Председатель Всероссийского педагогического собрания Иванова Валентина Николаевна приняла участие в парламентских слушаниях на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации»

26 Июня 2019 год

24 июня 2019 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошли большие парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации». Их организатором выступил Комитет Государственной Думы по образованию и науке.

В мероприятии, посвящённом проблемам и перспективам развития отечественного образования, приняли участие учителя, эксперты, представители общественных организаций, руководители региональных учреждений образования, депутаты всех политических фракций и профильного Комитета Государственной Думы по образованию и науке. В слушаниях также участвовали министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева, руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, представители региональных органов власти.

К участию в парламентских слушаниях была приглашена председатель Всероссийского педагогического собрания, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования Валентина Николаевна Иванова.

В повестку ключевых вопросов парламентских слушаний вошли: обеспеченность школ учителями, особенно в сельских районах; снижение бюрократической нагрузки на учителей; качество образования в целом; анализ эффективности мер социальной поддержки учителей.

Открывая парламентские слушания, Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин отметил, что в парламентских слушаниях участвуют более 500 человек.

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева выступила с докладом о состоянии современного образования.

«Две задачи, которые определил национальный проект «Образование» – это вхождение в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармоничной, социально ответственной личности», – отметила О. Ю. Васильева и подчеркнула, что на реализацию национального проекта «Образование» запланировано 785 млрд рублей.

«Эффект будет заключаться в повышении качества образования через его обновление и содержание и инфраструктуры. Но главное, мы понимаем, что без духовного проводника, которым является учитель, у нас ничего не получится», – сказала Ольга Юрьевна.

Министр просвещения рассказала о программе «Учитель будущего», с помощью которой, в частности, в регионах будет организована система непрерывного образования для педагогов, повышение престижа профессии и вовлечение талантливой молодёжи.

Министр О. Васильева говорила о необходимости снижения отчетной работы для учителей.

«Забюрократизированность остаётся главной проблемой школьного дня […] Множественные инстанции, социальные службы, налоговые, МЧС [обращаются] с настоятельными рекомендациями проводить определенные мероприятия – все с требованием обязательных отчетов. […] Мы пришли к выводу, и я хочу, чтобы меня услышали, в школе должно остаться четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», – отметила Ольга Васильева, подчеркнув, что в рамках цифровой образовательной среды в этом году подготовлен исчерпывающий перечень документов, который вносится только один раз.

Ольга Юрьевна рассказала о кадровой проблеме в учительской среде. «На сегодняшний день у нас очень мало людей, которые идут в профессию после вузов», – отметила она, уточнив, что 39% учителей в настоящее время старше 50 лет. При этом  «только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходит непосредственно до школьного класса. Это большие цифры. […] Молодые учителя просто боятся идти в школу».

Также Ольга Юрьевна Васильева поблагодарила депутатов Государственной Думы за активное обсуждение федеральных образовательных стандартов.

«Важно обеспечить баланс между городскими, сельскими и малокомплектными школами, – подчеркнула она: – Главное для нас – это выровнять качество образования при составлении малокомплектных школ. Я убеждена, что, если закрывается школа – прекращается жизнь на селе. Школа – это социокультурный центр».

Говоря о малокомплектных школах, Вячеслав Володин отметил, что «эту тему нельзя отдавать только на решение регионов, потому что финансовая обеспеченность регионов разная».

Он напомнил, что 13 регионов РФ – доноры, и они могут сами решить проблему малокомплектных школ, защитить их. Остальные регионы – реципиенты, и «получится, что расходы на малокомплектные школы Минфин будет относить к нецелевым», указал парламентарий В. Володин.

«Было бы правильно, исходя из поручения Президента, подготовить нормативную базу, и эта нормативная база должна быть на уровне Правительства принята. Тогда будут единые подходы, и, что самое главное, дети и малокомплектные школы, в которых эти дети учатся, не пострадают», – заявил он и подчеркнул, что проблема малокомплектных школ требует решения, так как сейчас зарплаты в них минимальные. Такие школы закрываются, однако «есть регионы, где малокомплектных школ до 50%», и этот вопрос надо решать.

«Важно, чтобы Министерство просвещения как ведущее, профильное Министерство определило концепцию, а дальше будем обсуждать при принятии бюджета на следующий год», – сказал парламентарий.

В ходе парламентских слушаний представители учительского сообщества подняли тему обеспечения в школах детей, в том числе детей из малообеспеченных семей, горячим питанием.

Вячеслав Викторович Володин сообщил, что соответствующий законопроект подготовлен руководителями фракций Государственной Думы. «Все мы считаем, что этот вопрос необходимо решать. Сейчас в Правительстве он изучается. Мы считаем, что полноценное горячее питание должно быть обеспечено, как минимум, в начальной школе. Должны быть и соки, и молоко. Это должно быть сбалансированное питание, чтобы дети росли здоровыми и сильными», – сказал он.

В свою очередь первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Олег Николаевич Смолин заявил: «Ключевое предложение Комитета по образованию – это разработка специального федерального проекта по укреплению здоровья школьников. Мы активно поддерживаем предложение по законопроекту о горячем питании для наших школьников. Здесь решающую роль должен сыграть федеральный бюджет».

Завершая мероприятие, Вячеслав Викторович Володин обратился к участникам: «Уважаемые коллеги, мы с вами в рамки отведённого времени не уложились … четыре часа работаем … на вопросы были даны содержательные ответы, которые помогут нам выйти на решение этих вопросов и проблем. …Давайте договоримся о создании рабочей группы, которая должна будет обобщить, проанализировать и внести до конца весенней сессии проект постановления. Надеюсь, что это можно будет сделать раньше с тем, чтобы мы вышли на рассмотрение тех вопросов, о которых здесь говорили и которые вас волнуют. Нет возражений? Принимаем такое решение? Принимаем. Всем спасибо. Слушания объявляются закрытыми».

Приложение.

С Т Е Н О Г Р А М М А парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по образованию и науке на тему"О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации". Здание Государственной Думы. Большой зал. 24 июня 2019 года. 11 часов

Поделиться: