Роль ВПС в процессе проведения ЕГЭ

15 Ноября 2013 год

    14 ноября 2013г. в здании Государственной Думы РФ состоялся XXIII Пленум Центрального совета Всероссийского педагогического собрания (ВПС). Главным в повестке дня обозначены вопросы: о работе общественных наблюдателей за процедурой проведения ЕГЭ от ВПС; о совершенствовании деятельности ВПС и организации учёта членов ВПС. Пленум проводился в преддверии форума, который состоится 18 ноября 2013г. Основные докладчики:  Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина; Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Ирина Мануйлова, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по образованию.

    Из 76 региональных отделений присутствовали представители 43 субъектов Российской Федерации в количестве 68 человек. После приветствием участников Валентина Иванова открыла пленум докладом, в котором были освещены мероприятия, проведённые по итогам майского съезда, посвящённого системе дополнительного профессионального образования и патриотическому воспитанию, такими как круглый стол в Серпухове: «Каждому российскому ребёнку – отечественные продукты здорового питания», круглый стол в Новосибирске: «Единый учебник – единая страна!», закладка Аллеи памяти героям-панфиловцам в Волоколамске, организация встречи членов ассоциации «Молодые учителя РФ» с Сергеем Железняком, заместителем председателя Государственной Думы ФС РФ и др. Отдельным мероприятием Валентина Николаевна выделила Всероссийскую видеоконференцию «Единый учебник истории глазами школьника», в которой приняло участие свыше 50 регионов, свыше 1700 школ.

     Одной из проблем, поднятой в докладе – роль учителя в качестве общественного наблюдателя при ЕГЭ: «С одной стороны, он может являться лицом, заинтересованным в сдачи ЕГЭ учеником. С другой стороны – кто же, как не учитель, знает всю систему проведения Единого Госэкзамена, в отличие от наблюдателя, который поверхностно знаком с процедурой ЕГЭ. Мы предлагаем разрешить учителям участвовать в процедуре ЕГЭ, скажем, не в своей школе по месту работы, а в других районах». Валентина Иванова подчеркнула: «Всероссийское педагогическое собрание – это зона взаимодействия учителя, школьника и родителя с властью различных уровней».

В ходе доклада были озвучены предложения по оптимизации процедуры сдачи ЕГЭ:

1) Необходимо усовершенствовать институт наблюдателя в части их прав и обязанностей, в т.ч. повысить ответственность наблюдателей;

2) Не допускать проникновения в класс, где проходит сдача экзамена, политических сил, СМИ, которые используют ЕГЭ для его же компрометирования;

3) Необходимо расширить использование видеокамер в процессе сдачи ЕГЭ для дистанционного наблюдения;

4) Выкладывание заданий в интернете для свободного доступа к ним учеников, а также согласование заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) с экспертами для избегания двусмысленной постановки вопроса, искажения фактов и других несостыковок;

5) Необходимо узаконить статус портфолио ученика для его поступления в ВУЗ, а также учитывать при поступлении средний балл аттестата;

6) Сделать для каждого часового пояса России свои варианты Единого Госэкзамена.

7) Уйти от фатальности ЕГЭ. (Например, при провале экзамена, пройти пересдачу не через год, а в ноябре текущего года);

8) Выпустить крупным тиражом монографию «Мифы о ЕГЭ».

     Также Валентина Николаевна подняла вопрос членства в ВПС, и привела статистику: в январе 2012 года – 320 тыс. учителей, в январе 2013 года – 340 тыс. учителей, а в ноябре 2013 года ВПС насчитывал около 348 тыс. учителей. Также в статистических показателях был отражён рост региональных отделений: 74 единицы – в январе 2012 года, и 74 отделений – в январе 2013 года, и столько же на сей момент, т.е. без прироста. Рост числа местных отделений: 967 – в январе 2012 года, 1018 – в январе этого года и 1025 отделений – на данный момент. Стоит ли говорить о стагнации в развитии сети отделений? Так или иначе, Иванова В.Н. призывает к актуализации работы по расширению отделений ВПС, объяснив это необходимостью учёта мнения Всероссийского педагогического совета в органах местной и региональной власти.

     В своем выступлении Сергей Кравцов заявил о недопустимости той ситуации, которая складывается вокруг Единого Государственного экзамена. В качестве примера он привёл письмо выпускницы школы №618 в г.Санкт-Петербург: «Обидно, что я хотела поступать  в выбранный мной ВУЗ, а фальшивые 100-бальники помогли детям, и я не набрала то количество баллов, которое было необходимо», объяснив это тем, что в 2013 году варианты КИМ были выложены в интернете.

    Ирина Викторовна Мануйлова обозначила единственный серьёзный, на её взгляд, шаг вперёд: «Разработка единой системы оценки качества образования на федеральном уровне и использование этого инструмента для оценки уровня работы, в первую очередь, руководителей субъектов федерации и соответственно, других институтов, которые вольно-невольно становятся зависимы от результатов ЕГЭ, тем самым провоцируя коррупцию в проведении экзамена».

    В рамках XXIII Пленума Центрального совета Всероссийского педагогического собрания предлагались на рассмотрение различные методы оптимизации Единого Госэкзамена, государственно-общественного управления в сфере образования, такие как реструктуризация контрольно-измерительных материалов, уделение особого внимания формулировке вопросов, порядку проведения экзамена и др.

    В конце мероприятия Валентина Иванова предложила  сформировать следующие секции ВПС для форума: «Повышения статуса учителя» (зарплаты и пенсии), «Дополнительного образования» и «Попечительских управляющих советов». Также она попросила делегатов утвердить положения о конкурсах, озвученных в подведении итогов Пленума: «Мои инновации и образование», «Наследники Юрия Гагарина» и «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Будем надеяться на успешное проведение образовательного форума 18 ноября и успешно воплощение в жизнь намеченных на Пленуме планов в ближайшей перспективе.

Специальный корреспондент Пётр Язев

Поделиться: