II Международный конгресс «Учителя победы - за детство без фашизма!» прошел в московском музее Великой Отечественной войны

23 Апреля 2015 год

Второй Международный конгресс учителей «Учителя победы - за детство без фашизма" Всероссийского педагогического собрания состоялся 22 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
На конгресс, посвященный приближающемуся Дню Победы,  прибыло 935 педагогов и руководителей молодежно-патриотических организаций со своими воспитанниками из 51 региона страны.
Председатель Государственной думы РФ Сергей Нарышкин отметил в приветственном адресе роль учителя в защите исторической правды.
- В год 70-летия Великой Победы мы должны вместе дать отпор попыткам переписывания истории, героизации фашизма, принижения подвига советского народа, - обратился к педагогам Сергей Нарышкин. - И учитель своим словом может многое сделать для этого.
По словам присутствующего на конгрессе Председателя комитета Государственной думы по образованию Вячеслава Никонова, в последнее время появились попытки возложить ответственность за развязывание  Второй мировой войны на Советский Союз наравне с гитлеровской Германией.
- Никакой равной ответственности нет и быть не может. Антикоминтерновский пакт Германии, Японии и Италии ставил планы мирового господства. СССР был единственной страной, которая помогала испанским интернационалистам в борьбе с пришедшими к власти в стране фашистами. Советский Союз был противником мюнхенского сговора, который отдал Чехословакию в руки Германии. СССР выступал за систему европейской коллективной безопасности.
В свете этих событий Всероссийское педагогическое собрание в 2014-2015 годах проводило Всероссийский конкурс «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Его участниками стали свыше двух тысяч человек из 57 субъектов России. Лауреатами конкурса стали 28 человек, пять из них завоевали гран-при конкурса. Все они получили ценные подарки из рук ветеранов, героев России, депутатов Государственной думы.
В число победителей вошла пронзительная работа первоклассника Богдана Серикова из Сергиева-Посада. В видеопрезентации «След Великой Победы в моей семье» Богдан рассказал о том, как его прадед Александр Тютев из старинного военного казачьего рода прошел всю войну.«Если бы Россия не победила фашизм, нас бы вообще не было на свете», – говорит Богдан о своих двух сестрах и брате.
На конгрессе работали четыре дискуссионные площадки. Одна из наиболее популярных плащадок была посвящена теме «Признание всемирно-исторического значения Великой Победы как условия сохранения мира без фашизма».

По итогам конгресса Всероссийского педагогического собрания делегаты поддержали ряд важных проектов, выдвинутых руководством центрального совета Всероссийского педагогического собрания.
Председатель ВПС Валентина Иванова озвучила проект создания единого всероссийского музея на базе школьных музеев Великой Отечественной войны.
-    Этот музей подкрепил бы работу учителя истории, учителя литературы обилием материалов, которые могли бы лечь в историю своего края, поселка, муниципального образования, города, - заявила Валентина Иванова. - Такую ассоциацию мы должны создать!
В качестве председателя было предложено выдвинуть директора московской школы № 1987  Татьяну Май.

Почти тысяча человек собравшихся в этот день в величественном Зале Славы аплодировали ветеранам Великой Отечественной войны.
Генерал 70-й гвардейской шестиорденоносной дивизии 38-й армии Борис Литвин поделился своими воспоминаниями о войне.
- В армию я пришел ровно в 18 лет. Когда началась война, мне шел 19-й год. В армии я 8 месяцев отучился в уфимском пехотном училище. На войне я был младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода. Наша армия освобождала правобережную Украину, Чехословакию и закончила войну в Праге 9 мая 1945 года.
В училище давали хорошие подготовку и зания данные для фронта, что помогло мне на войне командовать своими "дедами", так я считал. Потому что солдаты были в три раза старше меня, в возрасте 40-45 лет. Они мне говорили: «Ты сынок, учи нас с этой машинкой работать», показывая на станковый пулемет Максим, а у нас учись жизни. Они меня слушались очень.

По завершении конгресса казаки Первого казачьего университета возложили цветы к Вечному огню на Поклонной горе. А в небо взмыл каскад белых шаров. Они символизировали 70-летие Победы и ясное небо в нашей стране. Небо - свободное от фашизма.




ОБРАЩЕНИЕ

ВТОРОГО  МЕЖДУНАРОДНОГО   КОНГРЕССА

«УЧИТЕЛЯ  ПОБЕДЫ  – ЗА  ДЕТСТВО  БЕЗ  ФАШИЗМА»

К  РОССИЙСКИМ  УЧИТЕЛЯМ

г. Москва                                                                                   22.04.2015



Уважаемые соотечественники и коллеги!

Дорогие друзья и единомышленники!


Мы, участники Второго Международного конгресса «Учителя Победы – за детство без фашизма» обращаемся к вам накануне торжественного празднования нашей страной 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Укрепление современного российского государства и текущие успехи России по отстаиванию элементов своего величия и могущества вызывают раздражительную реакцию наших политических оппонентов. Историческое неприятие России Западом просматривается в его попытках лишить нашу страну статуса державы-победительницы во Второй мировой войне. Этой цели подчинены установки на поддержку профашистских политических тенденций в отдельных сопредельных с Россией странах. Сегодняшняя миссия российского учителя состоит в активном противодействии тенденциям фашизации образовательной политики в отдельных государствах. Фашизм не пройдет!

В данной ситуации российский учитель обязан встать на защиту исторических смыслов существования нашего народа от проникновения в общественное сознание ложных ценностных установок. Ведь именно учитель выполняет великую и ответственную миссию наделения сознания подрастающего поколения смыслами как основами и целевыми ориентирами человеческой жизни.

Необходимо открыто заявить о том, что победу в Великой Отечественной войне одержал советский народ, мировоззренчески ведомый советским учителем. Именно учитель формирует основы мировоззрения подрастающего поколения, на учителе лежит неизмеримая ответственность за образ мира в сознании личности в качестве патриота и гражданина. Отрадно отметить тот факт, что успехи в социально-экономическом развитии России последних двух десятилетий, а также реализация политической воли российского народа по возвращению Крыма и Севастополя в Россию во многом стали возможны благодаря преданности российских учителей своему высокому призванию, гражданскому долгу и патриотизму.

Участники конгресса считают насущно необходимым для существования страны не только наличие национально-государственного суверенитета, но и суверенитета личности, общества, а также – суверенитета национального духа, который во многом формируется благодаря воспитательным и педагогическим усилиям учителей.

Второй Международный конгресс учителей призывает российское руководство уделять гораздо большее внимание нуждам, интересам и потребностям российского учительства. Российский учитель выступает основным проводником ценностей, которые скрепляют общество, образуя его национальную идентичность.

Мы убеждены в том, что российский учитель будет и впредь выступать носителем идеологических скреп, формирующих патриотически настроенных граждан России, преданных своей Родине!


РЕЗОЛЮЦИЯ

ВТОРОГО  МЕЖДУНАРОДНОГО  КОНГРЕССА

«УЧИТЕЛЯ  ПОБЕДЫ  – ЗА  ДЕТСТВО  БЕЗ  ФАШИЗМА»

г. Москва                                                                                   22.04.2015

В преддверии 70-летней годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне в городе Москве состоялся Второй Международный конгресс учителей «Учителя Победы – за детство без фашизма». Конгресс прошел под эгидой Всероссийского педагогического собрания 22 апреля 2015 года в музее Великой Отечественной войны. На Конгрессе присутствовали 935 делегатов из 51 региона России. Собравшиеся на конгрессе учителя сконцентрировали свое внимание вокруг актуальных проблем текущего политического момента, связанного с попытками фальсификации истории Великой Отечественной войны и с появлением тенденций, нацеленных на реабилитацию фашистской идеологии.

Работа Международного конгресса была развернута на пяти дискуссионных площадках : «Признание всемирно-исторического значения Победы в Великой Отечественной войне как условие сохранения мира без фашизма», «Русский язык и уроки истории как основы формирования российской идентичности и системы духовных ценностей», «Страницы истории казачества : от Великой Отечественной до возвращения Крыма домой», «Учителя России : от великого прошлого к подвигам настоящего».

Участники конгресса отметили, что значимость и ценность Победы 1945 года выражается не только в военно-политическом успехе народов Советского Союза, сумевших отстоять свой суверенитет и независимость. Значение Победы состоит в более значимом факторе обретения духовно-идеологического основания для самоидентификации советских граждан, осознавших собственное величие, вписавших себя в исторический контекст своего героического развития и очертивших контуры своего величественного будущего. Память о Великой Победе живет в сознании наших сограждан, создавая фундамент для идеологического обоснования существования как советского, так и современного российского государства. В этой связи крайне символичным выглядит то, что именно День Победы 9 мая имеет статус главного, государственнообразующего праздника современной России.

Исторический смысл и эпохальное значение Великой Победы 1945 года обретается благодаря наличию в сознании советского народа объединительной идеи – идеологии коммунизма. Кульминацией торжества коммунистической идеи стала победа советского народа в Великой Отечественной войне. При этом Советский Союз одержал победу над альтернативной системой ценностей и мировоззренческих установок, объединяемых в понятии фашизм. В современном мире элементы идеологии фашизма активно используются в политике ряда государств и выступают одним из факторов политического давления на оппонентов. Одной из форм борьбы Запада против современной России выступает инспирирование и поддержка националистических настроений и профашистских политических движений, в частности, в странах Прибалтики и на Украине.

Угроза фашизма, с которой столкнулись и которую триумфально победили наши деды и прадеды 70 лет назад вновь воссоздается в уродливых формах и отравляюще влияет на мировоззренческое формирование подрастающего поколения. Участники конгресса выступили с решительным осуждением попыток реабилитации фашистской идеологии. Присутствующие на конгрессе призвали российское учительское сообщество выступить единым фронтом против проникновения элементов идеологии фашизма в образовательный и воспитательный процесс.

Собравшиеся на конгрессе отметили, что в современном политическом мире ведется борьба не только за настоящее – за территории и ресурсы, но и за прошлое – за историю и ценности. Искажение и фальсификация истории становятся мощным средством воздействия на полях информационных сражений за прошлое. Неудивительно, что самое триумфальное событие в истории нашей страны в ХХ веке – Великая Победа над фашизмом все чаще становится объектом лжи и шельмования. Пересмотру пытаются подвергнуть также причины, ход и результаты Великой Отечественной войны, принизив роль и значение вклада нашего народа в Победу над врагом. Тем самым реализуется попытка лишить нашу страну статуса страны-победительницы во Второй мировой войне. Это неизбежно повлечет за собой пересмотр сложившегося в последние семь десятилетий баланса сил в мировой политике.

В результате Россия рискует утратить статус мировой державы, имеющей военно-политическое и моральное право влиять на характер протекания мировых процессов в ходе отстаивания собственных национальных интересов. Более того, наша страна и российский народ могут лишиться права на существование в качестве субъекта международной политики.Участники конгресса призывают решительным образом пресекать попытки фальсификации истории и выражают готовность идеологически противостоять антисоветским и русофобским установкам части политических элит ряда стран Европы и США.

Участники конгресса заявляют, что Великая Победа советского народа над фашизмом свидетельствует о величии социалистического этапа в развитии нашей страны. В этой связи необходимо кардинально пересмотреть восприятие советского периода отечественной истории, отказавшись от прозападной трактовки этой вехи в истории нашего государства как тоталитарной и античеловеческой. Следует, возвеличивая подвиг советского народа, воздать должное и величию советского государства. Подвиг народа не должен быть отделим и от руководства нашего государства. Аналогичным образом, именно усилия политического и партийного руководства современной России сделали возможными успехи страны в последние полтора десятка лет. Динамичное поступательное социально-экономическое развитие нынешней России обусловили укрепление политического статуса нашего государства. Современная Россия не только отстаивает собственные политические интересы в обстановке жесткой экономической конфронтации со странами Запада, но и предпринимает шаги к политическому оформлению проекта, получившего наименование «Русский мир».

Последнее десятилетие ХХ столетия общественному мнению России навязывалась прозападная, либеральная точка зрения о якобы существующих антагонистических противоречиях между гражданским обществом и государством. Гражданское общество в своем противостоянии с российским государством ассоциировалось со всем позитивным и свободолюбивым, государство же связывалось с неизбежным насилием над правами и свободами человека. Участники Международного конгресса с удовлетворением констатируют то, что в современной российской политике инициатива в формировании общественных настроений перетекает от либерально-прозападных к патриотически-пророссийским институтам гражданского общества. В частности, в лице Всероссийского педагогического собрания делегаты видят пример того, как общественная структура в содружестве с органами государственной власти способствует величию и процветанию нашей Родины.

Данное обстоятельство особенно важно в силу того, что Всероссийское педагогическое собрание, объединяя учительские сообщества всех регионов Российской Федерации, непосредственно влияет на процесс создания новой личности грядущей великой России. Миссия передачи героического опыта наших предков и процесс приобщения подрастающего поколения к идее величия нашего народа ложится на плечи российских учителей. Именно учителя формируют сознание современной молодежи и способствуют мировоззренческой адаптации подрастающего поколения к интересам своей страны и своего народа.

Участники конгресса уделяют особое внимание подвигу казаков на полях Великой Отечественной. Героический военный опыт российского казачества всегда способствовал сохранению суверенитета и независимости нашей Родины, в том числе, в ходе прошлогоднего воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. В данном контексте было особым образом отмечено историческое значение и геополитический смысл воссоединения Крыма и города-героя Севастополя с Россией. Воссоединение России с Крымом особенно ярко выявило стремление общества к возвеличиванию своей страны и выступило катализатором подъема патриотических настроений, в том числе, в среде российских школьников.

Участники второго всероссийского конгресса «Учителя Победы – за детство без фашизм» считают целесообразным :

1. Сформулировать в педагогической среде патриотическую доктрину, в которой патриотизм выступит в качестве базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности.

2. Сформировать в сознании подрастающего поколения чувства гражданственности, расставшись с ориентирами на либеральные установки безродной толерантности и абстрактных прав человека.

3. Прививать подрастающему поколению представление о неизбежности вызовов и угроз, которым обречена противостоять Россия, ярким проявлением которых в прошлом явилась Великая Отечественная война советского народа против нацизма, а в настоящем – рукотворно инициированный Западом военный конфликт в Новороссии.

4. Провести широкое обсуждение возможности формирования единой патриотической концепции в части преподавания истории и литературы, в которой необходимо реабилитировать героический и трудовой подвиг советского народа с отказом от антисоветской концепции «тоталитаризма».

5. Предпринять усилия, связанные с выработкой принципов российской национальной идентичности в качестве ориентира в процессе образовательной и воспитательной деятельности педагога в школе, особенно на уроках русского языка и отечественной истории.

6. Обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину восстановить работу Комиссии при Президенте РФ по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России.

7. Обратиться в Министерство образования и науки с предложением расширить количество заданий в КИМах ГИА и ЕГЭ, связанные с уроками и итогами войны, а также ввести задания на выявление фальсификаций истории Великой Отечественной войны.

8. Обратиться к Министру культуры В.Р. Мединскому – усилить государственную цензуру фильмов и не допускать к показу на территории России кинофильмы, порочащие советских солдат и искажающие ход и итоги Второй мировой войны.

9. Рекомендовать Центральному исполнительному комитету ВПС провести смотр-конкурс среди  учебных организаций среднего и высшего образования по оформлению уголков Победы.

10. Рекомендовать руководителям региональных отделов образования создать уголки и музеи Великой Отечественной войны в каждой школе.

11. Призвать российское учительское сообщество консолидировано противостоять попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, направленной на лишение нашей страны статуса державы-победительницы во Второй мировой войне.

12. Сформировать единую позицию учителей России по противодействию распространения образовательных и воспитательных практик насаждения националистической и профашистской идеологии, которая нацелена, в первую очередь, на сознание подрастающего поколения.

13. Акцентировать внимание учительского сообщества на необходимости реализации интегративного подхода при разработке концепций и концептуальных положений патриотического и гражданского воспитания кадетов и казаков в направлении обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

14. Активизировать работу по созданию военно-патриотических клубов, организации информационно-обучающих семинаров для педагогических работников и формированию опорных центров по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи в структуре кадетских и казачьих кадетских корпусов.

15. Проводить совместные мероприятия кадетских корпусов и казачьих образовательных организаций по поиску, восстановлению и поддержанию в надлежащем состоянии казачьих захоронений и памятников казачьей славы.

16. Хранить, развивать и преумножать отечественные духовно-нравственные, патриотические и культурно-исторические традиции казачества.

17. Продолжить практику проведения в регионах информационно-обучающих семинаров для педагогических работников кадетских корпусов и казачьих образовательных организаций по вопросам патриотического и гражданского воспитания обучающихся.

18. Обобщить и систематизировать инновационный опыт работы общеобразовательных школ, кадетских и казачьих кадетских корпусов в использовании русского языка в системе гражданского воспитания и духовно-нравственного развития личности.

19. Внести вопросы о казачьей славе в годы Великой Отечественной войны в структуру учебника «История казачества», создать виртуальный музей казачества и портал «Казаки в Великой Отечественной войне».

20. Учредить Ассоциацию школьных музеев Великой Отечественной войны и создать единый портал школьных музеев России, посвященных героическому подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

21. Создать постоянно действующий Координационный совет молодежных, казачьих и патриотических объединений.


Поделиться: