В Белгородской области завершил свою работу IV Всероссийский съезд учителей сельских школ

25 Ноября 2019 год

7–8 ноября 2019 году в Белгородской области завершил свою работу IV Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа как фактор развития сельских территорий».

Инициатором проведения съезда выступило Всероссийское педагогическое собрание в партнерстве с Ассоциацией содействия образованию казаков «Объединённый центр казачьего образования» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В работе съезда приняли участие около 500 представителей из 55 субъектов Российской Федерации – педагоги, директора образовательных учреждений, руководители региональных и муниципальных органов власти, эксперты ведущих научных и образовательных организаций.

Обсуждались такие актуальные вопросы, как: повышение качества образования и профессионального уровня педагогических работников сельских образовательных организаций, сохранение малокомплектных школ, меры государственной поддержки, направленные на развитие образовании на селе и привлечение молодых педагогов.

Были организованы 4 панельных дискуссии, две секции и круглый стол. Среди особо значимых моментов съезда – представление стратегии реализации программы «Земский учитель» и дискуссионная площадка, посвящённая запуску портала Российской электронной школы.

8 ноября 2019 года прошло пленарное заседание, главной задачей которого  стало определение новых рубежей и направлений развития школы на селе. Были детально обсуждены вопросы повышения качества образования, социального статуса учителя, привлечения молодых специалистов и современного инфраструктурного развития сельской школы.

Почетными гостями стали: министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева, губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко, председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова.

Открывая пленарное заседание, глава региона Е. С. Савченко отметил, что сегодня 83% сельских школ соответствуют современным требованиям. Свыше 90% из них подключены к высокоскоростному интернету. Белгородская сельская школа интегрирована в единый культурно-образовательный комплекс, куда входят Дом культуры, библиотека, православный храм, физкультурно-оздоровительный комплекс, офис семейного врача.

Что касается поддержки сельских учителей, то для педагогов Белгородской области установлены компенсации за коммунальные услуги, 25-процентные надбавки к окладу, льготные финансово-кредитные механизмы строительства собственного жилья. Для молодых учителей предусмотрены единовременные денежные выплаты: 300 тысяч рублей в рамках ежегодного конкурса, надбавки в размере 30% от оклада. Как результат – за последние три года в сельские школы прибыло более 450 молодых педагогов. Сегодня число сельских учителей в возрасте до 45 лет составляет 40% от общего количества. В текущем году в рамках нацпроекта "Образование" принято решение о существенном повышении зарплат педагогов. В сентябре средняя зарплата учителей увеличилась на 25% и сегодня находится в пределах 36 тысяч рублей. Новая система оплаты труда предусматривает в том числе рост надбавки за классное руководство.

Губернатор также подчеркнул, что Белгородская область имеет все возможности для успешной самореализации молодежи на селе. Школа стала площадкой раннего аграрного образования и профессионального самоопределения детей. В сотрудничестве с сельскохозяйственными предприятиями реализуется множество программ и проектов. Это: работа ученических бригад на базе 40 сельских школ, профессиональное обучение, которым охвачено 94% старшеклассников, инновационная база детского технопарка, сотрудничество с фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, которое способствует изучению школьниками высоких аграрных технологий. В итоге проводимой профориентационной работы – количество абитуриентов на аграрные направления в сельских профессиональных образовательных организациях увеличилось на 40%, в вузах – более чем на треть.

О. Ю. Васильева рассказала, как планируется  решать насущные для села проблемы – дефицит кадров, чрезмерную отчётность и низкие зарплаты. В своём выступлении министр подчеркнула важность восстановления в стране системы профессиональной переподготовки педагогов: «Мы хотим вдохнуть новую жизнь в институты повышения квалификации и институты развития образования. Это та система, которую необходимо восстановить и развивать».

Глава Минпросвещения России говорила о стартующей в будущем году программе «Земский учитель», которая должна стать стимулом для привлечения молодых педагогов. Предусмотрена единовременная выплата в размере 1 млн рублей для учителей, которые переехали работать в сельские населенные пункты и малые города. Для Дальнего Востока эта сумма – 2 млн рублей. Единовременная выплата будет освобождена от уплаты налога. Ольга Васильева отметила, что возрастных ограничений для педагогов, которые примут решение участвовать в программе, нет.

В ходе пленарного заседания также состоялся обмен мнениями. Представители Белгородской, Калининградской, Нижегородской, Омской областей, Краснодарского края и многих других регионов поделились своим опытом – рассказали об опыте работы с сельскими школами, дали предложения по конкретному достижению заметных результатов в комплексном развитии сельских территорий.

Участники единодушно поддержали мнение о необходимости проведения подобных  съездов и в дальнейшем.

Справочно.

На всероссийских съездах учителей сельских школ рассматриваются главные проблемы сельских школ России и пути их решения, намечаются перспективы развития. Первый съезд состоялся в феврале 2013 года в Москве, второй – в 2014 году в Тамбовской области, третий –  в 2016 году в Чувашии. В 2019 году радушно встречает съезд Белгородская область. Именно в Белгородский области накоплен уникальный опыт создания на базе общеобразовательных школ социокультурных центров, в которых объединены ресурсы учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта и других отраслей социальной сферы.

Поделиться: