Председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова приняла участие в экспертной сессии «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения» в рамках XI Гайдаровского форума

20 Января 2020 год

С 15 по 17 января 2020 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошел XI Гайдаровский форум «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия». Форум сконцентрирован на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности.

Организаторами форума стали Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

В работе форума приняли участие и.о. первого вице-премьера Российской Федерации, министра финансов Антон Германович Силуанов, президент Франции в 2007–2012 годах Николя Саркози, председатель Счетной палаты Алексей Леонидович Кудрин, председатель правления ПАО Сбербанк Герман Оскарович Греф, и.о. министра науки и высшего образования Михаил Михайлович Котюков, члены Федерального собрания Российской Федерации, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

К участию была приглашена Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), доктор экономических наук, профессор Валентина Николаевна Иванова.

Программой форума было предусмотрено 34 экспертные сессии, на которых обсуждались вызовы нового десятилетия в области финансов, налоговой системы, образования и климата.

Развитие индивидуальных образовательных траекторий, рекомендованное Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию, обсудили в рамках дискуссии на экспертной сессии «Цифровая революция в образовании и новые технологии обучения».

Участники данной стратегической сессии подробно обсудили тенденции в современном образовании: увеличение потоков информации, возможности для восприятия образовательного контента и платформенные решения для системы образования, увеличение количества игроков на рынке высшего образования.

Также в дискуссии прозвучали вопросы необходимости ускорения либо сдерживания внедрения современных технологий в образовании, возможности вытеснения классических университетов платформенными технологическими компаниями, влияние высшего образования на развитие общества и другие.

Ключевыми спикерами стали специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Николаевич Песков, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Иванович Кузьминов, и.о. министра науки и высшего образования России Михаил Михайлович Котюков.

В дискуссии приняла участие Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), доктор экономических наук, профессор Валентина Николаевна Иванова посетила.

Открыл сессию и. о. министра науки и высшего образования России Михаил Михайлович Котюков. Он отметил, что российское образование подтвердило свою конкурентоспособность на международной арене.

«Рост темпов технологического развития требует пересмотра системы высшего образования. За 10 лет многие в этой аудитории поменяли содержание своей профессиональной деятельности. И что будет в ближайшие 10 лет, мало кто может точно предвидеть и предсказать. Поэтому эффективность долгосрочных образовательных программ на 10 лет вперед будет не очевидной. А это примерный горизонт планирования в государственных программах», сказал Михаил Михайлович Котюков.

И.о. министра науки и высшего образования РФ пояснил, что есть запрос граждан на индивидуализацию и персонализацию образовательных траекторий. «Классические образовательные университетские программы – это отчасти конвейерная система. А нам нужно сейчас научиться перестраивать программу в сторону большей персонализации, большей индивидуализации под запросы, под задачу и практику. Но в условиях цифровых технологий это тоже требует поиска правильных форм сотрудничества между индустриальными партнерами и горизонтов, на которых мы можем это сотрудничество вести. Абсолютно соглашусь с тем, что выпускник, чем лучше умеет решать практические задачи, тем больше его конкурентоспособность на рынке труда и тем больше его возможность найти достойную сферу применения», – добавил Михаил Михайлович Котюков.

Он также отметил, что в 2019 году состоялся конкурс и была отобрана первая пятерка университетов, на базе которых будет разрабатываться модель цифрового университета. Высшая школа экономики, Университет ИТМО, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Томский государственный университет и Московский государственный первый медицинский университет имени И.М. Сеченова в течение ближайших лет будут помогать структурировать содержательные элементы цифрового университета. Вторая пятерка университетов, по словам и.о. Министра, это площадки, которые будут в большей степени делать акцент на подготовку и переподготовку кадров как раз для развития it-технологий. Здесь было более сорока заявок, три университета в двух конкурсах оказались победителями. Это высшая школа экономики, Томский и Уральский федеральный университеты. И дополнительно две площадки: университет МИФИ и Санкт-Петербургский государственный университет.

На вопрос о том, как университеты будут менять общество и города, Михаил Михайлович Котюков ответил, что здесь также сформирована позиция: есть задача развития научно-образовательных центров, университетских кампусов и студенческих городков. И.о. министра отметил, что сложно представить развитие государства без формирования мощных крупных агломераций и трудно представить агломерации, в которых нет ни одного научно-образовательного инновационного комплекса – так или иначе, это те задачи, которые университетам необходимо решать. Это не просто классическое преподавание, передача образовательных программ новым поколениям, а существенно более сложная конструкция.

«Вчера Президент в послании сказал очень важную вещь: в режиме пилотного эксперимента отработать модель, когда мы дадим возможность студентам менять образовательную траекторию в процессе обучения. Этот вопрос не новый, он обсуждался в экспертном сообществе достаточно давно, но вчера мы получили решение подготовить такой пилотный проект. Я уверен, что в самое ближайшее время мы сможем это сделать. И предложим по крайней мере тем нашим университетам, которые будут участвовать в решении самых амбициозных задач национальных проектов, взять эту практику на себя и стать пилотными объектами для отработки этих моделей. Буду рад, если участники сегодняшней дискуссии продолжат обсуждение вместе с нами», – заключил Михаил Михайлович Котюков.

Дмитрий Николаевич Песков, отвечая на вопрос о вызовах, стоящих перед университетами с точки зрения технологий, отметил, что говорить о цифровизации как о цели уже поздно, эта повестка была актуальна последние 10 лет. «В 2020 годы мы должны идти гораздо дальше просто цифровой технологической повестки. Мы входим в эпоху технологической предопределенности, мы точно увидим радикальные изменения отраслей промышленности, электрический беспилотный шеринговый транспорт и т.д. – все это создает уже экономический, а не технологический прогноз», – сказал специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития. Он предложил взять подход ФНС РФ за последние 10 лет и распространить его на другие отрасли.

Дмитрий Николаевич Песков обозначил необходимость сетевого характера и оффлайн-университетов, а также обратил внимание на процесс распределения первокурсников по группам, озвучив, что надо изменить подход, формируя группы как команды.

Подытоживая результаты сессии, можно отметить, что Национальный проект «Цифровая экономика» предполагает появление второй цифровой профессии у каждого студента, но это невозможно сделать в рамках одного университета, необходимо создание единого на всю страну цифрового университета.

Справочно. Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, «Санофи», группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Поделиться: