Йодированная соль для школьников: польза или вред

24 Января 2022 год

Принесет ли пользу йодированная соль в рационе школьника? Такой вопрос в числе прочих рассматривали эксперты рабочей группы под руководством научного руководителя Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) В.Н. Ивановой. 24 января по заданию Министерства просвещения Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы по вопросу внедрения в производство обогащенных йодом продуктов питания и использования их в общеобразовательных организациях.

 

В обсуждении приняли участие:

– директор ФГАНУ «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности», канд. тех. наук М.Н. Костюченко;

– директор НИИ детского питания - филиала ФГУБН «ФИЦ питания и биотехнологии», д-ру. тех. наук С.В. Симоненко;

– руководитель отдела координации и анализа Координационного совета НМИЦ Эндокринологии Н.П. Маколина;

– заведующий лабораторией технологии детских, лечебно-профилактических и специализированных продуктов ФГБНУ ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова РАН, канд. тех. наук, доцент А.С. Дыдыкин;

– заведующий кафедрой Биотехнологий и персонализированного питания ФГБОУ ДПО «ИРДПО», д-ру. тех. наук, проф. Ю.И. Сидоренко;

– заместитель директора Института персонализированной медицины, доцент кафедры медицинской генетики ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова (Сеченовский Университет) Минздрава России, канд. мед. наук Н.А. Жученко;

В рамках дискуссии были озвучены общие сведения о дефиците йода и способах его устранения, а также выявлены существенные преимущества пищевых продуктов, обогащенных органическим йодом, по сравнению с использованием йодированной соли или другой его неорганической формы.

Вопрос профилактики дефицита йода у жителей нашей страны на протяжении многих лет решался через употребление йодированной соли. Однако этот способ имеет ряд существенных недостатков, которые зафиксировали эксперты рабочей группы. Вот лишь некоторые из них – йод испаряется при термической обработке и при воздействии света и влаги, а также плохо усваивается организмом.

Участники рабочей группы настоятельно рекомендовали к использованию в рационах школьного питания продукты, содержащие йод в органической форме: рыба, мясо, йодированный хлеб, молочные продукты. По мнению экспертов, научное сообщество должно активно участвовать в разработке рациона школьного питания, а именно – предоставлять верифицированную научную базу для расчета сбалансированного рациона питания детей, в том числе по содержанию и форме йода.

Йод – важный микроэлемент, необходимый для полноценного функционирования щитовидной железы, от которой зависит метаболизм, рост и развитие организма человека. Поэтому вопрос основных физиолого-биохимических механизмов усвоения неорганической и органической формы йода в организме детей заслуживает детального исследования со стороны научных институтов питания.

По итогам заседания рабочей группы были сформированы предложения Министерству просвещения Российской Федерации.

Поделиться: