Интервью председателя Хабаровского регионального совета ВПС, члена центрального совета Всероссийского педагогического собрания Валерия Александровича Лысунца общественно-политической газете «Тихоокеанская звезда»

04 Апреля 2018 год

ТО, ЧТО ЛЮДИ ПОЮТ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Валерий Лысунец: Память об историческом прошлом нужно поддерживать, передавать следующим поколениям.

– Считаю себя счастливым человеком. Может, потому, что так много встретил на пути талантливых, понимающих учителей, дело которых продолжаю, – улыбается Валерий Лысунец, народный учитель России, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», лауреат премии имени Якова Дьяченко, победитель конкурса «Лучший учитель России» в рамках национального проекта «Образование». В этом году он отмечает 45-летие профессиональной жизни. Опыта, который накопился за несколько десятилетий у педагога Валерия Александровича, хватило бы не на одного учителя. Очень ярко и многогранно он проявил себя в совершенно разных направлениях.

Если в душе звучит музыка:

«И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди», – такие песни когда-то, еще в начале 1970-х, Валерий Лысунец, будучи молодым дирижером-хоровиком, разучивал с детворой в Доме пионеров Краснофлотского района города Хабаровска.

«Я, ты, он, она – вместе целая страна!» – звучали в их исполнении и популярные эстрадные песни. А еще в репертуаре были песни народные, плясовые. Концерты коллектива Валерия Лысунца не просто запоминались, а долгие годы поддерживали в Хабаровске целый пласт богатейшей хоровой культуры.

Любовь к музыке Валерий Александрович несёт в своей душе всю жизнь. Когда стал учителем истории, географии, занялся краеведением, много раз обращался к ней на своих занятиях. Музыка и сейчас помогает ему открывать детские сердца, проникать в саму суть любой темы, за какую бы ни брался педагог.

– Как говорить о блокадном Ленинграде без Седьмой симфонии Шостаковича? – удивляется он. – Или, например, без песни «Там, где ты стоишь сейчас, там и поле Куликово»?

Подобных творческих находок у одаренного педагога не десятки – сотни. Стоит ли удивляться, что детвора, которая сегодня, как говорят, с головой погружена во всякие гаджеты, не жалея времени, после занятий в хабаровской школе № 12 прибегает в кабинет Валерия Александровича. «С ним интересно!» – объясняют школьники.

Серьёзное дело начинается с игры:

– Как привить детям любовь к родному краю? Вложить мысль о том, что нужно знать, сохранять и помнить его историческое прошлое? Для этого и подбираю такой материал, чтобы был как конфетка, которую развернул и… все ахнули! – делится секретами мастерства Валерий Лысунец. – Вот вы, например, знаете, есть ли название у привокзальной площади в Хабаровске? Это единственная площадь в стране, которая носит имя Ерофея Павловича Хабарова. А помните, в какой руке он держит папаху? Ни в какой – она у него на голове!

Вот так живо и увлекательно проводит он занятия по краеведению. Так оживают образы прошлого, воссоздается картина былого. Перед глазами из небытия возникают лица людей, племена которых населяли когда-то территорию Хабаровского края.

Около десяти лет назад Валерий Лысунец пришел работать в городской центр детского творчества «Гармония». Здесь он разработал целую систему об историческом наследии Хабаровской земли. Кстати, под таким же названием вышла одна из его книг, ставшая в 2014 году лауреатом всероссийского исторического конкурса.
Вместе с детьми Валерий Александрович исследовал прошлое Хабаровского края до середины XIX века, то есть еще до появления здесь генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Николаевича Муравьева (с 1858 года – Н. Н. Муравьёв-Амурский). Многие открытия сделаны в архивах, походах, во время туристических слетов. Быт, одежда, фольклор – детям всё интересно.
– Память об историческом прошлом не разрушить. Она в людях сильна, – уверяет краевед. – Но ее нужно поддерживать, передавать следующим поколениям.
Кстати, именно за краеведческую работу Валерий Александрович в 2002 году стал лауреатом премии имени Якова Дьяченко. Уникальные документы, которые он нашел в читинском архиве о первостроителе Хабаровска, легли в основу двух интереснейших книг – «Под грифом архива» и «Дальневосточные версты капитана Дьяченко». Школьникам, которые их листают, открываются любопытные факты.
Яркие личности, образы которых давно запечатлены в бронзе, на уроках краеведа Валерия Лысунца будто оживают. Их фотографии, письма, подробности биографий открываются детям по-новому – очень понятно и поэтому так интересно. И как после этого не пойти на экскурсию, скажем, в Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова или в Музей истории города Хабаровска?

А слабо создать детский музейный центр? И такая была идея. В самом деле, мало ли интересных находок делают юные краеведы!

– У меня 14 угольных утюгов! Совершенно разные – ни одного похожего, – делится народный учитель. – И самовары есть. Где-то школьники нашли бронзовые барельефы с изображением Ленина и Сталина. В общем, натаскали в мой кабинет всякой всячины. Разбирать ее школьникам – одно удовольствие. С историей экспонатов нам помог краевой музей, а с архивными документами – Государственный архив Хабаровского края.


На краеведческих конференциях ученики Валерия Лысунца много раз побеждали и выходили в призёры.

– Но разве в бумажке дело? В грамоте? – не устаёт повторять педагог. – Важно, что ребенок вышел, поделился своим открытием, встретил единомышленников. Интересно жить – вот что важно!


«Гран-при имени Лысунца»:

Еще одной яркой главой в краеведческой работе Валерия Александровича стали познавательные экскурсии по Хабаровску, которые его ученики за вознаграждение проводят сами во время летних каникул для жителей и гостей краевого центра.
Хотите узнать четыре судьбы железнодорожного вокзала? Закажите такую экскурсию старшеклассникам школы № 12. Расскажут они и о самых интересных местах города, таких как утес, площадь имени Ленина и Славы. Но, пожалуй, самая популярная экскурсия – на городские пруды.

– А вы знаете их историю? – на всякий случай уточняет Валерий Александрович. – Еще в 1913 году в 300-летие династии Романовых в Хабаровске проходила Приамурская выставка. Вот тогда и была предложена так называемая запруда. Побывать на экскурсиях можно начиная с июня, обратившись в штаб отряда летнего лагеря. Кстати, действует он шестой год. За это время даже Гран-при получил. В городском отделе молодежи специалисты шутят: «Гран-при имени Лысунца!»

Так просто быть добрым:

В школе № 12, где Валерий Александрович преподает ученикам четвертых–девятых классов историю отечества и географию, а также экономику десятиклассникам, он пошел еще дальше! Создал самую настоящую тимуровскую команду. У них и девизы свои есть: «Так просто быть добрым», «Делать добро вместе».

А делают они очень многое, потому что берутся за всё, на что откликаются сердца. Вот и выходит целый калейдоскоп хороших поступков, которые наверняка бы одобрил Аркадий Гайдар. У тимуровцев даже дневник есть – один на всех. В нём они рассказывают о разных событиях и прилагают фотографии, точнее – целые фоторепортажи. Каждое лето у них проходит ярко, запоминается надолго.

– В прошлом учебном году наша программа «Тимуровец» заняла 25-е место из 178 на Всероссийском конкурсе воспитательных программ, –  говорит Валерий Лысунец. – Ведь где мы только не бываем! Дружим с хабаровской школой-интернатом № 4. Вместе с её воспитанниками отмечаем все самые важные даты и события. 80 лет мультфильму? Значит, выходим рисовать на асфальте мульт-героев. И призы готовим за лучшие рисунки. В День пионерии у нас галстуки наготове. Акция «Чистый двор» стала уже традиционной. И цветы к монументам нередко возлагаем. Например, каждый год 6 июня собираемся у памятника Александру Пушкину возле Педагогического института Тихоокеанского государственного университета.

– А это, – Валерий Александрович перелистывает очередную страницу тимуровского дневника, – особая дата – 22 июня. Мы целый концерт для ветеранов войны и труда подготовили у мемориала «Вечного огня» на площади Славы. Знаете, как читает стихи наш семиклассник Виктор Бартюк? Заплачете! А как песни наши школьники инсценируют? Это собранные, подготовленные ребята. Как я люблю их!

Еще одной яркой страницей жизни отряда стали разнообразные поездки. Среди них уже появились традиционные. Каждое лето смена выезжает в приморские бухты по программе оздоровительно-познавательного туризма. И сколько же открытий дети делают во время таких путешествий! Теперь они знают, почему, например, бухта Врангеля так называется. А еще, что Чертов утес – не что иное, как осколок вулкана, а в озере Песчаное растут челимы – водяные орехи, которые любят чистую воду.

Воспитанников Валерия Александровича по праву можно назвать туристами. Они привычно ходят в походы, с радостью отправляются в путешествия. Побывали они и на Камчатке, и в санатории «Кульдур». В общем, активно познают мир.

«Учитель просто обязан быть разносторонним!» – такого девиза придерживается Валерий Александрович, личным примером призывая школьников расширять кругозор, красиво излагать свои мысли, уметь делать выводы. И краеведение им в этом только в помощь.

Источник: https://toz.su/newspaper/klassnaya_rabota/to_chto_lyudi_poyut_po_doroge_domoy2/?sphrase_id=56964

Поделиться: