Увеличение числа многодетных семей должно помочь в решении демографической проблемы в России. Интервью Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко «Парламентской газете»

07 Июня 2019 год

На Петербургском международном экономическом форуме-2019 одна из тем – роль человеческого капитала в национальном развитии страны. Увеличение числа многодетных семей должно помочь в решении демографической проблемы в России. Для выполнения этой задачи необходимо принять закон о гарантиях для многодетных и проанализировать все имеющиеся меры поддержки семей с тремя и более детьми.

Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко рассказала «Парламентской газете», почему так важно своевременно ответить на демографический вызов.

– Одна из ключевых тем ПМЭФ-2019 — устойчивое развитие экономики. Для того чтобы экономика государства развивалась, недостаточно одной лишь правильно выстроенной системы налогов, кредитов и льгот – нужны, на наш взгляд, грамотные шаги в социальной сфере. Например, необходимо стабильное пополнение трудовых ресурсов. В этой связи становится актуальной задача повышения рождаемости. Как Вы оцениваете действия власти в этом направлении и какие конкретные шаги предпринимают российские законодатели?

 

– Повышение рождаемости остро необходимо нашей стране. Территория России огромна. Некоторые видят в этом фактор, сдерживающий экономическое и социальное развитие, своего рода бремя, которое мы вынуждены нести. Я, напротив, убеждена, что это – конкурентное преимущество России. Однако, чтобы использовать его в полной мере, всё пространство страны должно быть освоено, населено, обжито.

Сейчас тенденции иные. Из-за низкой рождаемости, из-за того, что люди массово покидают родные места, численность населения немалой части регионов ощутимо сокращается. Речь не идёт о демографическом кризисе. Но то, что принято называть вызовом, налицо. Чтобы, образно говоря, уверенно держать на своих плечах наше огромное пространство, обустраивать его в интересах всего многонационального российского народа, надёжно обеспечивать суверенитет государства на всей нашей необъятной территории, нас, граждан России, должно быть много. Гораздо больше, чем сейчас. По сути, речь идёт о задаче, которую Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании назвал сбережением народа. Повышение рождаемости – главное в её решении. Преодоление демографического вызова могут обеспечить только многодетные семьи. Их количество должно расти. Это абсолютный приоритет социальной политики Российского государства. Есть все основания считать, что справимся с этой задачей.

 

Ещё сравнительно недавно демографическое положение в нашей стране было гораздо более тяжёлым. Напомню, в 1990-е – начале 2000-х одной из самых обсуждаемых была тема «русского креста». Имеется в виду происходившее у нас одновременно падение рождаемости и рост смертности. На графике это представало в виде двух пересекающихся линий, конфигурация которых напоминала крест. По сути, Россия шла к вымиранию. Мерами демографической политики нам удалось остановить этот процесс. Наметился естественный прирост населения.

Мне могут возразить: но ведь сейчас он вновь прекратился. Это так, но не потому, что наша демографическая политика оказалась несостоятельной. Мы добились впечатляющего снижения младенческой и детской смертности, увеличения средней продолжительности жизни. Произошедший спад – эхо демографических катаклизмов, провалов в рождаемости, которых было предостаточно в первой половине минувшего столетия. И прежде всего во время и после Великой Отечественной войны. Это объективные явления, мы не можем их отменить. Но, как показывает жизнь, можем смягчать их последствия, грамотно осуществляя намеченные меры.

Их главная составляющая – поддержка семьи. В Послании главы нашего государства сформулирована программа действий в поддержку семей, в первую очередь многодетных. Мы приступили к её реализации. Важно, чтобы регионы разрабатывали и собственные дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости. Убеждена, такие возможности в той или иной степени имеются практически у каждого субъекта Российской Федерации.

Рассчитываем завершить и принять в этом году закон, устанавливающий статус и меры поддержки многодетных семей. Такой документ крайне важен с точки зрения утверждения в правовом поле единого толкования самого понятия «многодетная семья». И ещё. Сейчас меры поддержки многодетных семей разбросаны по широкому кругу нормативных правовых актов. Они есть в Жилищном, Трудовом, Налоговом, Земельном кодексах, пенсионном законодательстве и т. д. Даже опытные юристы нередко «плавают», путаются в этом конгломерате разрозненных норм. Сведение их в едином законе облегчит жизнь не только юристам, но и гражданам. Они будут лучше знать права и гарантии многодетных семей.

– Но насколько оправдан сам упор на поддержку многодетной семьи? Ведь мы видим, что уменьшение количества детей в семьях — мировая тенденция, особенно в развитых странах. Наша страна не является исключением. У современных поколений, в первую очередь у молодёжи, иные ценностные ориентиры. Удастся ли «перепрограммировать» новые поколения на традиционные семейные ценности?

 

– То, что в сфере семьи происходят изменения, не вызывает сомнений. Рядом с такими незыблемыми на протяжении веков ценностями, как крепкая семья, материнство, появляются новые – получение образования, профессиональная карьера, успехи в бизнесе, науке, культуре, политике. И они действительно становятся всё более значимыми. Вы правы и в том, что наша страна в этом отношении не исключение.

Я считаю, что изменения ценностных приоритетов, о которых мы говорим, — объективный и прогрессивный в своей основе процесс. Но, как и в любом деле, здесь важно избегать крайностей. А они имеют место. В ряде государств они даже стали своего рода поветрием, нездоровой, на мой взгляд, модой. Для меня несомненно, что происходящие перемены, обретение женщинами равноправия, их широкое включение во все сферы жизни общества, не отменяют изначальной великой миссии – быть матерью. И потому обязанность государства, общества – создавать условия, позволяющие женщинам не стоять перед мучительной дилеммой, трудным выбором между семьёй и карьерой, а гармонично соединять в своей жизни и то, и другое. Мы это в нашей стране делаем. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы включает в себя соответствующие меры, они осуществляются.

Повторю, семейный уклад меняется. Но семья не отмирает и никогда не отомрёт. Это стало бы смертью самой цивилизации. Потребность человека иметь семью, детей никуда не денется. Она укоренена в нём, просто сегодня пробуждается позже.

Посмотрите, в 1995 году 59 процентов детей родились у матерей младше 24 лет. В 2017 году – лишь 21 процент. Люди создают семьи, рожают детей в более позднем возрасте. Это неплохо, они подходят более осознанно к планированию своей жизни. Но, сами понимаете, надолго откладывать рождение детей тоже нельзя.

Полагаю, государству, обществу следует усилить внимание к воспитанию молодых людей в духе традиционных для нашей страны ценностей и семейных устоев. Я верю в то, что продуманная демографическая политика, воспитательная и просветительская работа в семье и в школе, формирование позитивной для семьи общественной атмосферы принесут желаемые плоды.

– После рождения ребёнка женщины часто на долгое время выпадают в силу объективных причин из трудового процесса. Тем самым государство теряет молодых квалифицированных специалистов. Что, на Ваш взгляд, можно сделать для возвращения женщин в активную экономическую жизнь?

 

– Конечно, мы должны обеспечить молодой женщине, матери возможность достаточно быстрого выхода на работу, если у неё есть такое желание. Семьи выстраивают для себя разные стратегии, экономические модели в период, когда у них маленькие дети. Главное – чтобы у них был выбор.

Для этого, прежде всего, необходимо достаточное количество мест в яслях и детских садах. Задача непростая. Количество детских садов в России с начала 1990-х до 2013 года сократилось вдвое. Основные причины – сокращение рождаемости в 90-годы, снижение бюджетного финансирования, передача помещений бывших дошкольных образовательных учреждений под разного рода коммерческие организации. Последовавшее повышение рождаемости сделало проблему нехватки мест в яслях и детских садах чрезвычайно острой.

Она решается, притом достаточно успешно. Судите сами.

Доступность для детей в возрасте от 3 до 7 лет у нас практически уже стопроцентная. В майском указе Президента чётко сказано, что к 2021 году должна быть достигнута стопроцентная доступность дошкольного образования и для детей в возрасте до трёх лет. Для них предстоит создать 255 тысяч новых мест в детских садах. И такая работа в регионах идёт.

Вместе с тем, как показывает опыт других стран, значимую роль в сфере дошкольного образования играет негосударственный сектор. Стоит задача актуализировать механизмы его поддержки. К 2024 году планируется создать 8600 групп по присмотру и уходу для детей в возрасте до трёх лет в формате индивидуального предпринимательства. Программу запускают с 2020 года, предусматривается предоставление грантов – всего на сумму 8,5 миллиарда рублей до конца 2024 года. А до конца текущего предстоит подготовить необходимую нормативную базу – на федеральном и региональном уровнях.

Все необходимое содействие со стороны парламентариев мы обеспечим, и не только с точки зрения законодательства. Будем следить за ситуацией в регионах, взаимодействовать с профильными министерствами. Запаздывание, с их стороны, с принятием нормативных актов, без которых не может полноценно работать тот или иной закон, – явление, к сожалению, частое. Мы с ним боремся.

Другой важный аспект включения матерей в трудовую деятельность – содействие в восстановлении их навыков, умений, в повышении квалификации, а в необходимых случаях – и профессиональное обучение, овладение новой специальностью.

Вспомните, не сразу с момента запуска программы материнского капитала, а позже было принято решение о том, что средства можно направить и на эти цели. Это жизненно важно в ситуациях, когда женщина-мать не успела получить образование, или поняла, что ей нужно сменить вид деятельности, а для этого – получить соответствующие знания.

В проекте «Демография» прописаны чёткие задачи, целевые показатели. До конца 2024 года 230 тысяч женщин, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, пройдут переобучение и повышение квалификации. Их шансы на получение востребованной профессии возрастут.

Я хотела бы обратить внимание, что меры, которые помогут молодой матери, «раскиданы» по разным нацпроектам, и не всегда «промаркированы» именно этой адресной группой.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» есть пункт о реализации программ, курсов, направленных на развитие предпринимательских компетенций для ряда целевых групп, в том числе для женщин.

Или, к примеру, «Цифровая экономика». 10 миллионов человек пройдут обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности к концу 2024 года. К концу 2023 года будут созданы 50 центров ускоренной подготовки специалистов для цифровой экономики.

Словом, государство, бизнес принимают меры для того, чтобы рождение детей, их воспитание не мешали карьере женщин. Надо информировать мам об имеющихся возможностях, настраивать на их использование. Это в интересах и самих женщин, и всей страны.

– Современные отрасли экономики нуждаются в грамотных высокообразованных специалистах. Соответствует ли российская система образования этим требованиям и как её можно усовершенствовать?

 

– Перспективы страны в очень большой степени определяются качеством образования. Сегодня мы работаем над выполнением масштабной задачи, поставленной Президентом Владимиром Путиным, – обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение отечественного общего образования в десятку лучших в мире.

В национальном проекте «Образование» акцент сделан на создании современной инфраструктуры, подготовке квалифицированных кадров, наполнении образования качественным содержанием. Его результатом должна стать «перезагрузка» образовательного процесса. Вопросы образования красной нитью проходят через все национальные проекты, без их успешной реализации невозможно осуществить прорыв в развитии страны. Вот почему Совет Федерации держит на постоянном контроле реализацию проекта в регионах.

У нас хорошее дошкольное образование, которое имеет утверждённые государством стандарты. Мало где в других странах встречаются подобные примеры. Отечественная начальная школа признана одной из самых сильных в мире. А наши старшеклассники добиваются впечатляющих результатов как в точных, так и в гуманитарных науках, становясь победителями и призёрами престижных международных олимпиад, конкурсов.

Мы усиливаем свои позиции и в высшем образовании. Сегодня в ведущих мировых рейтингах представлены 48 отечественных университетов, 12 из них – в первой сотне. Россия занимает 17-е место в мире по присутствию университетов в топ-500, к концу 2024 года должна подняться до десятого. Что важно – качественное образование высочайшего уровня доступно в каждом федеральном округе. Развиваем и вузовскую науку, первостепенное внимание уделяем ведущим университетам.

Но в то же время ориентируемся на потребности регионального рынка труда, реализуем программу опорных университетов в 33 субъектах Федерации.

Новый импульс развития получило среднее профессиональное образование. Второй год подряд 59 процентов девятиклассников идут в колледжи и техникумы. Потребность региональных экономик в высококвалифицированных рабочих кадрах очень высока. Об этом говорят руководители и крупных предприятий, и малого и среднего бизнеса. Так что проблем с трудоустройством у этих ребят не будет.

Безусловно, без развития человеческого капитала невозможно рассчитывать на устойчивый и динамичный рост, достижение страной лидирующего положения в мире. Это аксиома. Вот почему государства не жалеют усилий по подготовке собственной элиты во всех областях.

В национальном проекте «Образование» формированию национальной интеллектуальной и творческой элиты уделено первостепенное внимание. Тем более что у нас здесь имеется немалый опыт, наработанный ещё в советское время. В государственном информационном ресурсе по учёту одаренных детей – более чем 160 тысяч таких ребят. В 16 субъектах Российской Федерации началась работа по созданию, если так можно сказать, региональных «Сириусов». Действуют школы для одарённых детей. Проводятся олимпиады, творческие конкурсы и т. д.

При четырёх федеральных университетах созданы специализированные учебно-научные центры для одарённых школьников, с проживанием в интернатах. На эти цели в 2019 году выделено в виде грантов 700 миллионов рублей. «Пропуск» в такой центр один – талант. Это и есть то, что принято называть социальным лифтом.

Повторю, речь идёт о подготовке кадров, которые призваны обеспечить конкурентоспособность нашей экономики, достойное будущее России в XXI веке. Наша страна не оскудела талантами. Их выявление, развитие — дело не столько федеральной власти, сколько регионов. Поддержка юных талантов – важная составляющая «Десятилетия детства».

Наша палата будет держать в поле зрения деятельность субъектов Федерации на этом, без малейшего преувеличения, ключевом направлении государственной образовательной политики. Но только мониторингом не ограничимся. Не менее важно продумать шаги, меры, способные свести к минимуму риск того, что отечественные таланты покинут Россию, будут работать за рубежом. Понятно, что речь не о запретах, а о создании условий, которые побудили бы молодых людей сделать выбор в пользу родной страны.

– Президентом поставлена задача по увеличению продолжительности жизни, и продолжительности здоровой жизни. Но наша система здравоохранения, надо признать откровенно, далека от совершенства. Что можно сделать на законодательном уровне, чтобы медицинская помощь стала более качественной и доступной?

 

– Бесспорно, проблем в российском здравоохранении немало. Но есть и перемены к лучшему. Об этом говорит такой, я бы сказала, интегральный показатель состояния здоровья нации, как средняя продолжительность жизни. Она за последние годы увеличилась до 73 лет. Да, по мировым меркам это довольно скромное достижение. В большинстве развитых государств мира средняя продолжительность жизни около 80 лет. Вместе с тем было бы неправильно игнорировать тот факт, что в последние годы мы устойчиво движемся именно в этом направлении. Следовательно, усилия государства, принимаемые меры, в том числе законодательные, дают результаты. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу медицины, здравоохранения, и далее будет оставаться нашим приоритетом.

Тем более что финансовые ресурсы на эти цели выделены значительные. Бюджет национального проекта «Здравоохранение» – 1,7 триллиона рублей. Средства значительные, и при эффективном их использовании мы вправе рассчитывать на существенные изменения к лучшему. Я имею в виду прежде всего дальнейшее увеличение средней продолжительности жизни, продление её активного периода.

Без малого триллион рублей направляется на реализацию программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Будут созданы новые центры, пройдёт переоснащение имеющихся современным медицинским оборудованием. И, конечно, основное внимание – раннему выявлению заболеваний. И здесь многое зависит не только от врачей, но и от нас самих. Сегодня онкологический диагноз – не приговор. Вместе с тем, чем раньше он поставлен, тем больше вероятность победы над болезнью.

Одно из несомненных достижений российского здравоохранения – создание системы диспансеризации всего населения России. Она действует, постоянно совершенствуется с тем, чтобы каждый человек, где бы он ни жил, имел возможность пройти диспансеризацию достаточно быстро, качественно, в удобное время. Минтруд готовит предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс, облегчающих прохождение диспансеризации работающей части населения. Правительство разрабатывает проект нормативного правового акта о проведении в 2019–2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации. Мы, конечно же, активно поддержим всё это законодательно.

Важно, чтобы люди использовали эту возможность сохранения здоровья, своевременного предупреждения серьёзных заболеваний. Считаю, надо с ранних лет, как минимум с первых классов школы, формировать сознание того, что своевременное прохождение диспансеризации – своего рода обязанность, даже долг каждого гражданина. И здесь трудно переоценить роль средств массовой информации: просветительская деятельность – важная составляющая сбережения российской нации.

Малонаселённые, сельские территории – здесь проблема доступности медпомощи стоит особенно остро. Нужны и кадры, прежде всего фельдшерские, на местах, и мобильное оборудование. Работа на этом направлении идёт, регионы закупят в ближайшее время сотни передвижных комплексов – с лабораториями, возможностью сделать самые необходимые исследования, рентген.

Если мы не хотим, чтобы какие-то территории России обезлюдели, то именно там, где население и без того невелико, мы должны прилагать особенные усилия для повышения качества жизни.

Сенаторы держат под контролем ход этой работы в своих регионах.

Сегодня мы наблюдаем нарастающую концентрацию населения на некоторых территориях, в рамках крупнейших и крупных агломераций. В определённой мере это объективный процесс, отражающий особенности современного экономического и социального развития. Вместе с тем он влечёт за собой сокращение численности населения других субъектов Федерации.

Это не отвечает коренным интересам России. У меня нет ни малейших сомнений в том, что пространственное развитие нашей страны должно быть сбалансированным. Наличие рабочих мест, доступность качественной медицины и образования, современная транспортная и социальная инфраструктура – ключевые факторы успешного решения задачи.

Уверена, участники ПМЭФ-2019 в рамках обсуждения темы «Человек – прежде всего» выдвинут немало идей по этому направлению развития России.

Печатается по: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/valentina-matvienko-nas-dolzhno-byt-mnogo.html (дата обращения: 06.06.2019)

Поделиться: