Колонка экспертов
Образование: опыт Ленинградской области
Корр: Сергей Валентинович, Второй Тихвинский форум молодых педагогов «Учитель будущего» прошел 9 июня в городе Тихвине, Ленинградская область. На этом форуме Ленинградская область представила свой опыт в развитии системы образования и разных форм поддержки педагогов. Расскажите подробнее о направлениях развития системы образования у вас в регионе.
С. В.: Смыслом работы системы образования Ленинградской области является прежде всего повышение качества жизни человека. Для нас это, конечно, основной приоритет. И без качественного образования достичь этого приоритета невозможно. Достижения высокого качества возможны только при наличии квалифицированных и высокомотивированных педагогов и руководителей. В системе образования Ленинградской области работа по развитию кадрового потенциала ведётся по трем основным направлениям.
Первое направление – привлечение в систему образования молодых педагогов. Это направление для нас чрезвычайно важно, потому что мы понимаем, что в системе образования должны трудиться, дополняя друг друга, педагоги разных поколений. И опытные педагоги, прошедшие значительный жизненный и профессиональный путь, и педагоги среднего возраста, и, конечно же, молодые педагоги. Только вот такой педагогический ансамбль сможет добиваться высоких результатов.
Несколько лет назад мы отметили, что в систему образования нашего региона был недостаточный приток молодых специалистов, и мы видели, что происходило старение педагогов Ленинградской области. Для того, чтобы решить эту проблему, был реализован целый комплекс мер. Это, прежде всего, меры социальной поддержки молодых педагогов. Было организовано целевое обучение по педагогическим специальностями. В этом направлении мы очень серьезно работаем с нашим областным университетом имени Пушкина. И я думаю, что потенциал именно целевой работы сегодня в Ленинградской области, да и в целом в России, еще пока не реализован в полном объеме, хотя направление очень интересное. Мне кажется, что целевой прием – это хорошая альтернатива распределению, о котором сегодня так много говорят.
И еще одно направление – это внедрение системы педагогического наставничества и вовлечение молодых педагогов в сетевые профессиональные сообщества. У нас есть лаборатория наставничества в Институте развития образования.
Корр : Сергей Валентинович, расскажите о механизмах мотивации педагогов? Что они из себя представляют и есть ли результаты у вас в регионе?
С. В.: Еще одно направление - внедрение новых механизмов мотивации. С этой целью у нас в регионе осуществляется модернизация системы дополнительного профессионального образования, ведется подготовка к внедрению профессионального стандарта педагога. Мы очень серьезно и глубоко стараемся обсудить профессиональный стандарт педагога, чтобы каждый учитель увидел свое место в этой работе, увидел значение этой работы и понял для себя, что профессиональный стандарт – это не то, что спущено сверху и необходимо реализовывать. Профессиональный стандарт – это, прежде всего, жизненная необходимость для современной системы образования.
У нас в регионе проведен переход на эффективный контракт. Это очень серьезная кропотливая работа, чтобы каждый педагог и руководитель смог увидеть возможности для развития своего профессионализма и качества работы. Кроме того, проводится повышение заработной платы, проводится совершенствование системы аттестации педагогов. Все эти основные пути были определены на Ленинградском областном педагогическом форуме, который состоялся 17 апреля 2014 года в Президентской библиотеке.
Корр: Как вы считаете, популярна ли в Ленинградской области среди молодежи профессия педагога? И что делает руководство, чтобы повысить престиж профессии?
С. В.: Это, наверное, одно из самых основных направлений нашей работы. Оно включает в себя совершенствование системы конкурсов профессионального мастерства, создание Ассоциации молодых учителей, организацию деятельности клуба «Учитель года Ленинградской области». Например, клуб представляет собой объединение творческих людей, в рамках которого происходит генерация интересных идей и обмен профессиональным и личным опытом. Я сам с удовольствием стараюсь бывать на заседаниях этого клуба. Это действительно очень интересно, там происходят живые обсуждения, находятся и решения многих вопросов. И оттуда, из клуба, поступают те предложения, которые мы потом реализуем в системе образования Ленинградской области.
Проведение такой объемной работы обеспечило достижение целого ряда показателей. Эти показатели количественные, но они в конечном итоге, в системе дают качественный прирост в работе системы образования нашего региона. В частности, увеличилась доля учителей в возрасте до 30 лет – до 20%, в 2011 году было всего лишь 11%. Увеличилась доля педагогов со стажем работы до 10 лет – до 32%, в 2011 году было 20%. До 98% увеличилась доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, в 2011 году – 82%. Одним из красноречивых доказательств повышения привлекательности профессии учителя стало увеличение количества выпускников, поступающих по целевому приему в вузы на педагогические специальности, – до 525 человек в год.
Корр: Сергей Валентинович, судя по цифрам статистики, позитивные тенденции в системе образования Ленинградской области налицо. И все же, какие проблемы Вы отмечаете в регионе?
С.В.: Профессионализм и творческий поиск позволили педагогам Ленинградской области в минувшем году достичь высоких результатов на всероссийском уровне, что было отмечено губернатором Ленинградской области. Несмотря на эти достижения, перед системой образования стоит ряд серьезных задач и проблем. Я бы хотел отметить подготовку учителей для работы в малокомплектной школе, отдаленной сельской школе. Для нас это действительно проблемное направление, это та задача, которую мы должны решить. У нас на сегодня в регионе 41 малокомплектная школа, из них 25 – отделенные. Надо отметить, что за последние годы мы не закрыли в Ленинградской области ни одной малокомплектной школы. И в нашем субъекте федерации не планируется закрытие таких школ. Поэтому мы должны готовить специалистов для работы именно в этих образовательных организациях.
Конечно же, проблемой или задачей является профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагога . Мы постоянно сталкиваемся с такими рисками в нашей деятельности. Кроме того, необходимо сопровождение педагогов по вопросам разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношении с родителями. Опытные педагоги говорят, что найти контакт с учениками – это полдела. А вот найти контакт с родителями, организовать взаимодействие, сделать родителей своими единомышленниками – это самая главная на сегодня задача педагога. Тогда вопросы воспитания и обучения будут решаться более успешно. Также сегодня можно выделить ряд стратегических направлений развития кадрового потенциала. Необходимо создавать инновационные формы повышения квалификации учителей с учетом внедрения профессионального стандарта педагога. Например, мы реализуем инновационный проект Всероссийской академии образования, посвященный психологической безопасности в образовательной среде. В рамках этого проекта не только проходят исследования, но и осуществляется повышение квалификации учителя: мы подключаем педагогов к творческой инновационной деятельности, и сама эта деятельность уже становится для них мощным фактором повышения квалификации. В число стратегических направлений входит также совершенствование системы оценки качества деятельности, качества результатов педагогов, формирование кадрового резерва и организация профессиональной подготовки учителей, в том числе учителей в сельских малокомплектных школах.
Какой он, современный учитель?
Изменения, происходящие в стране, в обществе, предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос.
Это человек, способный создавать условия для развития способностей обучающихся, повышать мотивацию к изучению предметов.
Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Современный учитель – это профессионал, мастерство которого определяется его профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель воспитает успешного ученика. Как же сделать так, чтобы в школах появились успешные учителя?
Над этим вопросом я размышлял в самолете Санкт-Петербург – Симферополь. Я никогда не был в Крыму и поэтому с нетерпением ждал встречи с крымскими коллегами. Какие они, новые российские учителя? Я ехал с ощущением того, что нам обязательно будет интересно вместе, и я не ошибся. Это учителя, которым сейчас вдвойне сложнее работать – привыкать к новым требованиям и новым стандартам, но вместе с тем я увидел, что им вдвойне интереснее работать. Они молоды, активны и открыты для всего нового.
Сама тема Всероссийского форума молодых учителей в республике Крым - «Молодой учитель в социальном векторе региона» - обещала интересные дискуссии и общение с коллегами. В региональном институте повышения квалификации собрались педагоги из всех уголков полуострова. Я был приглашен модерировать дискуссионную площадку по теме «ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: ВЗГЛЯД МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА». Мне было важно услышать молодое поколение учителей Крыма и обсудить с ними следующие вопросы:
- Как привлечь в школы потенциально успешных учителей – способы повышения социальной привлекательности педагога
- как воспитать успешного учителя – процесс профессионального роста в социально-педагогическое пространство
- как помочь профессионалу совершенствовать профессиональные компетенции в контексте внедрения новых ФГОС.
Меня очень порадовало, что ребята прибыли на Форум с интересными идеями и выступлениями. Приехали не просто формально выступить, как это часто бывает, а с желанием включиться в работу Всероссийского педагогического собрания и Ассоциации молодых учителей России.
На пленарном заседании Валентина Николаевна Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания, попросила еще раз задуматься, насколько важна роль учителя именно сегодня, когда необходимо воспитать образованного и сильного гражданина России. Чтобы воспитать такого ученика, молодому учителю необходимо самому овладеть современными образовательными технологиями. Лучший способ сделать это – профессиональное общение и обмен опытом в рамках Ассоциации молодых учителей России. Для успешной интеграции молодых учителей Крыма в российское образовательное поле было предложено создать Ассоциацию молодых учителей Севастополя под руководством Ермолаева Дмитрия Николаевича и Ассоциацию молодых учителей республики Крым под руководством Пшеничной Галины Игоревны. Ребята уже в ближайшее время пообещали разработать Положение об ассоциации в своих регионах и включиться в обсуждение Стандарта по поддержке молодых учителей России.
Хочется пожелать ребятам успехов и вдохновения, сил и желания делать общее дело – вместе формировать образовательную политику России.
Реализация ФГОС второго поколения, или какой учитель нужен школе?
Как стремительно бежит время. Человечество живёт в непрерывно меняющемся мире. Конец XX–начало XXI века – период глобальных изменений в развитии научно-технического прогресса. Человечество не всегда успевает шагать в ногу с научными достижениями. Вчерашнее изобретение компьютерной техники сегодня уже никого не удивляет. Более того, уже более десятка лет находятся на свалке те компьютеры, которые были чудом XX столетия. Сегодня многие школы, учебные заведения, научно-исследовательские институты оснащены такой техникой и имеют такие возможности, о которых прежде никто и не мечтал Как же угнаться за этим непрерывным движением современному учителю? Как и чему учить детей в современной школе?
Ещё вчера учитель и стабильный учебник плюс дополнительная литература были главными источниками знаний. Их слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Большинство учителей прежней, советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. Были и такие казусы, когда учитель говорил ученику: «Что ты там придумываешь, говори так, как написано в учебнике». Конечно, есть учебный материал, который требует простого запоминания, чтобы в дальнейшем при твёрдой памяти использовать его в практической работе. Ну что, к примеру, можно придумать нового в таблице умножения? Её просто-напросто следует запомнить раз и навсегда, на всю жизнь. Ни убавить, ни добавить. И такого материала немало практически во всех предметах школьной программы. Некоторые учителя в процессе приращения знаний учащихся включали в урочную деятельность диспуты, конференции, доклады школьников по определённой тематике, круглые столы, логические задания, проблемные вопросы. Так происходил переход от репродуктивного метода к продуктивной деятельности учащихся. Иногда, как теперь говорят, продвинутые учителя, то есть мастера педагогического труда, вместе со школьниками делали творческие работы, обучая их навыкам самостоятельного добывания знаний. Это уже был совершенно иной подход в обучении школьников. Уйти от традиционных форм и методов обучения, научить ученика самостоятельно добывать и приращивать знания для того, чтобы это помогало бы ему в дальнейшем, – такую задачу ставили перед собой передовики педагогического труда.
Помимо обучения у советской школы была ещё одна миссия – воспитание подрастающего поколения в духе «коммунистического завтра». Это был заказ государства, партии и народа. Нужны были люди, преданные своей Родине, которые думают прежде о Родине, а потом о себе. Не буду цитировать «Моральный кодекс строителя коммунизма» - это были своего рода заповеди «коммунистической библии». Убеждён, если бы мы по ним жили сегодня, у нас бы не было сверхбогатых олигархов и множества живущих за чертой бедности. А слово «бомж» наши дети искали бы в словаре Ожегова, но так бы его и не нашли. Такого позорного явления при С.И.Ожегове (1900–1964) в СССР не было.
С воспитательной функцией советская школа, как и в целом система образования от детсада до вуза и дальше в жизни, справлялась значительно лучше, чем теперь.
Но это было в прошлом. Наше прошлое можно критиковать, и есть за что. О нём можно ностальгически вспоминать и не стоит этого бояться, тем более стыдиться. Его можно отвергать, что и делают некоторые нынешние политики. А можно и нужно тщательно изучать и, выражаясь хлеборобским языком, отсортировывать. В сортировочном «сите» должны оставаться те зёрна, в отличие от плевел, что можно и сегодня сеять на почву подрастающего поколения.
Готов ли наш современный учитель ответить на вызов времени? Сможет ли он, оставаясь один на один с проблемами, которые ему ежедневно подбрасывают и те, кто им руководит, и те, кто над ним стоит, успешно выполнять свою миссию: подготовить выпускника, способного не просто выживать, а жить нормально и успешно не только сегодня, но и завтра? Не хотелось ошибиться, но, боюсь, значительная часть нынешних учителей не готова. И не их это вина. Их просто к работе в современных условиях, а тем более на завтра, не готовят нынешние педагогические техникумы, училища и вузы. По стране значительная доля бывших государственных педагогических институтов превратилась в классические университеты, как стало и с нашим Белгородским государственным педагогическим институтом имени Ольминского. В своё время он давал хорошо подготовленные кадры для работы в советской школе. Я же учился в Воронежском государственном педагогическом институте и до сих пор благодарен профессорско-преподавательскому составу исторического факультета за подготовку меня как учителя истории и обществознания. Следует заметить, что в те добрые времена поступить в педвуз было не совсем просто. Во-первых, был серьёзный конкурсный отбор. На разных факультетах от 3-4 до 5-7 человек на место. Требовалась характеристика-рекомендация из школы, а значит, школа определяла склонность к педагогической профессии, выявленную в вожатской работе в подшефном классе. Про платное обучение никто и в мыслях не держал. Его просто не было. Оценка только за знания, хоть до десятого пота. За неуспеваемость – отчисление с любого курса. Двоих моих однокурсников не допустили до сдачи госэкзаменов. Во время сдачи экзамена у преподавателя на столе были только цветы, принесённые из домашнего палисадника. Практика будущих педагогов в школах проходила по полной программе ежегодно, начиная с первого курса вожатыми в пионерских лагерях. Особое внимание уделялось методике преподавания, педагогике и психологии. С переименованием пединститутов в университеты и их реорганизацией многое изменилось в программе и системе подготовки учительских кадров. Хочу особо подчеркнуть смысловое значение слова «учительских». Диплом об окончании педвуза или университета можно получить. А вот учителем быть дано не каждому.
Значительные изменения в сторону ухудшения подготовки педагогических кадров произошло с введением в школах ЕГЭ и с появлением коммерческих мест на факультетах в педвузах. Кроме того, низкая зарплата учителей в конце XX–начале XXI веков значительно снизила престиж педагогической профессии. Доступ к получению диплома о высшем образовании и особенно педагогическом стал более свободным. Конкурс из разряда способных и подготовленных абитуриентов постепенно , но надёжно перерос в конкурс родительских кошельков. А они бьются из последних сил, чтобы набить этот кошелёк проходным баллом, а что голова пуста у его родного чада – это родителя не особенно волнует. Кто придумал изречение: «если нет другой дороги, подавайся в педагоги», я не знаю. Но точно знаю, что в педагоги подались далеко не самые лучшие и способные к педагогике выпускники. Без особого напряжения и знаний, обучаясь в школе, они и в вузе не особенно тратят энергию на приобретение необходимых знаний и умений для педагогической деятельности.
«Серый» ученик, «серый» студент, «серый» учитель. Круг замкнулся. Нет, конечно же, есть талантливые ученики и студенты, мечтающие об учительской профессии. Но это сегодня скорее исключение, чем правило. Мне не раз приходилось бывать на различного рода соревнованиях, конференциях и съездах, где мои коллеги-директора бьют тревогу из-за серьёзных проблем подготовки педагогических кадров. Но даже и те, кто получил диплом педагога, далеко не все рвутся в школу. А потому у нас по всей стране ощущается дефицит учителей по различным предметам. В нашей области принимаются серьёзные меры в подготовке педагогических кадров. Хорошо, что образован Департамент образования без всяких приложений. Это позволит сосредоточиться на узком направлении деятельности управленцев, а значит, будет уделено больше внимания качеству работы в системе образования. Полностью поддерживаю решение выделить Педагогический институт в самостоятельную структурную единицу Белгородского университета. Есть надежда, что там произойдут кардинальные перемены подготовки педагогических кадров с учётом нынешнего и будущего времени. Школа тоже не должна остаться в стороне, ибо будущие учителя должны в определённой степени готовиться со школьной скамьи. Наиболее талантливые, пытливые, склонные к исследовательской деятельности, жаждущие познания, коммуникабельные и мечтающие о педагогической профессии должны быть объединены в педагогический отряд или класс. А может, это будет Клуб будущих учителей или вожатское братство. Форма тут не столь важна, важно подбирать таких детей, работать с ними и готовить их к поступлению в пединститут. Очень своевременно принято Правительством Постановление области о порядке целевой подготовки дефицитных кадров. Думаю, что это серьёзно повлияет на качество подготовки будущих учителей и закрепление их на местах работы.
С карандашом в руках перечитал проект профессионального стандарта педагога (утвержден и начнет работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)". В нём я нашёл немало положений, с которыми я не могу согласиться. Опасаюсь, как бы этот стандарт не закрыл педагога в чиновничий футляр. Что же касается основных качеств педагога для успешной работы не только сегодня, но и завтра, с этим можно согласиться. Сам же стандарт, по моему убеждению, должен стать программой подготовки педкадров и лежать на столе у декана любого факультета педагогической направленности.
Конечно, надо понимать, что как ученика мы не можем наполнить знаниями, словно налить сосуд раз и навсегда, так и учитель остаётся учителем до тех пор, пока он сам учится, обновляя и дополняя свои знания и умения в работе с детьми. И если раньше учитель подавал ученику «рыбку» в виде готового кусочка знаний и на этом считал свою миссию выполненной, то теперь учитель даёт ему «удочку» и показывает, как ею пользоваться, чтобы успешно ловить необходимые знания.
Сегодня почти в каждой школе есть модель её выпускника. Какую бы модель я придумал для нынешнего учителя? Прежде всего, отдаю предпочтение такому человеческому качеству, как гуманность. Учитель должен быть с добрым взглядом, с доброй душой, особенно к детям, и с добрыми поступками. Злых людей, даже очень умных и развитых, в школе быть не должно.
Современный учитель должен быть широко эрудированным человеком. Конечно, объять необъятное невозможно. Однако быть узким специалистом-предметником в нынешней школе будет не очень уютно. Учитель должен обладать и уметь пользоваться знаниями возрастной педагогики и психологии. Бывший школьный лидер – он приобрёл в вузе необходимые знания и навыки быть организатором и руководителем детского коллектива: уметь разумно сочетать требовательность и принципиальность с необходимостью, быть объективным в оценке знаний и поступков детей, находить в себе силы и мужество признавать свои ошибки. Учитель должен быть образцом для подражания в манере поведения, в здоровом образе жизни, в этике. Он всегда подтянут, скромно, но красиво одет, с ним дети всегда чувствуют себя комфортно. Современный учитель успешно владеет техническими средствами и информационно-коммуникативными технологиями. И главное, на мой взгляд, учитель – это не раб чиновников всех рангов и уровней, стоящих над школой. Современный учитель – это исследователь, обладающий набором необходимого «инструментария» для этой деятельности. Обладая этим инструментарием, он обучает и побуждает школьников к интересной, творческой работе, и для этого ему необходимы время и свобода. Это свободная личность, не обременённая бесконечной бумажно-бюрократической отчётностью, куда она загнана сегодня, как белка в колесо. Сегодня, к большому сожалению, многие учителя думают не о том, как добиться более высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, а о том, как бы не попасть на крючок проверяющего, потому что в его рабочей программе или поурочном плане нет тех разделов и пунктов, которые требуют проверяющие, по их мнению, главных и обязательных.
Учитель, настоящий учитель, – это натура творческая, и результатом его работы должен быть творчески развитый школьник, способный завтра быть учителем. Иначе нынешний дефицит кадров станет кризисным явлением в образовании.
Начавшаяся работа по реформированию и модернизации системы образования затянулась на долгие годы. Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях непрерывного образования требуют от современного учителя новых подходов, форм и методов работы с обучающимися.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования (ФГОС) вносят существенные изменения в понимание целей образования. Вместе с тем в ФГОС сохраняется традиционный подход к образованию, ориентированный на достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей. Конкретизация каждой из названных групп целей представлена соответствующим перечнем предметных, личностных и метапредметных результатов, сформулированных с опорой на современные запросы общества и на достижения педагогической науки. Описанные во ФГОС цели образования находят отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, в рабочих программах по предмету и в итоге в целях каждого конкретного урока. Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия новых образовательных ориентиров. Но постановка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо планирование деятельности, отбор инструментария, средств для её осуществления, контролирование и оценка результатов. В данной статье обсуждается проблема выбора учителем инструментария для достижения современных образовательных результатов, а именно, проблема выбора методов обучения.
Современная система образования как никогда ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.
При выборе методов обучения для конкретного урока необходимо четко понять то, какую позицию учитель будет занимать на уроке, какую роль себе отводит в образовательном процессе, кем видит себя.
В ходе образовательного процесса каждый из субъектов осуществляет деятельность: учитель – педагогическую, учащийся – образовательную. Таким образом, педагог сегодня, в первую очередь, выполняет управляющую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. Но вместе с тем, учитель не может подняться над педагогическим процессом, он остается его активным участником, значит, являясь организатором образовательной деятельности, он отчасти остается и её исполнителем, а это означает, что учитель по отношению к себе осуществляет образовательную деятельность, то есть учится вместе со своими учениками, только в отличие от них он учится учить, а они - учиться, то есть осуществлять педагогическую деятельность по отношению к себе. В этом, на наш взгляд, лежит одна из причин, порождающая затруднение учителя при выборе методов обучения для конкретного урока. Действительно, педагогу необходимо выбрать метод обучения, организующий образовательную деятельность учащихся, метод, создающий условия для достижения современных образовательных результатов, то есть ориентированный на формирование и развитие универсальных учебных действий, метод, обеспечивающий реализацию образовательной деятельности учителем по отношению к себе.
Сложность выбора методов обучения для каждого конкретного урока, на наш взгляд, обусловлена такими факторами, как: необходимость учета предметного содержания; необходимость учета индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, типовых характеристик классного коллектива; необходимость согласования выбранных методов и форм организации обучения; необходимость согласования выбранных методов и средств обучения. Однако проблема выбора методов обучения обусловлена не только объективно существующими противоречиями, её порождающими, но и субъективными факторами, которые есть следствие индивидуальных особенностей учителя и сложившегося в образовательном учреждении педагогического коллектива.
В качестве таких субъективных факторов можно назвать следующие: профессионализм учителя, опирающийся на систему знаний и профессиональных компетентностей педагога; психолого-педагогические и методические традиции и опыт педагогического коллектива; готовность родителей поддерживать выбор методов обучения и учения, сделанный педагогом; готовность администрации образовательного учреждения поддерживать выбор методов обучения и учения, сделанный педагогом.
Таким образом, острота проблемы выбора методов обучения в современной системе образования обусловлена сложностью её решения с общепедагогических позиций; существованием множества параметров и свойств образовательного процесса, которые необходимо учитывать при отборе метода обучения, наличием субъективных факторов, отражающих индивидуальные и профессиональные особенности педагога, школьного коллектива, администрации. Осознание этих проблем учителем является, на наш взгляд, первым шагом в их решении.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения не испугало учителей начальных классов нашей школы. На заседании методического объединения прошло широкое обсуждение этой новации. Руководитель методического объединения Горохова А.М. – Почетный работник общего образования, обладатель президентского гранта «Лучшие учителя России» справедливо заметила, что ФГОС нового поколения требует от учителя более творческой и разнообразной работы с учащимися начального звена. Учитывая многолетний опыт работы, половина состава учителей начальных классов (Тимофеева С.А., Ерохина Е.В., Горохова А.М.) и творчески работающих молодых учителей (Гончарова И.А., Каверина И.А., Салова С.В.), проблемы в обучении и воспитании младших школьников будут решаться успешно.
Крым. Как это было
Поддержать педагогическую и родительскую общественность Крыма поехала делегация Всероссийского педагогического собрания, в составе которой были председатель ВПС, доверенное лицо Президента России Валентина Иванова, Председатель регионального отделения ВПС и директор Лицея № 369 Санкт-Петербурга Константин Тхостов, ректор Брянского института повышения квалификации работников образования Иван Пихенько и другие. Какие впечатления остались после поездки в Крым и что было достигнуто, нам удалось узнать у участников делегации.
Константин Тхостов, Председатель Ассоциации молодых учителей России, Председатель Регионального Совета ВПС города Санкт-Петербурга, директор Лицея №369 г. Санкт-Петербурга.
- В среду, 12 марта наша делегация начала работу с педагогическим сообществом и родительской общественностью. Общение проходило в теплой дружественной обстановке. Мы рассказали о системе образования России в целом, чем сильно пошатнули картину мира крымчан. Дело в том, что украинские СМИ дезинформируют население.
В этот же день мы приняли участие в награждении победителя конкурса «Учитель года Крыма». Депутат Государственной Думы РФ Николай Булаев и председатель ВПС Валентина Иванова наградили медалью «Народное признание педагогического труда» единственного в Крыме народного учителя Украины Николая Иошина, директора гимназии №11 им. К.А. Тренёва г. Симферополя.
В Министерстве образования и науки Автономной Республики Крым с министром Натальей Гончаровой были выявлены основные отличия действующей системы образования Крыма и России. Обсуждались предложения о создании рабочих групп по интеграции системы образования в Крыму с сохранением региональных особенностей.
Позже в институте повышения квалификации на встрече с учителями крымских школ обсуждались вопросы заработной платы, поддержки государства образования в России и многие другие. Главной и приятной неожиданностью стала инициатива со стороны крымской педагогической общественности создать региональное отделение ВПС. Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова полностью поддержала предложение.
На следующий день все участники делегации отправились по разным точкам Крыма. Я отправился в Джанкой и Джанкойский район, встречался с украинским, русским и татарским населением, рассказывал им о системе российского образования. Хочется отметить, что все встречи были искренними, не было никакого намека на агрессию.
Иван Пихенько, Председатель Регионального Совета ВПС Брянской области, ректор Брянского института повышения квалификации работников образования
- Впечатления от поездки самые благоприятные. В самом начале нашего пути чувствовалось напряжение, неизвестно что нас могло ожидать. Но поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» оказалась верной и на этот раз. Крым живет мирной жизнью, люди спокойно работают, дети учатся, а ситуацию контролируют специальные службы. Продовольственный кризис, о котором говорят украинские СМИ, я не почувствовал.
На многочисленных встречах с педагогами и родительской общественностью Крыма мы сразу нашли общий язык. Наша главная задача заключалась в разъяснении нюансов системы образования в России. Например: украинские коллеги были приятно удивлены тем, что российские ученики получают бесплатное горячее питание в школах вплоть до окончания школы, между тем у них кормят только начальные классы. Бесплатные школьные автобусы полагаются, начиная с двух км, а в Украине с трех. Конечно же, крымских коллег особенно интересовала судьба украинских студентов и школьников.
Справа налево: Татьяна Ульянова, Иван Пихенько, Ольга Герасимова, Максим Шатоба.
Надежда Попова, заместитель директора по воспитательной работе ОГБОУ «СОШ – Центр дистанционного образования» г. Рязань
- Счастлива, что попала в состав делегации ВПС. Мне удалось поддержать учителей Крыма, в нашем приятном общении мы узнали много нового. В Симферополе есть дистанционная школа, с которой нам есть чем поделиться в плане опыта. Теперь будем тесно сотрудничать.
Татьяна Ульянова, Председатель Регионального Совета ВПС Тверской области, помощник депутата ГД РФ В.А. Васильева по Тверской области
- Импонировало то, что еще никто не знал, наверняка, будет ли Крым в составе России, но люди уже были полны решимости и строили планы войти в систему образования РФ. Крымчане помнят наше историческое прошлое, бережно относятся к языку и воспитывают детей в духе патриотизма. Конечно, проблем хватает. Например, сельские школы не прошли модернизацию образования, у них нет оборудования для классов физики и химии. Преподаватели объясняют эти предметы ученикам буквально «на пальцах». Региональным Советом ВПС Тверской области было принято решение взять шефство над сельской школой Белогорского района. Чтобы помочь по многим вопросам, а также приглашать школьников Крыма на практику в наши школы. В Министерстве образования Тверской области все эти вопросы будут решаться.
Максим Шатоба, Председатель Регионального отделения Ассоциации молодых учителей России Брянской области, учитель физической культуры и ОБЖ ООШ села Рюхов, Брянской области
- Встреча была очень теплой. Наша задача состояла в том, чтобы объяснить все тонкости системы российского образования. Обсуждалось очень много острых вопросов. Крымских коллег больше всего волновали нынешние выпускники и студенты. Что с ними будет, если Крым войдет в состав России. Было озвучено решение, что все выпускники школ получат аттестаты российского образца. Также коллег приятно удивили плюсы нашей системы образования такие, как на порядок выше оплата труда российских учителей, пенсионный возраст женщин 55 лет. Украинцы же и получают в разы меньше, и не имеют возможности совмещать работу с пенсией по выслуге лет, и пенсионный возраст женщин на пять лет больше.
В законе «Об Образовании» сделано многое для того, кто воспитывает наших детей
26 декабря Совет Федерации единогласно одобрил подготовленный Минобрнауки закон «Об образовании в РФ», который призван заменить два действующих базовых закона: «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996).
Выступая перед сенаторами, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина прокомментировала документ.
Она сообщила, что профильный комитет Совета Федерации рассмотрел 1600 поправок в законопроект «Об Образовании в РФ». 575 из них были приняты, 950 – парламентарии отклонили.
«После принятия поправок закон стал точным и содержательным, расширены возможности электронного обучения, законодательно закрепляется мониторинг профессиональной оценки качества образовательных учреждений, новые методы и технологии обучения, создание условий для детей инвалидов, кроме этого в законе сохраняются базовые нормы: доступность и качество, бесплатность образования», - выделила в своем выступлении Зинаида Драгункина и добавила, что самой сильной стороной нового закона стала его социальная составляющая.
«Хочу гарантировано сказать, что в нашем законе сделано многое для того, кто воспитывает наших детей. Учитывая время и методы работы над текстом закона, мне хотелось бы назвать его народным, могу зафиксировать, что он судьбоносный. Теперь нам предстоит просветительская работа: научить и помочь жить и работать по этому закону. Мы должны дойти до каждого региона, каждого населенного пункта, каждой школы»,- отметила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике.
Наталья Третьяк: школы закрываться не будут
Статс-секретаря, замминистра образования и науки РФ Наталья Третьяк на встрече с активистами ВПС развенчала мифы закона «Об образовании РФ». «Школы закрываться не будут и образования останется бесплатным», - успокоила она учителей России.
Что касается нового закона, то помимо статуса учителя, возрастает и роль участия родителей в образовательном процессе, которое вступит в силу уже с сентября 2013 года.
«Родительское участие позволит сделать процесс обучения открытым, а деятельность школы максимально прозрачной, кроме информационной открытости эта норма закона позволит снизить уровень бумажной отчетности», - пояснила эксперт.
В ходе беседы замминистра остановилась и на внешней оценке качества образовательных услуг. Она отметила, что качество образование касается и учителей, и родителей. «Важно понять, что в руках педагогического работника находится будущее поколение страны. Государство, давая преференции школе, требует открытости к организации этих услуг. Именно поэтому, большую роль закон уделяет общественно-профессиональной оценке качества современного образования», - сказала замминистра.
Рассказывая о том, как будут реализованы нормы нового закона, Наталья Владимировна обратилась за помощью к ВПС. «Я прошу организовать работу по разъяснению норм закона в своих регионах, только так мы можем избежать непонимания со стороны педагогического сообщества и вместе выстроить систему современного образования»,- отметила она.
Исаак Калина рассказал педагогам России о главных принципах современного образования
«Качество образование - это условия, в которых ребенок учится, его отношение к учебе и результаты, которые он покажет после окончания учебного заведения», - с этого начал свою речь 18 декабря, обращенную к педагогам, участникам форума «Общественно-профессиональная оценка качества современного образования в новых законодательных условиях» руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина
Директор столичного департамента подчеркнул, что главный заказчик в образовании не государство, а родители, именно поэтому они должны иметь прямой доступ к оценке качества обучения. «Государство устанавливает стандарты, но реализует их школа, и общество. Государственный бюджет выделяет деньги для строки образование. По своему функционалу эти деньги принадлежат детям», - пояснил свою позицию Исаак Калина.
Участие родительской общественности в процессе оценки качества образования руководитель департамента назвал одним из главных принципов современного обучения. И главным инструментом в этой деятельности являются управляющие советы при школах, которые, подчеркнул глава столичного образования, нужно научиться использовать в полном объеме. «Личностно-ориентированное обучение главный принцип всеобщего образования, но когда образование пытаются заменить бухгалтерией, то теряется его главное назначение. Наша задача, чтобы направление деятельности педагогического движения приближало нас к идеалу - удовлетворить потребности каждого ученика», - добавил Исаак Калина.
Хочется, чтобы вертикаль власти всегда сохранялась
Габышева Феодосия Васильевна - заместитель председателя правительства Республики Саха (Якутия), председатель регионального совета ВПС
Эксперт в области разработки государственного образовательного стандарта общего образования, нормативного правового регулирования в сфере образования, экономики образования. Почетные звания, ученая степень Доктор педагогических наук. Член-корреспондент Международной Академии Общественных Наук. Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия).
Об учителях, финансировании и законе с точки зрения образования Республики Саха (Якутия)
Наш регион республика Саха, пожалуй, один из самых отдаленных районов России. Но несмотря на географическое положение, наша заинтересованность в купе с интернет-технологиями позволяют нам принимать активное участие в модернизации системы современного образования. В свете последнего обсуждения законопроекта «Об образовании в РФ» наше региональное отделение направило 50 предложений, которые, по нашему мнению, стоит включить в новый закон депутатам Государственной Думы Рф. Большинство, из предложенных поправок, касаются статуса учителя, а также сохранения непрерывности системы дошкольного, общего и высшего образования.
Каким, по вашему мнению, должно быть современное образование?
По моему мнению, образование должно быть качественным. Главные ориентиры для достижения этой задачи – закрепление статуса учителя, а также системного видения образования. Образование должно начинаться не с первого класса, а с детского сада и заканчиваться дипломом о получении профессии. Важно также обратить внимание на личность педагога, сегодня мы ставим для себя задачу готовить таких учителей, которых ждут в школе. Хороший результат будет зависеть от того, как качественно мы будет относиться к своей работе. Будем ли мы трудолюбивыми и добросовестными. Мы обязаны расширять и укреплять отечественные Вузы. При этом очень важно вводить в образование этнокультурный компонент. Как представитель районов крайнего севера, я отмечу, что для нас очень важно развивать тему «Арктической» школы, необходимо, чтобы современные дети знали и уважали уникальную культуру коренных народов нашей республики. Наша региональная организация уже сейчас активно развивает деятельность, направленную на сохранение культурных традиций нашего народа: нам важно подготовить кадры, которые впоследствии могут изменять условия жизни в нашем регионе, а также развивать те отрасли хозяйства, которые были заложены еще в далеком прошлом.
Нам известно, что ваш регион достаточно протяженный, как в условиях малонаселенности территорий вам удается сохранять сельские школы?
Да, площадь нашего региона достаточно протяженная и большая часть ее слабо населена. И тем не менее мы должны уметь сохранять поселения, разрушать их – это не выход из ситуаций. Закроется школа – умрет село. Поэтому наше правительство поставило перед собой задачу оптимизировать работу малокомплектных школ. В результате наш проект получил 7 моделей, методов сохранения малокомплектных школ. Нами были разработаны специальные нормативы, они касались и малокомплектных школ в сельской местности и были применимы для кочевых школ. Но результат один – все школы сейчас работают.
Мы понимаем, что на поддержание работы малокомплектных школ выделялось дополнительное финансирование, а как в республике Саха обстоит дело с заплатами для учителей?
Что касается уровня зарплаты педагогов, то здесь применяется политика социальной поддержки. Мы разработали свои нормативы, обращая внимание на место работы, условия работы. Отмечу, что уже в 2006 нам удалось найти деньги в своем бюджете и повысить зарплату учителей по региону. Сейчас проводится работа, чтобы повышение заработной платы касалось и работников детских садов, педагогов дополнительного образования. Мы надеемся, что на федеральном уровне будут приняты такие документы.
Что вы ждете от образовательной реформы?
Ждем, чтобы проекты Якутии получил федеральную поддержку. На сегодняшний день у нас очень много идей, молодежных инициатив, и это радует. Поэтому важно, чтобы вертикаль власти всегда сохранялась.
Впервые статья закона отражает статус учителя, устанавливает норму его заработной платы
4 сентября 2012 года в Государственной Думе РФ состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по образованию. В повестку был включен вопрос о предварительном рассмотрении проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации 03.08.2012г. В рассмотрении законопроекта приняли участие депутаты, представители министерства науки и образования РФ, работники образовательных учреждений, члены
общественных организаций. Заместитель председателя Экспертного совета ВПС Владимир Гусев рассказал о значимости подобных обсуждений на заключительном этапе:
- Общественные обсуждения законопроекта – это новая, но важная и небесполезная работа. Отрадно видеть, что многие предложения педагогического собрания в ходе слушаний были учтены. Впервые статья закона отражает статус учителя, устанавливает норму его заработной платы. Это большой плюс и несомненный результат общественных слушаний. Тем не менее до сих пор остаются «белые пятна», которые необходимо заполнить, чтобы усовершенствовать законопроект. Мы ратуем за усиление роли общественных организаций при проведении аттестационно-контрольных форм (ГИА, ЕГЭ и т.д.). Важно также добавить пункт о возможности введения отраслевых льгот для учителей на региональных и муниципальных уровнях, а также поднять вопрос о сохранении пенсии за выслугу лет, - прокомментировал участие ВПС в общественном обсуждении законопроекта Владимир Гусев.
В документ, объемом в 417 страниц за два года широкого обсуждения было внесено порядка 20 тысяч поправок. Немало предложений поступило и от «Всероссийского педагогического собрания», основная функция которого представлять интересы учителей на всех уровнях государственной власти.
В сентябре 2012 года указом президента РФ законопроект поступил на рассмотрение в Государственную Думу РФ. 4 сентября 2012 года депутаты комитета по образованию ГД приняли решение провести первое чтение законопроекта в одно из пленарных заседаний октября.