В Тамбовской области состоялся II Всероссийский съезд учителей сельских школ

21 Ноября 2014 год

17 - 19 ноября 2014 года в Тамбовской области состоялся Второй Всероссийский съезд сельских учителей «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». Организаторами съезда выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание», Администрация Тамбовской области.
В работе съезда приняли участие более 500 представителей системы образования из 76 субъектов Российской Федерации.  
В торжественном открытии и пленарном заседании приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Юрьевна Голодец,  Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д.Беглов, Министр образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанов, Губернатор Брянской области О.И.Бетин. Пленарное заседание состоялось на базе Татановской средней школы - регионального ресурсного центра агробизнес- образования.
Сельские школы Тамбовской области в селах Тулиновка, Новая Ляда,  Бондари, Петровское и Куксово стали опорными точками 8 дискуссионных площадок, «круглых столов» и диалог-клубов, на которых были обсуждены вопросы современной модели сельской школы, условия для занятий спортом в ней, проблемы, доступности качественного образования на селе, вопросы дополнительного образования, агробизнес-образования, реализации и дальнейших перспектив программы «Учительский дом», а также патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  
В резолюции съезда отмечен опыт Тамбовской области по развитию сельских школ, который  рекомендовано распространить по всем субъектам Российской     Федерации.
На съезде была учреждена Ассоциация "Агрошколы России".











подробней...









Выступление Министра образования и науки Российской Федерации

Д.В. Ливанова «Сельская школа: приоритеты государственной политики»

на II Всероссийском съезде учителей сельских школ


Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать вас на втором съезде сельских учителей!
Наше министерство проводит его совместно с Администрацией Тамбовской области и Всероссийским педагогическим собранием – самой массовой общественной организацией в сфере образования.

Одной из важнейших задач государства является сохранение и развитие образования на селе.
Сельские дети должны получать не менее качественное образование, чем городские. Поэтому в селах нужны крепкие, сильные школы. Это особенно важно, потому что школа для села – не только центр образования. Благодаря школе село сохраняется, развивается.

В России около 26 тыс. сельских школ – больше половины всех школ страны, из них около 12 тысяч – малокомплектные. Большое количество малокомплектных школ, сельских школ – особенность нашей образовательной системы, наше отличие от очень многих стран. И нам нужно обязательно учитывать это при планировании образовательной политики.
В сельских школах учатся 3,6 млн. детей, работают около 500 тыс. педагогов – чуть меньше половины всех педагогов страны, 22 процента – моложе 35 лет.
Сельские учителя в России имеют те же права и социальные гарантии, что и городские. Кроме того, им компенсируются расходы на коммунальные услуги. Эту норму ранее исключили из федерального законодательства – право принимать решение о компенсациях было передано на региональный уровень, но в новом законе «Об образовании», в статье 47, мы ее восстановили.
Зарплата учителей – и сельских, и городских – практически во всех субъектах Федерации еще в 2013 году была доведена до 100 процентов к средней по региону. И теперь, если средняя зарплата по региону растет, растет и ваша зарплата. Уже есть знаки привлекательности учительской профессии – рост качества абитуриентов на педагогических направлениях подготовки, приток молодых специалистов в школы.

Поддержка сельских школ является одним из приоритетов государственной политики в области образования. Сельские школы включены в различные программы развития образования, наряду с городскими, но при финансировании сельских школ в ряде случаев учитываются их особенности.

Большинство школ страны финансируется по нормативу, то есть в зависимости от количества учеников, но для сельских школ статья 99 закона «Об образовании» делает исключение. Речь идет не только о малокомплектных школах – так было раньше, в старом законе, - но и о школах, расположенных в труднодоступной местности, и о любых других сельских школах, которым – на усмотрение региональных властей – недостаточно средств по нормативу. Они финансируются по смете, исходя из фактических затрат.
Единых критериев, на основании которых школу относят к малокомплектным, не существует - в каждом регионе критерии свои. Например, в Калужской области малокомплектными считаются сельские школы, где учатся до 100 детей.

В проекте модернизации региональных систем образования (МРСО) в 2011-13 годах сельские школы, а точнее – сельские дети – получили преимущества при распределении финансирования. Средства федерального бюджета – 120 млрд. рублей – распределялись между регионами, исходя из численности школьников, и в сельской местности они учитывались с удвоенным коэффициентом.
Таким образом, около половины всех средств МРСО были потрачены на развитие образования в сельской местности. Это позволило улучшить материальную базу сельских школ, отремонтировать старые здания, построить новые, закупить школьные автобусы, обеспечить доступ к Интернету. Резко увеличилось количество сельских школьников, получающих качественное образование в современных условиях.
Во многих сельских школах заработали системы канализации и теплые туалеты. В Астраханской области в рамках МРСО была поставлена задача оснастить каждую сельскую школу сначала беспроводным интернетом, а затем теплым туалетом – и сегодня в каждой школе есть и то, и другое. Были примеры, когда жители сел, увидев, что в школах даже при отсутствии канализации появились теплые туалеты, стали их строить на своих участках.

До 2016 года в сельских школах при федеральной поддержке будут создаваться спортивные залы, отвечающие самым современным требованиям.
Сейчас в этом проекте участвуют 52 региона. Предусмотрено: ремонт спортивных залов, перепрофилирование помещений под спортивные залы, оснащение спортивным инвентарем и другим оборудованием, строительство спортплощадок на школьных дворах. Таким образом, удастся увеличить количество детей в селах, которые занимаются физкультурой и спортом.

За последние годы проведена существенная модернизация сети сельских школ.
Создаются большие школы – ресурсные центры, опорные школы, базовые школы, в разных регионах названия разные, - в которых сконцентрировано современное оборудование, где работают лучшие учителя, куда детей из небольших сел привозят на школьных автобусах. У нас есть определённые нормы: подвоз должен быть предусмотрен для учеников начальной школы, если расстояние более двух километров, и для учеников основной и старшей школы, если более четырёх километров. Чаще всего на подвозе - ученики старшего и среднего звена. Начальные школы в селах, как правило, стараются сохранять, даже если детей мало. Школа закрывается только тогда, когда учиться в ней некому.
В целом же оптимизация, укрупнение сельских школ положительно сказывается и на доступности, и на качестве образования, в том числе на социализации детей.

Качественное образование на селе – это не лозунг, а действительность, которую вы создаете своими руками.
Сельские дети успешно поступают в вузы – благодаря ЕГЭ они могут на равных конкурировать с городскими детьми, не уезжая в чужой город для сдачи экзаменов. Еще в 2000-е годы, когда проводился эксперимент по ЕГЭ, в течение нескольких лет после вступления региона в эксперимент количество выпускников сельских школ из этого региона, поступающих в вузы, увеличивалось в среднем на 10-15 процентов.

Сельские дети есть среди победителей и призеров олимпиад школьников – и всероссийской, и организованных Российским советом олимпиад школьников.
В 2014 году среди победителей и призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников – 18 учеников сельских школ, в том числе 5 призеров по разным предметам – из Республики Башкортостан. Там, например, есть программы сотрудничества сельских школ с вузами, и это, конечно, дает эффект.
Коллега из Ярославской области сегодня расскажет о Паше Козловe из поселка Шурскол Ростовского района – победителе международной олимпиады по математике, которая проходила в Мексике в 2005 году. Сейчас он аспирант МГУ, готовится к защите диссертации, и это далеко не единственный пример победы сельских детей на международных олимпиадах и дальнейших успехов в науке.

Но, к сожалению, по качеству образования сельские школы все-таки отстают от городских – ни одна сельская школа не попала в рейтинг «500 лучших школ России» 2014 года. Выпускники сельских школ показывают результаты немного, но хуже, чем их городские сверстники, и это свидетельствует о неравенстве в образовательных правах граждан. Нам нужно обязательно ликвидировать это неравенство.

Какие возможности для этого у нас есть?
Это, конечно же, не только дополнительная финансовая поддержка, хотя и она важна. Региональные программы поддержки сельских школ действуют во многих субъектах Федерации – Республике Саха (Якутии), Амурской, Калужской, Псковской, Свердловской, Тульской области и других. В таких регионах, как Алтайский и Пермский края, Калининградская область, поддерживают сельские школы, где ученики демонстрируют высокие результаты.

Закон «Об образовании» предусматривает различные механизмы обеспечения качества образования в школах, где нет достаточного количества учителей должной квалификации. Эти механизмы необходимо активно развивать.

Во-первых, это дистанционное образование.
Сельские школы по всей стране подключаются к высокоскоростному Интернету, что крайне важно для обеспечения доступности общего образования, – подробнее об этом сегодня будет говорить коллега из Минкомсвязи. Любой ученик в сельской школе должен иметь доступ к самым лучшим образовательным ресурсам, к урокам лучших российских учителей.
Дистанционное образование может быть организовано и на уровне регионов, через ресурсные центры, которые созданы по всей стране в рамках самых разных проектов. Характерный пример – когда высококвалифицированный учитель или преподаватель вуза, находясь в региональном центре, проводит уроки для детей, находящихся в школах в разных районах, по видеоконференцсвязи. Необязательно изучать таким образом весь школьный курс – отдельные уроки могут быть посвящены, например, сложным темам или разбору трудных задач ЕГЭ.

Во-вторых, это сетевое взаимодействие образовательных организаций.
На базе сельских школ и раньше создавались социокультурные центры, объединяя ресурсы организаций культуры, здравоохранения, спорта, общего и дополнительного образования. Есть примеры, когда школы, расположенные в разных муниципальных районах, реализуют совместные проекты. Пример в Ярославской области - «Воспитание гражданской идентичности обучающихся сельских школ в процессе реализации социально значимых проектов», в нем участвуют 8 школ, его научный руководитель – профессор Ярославского государственного университета.
Теперь же закон «Об образовании» дает возможность реализации одной образовательной программы разными образовательными организациями – раньше такого не было, и эту возможность мы, к сожалению, пока не научились использовать в полной мере.

В регионах есть свои, иногда очень оригинальные способы обеспечения качества и доступности образования в сельских школах.
В Белгородской области действует проект «Мобильный учитель», когда учителю выдается автомобиль, и он ездит проводить уроки в села, с которыми нет регулярного автобусного сообщения.
Есть проекты по обеспечению учителей жильем на льготных условиях – например, программы «Учительский дом» и «Ипотека для молодых учителей» реализуются в Ростовской области. А в Пермском крае у проекта «Учительский дом» другое содержание. Так называют начальную школу, которая одновременно является квартирой для семьи учителей. Первый такой учительский дом был построен в 2010 году в деревне Разино Кудымкарского района. Там нет директора и завуча, есть только учителя – они и учат, и занимаются финансами и хозяйством, и организуют питание детей.
Во многих регионах реализуются программы привлечения молодых учителей на работу в села.
В Московской области в вузах, учредителем которых является правительство этого региона, на 50% бюджетных мест по педагогическим направлениям подготовки ведется целевой набор, и треть абитуриентов – выпускники сельских школ. При трудоустройстве выпускникам – если они начали работать в год окончания обучения – платят единовременное пособие, а затем на три года устанавливают ежемесячную доплату.
Сельские учителя сегодня имеют широкие возможности для общения со своими коллегами из других населенных пунктов, из других регионов, и это общение не только дистанционное. Проводятся съезды общероссийских ассоциаций педагогов различных школьных предметов – русского языка и литературы, истории и других, в составе Всероссийского педагогического собрания действует Ассоциация учителей сельских школ России. На сегодняшний день более 22% учителей сельских школ принимают участие в работе профессиональных учительских сообществ субъектов Федерации.

Наше министерство реализует проект, в рамках которого изучаются малокомплектные школы и школы в труднодоступной местности, планируется создать общероссийский реестр таких школ (региональные реестры уже созданы, например, в Камчатском крае, Республиках Саха (Якутия) и Бурятия). Организовано консультирование, повышение квалификации их руководителей и специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за работу сельских школ.
Недопустимо закрытие малокомплектных школ ради закрытия, ради экономии средств! Конечно, в большой школе ребенок имеет больше возможностей, но это не значит, что маленькие школы нужно закрывать. Если раньше для ликвидации сельской школы достаточно было решения сельского схода, то теперь – в соответствии с новым законом «Об образовании» (статья 185) - решение не может быть принято без заключения специальной комиссии с учетом мнения жителей. Комиссия должна просчитать последствия, и если они нежелательны для села, школа не будет закрыта.
Там, где сохранение школы возможно, ее надо сохранить! Например, в Калужской области, в селе Дугна есть школа на 12 человек – она находится в труднодоступном районе. Если в селе необходима новая малокомплектная школа, ее надо построить! В Воронежской области, в селе Большая Хвощеватка в 2012 году открылась новая школа на 24 ребенка, в ней начали работать 12 педагогов. Благодаря строительству школы к селу был проведен газ и асфальтированная дорога.
Мы считаем, что не должно быть разницы между городской и сельской школой в части условий, которые создаются детям для получения качественного образования. Конечно, учителя, которые преподают в сельской школе, должны быть подготовлены по-другому, потому что обычный учитель в малокомплектной школе ведёт сразу несколько предметов, для этого нужен другой уровень подготовки. В связи с введением Профессионального стандарта педагога мы разработаем новые образовательные стандарты для педагогических вузов и факультетов. Это окажет воздействие на всю нашу систему педагогического образования, и в этой работе мы обязательно учтём требования к подготовке учителей для сельских школ.

Уважаемые коллеги!
Можно привести немало примеров, когда выпускники сельских школ делают блестящую карьеру, добиваются успехов в политике, искусстве, науке, в сфере образования.
Три федеральных министра – мои коллеги по правительству России - учились в сельских школах: министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, министр спорта Виталий Мутко, министр сельского хозяйства Николай Федоров.
Только за последние пять лет три абсолютных победителя конкурса «Учитель года России» - учителя сельских школ, и все они - мужчины: Андрей Гарифзянов из Тульской области (2010 год), Алексей Овчинников из Липецкой области (2011 год), Андрей Сиденко из Московской области (2013 год).
Выпускников сельских школ, добившихся успеха в жизни, благодаря, прежде всего, вашим усилиям должно становиться все больше.
Еще несколько лет назад, когда в том или ином регионе сдавали новую сельскую школу, жители смотрели на нее как на чудо. Но сегодня школы, соответствующие современным требованиям, в селах уже не редкость, они перестали быть экзотикой. Любая школа не просто дает знания, она воспитывает, формирует культуру поведения, культуру быта вплоть до культуры питания, и в сельской местности это особенно важно. У ваших учеников на всю жизнь должно оставаться стремление подтянуть окружающую действительность к тому уровню, который был обеспечен в школе.

Учитель, городской или сельский, – это особая профессия, где нужны не только знания предмета и детской психологии, но и преданность делу, ответственность, отзывчивость, многие другие личностные качества.
Но ни для кого не секрет, что работа учителем на селе требует от человека намного большей самоотдачи. Вы живете проблемами своих учеников, вы в любое время готовы общаться с их родителями и, наверное, проводите с учениками больше времени, чем со своими собственными детьми. Вы всегда на виду у односельчан, которые обсуждают ваш образ жизни, ваше поведение, даже вашу одежду, предъявляя повышенные требования, которым вы должны соответствовать. Сельский учитель – это пример для подражания для всех и во всем.
Спасибо вам за вашу работу!

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Председателя Всероссийского педагогического собрания В.Н.Ивановой на II Всероссийском съезде учителей  сельских школ

Глубокоуважаемая Наталья Владимировна!
Уважаемые коллеги!

За 1,5 года, прошедшие после I Всероссийского съезда учителей сельских школ, в нашей стране  произошло много важных событий, и прежде всего политических.
Это возвращение Крыма в Российскую Федерацию, включение системы образования Крыма в образовательное пространство России. Всероссийское педагогическое собрание активно организует помощь нашим коллегам, сельским учителям Крыма.
В зале присутствует делегация учителей сельских школ Крыма! Давайте поприветствуем их и пожелаем успехов!
Уважаемые коллеги! Огромные средства были выделены на развитие сельских школ из средств федерального бюджета. Об этом подробно рассказал Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Викторович Ливанов.
Приоритетное финансирование сельских школ явилось катализатором общественной активности учителей.
Всероссийское педагогическое собрание стало инициатором создания Ассоциации учителей сельских школ России. Это послужило основой для решения многих важных проблем.
Сельская школа сегодня обретает черты системообразующего социального института села.
В этом контексте я остановлюсь на основных пяти моментах.
Во-первых, в контексте новых социально-экономических и политических реалий объективно возрастает необходимость существенного усиления роли села в жизни страны. Вследствие введенных по отношению к Российской Федерации экономических и политических санкций, на первый план выдвигаются процессы импортозамещения, прежде всего, в сфере сельскохозяйственного производства. На это направлены Указы Президента Российской Федерации В.В.Путина от 6 августа 2014 года.
Наши антисанкции опираются на программы импортозамещения. И это может стать шансом для развития села и деревни. Программа импортозамещения - это программа развития сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции, ее хранения и транспортировки. Уже сегодня дополнительно на эти цели из Федерального бюджета выделено 20 млрд. руб. Реализация этой программы будет способствовать появлению новых рабочих мест, росту доходов и благосостояния сельских жителей.
Но проблема отсутствия специалистов на селе общеизвестна. Ключом к ее решению  может стать развитие современных агропромышленных кластеров, направленных на импортозамещение.
Для этого необходимо сократить отток населения и прежде всего молодежи.
Ни одна из отраслей социальной инфраструктуры не влияет так на отток населения, как развитие или отсутствие школы или учреждений дополнительного образования детей.
Даже развитие учреждений здравоохранения находится на третьем месте по влиянию на отток населения. Подчеркну: на первом и втором - занятость, доходы и развитие сферы образования подрастающего поколения.
Новая сельская школа изменит привычный нам облик села. Учительское сообщество способно внести большой вклад в его формирование уже сегодня.
Во-вторых, школа может и должна организовать совместно с учреждениями СПО и ВПО непрерывное образование и повышение квалификации взрослых.
В настоящее время идет внедрение новых моделей для сельских школ: «Ассоциация образовательных учреждений»,  и «Базовая (опорная) школа с сетью филиалов». (Об этом расскажут представители Тюмени и Томска)
Таким образом, встает задача превращения сельских школ в своеобразные центры непрерывного образования.
Фактически, перед муниципалитетами стоит задача создания на базе сельских школ ресурсных центров, целью деятельности которых является  осуществление дистанционного образования детей и взрослых, повышение квалификации и переподготовка кадров среди взрослых. Службы занятости регионов должны финансировать эту работу.
При формировании таких центров встанет вопрос об их профиле.
Особое внимание нужно обратить на агрошколы, которые помимо обучающей деятельности стали субъектами хозяйствования. Нам кажется, что необходимо развивать сеть таких агрошкол. Вчера директора агрошкол выступили с инициативой создать Ассоциацию агрошкол России. Всероссийское педагогическое собрание поддержит эту инициативу.
Интеграция школ и организаций среднего профессионального образования даст возможность быстро нарастить кадровый потенциал для развития передовых сельскохозяйственных производств, в появлении которых при политике импортозамещения мы не сомневаемся!
В условиях необходимости расширения сети фермерских и казачьих хозяйств в целях заселения и устойчивого развития сельских территорий, перед сельскими образовательными организациями встаёт совершенно особая задача - инфраструктурное, организационное и методическое  обеспечение семейного фермерского образования. Без этой составляющей невозможно развитие сельских территорий, восстановление династий фермеров, лесников, рыболовов, усиление патриотизма и гордости за свою малую и большую Родину.
В этой связи государственным институтам развития, работающим в сфере поддержки проектов агропромышленного комплекса (Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Росагролизинг и др.) нужно поручить сформировать предложения по специализированным продуктам и сервисам, ориентированным на поддержку научно-образовательных и инвестиционных проектов, реализуемых с участием сельских школ.
В-третьих, развитие школы как социо-культурного центра откроет для жителей села новые возможности. Очень важно, чтобы местные жители имели возможность приходить в библиотеку школы, в стенах школы может расположиться сельский врач, паспортный стол. В школе может разместиться и Многофункциональный центр, который работает как служба "одного окна" (МФЦ).
МФЦ, как известно, представляет собой учреждение по предоставлению населению комплекса взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, соответствующее требованиям комфортности предоставления услуг (организация работы электронной очереди, возможность предварительной записи по телефону, оборудованные места ожидания, транспортная доступность, удобство расположения), включая возможность оплатить необходимые пошлины и сборы.
По оценке Минэкономразвития России более 90% посетителей МФЦ довольны формой предоставления услуг.
С точки зрения развития сельской школы как центра социально-культурной активности территории, важно сформировать концепцию, согласно которой МФЦ и школьные объекты находились бы в шаговой доступности, либо в одном здании. Это позволит существенно сократить время граждан на получение услуг, а так же сформирует предпосылки к формированию школы как центра поселения.
Такой вариант существенно повысит комфортность условий жизни на селе.
В-четвертых, для решения этих важнейших задач нужен новый тип сельского учителя - универсала, обладающего метапредметными компетенциями. Это учитель - методист, консультант, специалист по организации многоуровенного и семейного обучения и консультирования. Он сможет стать куратором современного распределённого образовательного контента и менеджером сетевого обучения. Такие учителя есть в сельских школах Тамбовской, Белгородской, Волгоградской, ростовской областях, Краснодарском крае.
Таким образом, должно меняться и педагогическое образование.
Для выполнения этих новых функций у сельского учителя должен быть все необходимое. Это серьёзная задача для муниципалитетов и образовательных систем регионов.
Мы предлагаем расширить социальную поддержку сельского учителя. Наши предложения имеются в проекте резолюции.
ВПС считает, что нужно провести широкомасштабную акцию во всех педагогических вузах "Со студенческой скамьи в сельскую школу"  и создать систему четкого мониторинга молодых учителей, отправившихся в сельскую школу, условий их проживания, общей удовлетворенности. Мы предлагаем также ввести обязательную систему наставничества с целью их адаптации к условиям работы на селе.
Все это обеспечит высокий уровень занятости и зарплаты как учителей,  так и сельского населения.
В-пятых, особое значение приобретает непримиримая борьба с алкоголизацией молодежи, профилактика наркомании и воспитание подрастающего поколения с пониманием ответственности за малую родину и Великую Россию. Эта работа, пожалуй, самая трудная и, главное, с большими последствиями.
Переложить ее с наших плеч - плеч учителей не на кого!
Мы вмести с родителями в ответе за будущих механизаторов,  трактористов, животноводов, агрономов и специалистов страны!
Универсальных технологий воспитательной работы, наверное, не существует. Мы предлагаем обратить внимание и рассмотреть опыт воспитания молодежи в казачьих станицах, в казачьих классах сельских школ, в казачьих кадетских корпусах.
"История России сделана казаками" - эти слова Л.Н.Толстого уверена, заставят нас поднять пласт народного опыта этой работы с молодежью!
Школа должны быть близкой народу, понятной и родной. С нее начинается патриотизм и гражданственность. В связи с этим мы предлагаем провести акцию «Имя - каждой сельской школе». Пусть школа носит имя выдающейся личности села, поселка, малого города, региона, деятельность которой запомнилась и могла бы вдохновить остальных.
Нам предстоит еще очень многое. Поэтому нужно сделать так, чтобы в сельских школах максимально использовались дистанционные технологии, чтобы объемы финансирования сельских школ увеличивались во всех регионах, чтобы были введены льготы для молодых учителей, повысился уровень заработной платы учителя!
Потому что село - это будущее страны, потому что оно является современным мощным ответом глобализации. Особенное звучание эти слова ( о том, что село вдруг неожиданно стало противовесом и нашим будущим) обретают сегодня ввиду сложившейся политической обстановки. Сейчас от процветания села зависит многое. И, надо еще раз подчеркнуть, процветание его базируется на школе!

РЕЗОЛЮЦИЯ

II Всероссийского съезда учителей сельских школ

«Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм»

17–19 ноября 2014г.                                                Тамбовская область


В контексте новых социально-экономических и политических реалий объективно возрастает необходимость существенного усиления роли села в жизни страны. Благополучие жизни российского села в значительной мере обеспечивается сельской школой как основной социокультурной организацией, выполняющей образовательные, культурно-просветительские,  информационные, организационно-педагогические функции. Статус сельского учителя становится одним из стратегических ресурсов развития экономики нашей страны.

II Всероссийский съезд  учителей сельских школ «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм», проходивший с 17 по 19 ноября 2014 г.  на базе школ пяти сел Тамбовской области, объединил более 500 делегатов из 75 регионов России. 

Сельские школы в поселках Новая Ляда, Тулиновка, Бондари, Петровское и Куксово в Тамбовской области стали местом дискуссионных площадок и диалог-клубов сельских учителей, на которых обсуждались ключевые проблемы сельского образования.

В настоящее время в Российской Федерации более 3,6 млн.  школьников учатся в сельских школах. В 2011–2013 гг. в стране был реализован широкомасштабный проект модернизации региональных систем общего образования. Его бюджет составил более 120 млрд. рублей, из которых почти половина средств была направлена на строительство новых зданий и сооружений, отвечающих современным требованиям образовательного процесса, на обеспечение транспортной доступности школ, на дооснащение их учебным оборудованием и средствами обучения, в том числе подключение к сети Интернет.

Делегаты съезда заинтересованно обсуждали вопросы меры государственной поддержки сельской школы и  статуса учителя, доступности качественного образования, проблемы внедрения профессионального стандарта педагога, вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная сельская школа расширяет образовательное пространство, стремясь полнее удовлетворить запросы своих учеников и их родителей. В программах, которые презентовали делегаты, школы представлены как центры образования и воспитания, социокультурные, аграрно-экологические, эколого-краеведческие, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные центры и др.

Участники съезда определили следующие основные направления развития образования на селе:

  • формирование организационно-правовых основ сельских школ в контексте их сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями, организациями социальной сферы, бизнес-сообществом, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие образовательных организаций как открытых социально-педагогических систем;
  • развитие форм и механизмов государственной поддержки сельских учителей для стимулирования их творческого и профессионального  потенциала и закрепления учителя в сельских образовательных организациях;
  • совершенствование содержания педагогического образования на основе внедрения профессионального стандарта учителя, определяющего основные компетенции  педагога.

Участники съезда констатируют, что реализация приоритетного национального проекта «Образование», проекта модернизации региональных систем образования явились мощным импульсом развития российского образования на селе, а по сути, динамичного развития всех аспектов сельской жизни. Делегаты съезда отметили, что в Тамбовской области не просто создаются современные условия, а идёт трансформация сельских школ в научно-образовательные, учебно-производственные комплексы. Высокий профессиональный уровень педагогов Тамбовской области, позволяет обеспечивать доступность качественного образования сельских школьников.

С учетом прошедшего обмена мнениями участники II съезда учителей сельских школ  РЕКОМЕНДУЮТ:

Правительству Российской Федерации поручить федеральным органам исполнительной власти:

  • продолжить реализацию проекта модернизации региональных систем образования, выделив отдельным направлением мероприятия, направленные на модернизацию сельских школ, способствующих обеспечению качества и доступности образования на селе;

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • продолжить мониторинг реализации положений майских 2012 года указов Президента Российской Федерации В.В. Путина в части уровня средней заработной платы работников сферы образования, в том числе по субъектам Российской Федерации;
  • продолжить мониторинг реализации проекта Президента Российской Федерации В.В. Путина «Учительский дом» по субъектам Федерации;
  • совершенствовать нормативно-правовую базу по закреплению в законодательстве Российской Федерации особенностей функционирования сельских школ – в частности, ввести в новую версию стандартов подготовки педагогических кадров указание на специфику подготовки специалистов сельских школ;
  • совершенствовать подготовку педагогических кадров для сельских школ, продиктованную как необходимостью преподавания учителями нескольких предметов в малокомплектных школах, так и профессиональной полифункциональностью работников сельской школы;
  • организовать систему переподготовки специалистов, задействованных в реализации образовательной политики в сельских школах.


Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

  • формировать условия кадровой поддержки сельских школ путем повышения привлекательности труда сельского учителя;
  • продолжить реализацию проекта по созданию современной инфраструктуры сельских школ;
  • развивать проект по ремонту спортивных залов сельских школ;
  • рассмотреть возможность расширения сети агрошкол, включающих учебно-полевые бригады, производственные кооперативы и т.д.;
  • обеспечить методическое сопровождение внедрения новых форм организации образовательного процесса (дистанционные технологии обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций, здоровьесберегающие и новые воспитательные технологии, современные технологии внеурочной деятельности);
  • совершенствовать нормативно-правовую базу реализации программ «Учительский дом» и «Школьный автобус», в частности, на базе создания соответствующих аутсорсинговых компаний;
  • создавать культурно-образовательные и просветительские комплексы на ассоциативной основе (школа, библиотека, клуб, физкультурно-оздоровительные комплексы, социально-психологическая служба, учреждения дополнительного образования и иные организации и учреждения);
  • способствовать созданию в сельских школах системы наставничества для  молодых учителей;
  • расширять практику сохранения памяти выдающихся деятелей региона путем присвоения их имен сельским школам;
  • использовать более широкий спектр педагогических технологий для духовно-нравственного и патриотического воспитания подростков и молодежи через развитие национальных принципов, в частности – казачьего компонента, ориентированного на базисные казачьи ценности и культуру;
  • рассмотреть возможность реализации региональных целевых программ «Здоровый образ жизни в сельской школе».


Всероссийскому Педагогическому Собранию (ВПС):

  • расширить участие в реализации государственной образовательной политики на селе в целях развития открытой государственно-общественной системы сельского образования;
  • принять активное участие в синхронизации профессиональных и образовательных стандартов с учетом особенностей сельской школы;
  • организовать мониторинги:

наличия социально-педагогической и психолого-педагогической служб в сельской школе;

соответствия фактического уровня средней заработной платы учителя требованиям положений майских указов Президента Российской Федерации от 2012 года;

  • обеспечить участие представителей ВПС в качестве наблюдателей за процедурой сдачи ЕГЭ в сельских школах;
  • создать «горячую линию» для обращения учителей по вопросам реализации проекта «Учительский дом»;
  • провести в регионах обсуждение проекта «Учитель, воспитай ребенка-сироту!»;
  • обобщить передовой опыт работы казачьих образовательных организаций с последующей разработкой организационно-методического обеспечения и его реализации в сельских школах России;
  • провести «Круглый стол» по вопросу совершенствования проекта «Школьный автобус» с привлечением представителей региональных органов управления образованием и ГИБДД.
Поделиться: