Сергей Сергеевич Кравцов

Минпросвещения примет методические рекомендации по усилению контроля родителей за горячим питанием

Такие рекомендации будут приняты по итогам первого Всероссийского родительского форума по вопросам школьного питания, который прошёл 19–20 августа в Саранске (Республика Мордовия), с учётом предложений, поступивших от 27 регионов России. Об этом в своём выступлении на мероприятии заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«Ни для кого не секрет, что вопросы ежедневного питания детей, а именно в школе они проводят большую часть своего времени, зачастую волнуют родителей ничуть не меньше, чем вопросы качества образования, и поэтому они являются для нас особым приоритетом», – подчеркнул Министр.

На сегодняшний день бесплатным горячим питанием обеспечены все 7,3 миллиона школьников младших классов (с 1-го по 4-й класс).

Сергей Кравцов отметил позитивную динамику, связанную с улучшением качества организации горячего питания. Так, согласно последнему опросу, проведённому центром мониторинга горячего питания при Минпросвещения России, 62,5% родителей учащихся начальных классов положительно оценивают организацию школьного питания.

«Но мы не останавливаемся на достигнутом, и я уверен, что этот форум выявит определённые вопросы, которые нам нужно учесть в следующем учебном году, чтобы увеличить этот показатель», – сказал Министр.

Сергей Кравцов подчеркнул, что у родителей должны быть возможности непосредственно влиять на процесс контроля за организацией школьного питания. В частности, Министерство следит за тем, чтобы информация о нём была максимально открытой и доступной и родители и ученики могли ознакомиться со школьным меню и при необходимости поделиться своими предложениями. Согласно мониторингу, охватившему более 2000 школ, у 90% организаций меню представлено в доступной и понятной форме.

Министр также напомнил, что для всех родителей в новом учебном году продолжат работу горячие телефонные линии по вопросам контроля за питанием. Это федеральная горячая линия при Министерстве: +7 (800) 200-91-85, горячие линии на базе каждого субъекта, которые можно найти на сайтах региональных министерств образования. Также есть специальный раздел по вопросам школьного питания на портале «Госуслуги».

Говоря о дальнейших шагах по улучшению качества школьного питания, Сергей Кравцов особо отметил важность разработки и вынесения на широкое общественное обсуждение Национальной долгосрочной комплексной программы в области школьного питания и продовольственного обеспечения школ, а также формирования системы независимой оценки качества питания в образовательных организациях на основе родительского контроля и призвал уделять особое внимание вопросу взаимодействия с подрядными организациями. Также в планах ¬– определение единых требований и порядка информирования родителей об условиях питания.

«По итогам форума с учётом предложений, поступивших от 27 регионов, будут приняты и направлены в регионы методические рекомендации, которые позволят создать ещё больше условий для участия родителей в контроле за организацией школьного питания», – заключил Министр.

В самое ближайшее время также будет возобновлён и расширен формат оперативных совещаний по вопросам школьного питания, на которые в том числе пригласят представителей родительской общественности.

Справочно

Первый Всероссийский родительский форум инициирован врио главы Республики Мордовия Артёмом Здуновым и проводился при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и некоммерческой организации «Институт отраслевого питания». Цель форума – выработка единой позиции по вопросу совершенствования организации горячего питания. В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти российских регионов, Оперативного штаба Минпросвещения России по организации горячего питания, сотрудники научных и образовательных учреждений, родители школьников. На форуме обсуждались актуальные вопросы, связанные с родительским контролем за горячим питанием в образовательных учреждениях, питанием детей дома и в школе, ролью социальных сетей и СМИ в формировании общественного мнения о школьном питании, безопасностью в этой области.

Источник: Минпросвещения России

 
   

Альтернативы ЕГЭ пока нет. Глава Минпросвещения об экзаменах, пандемии и каникулах

Выпускники школ из-за пандемии в этом году сдают только один обязательный ЕГЭ - по русскому языку, а также предметы по выбору,необходимые для поступления в вуз. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в беседе с ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал, какие изменения в экзамене будут в 2022 году, за каким трендом сегодня будущее в образовании и чем родителям заниматься с детьми на летних каникулах.

— Сергей Сергеевич, в школах проходит сдача ЕГЭ. Как бы вы могли оценить организацию экзаменов для выпускников в условиях пандемии?

— В целом экзамен проходит штатно, каких-то серьезных нарушений нет. Удаленных с экзаменов участников немного меньше по сравнению с прошлым годом. В основном за использование мобильных телефонов. Надо дождаться, когда завершится ЕГЭ и уже делать итоги.

При проведении экзаменов в этом году соблюдаются все требования Роспотребнадзора, которые зарекомендовали себя во время ЕГЭ в 2020 году и позволили предупредить всплески заболевания. ЕГЭ в этом году сдают свыше 724 тыс. человек, почти на 11 тыс. человек больше по сравнению с прошлым годом.

— Есть ли в планах оставить ЕГЭ обязательным только для тех, кто планирует продолжить обучение в высших учебных заведениях?

— Это зависит от эпидемиологической ситуации. То решение, которое было в прошлом году принято и реализовано в этом году, оно как раз связано с тем, чтобы уменьшить количество участников. Но планов, что эта модель будет работать в будущем как штатная, пока нет. Однако я еще раз говорю, все будет зависеть от эпидемиологической ситуации.

В 2022 году планируется вернуть математику в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ,поэтому для получения аттестата выпускникам нужно будет сдать экзамен по русскому языку и экзамен по математике базового или профильного уровня.

— Намерено ли министерство ввести еще одинобязательный ЕГЭ, например по информатике?

— В этом году у нас ЕГЭ по информатике проходит с использованием компьютеров. Мы к этому долго шли, выверяли и готовность регионов, и готовность организаторов. Специально была большая программа по подготовке организаторов. Мы надеемся, что экзамен пройдет штатно, но каких-то планов вводить дополнительный ЕГЭ пока нет, хотя эти вопросы обсуждаются.

Вместе с тем, что касается, например, предмета "История", то в части Всероссийских проверочных работ, которые в 11 классе вводятся, — в этом направлении можно обсуждать и решать. Но к вопросу введения обязательных ЕГЭ нужноочень аккуратно подходить и проводить обсуждения и с директорами, и с учительским сообществом.

Что касается перевода в компьютерный формат ЕГЭ по другим предметам, то в ближайшие годы такие изменения не планируются.

— Рассматривается ли вариант по замене ЕГЭ альтернативными оценочными процедурами?

— Каких-то планов и предложений по замене или отмене экзамена нет. ЕГЭ — это экзамен, который проводится по окончанию школы и который дает возможность школьникам поступить в вуз, вне зависимости от места проживания, выбрать соответствующее количество предметов и так далее. Если кто-то предложит другой механизм оценки знаний школьников, объективный, самое главное, независимый, то мы его, конечно, с удовольствием будем рассматривать и обсуждать.

— Мы с вами беседуем на полях ПМЭФ, какие площадки вам интересны на экономическом форуме в контексте образования?

— Развитие экономики зависит от подготовки кадров, это связанные процессы. Подготовка начинается со школы, далее идет обучение на уровне среднего профессионального образования. Очень важно, чтобы система образования реагировала на те запросы, которые есть у отраслей экономики. И в этом отношении такое взаимодействие и понимание очень важно. Нам интересны все площадки, особенно в части развития экономики, чтобы мы понимали как в целом может меняться и развиваться система образования в зависимости от тех запросов, которые есть у экономики.

— Рынок труда сегодня требует все больше уникальных наборов профессиональных компетенций. Способны ли сегодня колледжи дать необходимые навыки студентам, которые нужны рынку?

— Мы в прошлом году провели работу по синхронизации программ, которые реализуются в колледжах с запросами региональных рынков труда. Порядка 30% программ не соответствовали тем требованиям и тем специальностям, которые нужны в конкретном регионе. Сегодня мы провели корректировку этих программ, чтобы выпускник, который завершает колледж, был востребован в том регионе, городе, поселке, где он проживает. Мы планируем введение и демонстрационного экзамена, который оценивает соответствие навыков современным запросам рынка труда.

— Когда демонстрационный экзамен станет обязательным?

— Сегодня ведется обсуждение этого вопроса с профессиональным сообществом. Уже есть демонстрационный экзамен в рамках формата WorldSkills, и поэтому есть предложение ввести такой экзамен, может быть, аналог демонстрационного экзамена по остальным направлениям. Но все это требует обсуждения. Демонстрационный экзамен позволит оценить те профессиональные навыки, которые есть у молодого человека, чтобы он более был подготовлен к работе по той или иной специальности.

Востребованность системы среднего профобразования растет, в колледжи поступают более 50% выпускников 9-х классов. Мы активно развиваем сферу СПО по техническим и научным направлениям, недавно вышел ряд новых образовательных стандартов: в частности по специальности "Организация оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях", который позволит готовить специалистов с IT-компетенциями для экстренных оперативных служб

Кроме того, мы постоянно обновляем материально-техническую базу в колледжах и техникумах, предприятия-партнеры предоставляют организациям среднего профобразования базу для проведения практик: это современное оборудование, техника, приборы, инструменты и материалы. В рамках нацпроекта "Образование" в колледжах и техникумах за два года уже создано 1574 мастерских. К 2024 году в регионах появится 5 тыс. таких мастерских.

Мы разработали экспериментальный проект "Профессионалитет", который содержит три ключевые инициативы. Первая — вовлечение отраслевых партнеров в подготовку кадров для системы среднего профессионального образования. Второе — введение нового уровня образования "Профессионалитет", оптимизация сроков обучения до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных. И третье — трансформация колледжей в "Место новых стартов", то есть создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодежных стартапов, волонтерства, совместных общественных проектов.

— Какие значимые мероприятия в системе среднего профобразования планируется провести в 2021 году?

— В октябре 2021 г. проведем финальный этап всероссийского конкурса "Мастер года", 21-25 июля состоится IX национальный чемпионат "Молодые профессионалы" в Уфе. Далее, в ноябре в Москве пройдет VII Национальный чемпионат "Абилимпикс" по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

— Как пандемия повлияла на уровень знания школьников?

— Те результаты, которые мы получили в ходе проверочных работ осенью, показывают все изменения. Отмечу, что мы делаем все для того, чтобы результаты школьников не понизились. Понятно, что есть определенные проблемы, мы ихрешаем, работаем с отстающими школьниками. В рамках национального проекта "Образование" действует проект 500+, направленный наметодическую помощь школам с низкими образовательными результатами. В целом была проведена методическая работа в начале учебного года по тем выявленным пробелам знаний, которые возникли у школьников. Какого-то понижения уровня знаний мы не видим.

Также мы подвели итоги динамики по вхождению Российской Федерации в десятку стран по качеству образования, у нас небольшое опережение. Мы должны были выйти на 14-е место, сегодня у нас 13,5. И мы видим те проблемы, и вопросы, которые есть в системе образования, мы их решаем. Это и выстраивание единого образовательногопространства, работа с учебным материалом, повышение квалификации, воссоздание научных институтов, воссоздание и поддержка методических служб, выстраивание единых принципов системы оплаты труда и повышение престижа статуса учителя.

— На правительственном часе в Совете Федерации вы сказали, что качество школьного образования снижается в странах, которые делают упор только на функциональную грамотность. За каким трендом сегодня будущее в образовании?

— Недопустимо смещение образовательной политики в сторону, например, усиления только функциональной грамотности, а не предметных базовых знаний. Важно всесторонне развивать школьника: давать и базовые знания, и прикладные знания.

Какие можно выделить тренды в образовании? Это ориентированность на единое образовательное пространство, развитие цифровых технологий, новые современные школы, новое учебное пространство, новое содержание и методики, то есть практико-ориентированность, индивидуальные траектории учащихся. Поэтому акцент делается на поддержку регионов в создании современной школы, разработку современных методик обучения и учебных материалов, обучениепедагогов в условиях развития цифровых технологий, развитие цифровые образовательных технологии, образовательные платформы и сервисы.

— В России в 15 регионах проводится глобальный эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Вы уже говорили, что это не подразумевает замену традиционного обучения дистанционным. Но смогут ли школьники и их родители сами выбрать формат обучения? Например, присутствовать в классе по "Сферуму"?

— Цифровые технологии — вспомогательный инструмент, это и безопасный верифицированный контент, и диагностика достижений учащихся, иобмен практиками. Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков.Бесплатная информационно-коммуникационная платформа "Сферум" нужна для того, чтобы учителя и ученики, в том числе из разных регионов, могли общаться друг с другом. "Сферум" дает возможность ребенку быть на связи с классом и учителем во время урока, если ученик по каким-либо длительным причинам не имеет возможности посещать школу. К платформе сегодня подключеноболее 8 тысяч образовательных организаций, 225 тыс. школьников, 41 тыс. учителей.

— Когда Россия станет лидером среди других стран в сфере образования?

— Мы занимаем первое место по международным исследованиям по качеству образования в начальной школе, входим в пятерку стран по международным исследованиям по качествуестественно-научного образования. Россиязанимает лидирующие позиции по международным олимпиадам. Недавно завершилась Азиатская олимпиада по физике, российская сборная взяла золотые медали. Но, тем не менее, мы понимаем, что есть и проблемы с материально-техническим обеспечением. Поэтому эти вопросы, в том числе и в рамках национального проекта "Образование", мы решаем. Открыт сбор предложений, которые могут высказать учителя, родители, школьники по улучшению в системе образования, прислав письмо на электронный адрес 2022@ЕГЭ.ру. Я буду лично смотреть все предложения. И надеюсь, что там будут предложения, которые мы учтём обязательно в своей работе.

— Сергей Сергеевич, чем вы рекомендуете заниматься родителям со школьниками в свободное время? Что читать? Стоит ли выполнять все рекомендации по программе или надо еще и отдохнуть как следует?

— Каникулы нужны для отдыха и активного досуга, чтения и творчества. Лучше провести их с семьей.

Источник: Минпросвещения России

 
   

«Сроки обработки результатов ЕГЭ будут сокращены»

Министр просвещения Сергей Кравцов – о плюсах и минусах дистанта, возвращении к «доковидному» формату Единого госэкзамена и облегчении апелляции.

Министерство просвещения не планирует оставлять ЕГЭ только для тех выпускников, которые поступают в вузы, намерено сократить время проверки работ выпускников и облегчить подачу апелляции, сделав ее дистанционной. Также будут изменены Всероссийские проверочные работы, их планируется унифицировать для всей страны. Об этом в интервью «Известиям» на ПМЭФ рассказал министр просвещения России Сергей Кравцов.


— Как изменилось школьное образование в период дистанционного обучения? Как учителя и ученики справились с дистантом? И можно ли сказать, что в целом это было провальное время для образования?

— Что касается этого учебного года, учебный год начался точно, то есть 1 сентября. Домашнее обучение, дистанционное обучение было в конце прошлого учебного года вынужденной мерой. Многие говорили, что оно останется навсегда, а информационные технологии заменят традиционную школу, что будут закрыты школы и так далее. Ничего этого не случилось.

В начале учебного года мы провели диагностику знаний школьников, посмотрели, где есть возможные пробелы, и провели соответствующую методическую работу, чтобы ликвидировать эти пробелы.

Мы надеемся, что в следующем учебном году эпидемиологическая ситуация позволит, и все школы будут работать в традиционном формате.

— В прошлом году обязательный ЕГЭ был отменен — экзамен сдавали только те, кто поступал в вузы. В этом году будущим студентам предстоит сдать ЕГЭ по русскому языку и предметам по выбору. Как вы оцениваете такой формат экзамена — как вынужденный или, возможно, мы придем к нему в будущем? В марте глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что вопрос об изменении формата ЕГЭ будет решаться по итогам ЕГЭ-2021.

— Это была вынужденная мера — она связана с тем, чтобы уменьшить количество сдающих экзамен. Я не забегал бы вперед, и надеюсь, что на следующий год эпидемиологическая ситуация позволит нам вернуться к традиционному в целом формату.

В прошлом году экзамен проходил в июле, в этом году эпидемиологическая ситуация позволяет проводить его в июне. Будем смотреть, как ситуация будет развиваться, потому что для нас, конечно, на первом месте здоровье школьников, их безопасность, и из этого мы будем исходить.

Что касается нововведений в перспективе, то экзамен улучшается — в свое время была исключена тестовая часть с выбором ответов, и сегодня экзамен — это в основном творческие задания, когда нужно продемонстрировать свои знания, свою эрудицию, умение размышлять.

Не думаю, что будут какие-то серьезные изменения в следующем году, на мой взгляд, очень важна стабильность в экзамене, но определенные улучшения могут быть в части подачи апелляции.

Во многих регионах апелляцию можно подать дистанционно, необязательно приезжать. Можно приехать и обсудить с конфликтной комиссией свою работу, а можно и дистанционно пообщаться и аргументировать свою позицию, конфликтная комиссия примет какое-либо решение. Для более комфортной апелляции или знакомства с результатами своей работы сегодня созданы личные кабинеты. После экзамена можно зайти туда и посмотреть свою работу, как она проверена, согласиться или не согласиться.

Возможно, в будущем будут сокращены сроки обработки результатов ЕГЭ, хотя сегодня сроки обработки экзамена являются, наверное, самыми сжатыми по сравнению с другими странами.

У нас русский язык сдают порядка 600 тыс., обработка идет в течение недели. Таких результатов нет ни в одной стране мира, причем много творческих заданий, когда проверяют методисты, проверка идет со стороны двух специалистов. Если они приходят к общему результату, тогда этот результат выставляется. Если результаты разные, идет на третью перепроверку. Несмотря на это, сроки очень сжатые. Понятно, почему — потому что школьники волнуются, это очень волнительный период, когда после экзамена нужно посмотреть свои оценки.

— Рассматривает ли министерство такой вариант — оставить ЕГЭ только для поступающих в вузы?

— Пока не рассматриваем, но я знаю, что такие обсуждения ведутся. Мы должны проанализировать плюсы и минусы. Я не сторонник каких-то быстрых поспешных решений, должна быть соответствующая аргументация. Мы готовы обсуждать этот вопрос, но каких-то планов, решений на сегодняшний день нет.

— Всё-таки дистанционное обучение дало какие-то преимущества. Хотели бы вы что-то сохранить на будущее?

— Мы все (я уверен, что и родители школьников) пришли к мнению, что школа — это не просто обучение, не просто уроки. Это общение со сверстниками, общение с учителями, внешкольная работа. Основной вывод: мы никогда не откажемся от традиционной системы обучения. Второй вывод заключается в том, что информационные технологии могут быть в помощь традиционной системе обучения. Допустим, когда школьник болеет, он может подключиться к уроку, и если позволяет состояние здоровья, не пропустить этот урок. Когда идет пропуск урока, пропуск материала, у детей может потеряться мотивация.
Важны технологии и для родителей, когда они по каким-то причинам не могут принять участие в родительском собрании. Очень важно, чтобы родители общались с классным руководителем, знали, чем живет класс, чем живет школа, на что нужно обратить внимание.

— Планирует ли министерство сокращать количество ВПР? Есть недовольство и со стороны педагогов — они считают, что это большая нагрузка на них, родители не всегда довольны, ну и школьники, конечно, не рады дополнительным проверочным работам.

— Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы, которые проводятся в школах. Они разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с Федеральными образовательными стандартами. Фактически это те министерские контрольные работы, которые были, когда еще мы с вами учились. Другое дело, что помимо Всероссийских проверочных работ, есть региональные работы, школа может проводить какие-то итоговые контрольные работы.

— И их всё больше и больше…

— Сегодня вместе с Рособрнадзором мы провели детальный анализ, чтобы унифицировать этот вопрос. Чтобы действительно была итоговая контрольная работа — Всероссийская проверочная работа, по результатам которой можно определить пробелы в знаниях, которые были у школьника. Чтобы провести методическую работу, и когда 1 сентября школьник идет в школу, он уже был подготовлен, либо эту методическую работу провести в начале учебного года.

Источник: Минпросвещения России