Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Николаевна Иванова приняла участие в обсуждении результатов проекта «Предпрофессиональное образование в городе Москве»

29 Мая 2019 год

28 мая 2019 года в Мосгордуме прошло заседание комиссии Мосгордумы по образованию – обсуждался ход реализации проекта «Предпрофессиональное образование в городе Москве». Проект включает в себя направления:  «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский проект», «Кадетский класс», «Академический (научно-технологический) класс», «Инженерный класс».

Вёл заседание председатель комиссии Мосгордумы по образованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Антон Ильич Молев.

Участники заседания детально обсудили каждое из направлений работы, пригласив министра правительства Москвы, руководителя Департамента образования и науки города Москвы Исаака Иосифовича Калину, руководителей Центров патриотического воспитания, ректоров вузов и ссузов, представителей общественных организаций и объединений, занимающихся патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Специализация направлений проекта позволяет ученикам приобрести навыки будущей профессии. Следующим этапом станет внедрение в систему предпрофессионального образования IT-классов.

Предлагаем фрагменты выступлений.

Председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Ильич Молев:

«Активное развитие образовательного процесса по отраслям предоставляет нашим школьникам дополнительные возможности, в том числе правильно сориентироваться и выбрать нужную профессию уже в школе.

Я рад, что в диалоге комиссии Мосгордумы по образованию и Департамента образования и науки города Москвы проводится большая системная работа. Перспективу открытия IT-классов мы обсуждали на заседании комиссии еще несколько лет назад, на том этапе забегая немного вперед. Договорились и с департаментом, с профессиональным сообществом, что сначала посмотрим, насколько успешно будет справляться со своими задачами инженерный класс, и на основании этого примем решение.

В результате наша инициатива была услышана и будет реализована в новом учебном году. IT-классы появятся в школах Москвы наряду с уже существующими профильными классами. Их комплектация начинается уже сейчас, и, судя по количеству желающих, интерес школьников и родительской общественности к проекту велик».

Руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Иосифович Калина:

«Первый вопрос, который возникает: почему в качестве предпрофессионального образования выбраны эти пять направлений? Отвечаю: здесь соединились два фактора – это дефицит мотивации школьников приобретать именно инженерные и медицинские профессии, а с другой стороны, именно эти профессии очень нужны для поддержки лидерских позиций Москвы и в стране, и в мире. Российская столица была и остается центром медицины, конструкторской мысли, науки в целом, и я очень надеюсь, станет центром IT-отрасли.

В этих проектах мы соединили две очень важные для нас задачи. Во-первых, нам нужно правильно сориентировать ребят на те специальности, которые будут востребованы в нашем городе. Эти пять направлений дают молодым специалистам гарантию востребованности. Во-вторых, нужно обеспечить город необходимыми кадрами.

Второй вопрос: что изменилось, ведь и раньше были вузы, которые помогали школам в работе по профориентации? А изменилось то, что сегодня каждый вуз Москвы дружит не с «придворной» школой ради нескольких десятков ее выпускников, а дружит уже со всей системой образования ради всех детей города.  И уже нет необходимости уговаривать вузы работать со школьниками. Наоборот, мы начинаем проводить отбор вузов, интересных ребятам.

Кроме того, в проекте предпрофессионального образования начинают проявляться эффекты больших школ. Только школа, где в параллели много разных классов, может сделать их профильными и предоставить ребятам возможность выбора. Хотел бы подчеркнуть и патриотическую направленность проекта. Патриотизм – это желание и умение человека приносить пользу Родине. Эти проекты как раз формируют умение человека быть полезным».

Завершив своё выступление, Исаак Иосифович Калина передал слово для дополнения Т. В. Васильевой.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы  Татьяна Викторовна Васильева: «Второй раз мы обсуждаем на заседании профильной комиссии Мосгордумы проект предпрофессионального образования. На сегодняшний день это уже сложившаяся система, обеспечивающая рост качества образования московских школьников и их возможности поступать в ведущие вузы России.  Проект нацелен на подготовку ребят к жизни и работе в высокотехнологичном городе. Важнейшей частью являются специальные практические курсы. В связи с этим за этот год серьезно развилась необходимая инфраструктура, в том числе лабораторно-исследовательские комплексы.

Увеличен проект «Академический (научно-технологический) класс», в его рамках появились новые физико-химическое, биолого-химическое и информационно-технологическое направления. Так как наука не стоит на месте, в соавторстве с вузовскими преподавателями создаются новые учебные курсы по программированию, робототехнике, интернету вещей, фармацевтике, первой помощи и методам проведения научных исследований.

Новое направление предпрофессиональной подготовки «IT-классы» откроется в 34 московских школах.  В партнерстве с Высшей школой экономики, Московским политехническим университетом, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и ведущими IT-компаниями создана серьезная образовательная программа. Будем предлагать выпускникам девятых классов на конкурсной основе поступать в классы IT-направления».

Член комиссии Мосгордумы по образованию, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Иванович Кузьминов: «Москва создала системное, работающее решение, в котором профессия не выступает альтернативой школе, а дополняет ее. Проект мотивирует детей на более точную ориентацию в разнообразии путей, которые ведут к специальности.

Почти все школьники талантливы. Просто значительная часть из тех, кому в 7-8 классе школьная программа становится неинтересной, ориентированы на получение не абстрактных, а конкретных знаний. Предпрофессиональное образование теперь учитывает потребности этих ребят.

В развитие проекта предлагаю внедрить в школьное образование высокоточные симуляторы профессий. Они позволят без чрезмерных затрат готовить не только летчиков и водителей, но и кадры для коммунального хозяйства, образования, сферы гостеприимства и туризма. Предлагаю также включить в направление «IT-классов» блок по ведению бизнеса в сети, создать на базе Высшей школы экономики ресурсный центр для переподготовки учителей, работающих в проекте предпрофессионального образования, и центр для сертификации школьников, закончивших IT-классы. В этом случае они настроятся на проектную работу в отечественных IT-компаниях».

Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» (ПКУ), профессор, доктор экономических наук Валентина Николаевна Иванова:

«Наш университет участвует в двух проектах в рамках предпрофессионального образования – кадетском и академическом классах.  По кадетскому проекту мы реализуем в школах специализации «Кибербезопасность», «Криминалистика и судебная экспертиза». Это востребованные ребятами программы. Они вызывают серьезный интерес.

А в рамках академического класса наш проект, реализованный в партнерстве с бизнесом, стал лучшим социальным проектом России. Это говорит о заинтересованности предприятий в организации школьного предпрофессионального образования. Нужно опыт Москвы транслировать в регионы».

Завершая заседание, председатель комиссии Мосгордумы по образованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме А. И. Молев представил участникам отчет о деятельности комиссии по образованию Московской городской Думы шестого созыва за 2018–2019 годы. Отчет единогласным голосованием был утвержден.

Поделиться: