Делегация Всероссийского педагогического собрания приняла участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации»

10 Апреля 2018 год

5 апреля 2018 года в стенах Совета Федерации прошли парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации».

Почетными гостями и спикерами слушаний стали: первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Васильевич Фёдоров, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Фёдоровна Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Павлович Щетинин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Николаевич Смолин, заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина.

В состав делегации Всероссийского педагогического собрания вошли пять представителей. По традиции делегацию возглавила председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента Российской Федерации В. В. Путина Валентина Николаевна Иванова вместе с сопредседателем Ассоциации молодых учителей России, победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России- 2014», директор Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» Денисом Игоревичем Рочевым; директором МАОУ «Татановская СОШ», председателем ассоциации «Агрошколы России», членом центрального совета Всероссийского педагогического собрания Ольгой Петровной Илларионовой; председателем Псковского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, первым заместителем губернатора Псковской области Верой Васильевной Емельяновой и исполнительным директором Всероссийского педагогического собрания Ирина Викторовна Лупина.

В мероприятии приняли участие более 130 учителей, руководителей органов государственной власти из пятидесяти одного субъекта РФ.

С вступительным словом на слушаниях выступил первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Васильевич Федоров.

«Более трети российских школьников учится в сельских школах. Поэтому для Совета Федерации, наших профильных комитетов вопросы развития образования на селе являются одними из приоритетных», – заявил Н. В. Фёдоров.

Он напомнил, что в конце января в Совете Федерации состоялись VI Рождественские парламентские встречи с участием Председателя Совета Федерации и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси «Нравственные ценности и будущее человечества». В рамках встреч Комитет по образованию провел круглый стол «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования». Особое внимание было уделено воспитательной работе в школе и в семье.

Н. В. Федоров отметил, что при подготовке к сегодняшним слушаниям были еще раз внимательно изучены документы Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России», который проходил в сентябре 2016 года в Чебоксарах. «В итоговой резолюции подчеркивалось, что в центре общественной жизни села находится учитель. Его статус, роль и социальное самочувствие – в числе основополагающих ресурсов развития страны», – сказал сенатор.

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Фёдоровна Драгункина обратила внимание на то, что сельская школа – центр не только образования, но и культурной, спортивной, патриотической жизни села, центр общения.


«Нет школы – нет села, потому что некому будет в нём жить и работать. Поэтому вопросы всесторонней поддержки и развития села неразрывны с вопросами поддержки сельской школы», – сказала парламентарий.

Она сообщила, что в настоящее время формируется план реализации стартовавшего Десятилетия детства, объявленного Указом Главы государства, и призвала участников слушаний направить конкретные предложения в этот важный документ.

Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Павлович Щетинин продолжил тему, затронув вопросы финансирования труда сельских учителей, строительства и капитального ремонта школ на селе.

«Не будет сельской школы – не будет российского села. Задача в том, чтобы сельский житель, получив высшее образование в городе, хотел вернуться в сельскую местность и продолжить там работу», – отметил сенатор.

Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Татьяна Юрьевна Синюгина рассказала о деятельности министерства по вопросам поддержки и развития сельских школ, включая малокомплектные. Она затронула вопросы кадровой, технической, транспортной оснащенности сельских школ, формирования в них информационной образовательной среды, повышения престижа и роли сельского учителя, дополнительных возможностей поддержки талантливых учеников.

«В сельской школе, как и в городской, должны быть созданы современные условия для получения качественного образования. Вне зависимости от того, что школа маленькая, малочисленная, качество образования в ней должно быть соответствующим», – подчеркнула Т. Ю. Синюгина.

Учитель Аликовской средней общеобразовательной школы Чувашской республики Эдикт Константинович Волков проинформировал о проделанной работе по итогам III Всероссийского съезда учителей сельских школ «Учитель сельской школы в векторе развития России», состоявшегося в сентябре 2016 года в Чебоксарах.

Сопредседатель Ассоциации молодых учителей России, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014», директор Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» Денис Игоревич Рочев рассказал о формах и методах работы развития творчества одаренных детей и юношества   на примере центра «Интеллект». Также в своем выступлении, Д.И. Рочев продемонстрировал положительную работу Ассоциации молодых учителей России, увеличился приток молодых учителей из регионов России в Ассоциацию почти три раза. По завершении своего выступления Д. И. Рочев пригласил парламентариев принять участие в работе ежегодного Тихвинского форума молодых учителей России.

По итогам парламентских слушаний за основу приняты рекомендации. В частности, Совету Федерации совместно с Государственной Думой предложено продолжить работу по принятию проекта федерального закона о трудовом воспитании. Правительству Российской Федерации, среди прочего, – рассмотреть возможность дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, а также оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании сети образовательных центров выявления и поддержки талантливых и одаренных детей. Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендовано, в том числе, продолжить реализацию проекта «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом». Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано также поддерживать шефскую работу агропредприятий над сельскими общеобразовательными организациями.

В заключение парламентских слушаний всем учителям сельских школ были подарены книги о Москве и памятные сувениры на память.

Поделиться: