Сергей Сергеевич Кравцов

Выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на заседании Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника»

Министр просвещения Сергей Кравцов

27 декабря 2023 года

«Важная задача – и дальше повышать престиж профессии педагога, учителя. Будем делать это активнее и шире, с привлечением возможностей кино, телевидения, других средств массовой информации, интернета. Также на контроле будем держать кадровый вопрос, особенно в сельской местности. Здесь очень значима программа «Земский учитель» и ранняя профориентация».

Выступление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова на заседании Государственного Совета по вопросу «О повышении роли и престижа педагога и наставника»


Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего позвольте, Владимир Владимирович, поблагодарить Вас за решение объявить Годом педагога и наставника 2023 год – год 200-летия со дня рождения выдающегося российского педагога и учёного Константина Дмитриевича Ушинского.

Хочу отметить глав субъектов Российской Федерации: на вашем уровне было реализовано более 470 мер поддержки педагогов на общую сумму свыше 53 миллиардов рублей. Также в регионах и на предприятиях активно внедряется наставничество.

Поддерживаю предложение Михаила Владимировича [Развожаева] о необходимости разработки и утверждения концепции развития института наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года, а также усилить работу по этому направлению в средствах массовой информации.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Вы не раз говорили, как важен, жизненно необходим для России суверенитет в политике, безопасности, экономике, культуре. И сегодня он укрепляется во всех своих составляющих. В этой связи одной из наших главных задач в текущем году было завершение нормативной работы по оформлению суверенной системы образования, по её защите от любого внешнего вмешательства. Все соответствующие ключевые изменения в федеральное законодательство внесены. Хочу поблагодарить за оказанную поддержку Совет Федерации, Государственную Думу, лидеров присутствующих здесь партий и, конечно, руководство Правительства.

Что конкретно мы вкладываем в это понятие – «суверенная система образования»?

Во-первых, это единое образовательное пространство, нацеленность на формирование широкого кругозора школьников по всем предметам. Сегодня выстроена чёткая структура, что изучать в каждом классе и по каждому предмету с учётом национальных интересов страны, под актуальные и перспективные задачи развития экономики.

С 1 сентября текущего года в школы страны поступили единые государственные учебники истории для 10–11-х классов. Завершаем работу по государственному учебнику истории для 5–9-х классов.

По литературе в федеральную учебную программу вошли выдающиеся произведения, такие как «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Брестская крепость» Сергея Симонова, «В августе 44-го» Владимира Богомолова, «Русский характер» Алексея Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова и многие другие.

С 1 сентября проводим занятия по профориентации совместно с обществом «Знание». Начиная с 6-го класса по четвергам проходят уроки «Россия – мои горизонты». Мы на этих уроках рассказываем в том числе о масштабной международной выставке «Россия», которая сейчас развёрнута на ВДНХ. И как результат, в этом году мы выполнили поставленную Вами, Владимир Владимирович, задачу: Россия вошла в десятку стран по качеству общего образования. Одно из зримых тому подтверждений – стабильные успехи ребят на международных олимпиадах по физике, информатике, астрономии. Сборные привезли полные золотые комплекты. По математике – из шести участников пять золотых медалей, одно «серебро». Две недели назад наша сборная с триумфом вернулась из Таиланда, все шесть участников естественнонаучной олимпиады взяли награды высшей пробы.

Следующий важнейший элемент суверенной системы образования – это воспитание. В 2020 году в соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением система воспитания вернулась в школы. В её основе положение Стратегии национальной безопасности и Ваш Указ об укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Утверждён единый календарь воспитательных мероприятий. В каждой школе, колледже по понедельникам поднимается флаг, исполняется гимн России. Это действительно торжественное мероприятие. По данным социологических исследований, 88 процентов граждан нашей страны считают такое нововведение правильным и важным, поддерживают его. Проводим «Разговоры о важном». О необходимости таких занятий говорит 91 процент граждан нашей страны. В этом году прошли уроки, посвящённые единству народов России, семейным ценностям, дружбе.

Методические материалы «Наши герои» направлены в регионы. Это целая плеяда выдающихся соотечественников, чьи имена знают во всём мире. Такие материалы помогают и в оформлении школьных пространств. Соответствующие рекомендации мы также направили в регионы.

Кроме того, в этом году законодательно закреплена возможность привлечения школьников к общественно-полезному труду, а со следующего года в школьной программе вновь будут уроки труда. Также вводится новый предмет – «основы безопасности и защита Родины». К его преподаванию, о чём Вы, Владимир Владимирович сказали во вступительном слове, будут привлекаться участники и ветераны боевых действий, центры «Авангард» и «Воин».

В школах и колледжах введена должность советника директора по воспитанию. Кстати, конкурс на её замещение составляет три человека на место. Причём почти 60 процентов, подавших заявки, в возрасте до 35 лет. За три года практически в каждой школе создан школьный театр, спортивный клуб, школьные музеи открыты в каждой второй школе. Большую воспитательную работу ведём совместно с Российским движением детей и молодёжи и Федеральным агентством по молодёжи. Комплексная работа в этом направлении даёт хороший результат.

Сегодня, по данным ВЦИОМ, 95 процентов школьников, а это рост на 35 процентов за три года, заявляют, что гордятся своей страной, нашей историей и культурой. И не просто говорят об этом, многие участвуют в волонтёрской деятельности, помогают нашим бойцам в зоне специальной военной операции: плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, собирают гуманитарные грузы, пишут письма, шлют открытки к праздникам, в том числе к Новому году.

Третья составляющая суверенной системы – безопасная информационная среда. Мы извлекли уроки из попыток проникновения и влияния всяких фондов типа Сороса. Сегодня недопустима реализация неапробированных разработок, присутствие в образовательных организациях любых посторонних лиц, иноагентов и структур, деятельность которых сомнительна, а проекты имеют явно деструктивную, в том числе антироссийскую направленность. В наших школах могут использоваться только государственные информационные системы с проверенным содержанием. Такую, подчеркну, в дополнение к традиционной, очной форме обучения мы совместно с Минцифры разработали и успешно внедрили – это ФГИС «Моя школа». Также используем и региональный опыт, в частности опыт Москвы.

Следующее направление – современная инфраструктура, созданная в том числе в рамках национального проекта «Образование». Вопреки всем санкциям, внешним ограничениям мы строим школы, детские сады по всей стране. Ваши, Владимир Владимирович, поручения все выполнены в полном объёме и в срок. Все дети начальных классов обеспечены горячим питанием.

Совместно с Еленой Владимировной Шмелёвой создали 79 региональных центров, работающих по модели «Сириус», открыто более 250 центров «IT-куб», 365 технопарков-кванториумов, а также более 17 тысяч центров образования цифрового, естественнонаучного, технического, гуманитарного профиля, так называемых точек роста в сельской местности преимущественно и малых городах. Тем самым расширяем возможности школьников для углублённого изучения физики, математики, информатики, что важно для обеспечения технологической независимости нашей страны.

Важнейший результат по этому направлению – доступность дошкольного образования, она составляет 99,4 процента, практически 100 процентов, благодаря вводу в эксплуатацию в том числе 1651 детского сада. В школах полностью ликвидирована третья смена, открыто рекордное количество новых школ – 1179, отремонтировано более трёх с половиной тысяч школ.

И, наконец, основа всей суверенной системы образования – это педагоги, наши дорогие учителя и наставники. Мы серьёзно изменили подходы к самой подготовке педагогических кадров, утвердили единые программы, синхронизовали их со школьными стандартами. В этом году в рамках развития системы учительского роста ввели новые квалификационные категории: педагог-методист и педагог-наставник.

Благодаря Вашей, Владимир Владимирович, поддержке переоснастили все педагогические вузы Министерства просвещения. Что касается денежных поощрений за классное руководство, они выплачиваются без сбоев, своевременно как в школах, так и в колледжах кураторам групп.

Недавние поправки в законе «Об образовании» значительно усилили правовую защиту педагогов. И, как известно, в законе больше нет такого понятия, как «образовательная услуга». Результат: в этом году педагогические специальности вышли на второе по популярности место. Конкурс составил в среднем 11 человек на место.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Мы прекрасно понимаем, что ещё остаётся ряд проблемных вопросов, не в каждой школе реализовано в той или иной мере [то], о чём я говорил. Так, по-прежнему актуальна проблема бюрократической нагрузки. Получаем такие сигналы с мест и не снимаем этот вопрос с контроля. Учителя должны заполнять только те пять документов, которые нормативно закреплены. Готовы совместно с профильной комиссией Госсовета, Михаилом Владимировичем Развожаевым представить итоги реализации пилотного проекта по снижению документационной и бюрократической нагрузки на педагогов. Если потребуется, оперативно проработаем уточняющие поправки в законодательство. Порой возникают и такие ситуации, когда происходит дублирование при заполнении учителем электронного и бумажного журнала, других документов. Неоднократно направляли разъяснения о недопустимости такой практики. Будем помогать учителям вникать в каждый такой случай и наводить порядок. Просьба и глав регионов помочь нам в этой работе.

Далее – это, конечно же, оплата труда педагогов. Майские указы играют огромную роль, исполняются. Но при расчёте зарплат возникает определённая дифференциация. Например, не всегда педагоги понимают, за что начисляются стимулирующие выплаты. Поэтому на прошлой неделе в рамках российской трёхсторонней комиссии совместно с профсоюзом утвердили наименования всех стимулирующих и компенсационных выплат для учителей, систематизировали их. Этого давно ждали учителя. Будем добиваться, чтобы решение РТК было исполнено.

Ещё одна важная задача – и дальше повышать престиж профессии педагога, учителя. Будем делать это активнее и шире, с привлечением возможностей кино, телевидения, других средств массовой информации, интернета. Также на контроле будем держать кадровый вопрос, особенно в сельской местности. Здесь очень значима программа «Земский учитель» и ранняя профориентация. Уже порядка 80 тысяч школьников обучаются в пяти с половиной тысячах психолого-педагогических классов.

В ближайшей перспективе усилим подготовку по предметам, которые не входят в ЕГЭ: это музыка, изобразительное искусство, физкультура, труд.

Будем развивать школьный туризм, например, экскурсионные программы в парках «Россия – моя история», расширять просветительский проект «Без срока давности», заниматься комплексным развитием инфраструктуры, в том числе на Донбассе и Новороссии, где весомую помощь оказывают регионы-шефы, за это им отдельные слова благодарности.

И добавлю, что к воспитательному процессу будем шире привлекать родителей, это наш приоритет, особенно в предстоящий Год семьи.

Ещё раз хотел бы поблагодарить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, за поддержку и за большое постоянное внимание к системе образования.

Спасибо.


 
   

«Должность наставника важно закрепить в нормативных документах»

В России стартовал Год педагога и наставника. Торжественную церемонию открыл Президент Российской Федерации Владимир Путин. В ней также принял участие Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он вышел на связь из технопарка универсальных педагогических компетенций на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина.

Глава государства подчеркнул, что российские учителя во все времена подавали пример своим ученикам.

«Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему. Опираясь на ваши знания и опыт, на традиции отечественной педагогики и, безусловно, используя передовые технологии, мы продолжим формирование суверенной системы образования», – подчеркнул Владимир Путин.

В ходе общения поднимались вопросы, связанные с образованием, воспитанием молодого поколения, а также с профессиональным становлением молодых специалистов. Особое внимание уделялось вопросам наставничества. Победитель Всероссийского конкурса «Мастер года – 2022» преподаватель Донского политехнического колледжа (Тульская область) Ирина Демихова рассказала о важности работы наставников в формировании профессиональной и образовательной траектории молодых людей. Она выступила с инициативой введения соответствующей должности в трудовое законодательство.

Министр просвещения поддержал инициативу педагога.

«Наставничество сегодня требует закрепления и в нормативных документах. Важно, чтобы наставники могли работать, получать дополнительную зарплату, иметь запись в трудовой книжке. Для этого в профессиональной квалификации нужно ввести именно должность наставника. Мы обязательно это сделаем», – заявил Сергей Кравцов.

2023 год был объявлен Годом педагога и наставника в России Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401. Центральными площадками открытия стали Центр знаний «Машук» в Ставропольском крае, студия Российского общества «Знание» в Москве, арт-кластер «Таврида», Мастерская управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», а также Нижегородский, Омский, Алтайский, Амурский и Московский педагогические университеты. Участниками мероприятия стали председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова, ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Виктор Сдобняков, ректор Омского государственного педагогического университета Иван Кротт, представители педагогического сообщества и студенты. Модератором встречи выступил Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль.



Источник

 
   

«Разработка и принятие закона, повышающего статус учителя, станут замечательным результатом Года педагога и наставника»

Министр просвещения России Сергей Кравцов и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин посетили Межфакультетский технопарк универсальных педагогических компетенций, созданный на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Они осмотрели современные условия подготовки учителей и ознакомились с проектом продвижения педагогического образования.

Мероприятие прошло в день торжественного открытия Года педагога и наставника с участием Президента России Владимира Путина.

В технопарке созданы возможности для педагогического проектирования, приобретения студентами опыта реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, организации исследовательской работы, формирования функциональной грамотности. Для обучающихся открыты мастерские по аналитической химии, фундаментальной физике, рентгенографии, робототехническим системам, виртуальной и дополненной реальности и другим дисциплинам.

Ректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Виктор Сдобняков представил Министру просвещения и губернатору региона проект по трансформации школьного образования в части естественно-научных направлений для воспроизводства высококвалифицированных инженерных кадров.

В рамках проекта в Мининском университете открыт физико-технологический факультет. Сотрудничество с научными центрами и институтами региона уже позволило будущим учителям физики заниматься в инновационных лабораториях с ведущими учеными, кроме того, переподготовку проходят действующие учителя региона. Концепция проекта также подразумевает использование городской среды для технологического просвещения молодежи.

Сергей Кравцов рассказал, что цель создания технопарков в педагогических вузах – организовать современное пространство для подготовки студентов к будущей работе в школах.

«Разработано Ядро педагогического образования: единые программы, утвержденные в школах, ложатся в основу содержания подготовки учителей. Сегодня все педагогические вузы синхронизированы и готовят будущих учителей по единым программам, чтобы школьники могли получать качественное образование вне зависимости от того, где они живут и учатся – в крупном городе или небольшом селе. Такая системная работа позволяет нам решать эту задачу», – пояснил глава ведомства.

Он напомнил, что конкурс на педагогические специальности доходит до десяти человек на место, это направление занимает третью позицию по популярности у абитуриентов. Со школьниками ведется активная профориентационная работа. По всей стране будет открыто 5 тыс. психолого-педагогических классов.

Современную образовательную среду, созданную в педагогическом вузе, также оценила председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова.

«Вокруг образования и воспитания детей должны объединиться все: ведомства, бизнес, городские пространства. Тогда дети будут погружены в образовательную среду. И конечно, школы необходимо обеспечивать отличным современным оборудованием. Но самое главное – качество преподавания, поэтому важно, что создаются технопарки для подготовки будущих учителей и мастеров профессионального образования», – подчеркнула она.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что развитие сферы образования – один из приоритетов для региона.

«При поддержке Министерства просвещения у нас уже много сделано в части общего образования. Мы открыли корпус «Школы 800» в Верхних Печёрах, а еще ряд школ строится при поддержке Министерства просвещения по национальному проекту «Образование» в настоящее время. Также мы реализуем проект создания кампуса мирового уровня. Это межвузовский проект, и он будет работать на нужды всей страны, даже для экспорта образования. Не хватало специального профессионального образования. Сначала мы вошли в качестве одного из лидеров в проект «Профессионалитет»: в прошлом году появилось три кластера, в этом году – еще три. Теперь начали проект создания федерального парка специального профессионального образования», – сказал Глеб Никитин.

Глава Минпросвещения и губернатор Нижегородской области также встретились с ветеранами педагогического труда и обсудили возможности повышения статуса педагога и популяризации профессии учителя.

Одним из участников встречи стал заведующий отделом физических демонстраций и экспериментов музея «Нижегородская лаборатория» Лев Пигалицын, педагог со стажем более 60 лет, народный учитель Российской Федерации. Он рассказал о своем опыте наставничества – о проведении семинаров для учителей новых регионов.

Сергей Кравцов отметил, что 2 марта 2000 года было учреждено звание «Народный учитель», и поздравил педагога с этой датой.

Министр просвещения также вручил участникам встречи ведомственные награды. Звания «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» была удостоена директор Горбатовской областной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для глухих и позднооглохших детей Нина Блохина. Почетными грамотами Министерства просвещения Российской Федерации наградили заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольгу Петрову, учителя Лицея № 40 города Нижнего Новгорода Андрея Смирнова и учителя Лицея-интерната «Центр одаренных детей» города Нижнего Новгорода Анну Сможную.

«Этот год объявлен Президентом страны Годом педагога и наставника. Он посвящен вам, учителям. Хочу искренне поблагодарить вас за ваш труд. Мы находимся в одном из ведущих педагогических вузов страны. Важно, что сегодня молодые ребята идут в педагогические вузы, хотят быть педагогами. Мы готовим с депутатами Государственной Думы законопроект, повышающий статус учителя. Его разработка и принятие станут замечательным результатом этого Года педагога и наставника», – сказал глава Минпросвещения России.

В завершение поездки Сергей Кравцов и Глеб Никитин посетили инновационную «Школу 800», открытую в конце 2022 года с участием Президента России. Глава ведомства пообщался с учениками и преподавателями нового учебного заведения, обсудил стратегию развития школы, опыт работы и учебы в современном кластере, организацию воспитательной программы.

Он посетил естественно-научные лаборатории, оснащенные современным оборудованием, кабинеты музыки и изобразительного искусства, актовый и спортивный залы.


Источник