Новейшая история: борьба за историческую правду.

23 Марта 2022 год


22 марта Всероссийское педагогическое собрание провело панельную дискуссию на тему «Потенциал учителей истории в сохранении исторической правды об Украине: язык, культура, Вера, казачьи традиции». Около 200 педагогов из 32 регионов России обсудили вопросы патриотического воспитания в условиях современной международной ситуации.

«Знание истории своей страны сегодня выступает как основа национальной безопасности России», – на это обратила внимание участников панельной дискуссии директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации Н.А. Наумова. Она привела пример важности содержания учебников истории и их влияние на становление человека. Так, по ее словам, в первую волну беженцев учитель истории из Донецкой народной республики отметила, что сначала «майдан» произошел в учебниках истории Украины, затем это позволило произойти государственному перевороту в 2014 году.

Директор Донского казачьего государственного института пищевых технологий и бизнеса, д.п.н., профессор А. Ю. Нечушкин привел факты искажения истории в учебных пособиях Украины, подчеркнул, что это деструктивным образом влияет на восприятие действительности и осложняет выстраивание нормального диалога с близким нам народом. В этом контексте роль российского учителя истории и обществознания возрастает.

Учитель истории лицея № 159 г. Новосибирск А.И. Николаенко напомнил о том, что перед педагогом стоит задача научить школьников критическому мышлению. Он отметил роль не только учителей истории, но и всех педагогов, потому что для ребят важно видеть и слышать мнение учителей по вопросам  противостояния на международной арене России, Русского мира и западных стран (под руководством США).

Директор лицея № 369 Санкт-Петербурга К.Э. Тхостов озвучил назревшие вопросы в части подготовки учителей истории по Болонской системе образования. Помимо возврата к специалитету Константин Тхостов предложил увеличить количество часов изучения истории в школах, а также ввести базовый экзамен по истории наравне с русским языком и математикой.

Учитель истории и обществознания №2 г. Шахтерска Донецкой народной республики А.В. Разумова рассказала о переходе на российские стандарты образования и активном использовании российских учебников.

Заместитель директора Центра и контроля качества образования из Ярославской области С.Л. Кургузов привел примеры сплоченности позиций учителей региона, которая проявилась в активной дополнительной работе: в регионе в образовательных учреждениях проходит множество мероприятий по теме «Моя страна», по тематике событий на Украине. В тематику родительских собраний входят вопросы разоблачения ложной информации и фейков.

Преподаватель Тюменского государственного института развития регионального образования Ю.Е. Белявская также отметила желание педагогического сообщества региона выработать единую позицию по событиям, несмотря на всю сложность мнений. По ее словам,  важно как можно чаще в профессиональном сообществе разбирать вопросы преподавания истории, обсуждать происходящие события, быть в постоянном взаимодействии с коллегами.

Учитель истории и обществознания лицея «Исток» Краснодарского края А.А. Симанкова напомнила о главной задаче учителей истории – формировать историческое мышление, определять причинно-следственные связи. Это основной метод борьбы с фальсифицированной информацией.

Замдиректора Пензенского филиала МГУТУ им. К.Г. Разумовского Н.В. Оськина поделилась примерами воспитательной работы на основе казачьей культуры и истории малой родины. По ее мнению, вопросам краеведения уделяется мало внимания, изучение истории родного края уходит из образовательного пространства.

Преподаватель истории Омского Музыкально-педагогического колледжа Г.Т. Клевакина прочла письмо студентов в поддержку российских военных, выполняющих спецоперацию на Украине.

Ректор Волгоградской государственной академии последипломного образования С.В. Куликова рассказала о деятельности педагогов региона по сохранению исторической памяти. Учителя истории Волгоградской области ведут активную совместную деятельность, обмениваясь опытом и наработками на различных конференциях, круглых столах. Педагоги включены в музейную работу региона, в совместные проекты с ветеранскими сообществами.

Модератор мероприятия, председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова отмечая важность патриотического воспитания сегодня, обратила внимание на основную причину противоречия между западной и русской цивилизациями. Она заключается в борьбе культур, традиций, смыслов жизни, идейных ценностей и предназначения жизни людей. Для того, чтобы осознавать эти процессы Валентина Иванова предложила включить в преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях изучение таких понятий как «цивилизационный подход» в понимании исторических процессов, «суперэтнос», русская и западная цивилизации, их взаимоотношения в исторической ретроспективе и в современный период. «Ребятам надо пояснять, что военная операция России направлена не против наших братьев украинцев, а против неонацизма и агрессии западного мира, который использует Украину в стремлении к глобальному превосходству. Операция направлена против фашиствующих сил, которых породила западная цивилизация», заявила Валентина Иванова.

В целом педагогическое сообщество на панельной дискуссии пришло к единому мнению – для формирования методического обеспечения преподавания истории нужен единый учебник по этой дисциплине, его нужно наполнить не только фактами и анализом современной международной ситуации, но и известными концепциями цивилизационного подхода


Поделиться: