Тарасов Сергей Валентинович

Образование: опыт Ленинградской области

Корр: Сергей Валентинович, Второй Тихвинский форум молодых педагогов «Учитель будущего» прошел 9 июня в городе Тихвине, Ленинградская область. На этом форуме Ленинградская область представила свой опыт в развитии системы образования и разных форм поддержки педагогов. Расскажите подробнее о направлениях развития системы образования у вас в регионе.

С. В.: Смыслом работы системы образования Ленинградской области  является прежде всего повышение качества жизни человека. Для нас это, конечно, основной приоритет. И без качественного образования достичь этого приоритета невозможно. Достижения высокого качества возможны только при наличии квалифицированных и высокомотивированных педагогов и руководителей. В системе образования Ленинградской области работа по развитию кадрового потенциала ведётся по трем основным направлениям.

Первое направление – привлечение в систему образования молодых педагогов. Это направление для нас чрезвычайно важно, потому что мы понимаем, что в системе образования должны трудиться, дополняя друг друга, педагоги разных поколений. И опытные педагоги, прошедшие значительный  жизненный и профессиональный путь, и педагоги среднего возраста, и, конечно же, молодые педагоги. Только вот такой педагогический ансамбль сможет добиваться высоких результатов.

Несколько лет назад мы отметили, что в систему образования нашего региона был недостаточный приток молодых специалистов, и мы видели, что  происходило старение педагогов  Ленинградской области. Для того, чтобы решить эту проблему, был реализован целый комплекс мер. Это, прежде всего, меры социальной поддержки молодых педагогов. Было организовано целевое обучение по педагогическим специальностями. В этом направлении мы очень серьезно работаем с нашим областным университетом имени Пушкина. И я думаю, что потенциал именно целевой работы сегодня в Ленинградской области, да и в целом в России,  еще пока  не реализован в полном объеме, хотя направление очень интересное. Мне кажется, что целевой прием – это хорошая альтернатива распределению, о котором сегодня так много говорят.

И еще одно направление – это внедрение системы педагогического наставничества и вовлечение молодых педагогов  в сетевые профессиональные сообщества. У нас есть лаборатория наставничества  в Институте развития образования.

Корр : Сергей Валентинович, расскажите о механизмах мотивации педагогов? Что они из себя представляют и есть ли результаты у вас в регионе?

С. В.: Еще одно направление - внедрение новых механизмов мотивации. С этой целью у нас в регионе осуществляется модернизация системы дополнительного профессионального образования, ведется подготовка к внедрению профессионального стандарта педагога. Мы очень серьезно и глубоко стараемся обсудить профессиональный стандарт педагога, чтобы каждый учитель увидел свое место в этой работе, увидел значение этой работы и понял для себя, что профессиональный стандарт – это не то, что спущено сверху и необходимо реализовывать. Профессиональный стандарт – это, прежде всего, жизненная необходимость  для современной системы образования.

У нас в регионе проведен переход на эффективный контракт. Это очень серьезная кропотливая работа, чтобы каждый педагог и руководитель смог увидеть возможности для развития своего профессионализма и качества работы.  Кроме того, проводится повышение заработной платы, проводится совершенствование системы аттестации педагогов. Все эти основные пути были определены на Ленинградском областном педагогическом форуме, который состоялся 17 апреля 2014 года в Президентской библиотеке.

Корр: Как вы считаете, популярна ли в Ленинградской области среди молодежи профессия педагога? И что делает руководство, чтобы повысить престиж профессии?

С. В.: Это, наверное, одно из самых основных направлений нашей работы. Оно включает в себя совершенствование системы конкурсов профессионального мастерства, создание Ассоциации молодых учителей, организацию деятельности клуба «Учитель года Ленинградской области». Например, клуб представляет собой объединение творческих людей, в рамках которого происходит генерация интересных идей и обмен профессиональным и личным  опытом. Я сам с удовольствием стараюсь бывать на заседаниях этого клуба. Это действительно очень интересно, там происходят живые обсуждения, находятся и решения многих вопросов. И оттуда, из клуба,  поступают те предложения, которые мы потом реализуем в системе образования Ленинградской области.

Проведение такой объемной работы обеспечило достижение целого ряда показателей. Эти показатели количественные, но они в конечном итоге, в системе дают качественный прирост в работе системы образования нашего региона. В частности, увеличилась доля учителей в возрасте до 30 лет – до 20%, в 2011 году было всего лишь 11%.  Увеличилась доля педагогов со стажем работы до 10 лет  – до 32%, в 2011 году было 20%. До 98% увеличилась доля педагогов, имеющих высшее профессиональное образование, в 2011 году – 82%. Одним из красноречивых доказательств повышения привлекательности профессии учителя стало увеличение количества выпускников, поступающих по целевому приему в вузы на педагогические специальности, – до 525 человек в год.

Корр: Сергей Валентинович, судя по цифрам статистики, позитивные тенденции в системе образования Ленинградской области налицо. И все же, какие проблемы Вы отмечаете в регионе?

С.В.: Профессионализм и творческий поиск позволили педагогам Ленинградской области в минувшем году достичь высоких результатов на всероссийском уровне, что было отмечено губернатором Ленинградской области.  Несмотря на эти достижения, перед системой образования стоит ряд серьезных задач и проблем. Я бы хотел отметить подготовку учителей для работы  в  малокомплектной школе, отдаленной сельской школе. Для нас это действительно проблемное направление, это та задача, которую мы должны решить. У нас на сегодня в регионе 41 малокомплектная школа, из них 25 – отделенные. Надо отметить, что за последние годы мы не закрыли в Ленинградской области ни одной малокомплектной школы.  И в нашем субъекте федерации не планируется закрытие таких школ. Поэтому мы должны готовить специалистов для работы именно в этих образовательных организациях.

Конечно же, проблемой или задачей является профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагога . Мы постоянно сталкиваемся с такими рисками в нашей деятельности. Кроме того, необходимо сопровождение педагогов по вопросам разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношении с родителями. Опытные педагоги говорят, что найти контакт с учениками – это полдела. А вот найти контакт с родителями, организовать взаимодействие, сделать родителей своими единомышленниками – это самая главная на сегодня задача педагога. Тогда вопросы воспитания и обучения будут решаться более успешно. Также сегодня можно выделить ряд стратегических направлений развития кадрового потенциала. Необходимо создавать инновационные формы повышения квалификации учителей с учетом внедрения профессионального стандарта педагога. Например,  мы реализуем инновационный проект Всероссийской академии образования, посвященный психологической безопасности в образовательной среде. В рамках этого проекта не только проходят исследования, но и осуществляется повышение квалификации учителя:  мы подключаем педагогов к творческой инновационной  деятельности,  и сама эта деятельность уже становится для них мощным фактором повышения квалификации. В число стратегических направлений входит также совершенствование системы оценки качества деятельности, качества результатов педагогов, формирование кадрового резерва и организация профессиональной подготовки учителей, в том числе учителей в сельских малокомплектных школах.