей питания школьников в образовательных организациях.
  • Поддержать проект создания координационного совета родительского контроля школьного питания при Общественной палате РФ.
  • Провести конкурс на лучшее взаимодействие родителей с операторами школьного питания.
 
   

«Формирование российской национальной идентичности среди молодежи в условиях ведения информационной войны»

Институт развития дополнительного профессионального образования Минобрнауки России (ИРДПО) с привлечением Всероссийского педагогического собрания продолжает серию круглых столов, посвященных вопросам сохранения исторической правды для формирования нравственно здорового поколения.

 

Напомним, что в январе текущего года в ИРДПО был создан Центр информационного противоборства и формирования российской национальной идентичности в молодежной среде. За это время Центр сформировал пул исследователей данной темы. Есть предложение создать консорциум исследователей по этой тематике. Данный вопрос будет обсуждаться в среду на панельной дискуссии.

 

20 апреля 2022 года Центр информационного противоборства и формирования российской национальной идентичности в молодежной среде ИРДПО проведет панельную дискуссию на тему: «Формирование российской национальной идентичности в условиях ведения информационной войны».

 

В ходе мероприятия будут подняты вопросы, связанные с формированием российской национальной идентичности в условиях глобального цивилизационного противостояния Запада и России. Современный взгляд на образ российского народа и восприятие власти – цель панельной дискуссии. В рамках практической плоскости будут рассмотрены задачи повышения квалификации и переподготовки преподавателей общественных дисциплин вузов страны.

 

В обсуждении примут участие представители Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Российской академии образования, кафедры политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научных и образовательных организаций высшего образования.

Начало в 14 часов (время московское).

 

Мероприятие проводится в формате видеоконференции. Ссылка для подключения:


https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3ar_2eawIZ2s8VLMsDFibrVhRO8J6oclS3vibEOBu_Ur01%40thread.tacv2/1650013139437?context=%7b%22Tid%22%3a%22596f8beb-4d03-4a9c-9c4d-250fa28cbe7a%22%2c%22Oid%22%3a%22f1dc411b-0386-4c7d-bf48-a88fb9775e35%22%7d

 
   

Панельная дискуссия "Классные руководители и формирование российской идентичности школьников: лучшие практики".11.04.22

11 апреля в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей Всероссийское педагогическое собрание в формате видеоконференции продолжило серию панельных дискуссий, посвященных вопросам сохранения исторической правды для формирования нравственно здорового поколения. В обсуждении темы третьей панельной дискуссии «Классные руководители и их значение в формировании российской идентичности у школьников: лучшие практики» приняло участие более 650 педагогов из 30 регионов страны, а также депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Министерства просвещения РФ, руководители региональных отделений ВПС, директора, завучи и классные руководители. Также участвовали представители школ, воспитавших Героев России.

Модератор мероприятия, председатель ВПС, член Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации В.Н. Иванова обратила внимание заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей на важность поиска ответа на вопрос, почему идет информационная война? Без ответа на него сложно ориентироваться в информационном потоке.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации Л.Н. Тутова продолжила мысль о необходимости искать правду и важности обучения детей этому искусству. Лариса Николаевна Тутова процитировала президента В.В. Путина: «Наш ответ на ложь - это правда». По ее словам, важно именно сейчас прояснять, рассказывать и показывать детям подвиги наших солдат, участвующих в спецоперации на Украине. Учителям необходимо научить ребят анализировать и правильно делать выводы, грамотно подбирать материалы для уроков, проводить разъяснительную работу с родителями.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению О.М. Казакова отметила важность повестки. Классные руководители на местах делают все возможное, чтобы нравственный иммунитет ребенка укреплялся. Вся структура воспитательной работы лежит на них. Поэтому так важно представителям государственной власти быть чуткими к вопросам и затруднениям специалистов в области воспитания и вместе с тем выявлять лучшие практики работы классных руководителей.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации С.Г. Погосян заявила о большой заинтересованности в сотрудничестве в воспитательной работе педагогов и родителей. Ведомство разрабатывает и реализует комплекс мероприятий в этом направлении, поскольку вопросы воспитания входят в пространство национальной безопасности России.


И.о. ректора ГАУГН Д.В. Фомин-Нилов обратил внимание присутствующих на то, что понятие «российская идентичность» находится на стадии научного обоснования. Важно определить стандарт исторической памяти и закрепить его в учебных планах школьников, будущих учителей и преподавателей вузов. Но это сложно реализовать. Так, по словам Дениса Валерьевича Фомин-Нилова, несмотря на прошедшую большую экспертизу учебников истории в 2014-2016 году и определения трех линеек учебников, в некоторых школах используют учебники, не прошедшие рецензирование. Вопрос упирается в наполняемости библиотечных фондов. Получается парадоксальная вещь - единый стандарт преподавания истории есть, а единого учебника нет. Помимо этого, Валентина Николаевна Иванова обратила внимание на проблему отсутствия программы повышения квалификации учителей по истории новейшего времени.

Докторант МГУ им. Ломоносова Н.С. Виноградова в своем докладе на тему: «Национальная идентичность в восприятии гражданами современного образа России» обозначила новую и очень коварную роль СМИ и социальных сетей – быть судьями и манипуляторами истории. В этом контексте возрастает роль нравственно-патриотического воспитания молодого поколения.

Директор МКОУ «Сергокалинская СОШ № 2 им. Героя России Магомеда Нурбагандова», с. Сергокала Сергокалинский район, Республики Дагестан И.М. Абдурагимова на основе личного опыта заявила о важности семейной составляющей в жизни человека. Основа человеческих ценностей закладывается в семье и потом поддерживается в школах, и затем на уровне государства. По словам Индиры Магомедсаидовны, сегодня важно не только сформировать единую государственную идеологию, но и придерживаться ее. Дети смотрят на то, что мы делаем, а не на то, что мы говорим. Семья и школа должны найти общий язык и чувствовать поддержку на государственном уровне. Важно найти это единство. Нужно создать условия, чтобы ребенок гордился своей малой родиной и одновременно чувствовал себя важной частью большого многонационального государства.

Завуч по воспитательной работе МАОУ СШ № 24 г. Красноярска Ю.В. Миргородская также отметила важность участия семьи в деле нравственного взросления ребенка. Так, Герой России Алексей Вадимович Левкин вместе с братом-близнецом Антоном -  воспитанники этой школы – стали такими потому, что уже такими вышли из семьи. И те ценности, которые были заложены в семь, школа поддержала. Единство семьи и школы – залог здорового нравственного воспитания.

Т. С. Кананкова, заведующая школой, в которой учился еще один герой России Алексей Станиславович Панкратов, продолжила эту же мысль. Воспитанник «Цвиллингской средней общеобразовательной школы» Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области с самого начала проявлял лидерские и волевые качества, что также сказалось на его отличном обучении.

Руководитель ВПК Саха-корейской школы, Республика Саха (Якутия), учитель истории и обществознания А.А. Школьников представил опыт организации воспитания в Якутии и призвал не проводить патриотические мероприятия для галочки. Важно относится к этому серьезно, поскольку детям нужно объяснять, что патриотизм - это, прежде всего, созидательная деятельность. Андрей Анатольевич отметил, что в регионе активно работает молодежный парламент, все школы Якутии провели уроки по объяснению того, что происходит между Украиной и Россией.

Руководитель юнармейского отряда "Импульс" МБОУ "Оборонинская СОШ", учитель физической культуры и ОБЖ А.Н. Анохин рассказал о результатах внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию, в рамках которой формируется социальная самоидентификация.

Проректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования Н.Г. Милованова заявила о необходимости пробуждения патриотизма через образовательное пространство и, прежде всего, через учителей, у которых должна быть сформирована гражданская позиция.

Учитель МОУ «СОШ № 72» г. Саратова М.В. Гречаниченко дополнила триединство (семья, школа, государство), предложенное Индирой Магомедсаидовной Абдурагимовой, двумя важными компонентами воспитательной работы –сотрудничество школы с библиотекой и музеем. М.В. Гречаниченко на базе школы создан   авторский проект «Клуб Русич».

Как раз о примере объединения и сплочения учеников, родителей и учителей на основе деятельности школьного музея рассказала директор МАОУ «Лицей имени Героя России Веры Волошиной», с. Головково Наро-Фоминского района Московской области Т.Ю. Хударова. Школьный музей действует с 1983 года, но недавно из-за дополнительного набора первого класса встал вопрос о существовании музея, поскольку помещений в школе ограниченное количество. Но проблема сохранения музея сплотила всех ребят и коллектив школы. Школьники принимали деятельное участие, например, сами договаривались с фирмами по изготовлению окон. Были разработаны дизайн-решения музея, он стал распределенным: от актового зала до рекреаций. Работа по обновлению и реконструкции сейчас общими силами осуществляется.

Председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по просвещению Ольга Михайловна Казакова и депутат Госдумы Лариса Николаевна Тутова рассмотрят все поступившие в ходе дискуссии предложения от всех участников панельной дискуссии. В частности, примут во внимание две проблемы: наполняемости библиотечных фондов учебниками истории и отсутствия программы повышения квалификации учителей по истории новейшего времени.


 
   

Проект «Школа Министерства просвещения России» позволит обосновать потребности развития школы

6 апреля председатель Всероссийского педагогического собрания В. Н. Иванова приняла участие в обсуждении проекта «Школа Министерства просвещения России», которое прошло в Общественной палате РФ. Организатором дискуссии выступила Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности.

Министерство просвещения Российской Федерации совместно с ведущими педагогами страны проводит работу над проектом «Школа Минпросвещения России», в обсуждении которого уже приняли участие более 9 тысяч педагогов. Проект направлен на формирование единого образовательного пространства, деятельно охватывающего восемь направлений: знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация, учитель, школьный климат и образовательная среда. Вхождение в это единое пространство подразумевает несколько уровней: от базового к полному, что учитывает разнообразие видов школ.

Главная задача, которую решает проект на первом этапе его реализации, – диагностика школ на предмет необходимых потребностей для проведения, отвечающего всем современным требованиям, образовательного процесса.

В своем выступлении Валентина Иванова подытожила активное обсуждение этого документа в региональных отделениях Всероссийского педагогического собрания. Проект включает в себя комплексное рассмотрение всей сферы существования современной школы. Учителя, директора школ и руководители региональных отделений ВПС отмечали возможности построения в каждой школе программы развития и продвижения от базового к среднему и полному уровням. Если все 39 тысяч школ составят такие программы на основе данного проекта, то Министерство просвещения получит огромную информацию о потребностях каждой школы России. «С помощью этой программы мы получаем мощный инструмент для обоснования потребностей в сфере образования, поэтому Всероссийское педагогическое собрание полностью поддерживает данный документ» - заключила Валентина Иванова.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов продолжил слова председателя ВПС. Так, по его словам, диагностика школ нужна, чтобы понять их потребности при переходе на полный уровень. Это важная информация для формирования Национального проекта, финансирования школ, для решения конкретных задач. Реализация проекта позволит каждому ребенку найти свое место и свою траекторию развития в едином образовательном пространстве.