Учитель в социальном векторе села

08 Февраля 2013 год

Всероссийский форум учителей сельских школ «Учитель в социальном векторе развития села», организованный по инициативе всероссийского педагогического собрания, открывшийся 7 февраля в столице России, стал знаковым событием в жизни сельской школы. Форум собрал 827 педагогов из 64 субъектов РФ, была организована работа 8 дискуссионных площадок по самым важным и актуальным для сельской школы проблемам. Среди главных тем: отражение статуса учителя в законе «Об образовании в РФ»; проект «Школьный автобус»; дистанционное обучение; программа «Учительский дом» и многие другие. Модераторами дискуссионных площадок выступили гости и участники форума. Среди них члены Совета Федерации РФ, сотрудники Министерства образования и науки РФ и Министерства сельского хозяйства, представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

По мнению делегатов форума, сегодня, в свете принятия нового закона «Об образовании в РФ» важно рассмотреть пути реализации и возможные способы поддержки сельских малокомплектных школ со стороны государства, чтобы затем с максимальной полнотой реализовывать уже принятую законодательную инициативу.

«Дети и работники должны получать качественное образование вне зависимости от их территориального расположения. Мы сейчас получаем новое оборудование, но все это помещаем в старые стены, - рассказывает учитель малокомплектной школы Архангельской области. – Я считаю, что нам необходимо на федеральном уровне разработать программу строительства  малокомплектных сельских школ, где прописать все критерии необходимые для современного качественного образования детей».

Как выяснилось, затраты в сельской школе на одного ученика в пять раз превосходят уровень затрат на обучение в городе и это неоспоримый факт, который заставляет директоров сельских школ экономить средства и выходить на программы дистанционного обучения. В сельской школе Липецкой области обучается 150 детей, но дистанционное обучение здесь стали экспериментировать два года назад. В школе есть интерактивные доски, ноутбуки и интернет, но не это привлекает ребят. «Школьникам нравится получать знания онлайн, общаясь с педагогом из районной школы через скайп», -  делится опытом директор сельской школы Андрей Коробов. По мнению педагога, у детей появляется мотивация, желание учиться. Пока ребята дистанционно осваивают литературу и МХК. Не все дисциплины, считает эксперт, можно осваивать через онлайн общение.

Помимо методов, программ и  условий обучения волнуют сельских педагогов и вопросы кадрового состава. На сегодняшний день сельские школы испытывают острый недостаток в молодых специалистах. «Все меньше молодежи приезжает в село, причина - отсутствие жилья», - говорит модератор площадки «Учительский дом» на селе: чья это забота?» Татьяна Серебрякова. Для того чтобы этого не было, нужно разработать критерии, по которым учителей можно будет признать нуждающимися в улучшении жилищных условий,  считают педагоги. Кроме того,  участники предлагают провести акцию в поддержку проекта «Учительский дом», чтобы  в этом проекте приняло участие как можно больше учителей, в том числе молодых специалистов, работающих в сельской школе.

«В нашей стране 43 тысячи  сельских школ, в которых обучается более 2/3 российских детей. Однако совестно говорить, что за 10 лет в России закрылась каждая 3 сельская школа. И вот, благодаря такому масштабному форуму, мы впервые за много лет подняли вопросы сельских учителей на всероссийском уровне. Сегодня мы должны кардинально изменить отношение к малокомплектной школе и школьному учителю, мы должны вернуть былую славу нашему образованию и сделать так, чтобы  условия и качество образования в сельских школах не уступало образованию в столице и крупных городах», - подчеркнула в своем выступлении Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.

В пленарном заседании принял участие и Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он ответил на вопросы учителей и заявил, что сельские школы больше закрываться не будут, более того, в 2013 году им будет оказываться дополнительная государственная поддержка.

Итогом форума стала резолюция, в которой учителя изложили основные направления развития школы на селе: среди них развитие сетевого взаимодействия, использование индивидуально-ориентированных технологий, преобразование ряда малочисленных школ в филиалы более крупных, расширение льгот для молодых педагогов, активная реализация программ «Учительский дом» и многое другое. Все, отраженные в резолюции мероприятия  и рекомендации, станут основой для работы Всероссийского педагогического собрания  на 2013 год.

Поделиться: