Делегация Всероссийского педагогического собрания приняла участие в Международной конференции по вопросам оценки качества образования

12 Февраля 2019 год

5 февраля 2019 года в правительстве Москвы прошла III Международная конференция по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании». Организатором конференции выступили Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и правительство Москвы.

Основными ключевыми вопросами повестки дня стали: перспективы использования цифровых технологий в образовании, организация эффективного мониторинга сферы образования с использованием больших данных, возможности создания и использования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся.

Почетными гостями конференции выступили: мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин; министр правительства Москвы, руководитель департамента образования и науки города Москвы Исаак Иосифович Калина; министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева; руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов; президент АО «УК «Просвещение» Владимир Ильич Узун;  руководитель департамента по образованию и навыкам организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher); старший аналитик PISA Мияко Икеда (Miyako Ikeda) и др.

По приглашению правительства Москвы к работе в конференции была приглашена Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» под руководством председателя ВПС, лауреата премии Правительства РФ в области образования, ректора МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ) Ивановой Валентины Николаевны. В состав делегации также вошли член центрального совета ВПС, директор Московского центра качества образования Павел Владимирович Кузьмин, члены экспертного совета Константин Александрович Богоносов и Александр Валерьевич Буданцев.

Участники конференции обсудили планы по использованию больших данных и других механизмов мониторинга российской системы образования. Сейчас стоит задача объединить в единую базу информацию о системе образования, собираемую на всех уровнях. Эти данные должны собираться автоматически, без увеличения объема работы, которую учителям приходится делать вручную. Доступ к сформированной базе данных должны иметь все участники образовательной деятельности. Пользоваться собранными сведениями будут руководители всех уровней для принятия управленческих решений в сфере образования.

Мониторинг результатов национальных и международных исследований качества образования позволит объективно оценивать состояние российского образования, отслеживать тенденции его развития, определять влияние стандартов и учебников на качество образования, выявлять области, которые требуют дальнейшего совершенствования для повышения конкурентоспособности российского образования на международной арене.

Сергей Сергеевич Кравцов рассказал об уже проделанной работе по формированию объемного массива данных о российской системе образования:

«На сегодняшний день Рособрнадзор ведёт порядка 25 федеральных информационных систем. Основой этого массива служат те данные, которые мы в течение многих лет получаем по результатам всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, основного государственного экзамена, других оценочных процедур, контрольно-надзорной деятельности. Эти данные мы храним, анализируем и используем для управления качеством образования. Активно развиваем направления, связанные с исследованием больших данных, получаемых из множества независимых источников, в том числе интернета».

С. С. Кравцов отметил, что использование больших данных позволило снизить административную нагрузку на систему образования. Так, в 2019 году количество проверок школ уже сокращено почти на четверть.

Сергей Кравцов сообщил, что в конце прошлого года на базе РАНХиГС был создан центр по работе с большими данными в системе образования, который объединит аналитические возможности вуза и Рособрнадзора и позволит их развить, в том числе для подготовки аналитики в части реализации национального проекта «Образование». Также планируется использование больших данных в системе оценки деятельности вузов – в частности, в процедуре аккредитации программ высшего образования.

Сергей Семенович Собянин рассказал о столичном опыте электронного дневника, благодаря которому для каждого школьника формируется свой индивидуальный электронный след, отражающий практически все аспекты его школьной жизни: что он изучает, как быстро справляется с заданиями, с каким результатом, в каких кружках занимается, какие музеи и технопарки посещает, что проектировал или изобретал, в каких олимпиадах участвовал и так далее. «Следующая задача, над решением которой мы работаем в настоящее время, создать инструменты анализа этих больших данных, с помощью которых педагоги смогут анализировать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать его будущие достижения, определять индивидуальные образовательные потребности и осуществлять профориентацию. В итоге школа сможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальные способности учащегося и его образовательные потребности», – заявил С. С. Собянин и добавил, что большие данные позволят формировать индивидуальные портфолио обучающихся со всеми их достижениями за время обучения в школе. Пополнение данного портфолио должно продолжаться на следующих этапах обучения.

По словам Ольги Юрьевны Васильевой, на основе больших данных сейчас в России создаётся навигатор для поиска дополнительных общеобразовательных программ для школьников и оценки качества этих программ. Кроме того, Минпросвещения России создаёт информационный ресурс о детях, ставших победителями и призёрами всех мероприятий, которые направлены на выявление и развитие творческих, научно-исследовательских, инженерно-технических, изобретательских, спортивных способностей. Этот ресурс позволит выявлять и поддерживать талантливых школьников.

Андреас Шляйхер поделился опытом ОЭСР по сбору и анализу различных массивов данных для отслеживания прогресса обучающихся в процессе обучения. Мияко Икеда рассказала о том, как сбор данных об образовательных достижениях обучающихся в рамках исследования PISA влияет на образовательную политику.

Большие данные – это новый вызов времени, это то, что будет завтра. Если не заниматься и не обсуждать эти вопросы сегодня, могут в дальнейшем возникнуть  большие риски. В настоящее время имеется понимание, как нам нужно в этом направлении двигаться, чтобы результаты анализа больших данных использовались во благо развития образования, в интересах педагогов и обучающихся.


Независимый мониторинг системы образования



От данных к формированию образовательной политики: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA

Данные в образовании, данные для образования

Поделиться: