Члены Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания приняли участие в итоговой коллегии Минпросвещения Российской Федерации

04 Июня 2019 год

3 июня 2019 года в Москве прошло итоговое заседание коллегии Минпросвещения Российской Федерации на тему «Об итогах деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год».

Почетными гостями заседания стали: Татаьяна Алексеевна Голикова – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; Сергей Сергеевич Кравцов – руководитель Рособрнадзора; Александра Юрьевна Левицкая – советник Президента Российской Федерации; Антон Ильич Молев – председатель Комиссии по образованию Московской городской думы; Михаил Александрович Мень – аудитор Счётной палаты Российской Федерации; Юрий Петрович Зинченко – президент Российской академии образования; Александр Вячеславович Бугаев – руководитель Росмолодёжи.

Модератором заседания выступила министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева.

Среди приглашённых гостей были: Андрей Александрович Травников – губернатор Новосибирской области, руководитель рабочей группы Госсовета «Образование и наука»; Елена Алексеевна Пахомова – заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования и науки; Виталий Александрович Гутман – и. о. министра образования и науки Астраханской области.

К участию в работе итоговой коллегии были приглашены члены Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания:  Майя Борисовна Пильдес –  народный учитель Российской Федерации, председатель совета Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академическая Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, и Жанна Владимировна Воробьёва – заслуженный учитель Российской Федерации, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Открывая заседания, с расширенным докладом выступила заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова.

«Согласно указу Президента, нам предстоит обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, войти в число ведущих стран мира по качеству общего образования», – сказала Т. А. Голикова. Вице-премьер коснулась первых результатов выполнения национального проекта «Образование»: «По итогам 2019 года должно быть введено 72 новые школы общей мощностью 53 тысячи мест. 29 школ мощностью 29,5 тысячи мест введено на 1 мая».

Татьяна Алексеевна напомнила участникам, что в 2018 году стартовал проект по обеспечению местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте до трёх лет. По её словам, за 2018 год было введено 120 объектов дошкольного образования мощностью 15,8 тысячи мест, а до конца 2019 года должны быть введены 567 объектов на 72,3 тысячи мест.

Т. А. Голикова отметила серьёзное движение вперёд в развитии дополнительного образования: «Это и известный всем «Сириус», кванториумы, ряд других активностей для того, чтобы обеспечить равные возможности, равный доступ нашим детям к дополнительному образованию, чтобы соответствующая инфраструктура создавалась не только в городе, но и на селе, – и добавила: – К 2021 году должна быть обеспечена доступность дошкольного образования, что требует слаженной работы всех участников».

Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году и призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года.

Вице-премьер сообщила, что к 2022 году в этой сфере должно быть создано 900 тысяч новых мест, из них 150 тысяч появятся уже в текущем году.

Она также подчеркнула, что начиная с 2019 года реализация нацпроекта «Образование» контролируется мониторинговыми исследованиями, а для выполнения обозначенных задач по федеральным проектам в регионах страны применяются единые подходы.

«С 1 июля Правительством будет на регулярной основе осуществляться мониторинг кадрового обеспечения новых вводимых мест. Со второго полугодия этого года дано соответствующее поручение Министерству просвещения и Рособрнадзору – от 8 мая. Это важно с точки зрения коррекции того, что происходит на территории конкретного региона», – резюмировала Т. А. Голикова.

Выступая с основным докладом на итоговой коллегии, глава Минпросвещения России Ольга Юрьевна Васильева сообщила, что для реализации федеральных проектов нацпроекта «Образование» министерство выстроило новый формат взаимодействия с регионами – программно-целевое управление. Она уточнила, что на реализацию нацпроекта «Образование» в 2019 году предусмотрено 75,7 млрд рублей. «Итоги достаточно ощутимы, но мы начали работать в рамках проектов 2017 года, которые влились в национальный проект «Образование». Сейчас будем подписывать дальнейшие соглашения на весь период национальных проектов», – сказала О. Васильева. Министр отметила, что продолжается работа над федеральными государственными образовательными стандартами. «Главной целью национального проекта «Образование» является вхождение в десятку ведущих по образованию стран. Сейчас Россия занимает 14-е место», – заявила О. Ю. Васильева.

Министр просвещения РФ рассказала о показателях охвата дополнительным образованием детей и подростков: «Сегодня у нас свыше 16,4 миллиона детей включены в системы дополнительного образования, что превышает прошлогодние показатели на 5%», — заявила она. Министр напомнила, что на федеральном уровне обеспечивается методическое и правовое регулирование внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного детей в регионах. В результате сертификаты на получение бесплатного образования по дополнительным общеобразовательным программам в 3,7 тысячи организаций, в том числе в 111 негосударственных, в 2018 году получили более 400 тысяч детей. «Дальнейшее развитие дополнительного образования, расширение спектра и направленности программ предусмотрено федеральным проектом «Успех каждого ребенка».

Важным изменением в процедуре проведения ГИА стало введение итогового собеседования по русскому языку, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов. Глава Рособрнадзора напомнил, что в проведённом впервые в качестве штатной процедуры в феврале 2019 года итоговом собеседовании приняло участие около 1,5 млн девятиклассников из всех субъектов Российской Федерации. В целом 97% участников собеседования получили зачет.

«Мы анализируем результаты, они в целом хорошие. Вместе с тем необходимо отметить, что более 30% девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли логично и последовательно построить свое двух-трехминутное высказывание по выбранной теме, речь половины учеников была бедна, более 60% участников собеседования допустили речевые ошибки», – подчеркнул С. С. Кравцов.

Он напомнил, что в 2022 году будет введён обязательный экзамен по иностранным языкам. «Мы проводили национальное исследование качества образования. Видим определенные проблемы с изучением иностранных языков. Часть из них уже решается: новые учебники, новые методики. <…> Надеемся, что будем готовы к обязательному экзамену по иностранным языкам, сюрпризов не будет», – заявил С. С. Кравцов.

Итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что приоритетной задачей совместной работы Минпросвещения России и Рособрнадзора на ближайшее время станет анализ результатов всех оценочных процедур системы образования: «За пять лет мы выстроили единую систему оценки качества образования, мы видим результаты в каждой школе, по каждому предмету. Сейчас наша главная задача – анализ этих результатов, чтобы с ними работали педагогические коллективы, институты повышения квалификации, методические службы, педагогические вузы. И акцент здесь нужно делать не только на поддержке талантливых детей, но и на работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении».

Заседание коллегии Минпросвещения Российской Федерации показало в разрезе итоги деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году и поставило задачи на 2019 год как для присутствующих, так и для развития системы образования в целом по стране.

Успешное прохождение итогового собеседования с текущего учебного года будет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).

Результатом итогового собеседования может быть зачёт или незачёт.

Участники итогового собеседования должны выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

Поделиться: