Агрообразование в России: опыт и перспективы развития
17 марта 2015 года в Центре социально-консервативной политики Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ имени К. Г. Разумовского Валентина Иванова провела совещание с членами ассоциации «Агрошколы России». Совещание прошло в формате видеоконференции, на связи с московской студией были члены Ассоциации из регионов Центрального федерального округа России, Рязанской, Калужской областей, а также из Омской области, Ставропольского края, Республики Крым и Саха (Якутия).
«Ассоциация «Агрошколы России» - еще молодая организация, однако результаты ее деятельности уже видны. Нам необходимо объединить усилия учителей агрошкол и преподавателей аграрных вузов, необходимо создать модель сетевого взаимодействия, чтобы обмениваться накопленным опытом в сфере аграрного образования», - подчеркнула Валентина Иванова. В Министерстве образования и науки РФ полностью поддерживают инициативы Всероссийского педагогического собрания по развития агрообразования. По словам заместителя директора Департамента Министерства образования и науки РФ Светланы Тетериной, Минсельхозом разработана Стратегия устойчивого развития сельских территорий, которая предполагает развитие социальной сферы, в том числе, образования. Кроме того, Закон РФ об образовании предоставляет многочисленные возможности для развития сельских школ. «Это проект развития региональных систем общего образования. Он включает в себя реконструкцию и ремонт школьных зданий, обустройство школьных территорий, закупку учебного оборудования и школьных автобусов», - сообщила Светлана Тетерина.
Огромную роль в развитии агрообразования играет взаимодействие школ с профильными вузами. По данным начальника отдела образования Министерства сельского хозяйства РФ Сергея Золотарева, 55 аграрных вузов в 50 субъектах России готовят специалистов высшего и среднего звена для отечественного АПК. «Сотрудничество со школами для нас очень важный фактор, потому что Министерство ставит задачу закреплять выпускников вузов в аграрном секторе. А абитуриенты из агрошкол и аграрных классов уже высокомотивированы на учебу и дальнейшую работу в АПК», - подчеркнул Сергей Золотарев.
Своим богатым опытом в организации обучения детей в агрошколе с участниками видеоконференции поделилась директор Татановской школы(Тамбовская область) Ольга Илларионова. Руководитель одной из первых в России агрошкол рассказала о непрерывности агрообразования детей: «Мы начинаем свою работу с детьми еще дошкольного возраста, то есть с 5,5 лет мы приучаем детей к земле, к посильному труду вместе со старшими. В начальной и средней школе ученики уже на опытных участках начинают реализовывать свои исследовательские проекты. Школьники из старших классов тесно сотрудничают с нашими социальными партерами- преподавателями Мичуринского аграрного университета и будущими работодателями из сельскохозяйственных предприятий». Кроме того, Ольга Илларионова сообщила о такой форме обучения в агрошколе, как колледж-классы. Преимущество их состоит в том, что обучение по базовым предметам проводят школьные учителя, а по специализированным – преподаватели техникума. После двух лет обучения школьники проходят 1-ый курс техникума и получают сертификаты и удостоверения, например, на право вождения трактора.
Члены Ассоциации «Агрошколы России» из Омской области подробно рассказали своим коллегам о работе ресурсного центра Люблинского района как базы по социальному проектированию. Школьников привлекает возможность реализации социальных проектов, в том числе в летний период на учебно-опытных участках. Там ученики с успехом выращивают рассаду не только для себя, но и для всего поселения в целом.
В условиях экономических санкций со стороны Запада проявилась необходимость перехода экономики России на импортозамещение. В связи с этим пристальное внимание Правительства России и всех россиян привлекает развитие агропромышленного комплекса. Роль отечественных предприятий сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности возрастает, повышается спрос на высококвалифицированных специалистов АПК.
Многолетнюю историю развития агрообразования имеют педагоги Республики Саха (Якутия). На сегодняшний день в регионе сформированы и успешно работают 79 агрошкол, в которых занимаются 11 тысяч детей. «Эти школы – большая общественная сила, которая способствует не только тому, что на должном уровне осуществляется приток молодых специалистов в агропромышленный комплекс и соответствующее трудовое воспитание подрастающего поколения. Агрошколы получают государственную поддержку в виде увеличенных на 40 % нормативов основных программ. В Якутии есть много направлений сельского хозяйства. Это и оленеводство, и рыболовство, и даже пчеловодство. И по всем этим направлениям мы готовим наших детей», - подчеркнула руководитель отдела общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) Наталья Ситникова.
Директор одной из деревенских школ Рязанской области Вячеслав Антонов поделился не только своими достижениями по развитию агрообразования, но и сообщил о проблемах, с которыми сталкивается педагоги. По его мнению, это, прежде всего, материально-техническое оснащение образовательной организации. Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ) Валентина Иванова сообщила, что Ассоциация «Агрошколы России» будет помогать агрошколам в решении различных вопросов, в том числе и в обмене опытом с коллегами из других регионов. Было принято решение провести Форум агрошкол и обсуждение актуальных вопросов на сайте общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».