Федеральные новости

Школьную столовую из Выборга признали лучшей в Ленобласти

В Ленинградской области выбрали лучшую школьную столовую. Победителем соревнований среди городских учреждений стала школа №10 из Выборга, а среди сельских – Кикеринская школа.

Лауреатами конкурса также стали Кингисеппская гимназия и Мичуринская школа. Все участники соревнований столовых продемонстрировали свои навыки, высокий уровень профессионализма и творческий подход.

В номинации «Лучший школьный повар» победителем признали Ирину Семенову из Гимназии №2 города Тосно. Лауреатом конкурса стала Лариса Кузнецова из Волосовской школы-интерната.

В подведении итогов и награждении победителей приняла участие председатель Всероссийского педагогического собрания, д.э.н., профессор Валентина Иванова.

 
   

Современная школа – территория культуры здорового питания

28 августа в г. Ставрополе Региональный центр здорового питания обучающихся образовательных организаций Ставропольского края (РЦЗПО СК) провел «круглый стол» на тему: «Современная школа – территория культуры здорового питания».

Мероприятие организовано совместно с Многопрофильным техникумом имени казачьего генерала С.С. Николаева – базовой организации РЦЗПО СК.

Круглый стол состоялся на площадке МБОУ СОШ №25 г. Михайловска – победителя Регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая – 2025» в номинации «Лучшая столовая городской школы».

С приветствием к участникам «круглого стола» обратилась председатель Всероссийского педагогического собрания, директор Федерального центра мониторинга питания обучающихся, профессор Валентина Иванова.

В мероприятии приняли участие руководители Министерства образования Ставропольского края, представители Общероссийского Народного Фронта, Уполномоченного по правам ребенка, руководители и ответственные за питание обучающихся общеобразовательных организаций, операторы питания, технологи.

В ходе мероприятия состоялось награждение  победителей регионального тура Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая – 2025».

 
   

Школьное питание в Республике Башкортостан

27 августа председатель Всероссийского педагогического собрания, директор Федерального центра мониторинга питания обучающихся Минпросвещения России, профессор Валентина Иванова приняла участие в Республиканском совещании на тему: «Основные направления совершенствования системы питания в общеобразовательных организациях Республики Башкортостан в 2025-2026 учебном году».

В совещании приняли участие представители Министерства просвещения Республики Башкортостан, территориального органа Роспотребнадзора, специалистов, курирующих вопросы питания муниципальных органов управления образованием, технологи сферы школьного питания.

В работе совещания также приняли участие специалисты Федерального центра мониторинга питания обучающихся по вопросам работы в системе автоматизированного мониторинга организации горячего питания обучающихся.

На совещании подведены итоги 2024/25 учебного года в вопросах организации питания обучающихся, поставлены задачи по его совершенствованию в новом учебном году.

 
   

ВРЕМЯ ПОБЕЖДАТЬ

Под таким девизом в Петербурге 27 августа прошел Городской педагогический совет. Сотни учителей, директоров и представителей власти собрались в Большом концертном зале «Октябрьский» в преддверии нового учебного года. В работе совета приняла участие Председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России, профессор Валентина Иванова.

Участники обсудили будущее школьного и профессионального образования, а также задачи, которые стоят перед системой сегодня. Как отметил губернатор Александр Беглов, в Год педагога и наставника событие приобрело особое значение.

Перед началом Городского педагогического совета в холле БКЗ «Октябрьский» подготовили специальную выставку — это детские рисунки, посвященные блокаде Ленинграда и в целом Великой Отечественной войне. Выставка получила название: «Жизнь, деленная на граммы».

Перед началом официальной части в зале БКЗ «Октябрьский» показали сюжет о достижениях советской науки. Происходило это все под аккомпанемент Санкт-Петербургского оркестра им. П.И.Смирнова. Затем ко всем собравшимся обратился министр образования Кравцов. После чего выступил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Губернатор пояснил, что изменения в сфере образования, в том числе инфраструктурные должны соответствовать полностью установленному петербургскому стандарту и город смог решить вопрос с дефицитом образовательных учреждений. Строятся новые детские сады и школы, дефицит удалось победить.

«27 новых школ откроют свои двери 1 сентября. Это наш петербургский стандарт — два бассейна, но и многое другое. Кто уже работает в новых школах, знает, какие они у нас с вами хорошие. Нас иногда критикуют, я имею в виду правительство, за излишества, но я считаю никаких излишеств не может быть, когда ты вкладываешь средства, деньги, таланты в будущее — будущее нашего города и будущее нашей страны», — подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Вопрос подготовки кадров — это и есть вопрос будущего. Александр Беглов подчеркнул, что подготовка кадров должна начинаться именно в школе. Во многих учреждениях сейчас открываются кванториумы, лаборатории, чтобы ребенок мог не просто мечтать о профессии, а прочувствовать детали этой профессии. 170 школ получили те самые, высокотехнологичные лаборатории.

«С 5-го класса, а может и раньше, уже мог выбрать свою будущую профессию или по крайне мере попробовать ее. Для этого нужно создать соответствующие условия, тогда действительно он выберет профессию по-своему желанию и наша с вами задача — создать все условия. И лаборатории в школах, специальные классы и многое другое — это дает возможность нашим детям попробовать, почувствовать профессию», — отметил Александр Беглов.

Во время общения с педагогами Александр Беглов полностью поддержал инициативу о создании единого учебника-путеводителя по истории города. Это необходимо для того, чтобы занятия можно было проводить не только в классах, но и вносить интерактив и с помощью путеводителя перемещаться по историческим достопримечательностям Петербурга. Александр Беглов поручил создать проект подобного учебника своему профильному заместителю — вице-губернатору.

 
   

Министр просвещения России провел XII Общероссийское родительское собрание

26 августа в Москве в Национальном центре «Россия» прошло XII Общероссийское родительское собрание. Министр Минпросвещения России Сергей Кравцов ответил на вопросы родительского сообщества о создании единого образовательного пространства, повышении интереса молодежи к профессии учителя и повышении эффективности воспитательной работы с детьми. Участие в мероприятии приняли представители 53 регионов России.

«По линии Роспотребнадзора, региональных министерств, Министерства внутренних дел проведена оценка школ, детских садов и колледжей. Одна из наших ключевых задач – обеспечение безопасности детей и педагогических работников. Так, 28–29 августа в образовательных учреждениях пройдут Всероссийские учения. Отмечу также, что с 1 сентября вступает в силу приказ № 704 – ключевой документ, который фактически завершает формирование единого образовательного пространства в нашей стране», – сказал Сергей Кравцов.

Министр просвещения РФ подчеркнул, что в приказе уделено особое внимание поурочному планированию и единым образовательным программам, которые сформированы с учетом опыта советской системы образования и ведущих школ страны и задают высокие требования к подготовке учеников. Он отметил важность развития у ребят широкого кругозора по всем предметам, а не только по дисциплинам, по которым школьники сдают единый государственный экзамен. Министр также отметил, что с 1 сентября 2025 года образовательные программы будут синхронизированы с ОГЭ и ЕГЭ.

«В 704-й приказ мы добавили кодификаторы проверяемых элементов содержания. Педагоги, обучая ребят по федеральной программе, по государственным учебникам, могут быть уверены, что именно этот материал спросят детей на экзамене», – добавил он.

Сергей Кравцов рассказал родителям, что приказом также установлено время на выполнение домашнего задания с учетом нагрузки на школьников. Эти нормы согласованы с Роспотребнадзором.

Отдельно глава Минпросвещения России остановился на вопросах развития системы воспитания.

«Во исполнение поручения Президента был принят закон, и воспитание вернулось в школу. В учебных заведениях появилась должность советника директора по воспитанию, еженедельно проводятся церемонии поднятия Государственного флага и исполнения Государственного гимна, внеурочные занятия «Разговоры о важном». Для взаимодействия с родительским сообществом создан Всероссийский родительский комитет», – сказал он.

Кроме того, ведомством утверждены федеральные рабочие программы воспитания, которые позволяют упорядочить и привести к единообразию воспитательный процесс.

Участники Общероссийского родительского собрания задали Сергею Кравцову вопросы о развитии отечественной системы образования.

Сергей Кравцов подчеркнул, что сегодня ведомство разрабатывает единые подходы к системе оплаты труда педагогов, и обратил внимание на необходимость создания фильмов, популяризирующих профессию учителя.

Председатель родительского комитета Брянской области Виталий Короткий предложил создать единую концепцию оформления учебных помещений внутри школ. Сергей Кравцов поддержал инициативу, однако отметил значимость учета особенностей и уникальности каждой образовательной организации.

Кроме того, родители задали Министру вопросы об организации обучения в приграничных регионах, школьного питания, мерах обеспечения цифровой безопасности детей, актуальности введения оценки поведения школьников.

Участие в мероприятии также приняли заместители Министра просвещения РФ Ольга Колударова и Владимир Желонкин, генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль, председатель правления «Движения Первых» Герой Российской Федерации Артур Орлов, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Игорь Круглинский, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Егор Литвиненко, директор Росдетцентра Александр Кудряшов. Кроме того, на заседании присутствовали представители Министерства просвещения РФ, общественных организаций, ведущие эксперты в области педагогики и работники образования из разных регионов страны.

Соорганизатором мероприятия выступило Российское общество «Знание».

В мероприятии приняли участие представители родительских общественных организаций – партнеров Всероссийского педагогического собрания.


По материалам пресс-службы Минпросвещения России

 
   

В Москве состоялся Всероссийский педагогический съезд

19 августа в Москве в Национальном центре "Россия" стартовал первый в новейшей истории страны Всероссийский педагогический съезд.

Мероприятие объединило более 1200 участников со всех регионов страны.

В программе - пленарные выступления и дискуссии, презентации лучших практик школ и университетов, а также выставка достижений образовательной отрасли.

Основная тема - обсуждение Стратегии развития образования до 2036 года.

- Сегодняшнее мероприятие объединяет все уровни образования и фактически объединяет всю нашу страну, - подчеркнул, открывая съезд, министр просвещения Сергей Кравцов.

- Сегодня мы по поручению президента обсуждаем стратегию развития образования. Она нужна нам для того, чтобы мы не повторяли тех ошибок, которые были, в том числе, в девяностые годы прошлого века.

Министр напомнил, что был период, когда образование считали услугой, когда профессия учителя фактически не оплачивалась.

- Кто постарше помнит и задержки заработной платы, и школы без ремонта, и множество разных учебников по предметам, где подходы и факты могли отличаться, - отметил министр. - Но, начиная с 2000 года, система образования стала развиваться по-другому.

В работе съезда приняла участие Председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Минпросвещения России Валентина Иванова.

В составе многих делегаций субъектов Российской Федерации – представители региональных отделений ВПС.

Первый педагогический съезд прошел ровно 100 лет назад - в 1925 году. Потом было еще два таких мероприятия. Нынешний съезд - первый в истории новейшей России.

 
   

VI Всероссийский Форум агрошкол и школ-хозяйств «Объединяя опыт – строим будущее!»

15 августа в Тамбовской области стартовал VI Всероссийский Форум агрошкол и школ-хозяйств «Объединяя опыт – строим будущее!». На тамбовской земле собрались более 350 участников и ведущих экспертов из 64 регионов России и Республики Беларусь для выработки стратегии развития кадрового потенциала для агропромышленного комплекса страны.

Организаторами форума выступили Ассоциация «Агрошколы России» в структуре Всероссийского педагогического собрания, Державинский университет, Правительство Тамбовской области, Ассоциация школ-хозяйств и другими партнеры.

Главная тема Форума: «Агробизнес-образование: синтез традиций и инноваций». Участники обсуждают, как объединить богатое наследие отечественной педагогики, заложенное А.С. Макаренко, с прорывными цифровыми технологиями, чтобы воспитать новое поколение специалистов, способных обеспечить технологический суверенитет и продовольственную безопасность России.

С приветственным словом к участникам форума обратилась председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, профессор Валентина Иванова.

На открытии в Державинском университете прошла стратегическая пленарная сессия. Эксперты обсудили вопросы развития школьных хозяйств, организации здорового питания, внедрения наукоемких технологий и цифровых платформ.

Центральным событием первого дня стала выставка эффективных практик, где представили лучшие достижения в сфере агрообразования – от уникальных сортов, выведенных школьниками, до программируемых агродронов, умных теплиц и агроботов.

Второй день форума, 16 августа, прошел в формате тематических секций и образовательной экспедиции. Участники посетили передовые образовательные организации Тамбовской области, ознакомились с работой региональной модели непрерывного агротехнологического образования. Участники познакомились с опытом работы детских садов, агроклассов, вузов.

Мероприятие стало ключевой площадкой для подведения итогов работы Ассоциации школ-хозяйств и агрошкол, обсуждения региональных моделей агробизнес-образования и выработки совместных проектов с участием государства, бизнеса и образовательного сообщества в новых экономических реалиях.

 
   

В Государственной Думе обсудили качество и безопасность детского питания

21 июля в Государственной Думе Российской Федерации прошел круглый стол на тему: «Детское питание: качество, безопасность, родительский контроль», организованный Комитетом по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Заместитель руководителя Роспотребнадзора Ирина Брагина сообщила, что за время реализации ведомственных программ количество нарушений в сфере детского питания сократилось в 1,5 раза.

Андрей Горобец, директор Департамента цифровой трансформации и приоритетных проектов Минпросвещения России, подчеркнул важность контроля за организацией пищеблоков при реконструкции и строительстве новых школ. Он отметил необходимость формирования правильных пищевых привычек у детей и подчеркнул важность разнообразия рациона. По его словам, необходимо разрабатывать и распространять рецепты здоровых блюд, которые можно рекомендовать для использования в образовательных учреждениях по всей стране.

Руководитель Бюро расследований Народного фронта Валерий Алексеев подчеркнул необходимость проведения анализа по регионам для выявления дефицита витаминов и микроэлементов в меню школьных столовых и их последующего внедрения. Он также отметил важность предоставления детям выбора из трёх видов блюд, как это реализовано в Москве.

На заседании выступила председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета Минпросвещения России, директор Федерального центра мониторинга питания обучающихся, д.э.н., профессор Валентина Иванова. Валентина Иванова проинформировала участниках о результатах мониторинга школьного питания в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2025 года. Она особо остановилась на вопросах организации питания в летних оздоровительных лагерях. «К сожалению, только 51,7% пришкольных лагерей публикуют ежедневные меню, что не позволяет в полной мере осуществлять как ведомственный, так и родительский контроль», - подчеркнула Валентина Иванова.

 
   

В Общественной палате России обсудили проект Стратегии развития образования

10 июля на площадке Общественной палаты России прошло общественное обсуждение проекта Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2036 года. В обсуждении приняли участие представители профильных общественных советов при Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзора, Росмолодежи, представители Рособрнадзора, образовательных и научных организаций, общественных объединений и экспертного сообщества.

На мероприятии Проект документа участникам обсуждения представил заместитель министра просвещения РФ Андрей Николаев.

«Сейчас работа над Стратегией переходит в важнейшую фазу – разработку плана ее реализации. Этот этап позволит детализировать все меры и мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей. Одновременно ведется финальная доработка самого текста документа. В рамках этого процесса все высказанные предложения и рекомендации будут детально проработаны и найдут свое отражение в виде конкретных целевых показателей, сроков исполнения и ответственных за реализацию лиц», – сообщил Андрей Николаев.

Замминистра просвещения РФ подчеркнул, что Стратегия развития образования – это, по сути, дорожная карта развития важнейшей сферы жизни общества. Документ основан на традиционных ценностях, учитывает современные вызовы и нацелен на будущее.

Андрей Николаев напомнил, что необходимость разработки единой Стратегии была обозначена год назад – на стратегической сессии по национальным проектам. С осени 2024 года в создании документа принимают участие 15 рабочих групп, объединивших более тысячи экспертов из различных ведомств и организаций. Работа над Стратегией началась с комплексного анализа актуальных проблем в сфере образования, который включил опрос граждан на портале «Госуслуги» с участием десятков тысяч респондентов, обсуждения в Государственной Думе и Совете Федерации, а также анализ результатов предыдущих стратсессий. В результате было выявлено более 180 «подвызовов», сгруппированных в шесть ключевых вызовов, требующих решения в рамках Стратегии.

Проект документа базируется на национальных целях развития до 2030 года и традиционных российских духовно-нравственных ценностях и охватывает всю систему образования. В него включены существующие вопросы, сгруппированные по тематическим блокам, и предлагаются решения ключевых вызовов, среди которых выделено шесть приоритетных – от сохранения цивилизационной уникальности России до стремительного распространения искусственного интеллекта. Также сформулированы цель, 16 основных задач и 12 приоритетных направлений развития. Особое внимание уделено вопросам поддержки воссоединенных регионов, участников СВО и их семей, а также обеспечению технологического суверенитета.

Проект документа предусматривает два этапа реализации: первый – с 2025 по 2030 год, второй – с 2031 по 2036 год. В нем также указаны конкретные ожидаемые результаты, механизмы управления и инструменты реализации.

В мероприятии приняла участие председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России, профессор Валентина Иванова.

Общественное обсуждение проводилось в смешанном формате. Все поступившие в ходе мероприятия предложения будут проанализированы и учтены при доработке документа.

 
   

В Подмосковье на площадке Мастерской управления «Сенеж» прошло совместное заседание Общественных советов при Минпросвещения России и Росмолодежи

В Солнечногорске 10 июля состоялось совместное заседание Общественных советов при Минпросвещения России и Росмолодежи. Мероприятие прошло в рамках смены «Семья» форума «Территория смыслов», который проходит в Мастерской управления «Сенеж».

В режиме видеоконференцсвязи участников поприветствовал председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по делам молодежи, директор Международного детского центра «Артек» Константин Федоренко. В своем выступлении он подчеркнул значимость разработки социальных инициатив, выразив надежду на то, что представленные участниками проекты смогут найти практическое применение.

В своем приветствии председатель Общественного совета при Минпросвещения России, учитель истории школы № 16 г. Орехово-Зуево Дмитрий Лутовинов призвал участников к активному участию в диалоге.

Председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Минпросвещения России, профессор Валентина Иванова выступила с докладом о роли исторической памяти, деятельного патриотизма и технологического лидерства в укреплении сплоченности общества. В выступлении она представила результаты социологического опроса 2024 года с участием 9 850 студентов из 217 вузов, включая учебные заведения Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей. Согласно данным исследования, 80-85% опрошенных студентов из этих регионов идентифицируют себя как патриоты, 80% гордятся страной, более 56% планируют строить будущее в России.

Отдельное внимание было уделено школьным проектам по сохранению исторической памяти, включая Всероссийский конкурс «Сохраним историческую память о защитниках Донбасса и Новороссии». Валентина Иванова подчеркнула, что внедрение лучших практик патриотического воспитания способствует формированию гражданской позиции молодежи и укреплению национальной идентичности, а также указала на важность синхронизации профориентации с подготовкой специалистов для отраслей технологического лидерства.

Участники заседания обсудили формирование просемейной среды в образовательных учреждениях и роль «Движения Первых» в укреплении традиционных семейных ценностей.

Работу четвертого дня смены «Семья» продолжила презентация групповых проектов участников. Среди них – инициатива по созданию бесплатных мобильных региональных репродуктивных центров для улучшения демографической ситуации в стране. Также был представлен проект «Папа рядом», направленный на укрепление связи отцов и детей, повышение авторитета отца, популяризацию семейного досуга, создание сообществ отцов в российских городах и контента об осознанном родительстве.

На площадке форума состоялись встречи председателя ВПС, члена Общественного совета при Минпросвещения России, профессора Валентины Ивановой с Главой Республики Мордовия, председателем Комиссии Госсовета по направлению "Семья" Артемом Здуновым и Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Артюховым.

Форум «Территория смыслов» проводится с 2015 года. Первые четыре года мероприятие проходило во Владимирской области, с 2019 года его площадкой выступает Мастерская управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» в г. Солнечногорске Московской области.