В Москве прошел VIII съезд Всероссийского педагогического собрания

23 Мая 2014 год

21 мая 2014 года в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны (Мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе) состоялся VIII съезд Всероссийского педагогического собрания «Современная школа России: патриотизм, гражданственность, профессионализм». На съезд прибыло более четырехсот делегатов, представляющих большинство регионов России.
В работе съезда приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию И.В Мануйлова, заместитель Директора Департамента информационной и региональной политики Минобрнауки РФ С.Л Тетерина, член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», директор СОШ №2091 г. Москвы Т.А. Пашутина, заместитель председателя Правительства Республики Соха (Якутия), председатель Регионального совета ВПС Ф.В. Габышева, председатель Общественной палаты Ульяновской области, ректор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Т.В. Девяткина, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации С.К.Крикалев, Герой Российской Федерации, полковник запаса Пограничной службы ФСБ России О.П. Хмелев, ответственный секретарь Синодального комитета Русской православной Церкви по взаимодействию с казачеством Иерей Тимофей (Чайкин).
Программой VIII съезда Всероссийского педагогического собрания предусматривалась работа трех дискуссионных площадок: «Патриотическое воспитание школьников: уроки истории и современные вызовы», «О едином минимуме содержания основных общеобразовательных программ и участии педагогической общественности в его разработке», «Социально-экономическая поддержка учителя: опыт, проблемы, пути решения».
В выступлениях участников съезда отмечалось, что важнейшей составной частью  воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма, имеющего огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии  личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
В выступлениях участников съезда отмечалось, что патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения в 90-е годы прошлого столетия сопровождался пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. И как следствие этого, у части молодежи начало проявляться равнодушие к своей родине.
Выступившие на съезде были единодушны: воспитание патриотических чувств учащихся – одна из главных задач нравственного воспитания, решать которую призвана современная школа.
В своем докладе председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского, профессор В.Н. Иванова подчеркнула: «Мы все чаще много говорили о патриотическом воспитании, с каждым годом термин «патриотизм» приобретает все более глубокое значение. Можем ли мы назвать патриотизмом, когда школьник на просьбу принять участие в патриотическом мероприятии, спрашивает «а что мне за это будет»?  Потребительское мышление – бич нашего времени. К сожалению, эта логика проникает и в патриотизм, который никогда не должен стать прибежищем негодяев. Патриотизм – это глубинное мышление, это то, что необходимо прочувствовать глубинами души, то, что основано не только на знаниях, но и на чувствах.
Особенно ярко патриотизм в нашей стране проявился в дни, когда жители Крыма проявили желание войти в состав РФ. Воодушевление граждан России базировалось не на чувстве политической победы и превосходства над другим государством, а, в первую очередь, было связано с поддержкой русскоязычного населения Крыма. «Это и есть настоящий патриотизм, когда поддерживаешь своих, где бы они не находились, - считает председатель ВПС. - Именно с лозунгом «Своих не бросаем», россияне вышли на многотысячные митинги. Этот факт заставляет нас обратить серьезное внимание на наличие «русского мира» и отразить его в образовательном процессе на уроках истории, обществознания и литературы».
В докладе В.Н. Ивановой констатировался возрастающий авторитет Всероссийского педагогического собрания. В июне прошлого года члены ВПС стали участниками движения «Народный фронт – за Россию», и по сей день общественная организация учителей играет особую роль в диалоге между властью и обществом. 17 руководителей региональных отделений ВПС вошли в штаб Народного фронта.
Один из насущных вопросов – необходимость в социальной поддержке учителя. С этим напрямую связано повышение его статуса в обществе. «Мы провели не одно мероприятие по мониторингу сельских школы, обеспечения молодых учителей. Напомню, что нами созданы две ассоциации – учителей сельских школ и молодых учителей», - доложила участникам съезда В.Н. Иванова.
Отдельной площадкой обсуждался единый минимум содержания общего образования. Это обсуждение явилось настоящей общественной экспертизой. ВПС просит Министерство образования и науки РФ не допустить сокращения количества часов русского языка и литературы, считает необходимым установить перечень обязательных для обсуждения предметов, а уроки физической культуры должна проходить без выставления оценок. Участники съезда считают, что в школьный аттестат необходимо вносить сведения об активности ученика в общественной жизни школы, об участии его в различных общественных мероприятиях.
Важным представляется создание Ассоциации родительских комитетов образовательных учреждений России, а также введение обязательной оценки школьников по поведению. Здесь должен быть реализован привычный для народов России лозунг «За воспитание детей отвечаем вместе!».
Делегаты съезда считают необходимым поставить перед всеми ветвями и уровнями власти требование общественности:  не только возродить систему дополнительного образования детей, но и четко сказать: «Нет коммерциализации дополнительного образования детей в России!», а депутатам Государственной Думы РФ предложили выступить с законодательной инициативой «Каждому российскому школьнику — 120 часов в год бесплатного дополнительного образования!».
На съезде прошла церемония награждения медалями ВПС «Народное признание педагогического труда» директора ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Республики Саха (Якутия) Мария Гавриловна Старостина и директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 44 им. Деева В.Н. Лидия Сергеевна Жуковская.
На съезде названы и награждены Дипломами ВПС учителя - лауреаты Всероссийского конкурса ВПС «Мои инновации в образовании».
Дипломы и ценные подарками вручены школьникам - победителям конкурсов ВПС «Наследники Юрия Гагарина» и «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках Отечества».
Пленарное заседание завершилось принятием итоговых документов VIII съезда Всероссийского педагогического собрания.

Говорят участники VIII съезда ВПС

Юрий ЛАТЫШЕВ, народный учитель РФ.
Патриотическое воспитание в школе - сложная тема. Сложна именно тем, что поставлена задача формирования патриотической концепции в стране. А это обязывает нас, учителей, к единству действий. Но для того, чтобы говорить о патриотизме, нам все-таки нужно сделать один акцент. Понятие патриотизма предусматривает любовь к Родине, родному Отечеству. Но, мне кажется, сегодня акцент должен быть на другом – на гордости. Если наши учащиеся начнут гордиться нашей страной, нашим народом, то, вероятно, мы будем ближе к понятию патриотизма. Как это сделать? Каков путь формирования? Вероятно, их множество. Но главная одна: наши учащиеся должны почувствовать свою российскую идентичность, ощутили себя гражданами нашей страны.


Олег Петрович ХМЕЛЕВ, Герой Российской Федерации, полковник запаса Пограничной службы ФСБ России. Анализ событий в мире на постсоветском пространстве за последние двадцать лет, а я имею в виду Югославию, Ирак, Афганистан, Грузию, Египет, Сирию, Украину, показывает, что самосознание нации, духовные и нравственные ценности – это область жесткой информационной агрессии. Другими словами пропагандистской атаки мы становимся свидетелями того, как воздействуют на мировоззрение целых  народов, как навязывают иную систему ценностей.
Мы сейчас уже хорошо понимаем, что искажение национального, исторического, нравственного сознания приводит к катастрофе целых государств, их ослаблению, распаду и в конечном итоге, к братоубийственным войнам. Чтобы увидеть это, ходить далеко не надо – Украина у нас рядом. В период службы в Грузии по линии ОБСЕ я воочию видел воздействие на граждан этой страны. Никогда не думал, что это сработает. Но когда 35 телевизионных каналов в Грузии в течение всего дня показывают Россию, как агрессивного врага, когда смонтированные ролики в духе Гебельса изо дня в день крутят по телевидению, то это сработало. Точно такая же ситуация сейчас наблюдается на Украине. Те же шаблоны, те же ярлыки навешиваются на Россию. Идет информационная война за души наших детей. Нельзя только созерцать это, ничего не делая в ответ.
Как мы воспитаем молодежь, таков и будет ответ: сможем ли мы сберечь Россию. Сможет ли Россия стать современной, перспективной, развивающейся страной, сможет ли сохранить свои идентичность, самобытность, культуру. Во многом ответственность в этом воспитании ложится на семью и школу, на родителей и учителей.
Лидия ЖУКОВСКАЯ, директор гимназии им. Д.В. Деева №44 г. Ульяновска. Школьные традиции являются фактором воспитания гражданственности. Надеется на воздействие лишь слова, мы забываем, что ребенок не вербален, что часто он слушает, но не слышит. Его мироощущение мощно формируется под влиянием таких внешних раздражителей, которые затрагивают его эмоциональную сторону. В этом случае слова уже не нужны. В памяти выпускников остаются не оценки и слова, а действия, в которых они были активными участниками или неравнодушными зрителями. С 60-х годов в образовательной политике приоритет школа отдала воспитанию, потому что воспитанного ребенка легче обучать и подвигнуть на гражданские поступки.
Большую роль в воспитании  в школе играют школьные традиции. Они появляются не за один день и не по приказу директора. Проведенные мероприятия только тогда становятся традициями, когда становятся частью детей.
Значительную роль в социализации детей в советское время играли политинформации, которые и исчезли из жизни школ как средство воспитания патриотов. На информации был навешен ярлык, потому что в лихие 90-е слово «патриот» был поставлен штамп с негативным оттенком. А что получили в итоге? Получили поколение, которое перестало гордиться своей страной, готово покинуть его. Хотя, конечно, дело не в политинформации, а в той действительности со сменой нравственных ценностей, правового беспредела и навязывания россиянам чуждых норм жизни .
Но время построено так, что время разбрасывания камней становится временем осознания их собирания. И, как мне кажется, это время сегодняшнего дня.
Альбина Муратова, специалист организационно-педагогического отдела ТОГИРРО Тюменского областного государственного института развития регионального образования, руководитель поискового движения. К сожалению, поисковые отряды недостаточно поддерживаются государством. Главные проблемы отрядов – финансирование и обеспечение безопасности. Отправляясь в экспедиции с ребятами, мы, руководители, по крохам пересчитываем деньги, ломая голову, как прокормить детей – участников поисковых отрядов. Государство должно все время помнить, что из таких ребят вырастают истинные патриоты. Чтобы не быть голословной, приведу такой пример: из 78 мальчишек, которые были членами моих поисковых отрядов, 73 пошли служить в армию, отказавшись от военных кафедр.  
Непочатый край работы для таких отрядов в муниципалитетах. В каждом городе, в каждом селе есть мемориальные памятники. Я поездила по России, и могу сказать, что в 80% они находятся в незавидном состоянии, а некоторые просто заброшены.
И один единственный день, когда за этими мемориалами ухаживают, - 8 мая, т.е. накануне  Дня Победы. Это очень печальный и прискорбный факт. Опять же ветераны… Все учебные заведения работают с участниками ВОВ, но, к сожалению, вспоминают о них, как правило, всего 3-4 раза в год по праздникам. Нередко только для того, чтобы сфотографироваться и потом эти фотографии приложить к отчету. Нет ничего хуже формализма в этой работе. Это дурной пример ребятам.
Иерей Тимофей (Чайкин), ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Возрождение России как великой державы невозможно без формирования развитого чувства гражданственности, патриотизма, прочных нравственных устоев у всех граждан.
Сегодня такие вечные ценности как гражданственность, патриотизм, любовь и святое отношение к Родине, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, к сожалению, не являются достоянием  для части российской молодежи. Оказалось, что вечные ценности не передаются при рождении, каждое новое поколение должно их выстрадать или получить из рук в руки от предков с любовью, заботой и надеждой. Как точно сказано в Гимне России «предками данная  мудрость народная, славься страна, мы гордимся тобой»!

Поделиться: