В Колонном зале Дома Союзов состоялось Пленарное заседание IX Съезда, посвященного патриотическому воспитанию молодежи

16 Декабря 2015 год

16 декабря 2015 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось Пленарное заседание IX Съезда «Российская история, отечественные ценности и традиции – модели воспитания гражданина и патриота». На этот раз съезд педагогов был посвящен новым моделям патриотического воспитания детей и молодежи. Мероприятие было организовано Всероссийским педагогическим собранием совместно с Национальным союзом патриотического воспитания.


В роли почетных ведущих пленарного заседания IX съезда педагогов России выступили Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова и главный редактор "Учительской газеты" Петр Положевец. Среди почетных гостей Съезда были полномочный представитель президента России в ЦФО Александр Беглов,  заместитель председателя Государственной Думы Сергей Железняк, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Анастасия Зырянова, Президент Национального союза патриотического воспитания Василий Собачкин, олимпийская чемпионка Ирина Слуцкая, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, народный артист России Дмитрий Маликов.


Как сделать российских школьников патриотами, педагоги и парламентарии решили обсудить неспроста. С каждым днём эта задача становится всё более актуальной, причина — напряжённая международная обстановка. «Сегодня в мире происходит много событий, которые всех нас проверяют на стойкость», — напомнил полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте по делам казачества Александр Беглов.


Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего. И чтобы будущее у России было, парламентарии готовы работать совместно с учителями. «Мы вместе ищем ответы на те вызовы, которые стоят перед системой образования, вместе разрабатываем законопроекты, которые позже становятся законами», — сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Воспитание патриотизма «уже сегодня стоит во главе угла всей системы обучения в школах и вузах», — считает депутат.


Педагоги успели наработать множество методик воспитания юных патриотов. «Мы должны использовать лучшие практики, которые использовались и во времена СССР, и в современной России», — призвала председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ им. Разумовского (ПКУ) Валентина Иванова.


В частности, по словам Председателя ВПС, опросы общественного мнения показали: решение Президента создать Российское движение школьников поддерживают больше 60 процентов россиян, протест оно вызывает лишь у 11 процентов наших соотечественников. «Неизгладимое впечатление на школьников производит бескорыстное волонтёрство, работа в поисковых отрядах, общение с героями России и СССР, — перечислила Валентина Иванова. — И очень жаль, что в стране не хватает площадок для обмена лучшими опытами». По мнению эксперта, определённого совершенствования требует и действующее законодательство. В частности, —  необходимо ввести ответственность за размещение в интернете, на детских сайтах, недружественного по отношению к России контента.


Приветствие собравшимся передали председатель Госдумы Сергей Нарышкин, вице-премьер Ольга Голодец и министр образования Дмитрий Ливанов. Однако оказалось, что тема патриотического воспитания молодёжи волнует не только чиновников, парламентариев и педагогов из 79 регионов России, в том числе Крыма и Севастополя. Участие в обсуждении приняли известная фигуристка Ирина Слуцкая и народный артист России Дмитрий Маликов. На прямую связь со Съездом выходили космонавты из Международной космической станции.

«Внедрение новых моделей патриотического воспитания способствует духовно-культурному единению нации. Именно любовь к Родине является одним из факторов, связывающих нацию в единое целое», — отметила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Юлия Вепринцева.


Сенатор Виктор Кондрашин заострил внимание собравшихся на не менее важном моменте: «Наша история ничем не хуже, чем история другой страны. Мы не должны ни перед кем каяться и посыпать голову пеплом. Вклад России в мировую историю — это позитивный вклад.  И в воспитании патриотизма нам надо делать ставку на героизм наших предков». По мнению парламентария, России нужен специальный закон о патриотическом и военно-патриотическом воспитании.


В рамках Пленарного заседания прошло награждение лучших педагогов. Денежные премии и сертификаты получили авторы проектов по патриотическому воспитанию молодежи. В завершении IX Съезда «Российская история, отечественные ценности и традиции – модели воспитания гражданина и патриота» итоговые документы и резолюция.





подробней...



Выступления Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном Округе, Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества А.Д. Беглова.

Съезд посвящен проблемам создания моделей воспитания гражданина и патриота в современном обществе. Фундамент создания этих моделей - освоение Отечественных ценностей и традиций.
Одна из самых успешных моделей патриотического воспитания реализуется в системе непрерывного казачьего образования.
Наиболее последовательно эта система внедрена в казачьих кадетских корпусах, в казачьих кадетских классах и в Первом казачьем Университете – Московском государственном Университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского.
На сегодняшний день в рамках системы непрерывного казачьего образования функционируют почти 90 казачьих кадетских корпусов и казачьих школ, 13 казачьих профессиональных организаций (СПО), около 2200 казачьих классов и казачий Университет.
Вся система воспитания в этих образовательных учреждениях построена на формировании традиционных базовых качеств казаков. Это служение Родине, защита Отечества, добросовестный труд и товарищество. Первым казачьим Университетом совместно с казачьими войсками и Русской Православной Церковью выработана модель воспитания молодежи на основе комплексного сочетания современной отечественной идеологии патриотизма и духовно-нравственных, исторических и культурных традиций казачества. Данная модель воспитания, базирующаяся на реализации инновационных образовательных программ по актуальным направлениям подготовки, включающих в себя «казачий компонент», позволяют подготовить высокообразованных патриотов России. Именно такие выпускники способны не только добросовестно и высокоэффективно выполнять трудовые функции, но и консолидировать вокруг себя здоровые силы общества, смело противостоять деструктивным силам и идти на мужественные поступки во имя своей Родины.
Целостное освоение традиций казачества, которые последовательно воплощают ценности российского общества дает удивительные результаты.
У молодых людей вырабатывается стойкий иммунитет к ложным ценностям, потребительству, культу силы, агрессии, вандализму.
На наш взгляд, система воспитания на основе традиций казачества доказала свою высокую эффективность и может быть применена во многих образовательных учреждениях России.
Многолетний опыт работы по вышеуказанной модели патриотического воспитания показал ее высокую востребованность в обществе. Сегодня университетом, Центральным казачьим войском и школами с казачьими кадетскими классами в городе Москве сформирована экспериментальная площадка «Кластер непрерывного казачьего образования, в рамках которого реализуется программа военно-патриотического воспитания. В настоящее время формируется единая общероссийская система непрерывного казачьего образования, учебно-методическим ядром которой являются сквозные программы для общеобразовательной школы: «Казачество на службе России» и «Система государственно-общественного управления образовательными организациями на основе традиций казачества». Немаловажно, что выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих кадетских классов, обладающие общественно-значимыми личностными качествами имеют очень хороший потенциал карьерного роста во всех областях государственной службы и народного хозяйства, создания крепких и счастливых семей, в которых царит лад и согласие. Ярким подтверждением важности казачьей системы патриотического воспитания является проведение Всероссийского конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус», победителю которого вручается знамя Президента Российской Федерации.
Желаю участникам съезда успехов в творческом труде по воспитанию настоящих граждан и патриотов нашего Отечества.


Доклад Председателя Всероссийского педагогического собрания
В.Н. Ивановой на IX  СЪЕЗДЕ «Российская история, отечественные ценности и традиции – модели воспитания гражданина и патриота»

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим съезд, который я бы назвала чрезвычайным съездом. Почему? Потому, что  Отечество в опасности и противостоять врагу должны не только новые военные технологии, но, в первую очередь, патриотизм населения. Патриотизм - это стратегический национальный оборонный ресурс России, который неоднократно изгонял захватчиков с наших земель. Вот и сегодня публикуются карты Великого Турана, которые включают в себя все территории России, где проживает тюркоязычное население. Вплоть до  Урала. Таким образом, ИГИЛ  создано для реализации территориальной претензий к нашей стране.
Говоря о патриотическом воспитании, нНе могу не привести слова В.В. Путина: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. ........Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе".

В связи с этими словами Президента приведу несколько тезисов.
Первое. Хочу особо подчеркнуть, ВПС  не ждало нынешней ситуации в мире, чтобы говорить о патриотизме. С первого года своего создания вопросы воспитания подрастающего поколения, организации образовательного процесса, защиты интересов учителя и школьников были всегда в центре нашего  внимания. Например, увенчалась успехом наша работа по формированию обязательного (или базового) минимума  содержания основных образовательных программ, защиты сельских школ, совершенствования процедуры ЕГЭ, организационная поддержка детско-юношеских организаций, которых сегодня более 1,5 тысяч. В то же время мы ведем системную работу по многим направлениям, связанным с патриотическим воспитанием. Так, мы активно добиваемся педагогического сопровождения патриотической работы не только при реализации основных образовательных программ (по истории и литературе), но в рамках дополнительного образования и всей внешкольной деятельности.
Учитывая современную геополитическую ситуацию, наша организация должна утроить, удесятерить свои усилия в направлении патриотического воспитания.
Второе. Не только мы, но и "наши друзья", в кавычках, за океаном, прекрасно понимают, что, в первую очередь. патриотизм должен формироваться в образовательном учреждении. Неслучайно президент США Кеннеди говорил: "Космос мы проиграли русским за школьной партой».

ВПС должно сосредоточиться  на реализации в образовательных организациях эффективных моделей воспитательной работы.
Почему во главе работы по формированию патриота должен стать учитель? Потому, что судьба России и в настоящее время будет решаться за школьной партой. Но сейчас это будет непростым процессом.  В первую очередь потому, что Сегодня  для подавляющего большинства россиян (84%) патриотизм, к сожалению, означает «глубоко личное чувство". При этом нам не надо рассчитывать только на всплески патриотизма в результате мероприятий, организуемых государством. Например, олимпийские игры в Сочи, возвращение Крыма домой. Учитель должен сформировать устойчивую любовь к Родине независимо   от тех или иных событий. И здесь надо опираться на Историю России, традиции и духовность, на образ жизни истинных патриотов. Например, казаков.

Третье. В этой связи сегодня важно определить ключевые модели воспитания гражданина и патриота. Моделей может быть много, с учетом огромного спектра условий и возможностей регионов. Но есть модели, которые демонстрируют наибольшую эффективность.

Первая модель.  Это воспитание личным примером не только семьи и родителей, но и учителя. Может ли это сделать современный учитель? За предыдущие десятилетия по престижу учителя был нанесен серьезный удар. Его топтали все. кому не лень. Его превратили в изгоя общества. Потребовалось вмешательство нашего Президента, после чего ситуация радикально меняется. Доказательство. Если ранее в органы законодательной власти и органы местного самоуправления входили только отдельные члены ВПС, то на выборах 2015 года победу одержали свыше 12 тысяч работников образования. Это серьезная победа учительства, это возвращение общества к высокому статусу учителя, признания его авторитета и значимости. Мы и дальше будем поддерживать членов нашей организации в выборных компаниях и, в частности, в Государственную Думу в 2016 году.

Есть и другие примеры успешного воздействия личности педагога на своих воспитанников.  Это и поход детей, победителей олимпиад, с Министром образования и науки Дмитрием Ливановым к Северному полюсу, и усыновление учителями детей - сирот. Именно в этих случаях учитель, наставник становится подлинным авторитетом для детей и может формировать их взгляды в противостоянии с «ложными» авторитетами.
Вторая модель. Во главе процесса формирования нравственного облика каждого школьника должен стоять истинный герой. Это непросто, особенно когда во многих СМИ и Интернете прославляются антигерои. Поэтому для нас важен вопрос: кто он – Герой нашего времени? Давая ответ, мы можем назвать в их числе и Героев России – офицеров, ветеранов боевых действий, и совсем юных героев, которые спасают людей на пожарах, в авариях, тонущих, попавших в сложные обстоятельства. Это  наши космонавты и Герои труда, и те, кто создает оборонный щит нашей Родины.

В этом случае детям есть на кого равняться и, как сказал поэт, «делать жизнь с кого». Общение с героями нашего времени может вызвать очень глубокие чувства, которые повлияют на нравственный выбор и даже судьбу ребенка.
Третья модель. Воспитание на примере традиций, культуры, обычаев и истории казачества. Многие ли знают, что свое историческое  развитие Россия получила благодаря деятельности казаков.  Вот оценка роли казаков для России, которую дал Лев Николаевич Толстой: "...Вся история России сделана казаками". Думаю, что дополнять не надо.
Патриотизм казаков издревле служил России и работал на освоение новых земель.

И сегодня казаки проявляют патриотизм, мужество и храбрость. Кто встал в Крыму на пути банд правового сектора?  Казаки! Например, на Перекопском перешейке стояли студенты - казаки Первого казачьего университета. Это требовало большого мужества. Но кто из школьников знает об этом.  До сих пор еще жива идеологическая версия о легкой жизни казачества. На самом деле - это бескорыстные, трудолюбивые и героические люди, добровольно взвалившие на себя обязанность защиты интересов России. Такие. как присутствующие здесь Безуглый Иван Васильевич и  Гречаненко Сергей Анатольевич. Поприветствуем их.

Поэтому нам надо не только расширять количество казачьих кадетских корпусов, казачьих классов. но и воспитывать детей на ярком примере истории и жизни казаков - истинных защитников Отечества. Неслучайно Москва организовала кластер непрерывного казачьего образования. Догоняет столицу в реализации этого проекта Ульяновская область. Там тоже создается такой кластер.

Четвертая модель. Социальное бескорыстное волонтёрство –  добровольчество.
Пятая модель. Поисковое движение, которое вырабатывает на всю жизнь уважение к воинам, отдавшим жизнь за Отечество.
Можно приводить и еще целый ряд моделей. Все эти модели требуют для своей реализации серьезной научно-методической поддержки, а так же развития инфраструктуры, в том числе строительство и обустройство военно-спортивных лагерей и пр.
Четвертое. Чрезвычайно важным в деле патриотического воспитания стал Указ Президента о создании "Российского движения школьников". Этот документ активно обсуждают в Интернете. Фонд "Общественное мнение" провел социологическое исследование. Согласно его данным создание указанного движения в целом поддерживают около 60% россиян. Число противников значительно меньше (всего 11%). Более 40% высказались за то, что движение школьников надо создавать по образцу пионерской организации. Но 22% полагают обратное.  Наибольший процент, поддерживающих движение среди людей старшего возраста (64%). 45% россиян полагают, что их знакомые дети захотят вступить в такую организацию. Мы не можем не участвовать в поддержке этого  движения. Это направление работы важно для каждого отделения ВПС и каждого члена нашей организации.

Пятое. Я специально не останавливаюсь на проблемах и трудностях, которые существуют в настоящее время при проведении воспитательной работы с детьми и подростками. Публичное перечисление и муссирование этих проблем, сложностей, недостатков, о которых прекрасно знают все присутствующие в зале, нередко воспринимаются в иных аудиториях с интересом. Но фактически - это популизм. Нам нужны не стенания и не "плачь Ярославны", а определение задач и путей их решения в конкретный исторический период.

Сегодня  перед ВПС, его региональными и муниципальными отделениями стоят многообразные задачи по содействию педагогическим коллективам в существенной реорганизации патриотической работы в школах.
Вот отдельные направления:
- создать как на региональном, так и на общероссийском уровнях площадки по обмену опытом практик и  внедрения моделей воспитания;
- выработать методики и технологии работы  детей с героями и патриотами, в том числе путем шефства над ветеранами;
- пространство Интернета надо заполнить здоровым и нужным для воспитания контентом, в том числе материалами виртуальных музеев памяти;
- создать кибердружины по блокированию, прямо скажу, вражеских информационных атак на наших героев, да и на нашу страну в целом;
- инициировать на законодательном уровне ужесточение борьбы с вражеской пропагандой, растлевающей души детей;
- на базе ВПС, за счет интеграции электронных музеев памяти сформировать общероссийский портал "Герои нашей Родины". Не буду объяснять как это важно с воспитательной точки  зрения;
- шире пропагандировать участие школьников в конкурсах ВПС, которые чаще всего посвящены вопросам патриотизма;
- создать банк моделей воспитания подрастающего поколения России;
-добиться организации и  проведения системных исследований в области патриотического воспитания, в зависимости от возрастных особенностей детей и подростков и т.д.
Полагаю, что наш съезд позволит выработать предложения по формированию эффективной системы воспитания патриота и гражданина. Даст импульс ускорению этой наиважнейшей работе в нашем обществе!
Патриотическое воспитание - это ответ учительства России на тревожные вызовы современности!

















Резолюция IX съезда Всероссийского педагогического собрания "Российская история, отечественные ценности и традиции – модели воспитания гражданина и патриота"

Выступления Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном Округе,
Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества А.Д. Беглова.

Съезд посвящен проблемам создания моделей воспитания гражданина и патриота в современном обществе.
Фундамент создания этих моделей - освоение Отечественных ценностей и традиций.
Одна из самых успешных моделей патриотического воспитания реализуется в системе непрерывного казачьего образования.
Наиболее последовательно эта система внедрена в казачьих кадетских корпусах, в казачьих кадетских классах и в Первом казачьем Университете – Московском государственном Университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского.
На сегодняшний день в рамках системы непрерывного казачьего образования функционируют почти 90 казачьих кадетских корпусов и казачьих школ, 13 казачьих профессиональных организаций (СПО), около 2200 казачьих классов и казачий Университет.
Вся система воспитания в этих образовательных учреждениях построена на формировании традиционных базовых качеств казаков. Это служение Родине, защита Отечества, добросовестный труд и товарищество.
Первым казачьим Университетом совместно с казачьими войсками и Русской Православной Церковью выработана модель воспитания молодежи на основе комплексного сочетания современной отечественной идеологии патриотизма и духовно-нравственных, исторических и культурных традиций казачества.
Данная модель воспитания, базирующаяся на реализации инновационных образовательных программ по актуальным направлениям подготовки, включающих в себя «казачий компонент», позволяют подготовить высокообразованных патриотов России. Именно такие выпускники способны не только добросовестно и высокоэффективно выполнять трудовые функции, но и консолидировать вокруг себя здоровые силы общества, смело противостоять деструктивным силам и идти на мужественные поступки во имя своей Родины.
Целостное освоение традиций казачества, которые последовательно воплощают ценности российского общества дает удивительные результаты.
У молодых людей вырабатывается стойкий иммунитет к ложным ценностям, потребительству, культу силы, агрессии, вандализму.
На наш взгляд, система воспитания на основе традиций казачества доказала свою высокую эффективность и может быть применена во многих образовательных учреждениях России.
Многолетний опыт работы по вышеуказанной модели патриотического воспитания показал ее высокую востребованность в обществе. Сегодня университетом, Центральным казачьим войском и школами с казачьими кадетскими классами в городе Москве сформирована экспериментальная площадка «Кластер непрерывного казачьего образования, в рамках которого реализуется программа военно-патриотического воспитания. В настоящее время формируется единая общероссийская система непрерывного казачьего образования, учебно-методическим ядром которой являются сквозные программы для общеобразовательной школы: «Казачество на службе России» и «Система государственно-общественного управления образовательными организациями на основе традиций казачества». Немаловажно, что выпускники казачьих кадетских корпусов и казачьих кадетских классов, обладающие общественно-значимыми личностными качествами имеют очень хороший потенциал карьерного роста во всех областях государственной службы и народного хозяйства, создания крепких и счастливых семей, в которых царит лад и согласие.
Ярким подтверждением важности казачьей системы патриотического воспитания является проведение Всероссийского конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус», победителю которого вручается знамя Президента Российской Федерации.
Желаю участникам съезда успехов в творческом труде по воспитанию настоящих граждан и патриотов нашего Отечества.

Поделиться: