Федеральные новости

Педагоги обсудят развитие цифровой среды, адаптивных программ и интерактивных технологий в Московских школах

Информационные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. Москва имеет передовой опыт по информатизации современной школы.

В системе образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

Эти темы обсудят учителя и представители родительской общественности на панельной дискуссии «Опыт Москвы: цифровая среда, адаптивные программы, интерактивные технологии».

Перед самым началом учебного года, 30 августа, на ВДНХ состоится панельная дискуссия «Опыт Москвы: цифровая среда, адаптивные программы, интерактивные технологии». Мероприятие организовано Департаментом образования города Москвы и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское педагогическое собрание».

На площадках дискуссии спикеры и эксперты обсудят тему цифровой школы и традиционное образование,  представят проект «Московская Электронная Школа», обсудят безопасность цифровой образовательной среды и новые компетенции учителя.

Также будет поднят вопрос информационных технологии как средства интерактивного обучения.

Кроме того, на повестке дня следующие вопросы:

- проектный метод работы: будущее современного образования,

- организация дискуссий, круглых столов и дебатов: развитие критического мышления обучающихся,

- игровые технологии в обучении: веяние моды или основа образования XXI века.

Также спикеры обсудят инклюзивное образование,  дистанционное обучение и возможности современной школы.

На панельной дискуссии выступят представители Департамента образования Москвы, «Российской академии образования», представители Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также представители родительской и педагогической общественности.

В рамках панельной дискуссии будет представлен опыт Москвы по новым интерактивным технологиям образования, цифровой среде, адаптивным программам. В мероприятии примут участие представители 52 региональных отделений Всероссийского педагогического собрания.

Регионы представят новые образовательные технологии для повышения качества образования, гибкого подхода к обучающимся и обеспечения равного доступа к лучшим образовательным практикам.

Модераторы дискуссии:

ИВАНОВА Валентина Николаевна, председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина, Ректор МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования

БАСЮК Виктор Стефанович, заместитель Президента ФГБУ «Российская академия образования», доктор психологических наук, член РАО.

Место проведения: Москва, ВДНХ, 75-й павильон, зал «Полянка»
Начало регистрации: в 09.00
Аккредитация СМИ: 8(915)167-54-17, Босюк Татьяна Сергеевна

 
   

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин утвердил закон об изучении родных языков в школе

3 августа 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал закон, которым вносятся изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родных языков в школах.

Согласно закону, изучение русского языка, являющегося государственным, и государственных языков национальных республик страны становится обязательной частью программ обучения школьников. Язык, который будут изучать ученики, выбирают их родители. Закон устанавливает, что свободный выбор языка образования осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) обучающихся при приёме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также имеющим госаккредитацию образовательным программам начального и основного общего образования: родители должны будут подать соответствующее заявление при приеме или переводе детей на программы дошкольного, начального общего и основного общего образования.

Таким образом, русский язык продолжает быть обязательной дисциплиной во всех школах Российской Федерации. Можно будет выбрать в качестве родного как национальный, так и русский: предусмотренное сейчас право граждан Российской Федерации на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, относится, в том числе, и к русскому языку как к родному языку.

В соответствии с принятым документом, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального и основного общего образования должны обеспечивать возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов России, в том числе русского языка как родного языка.

Председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента Российской Федерации В. В. Путина Валентина Николаевна Иванова выразила свою позицию относительно введения закона в действие. «Безусловно, подписание закона об изучении родных языков в школе является гарантией равноправия всех народов России. И, конечно же, на наш взгляд, сейчас должна быть чётко выстроена и налажена работа с органами государственной власти и общественными структурами и объединениями по разработке и реализации концепций  преподавания и изучения учебных предметов, а также теоретических концепций построения учебников.  При этом особое внимание должно быть  уделено подготовке учителей и преподавателей.  Всероссийское педагогическое собрание готово начать вести такую работу», – отметила В. Н. Иванова.

Справочно.

Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации Российской Федерации одобрили закон 25 и 28 июля 2018 года.

Весной 2018 года группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение поправки в закон «Об образовании», которыми предлагалось сделать дисциплиной по выбору изучение в школах родного языка. Законопроект подвергся критике и был отправлен на доработку. Первая редакция документа вызвала широкий резонанс в регионах. По итогам деятельности рабочей группы в него были внесены поправки, гарантирующие свободный выбор языка образования, в том числе и русского языка как родного.

Теперь региональные органы управления в сфере образования должны будут изучить спрос на перечень родных языков, так как новый закон обязует расширить образовательные возможности школы и предоставить для изучения детьми максимальное запрошенное количество родных языков.

Ранее, при обсуждении закона на заседании рабочей группы, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов подчеркнул, что родители будут вправе выбрать преподавание школьных предметов на родном языке – но при сохранении предмета «русский язык» – или преподавание на русском языке с отдельным изучением родного языка.

О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"


О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


 
   

Российские педагоги встретились на «Гринландии»

С 19 по 22 июля 2018 года в Кировской области,   на берегу реки Быстрица, прошел  III Межрегиональный педагогический лагерь «Гринландия». Цель работы педагогического лагеря – объединение сил педагогической общественности по реализации Указа Президента Российской  Федерации  Владимира Владимировича Путина от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», представление лучших педагогических практик региона и страны по формированию у подрастающего поколения российской гражданской идентичности.

Идейным вдохновителем «Гринландии» уже третий год подряд остаётся депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Олег Дорианович Валенчук.

Соорганизатором мероприятия традиционно выступило Кировское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания – во главе с председателем Кировского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Александром Александровичем Галицких и руководителем Кировского регионального исполнительного комитета ВПС Еленой Анатольевной Белорыбкиной.

В этом году пообщаться и обменяться опытом приехали представители педагогического сообщества из различных районов Кировской области, соседних регионов и даже представитель Республики Кипр.

«Гринландия» – не просто фестиваль авторской песни. Стройные аккорды её мелодий, разлетевшись по сотням городов России, сделали её народным движением. Одно из направлений работы гринландцев – воспитание патриотизма, любви к малой и большой Родине у молодого поколения. Патриотический настрой каждого гражданина так же важен, как боевой дух и вера в победу солдата, говорят знающие люди. А хорошая песня, как известно, не только строить и жить помогает.

Отличительной чертой в работе педагогического лагеря в этом году стало еще и присутствие на площадке школьников. Несмотря на свой юный возраст, у многих из них  –  богатый опыт защиты проектов и участия в семинарах, а также  победы в различных конкурсах. А в том, что все они творческие люди, убедились все присутствующие. Прямо на официальном открытии школьники исполнили зажигательный танец. Простые движения тут же подхватили и педагоги. Буквально через минуту все двигались в едином ритме. Такой флешмоб никого не оставил равнодушным: даже строгие полицейские, которые патрулировали поляну, улыбались.

С молодёжью общаться необходимо, ведь жизнь каждого человека – это частичка истории его страны, и чем больше молодые люди узнают этих историй, тем больше пользы извлекут, – отметила руководитель Кировского регионального исполнительного комитета ВПС, кандидат педагогических наук, проректор по организационно-методической работе КОГААУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» Елена Анатольевна Белорыбкина. – Если заглянуть в историю нашей страны, то невозможно отрицать, что патриотизм всегда был основой крепости нашего государства, и даже в тяжелейшие дни, опираясь на него, наш народ добивался, казалось бы, невозможного. Поэтому патриотическому воспитанию организаторы движения «Гринландия» придают огромное значение.

Проявить свои творческие способности у педагогов еще будет возможность – делегации примут участие в песенно-поэтическом конкурсе. Но это будет завтра, а уже сегодня им предстоит серьезная работа.

– Огромное спасибо Олегу Дориановичу Валенчуку за то, что уже в третий раз он даёт нам уникальную возможность провести педагогический лагерь в рамках «Гринландии» и создает все условия для работы и отдыха, – отметил секретарь общественной палаты Кировской области, председатель Кировского отделения Всероссийского педагогического собрания Александр Александрович Галицких. – Все три дня в педагогическом лагере будут работать различные площадки. В них мы сможем обменяться опытом по развитию Российского движения школьников в ваших школах, поговорить о патриотическом и трудовом воспитании, научимся сглаживать острые углы и разрешать конфликтные ситуации, получим массу полезной информации и хорошо проведем время.

Опыт Кировской области по проведению подобных встреч педагогов в неформальной обстановке высоко оценило и руководство РДШ.

– Замечательно, что появилась такая площадка, где рождаются идеи и создаются новые проекты, – сказал исполнительный директор РДШ Денис Вадимович Клебанов. – И сегодня мы уже видим, что эти идеи не растворяются в воздухе, а претворяются в жизнь на межрегиональном уровне. Сегодня нас более двухсот человек, и я очень надеюсь, что мы еще не раз встретимся на «Гринландии», и с каждым годом нас будет всё больше, а география всё шире.

– Я очень благодарен педагогам за то, что они поддержали нашу инициативу и ежегодно приезжают на фестивальную поляну, – отметил депутат Госдумы Российской Федерации Олег Дорианович Валенчук. –  Мудрость учителей – это та великая сила, которая ведёт молодое поколение вперед.

Все участники педагогического лагеря пережили прекрасные, радостные минуты бесценного общения. Организаторы «Гринландии» уверены, что и в этом году, как и прежде,  педагоги увезли домой огромный багаж новых знаний и массу положительных эмоций. Позитивная и  интересная жизнь в лагере показала, что нет ничего невозможного, и только вместе можно добиться исполнения любой, самой смелой детской мечты.

 
   

Задай свой вопрос министру просвещения Российской Федерации Ольге Юрьевне Васильевой

Уважаемые коллеги!

Информируем вас, что 29 августа 2018 года в одной из столичных  школ состоится V Общероссийское родительское собрание с участием министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой. На встречу традиционно приглашаются учителя, педагоги, родители школьников и сами школьники, представители общественных и благотворительных организаций.

Общение с министром пройдёт в формате живого диалога и видеоконференции с прямыми включениями из разных регионов страны.

В 2018 году на связь с центральной площадкой выйдут восемь российских городов из шести федеральных округов.

Наблюдать за мероприятием можно будет из любой точки мира с помощью онлайн-трансляции.

Сбор вопросов стартует сегодня, 18 июля 2018 года.

Все желающие могут направлять свои вопросы через форму на сайте собрания edu.gov.ru/opc-view или через аккаунты Министерства просвещения Российской Федерации в социальных сетях. Наиболее острые из них станут предметом обсуждения в ходе V Общероссийского родительского собрания.

Справочно.

Общероссийское родительское собрание – традиционная встреча в преддверии нового учебного года. Она позволяет оценить эффективность реализуемых проектов и программ, получить обратную связь, услышать мнение родителей, узнать о наиболее волнующих их вопросах.

Проведению Общероссийского родительского собрания предшествует сбор и анализ наиболее сложных и проблемных вопросов, которые впоследствии выносятся на рассмотрение и обсуждение.

Первое Общероссийское родительское собрание состоялось в 2014 году на базе московской школы № 91. Тогда с министром образования и науки Российской Федерации Дмитрием Ливановым смогли пообщаться родители школьников из Москвы, Новосибирска, Вологды и Оренбурга. Выбранный формат мероприятия показал свою эффективность, и мероприятие было решено сделать ежегодным.

В 2015 году Общероссийское родительское собрание значительно расширило свою географию. Свои вопросы министру в режиме онлайн смогли задать родители из десяти российских регионов. На связь вышли школы, гимназии и лицеи из Ярославской, Тюменской, и Пензенской областей, Чеченской Республики, Хабаровского, Алтайского, Краснодарского, Пермского краёв, из Севастополя и Санкт-Петербурга.

В 2017 году поступило более 3 000 вопросов, при этом большая часть касалась нововведений в школьной программе, изучения иностранных языков, сдачи экзаменов, качества учебников. Обсуждались проблемы инклюзивного образования в нашей стране, организация работы медицинских кабинетов в школах, а также система трудового воспитания и семейного образования, организация детского отдыха. Наибольший интерес вызвало введение устной части в ЕГЭ по русскому языку и перспективы появления обязательных ЕГЭ по иностранному языку и истории.



 
   

Лидерство в губернии. Руководитель Астраханского регионального отделения ВПС, директор Астраханской лингвистической гимназии Валерий Дмитриевич Шмелёв об особенностях образовательной системы гимназии

В преддверии нового учебного года сетевое издание «AST-NEWS.ru – Астраханские новости» и астраханский областной общественно-политический еженедельник «Факт и компромат» открыли цикл материалов, посвящённых лучшим учебным заведениям. Один из первых в этом цикле – рассказ об Астраханской лингвистической гимназии.


Руководство гимназии

Валерий Дмитриевич Шмелёв в 1992 году окончил Астраханский государственный педагогический институт. Свой трудовой путь начал в должности учителя истории в астраханской средней общеобразовательной школе № 36. В 2000 году перешёл в Российско-турецкий лицей на должность заместителя директора. С апреля 2010 года и по настоящее время возглавляет ГБОУ АО «Астраханская лингвистическая гимназия».

С 2011 года Валерий Дмитриевич – председатель Астраханского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

Является региональным экспертом по общественно-государственному управлению в образовании.

Так всё начиналось

В советское время иностранным языкам учили серьёзно только разведчиков, дипломатов, стюардесс и работников внешней торговли. В Астрахани углублённым изучением английского языка занималась средняя школа № 46, ныне – гимназия № 4. Когда в Астрахани в 1993 году открылся Российско-турецкий лицей, у общественности было много вопросов: зачем? с какой целью? какой интерес у турецкой и российской сторон?

Некоторые связывали открытие лицея с большим количеством челноков, ездивших в то время за товарами в государство на берегах пролива Босфор для последующей продажи на рынках Астрахани. Другие, сторонние наблюдатели полагали, что лицей предназначен в основном для детей из исламских семей, но в реальности всё оказалось несколько иначе. Никакой исламизации учеников не наблюдалось, а было углублённое изучение английского и турецкого.

В 2001 году турецкие учителя вернулись на свою родину, а лицей получил новый статус и был переименован. Сегодня это – государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Астраханская лингвистическая гимназия».

Как здесь учатся

Учебное заведение такого профиля уникально для нашего региона и не только.


Оно относится к учебным заведениям, которые принято называть статусными. В гимназии работают высокопрофессиональные преподаватели, обучающие детей семи иностранным языкам. С пятого класса для всех обучающихся вводится обязательное углублённое обучение английскому языку. При этом каждый ученик вправе выбрать дополнительно либо немецкий, либо турецкий, либо французский, либо итальянский, либо китайский или персидский язык. Полученные в гимназии знания позволяют общаться с иностранцами на профессиональном и на бытовом уровнях.

Углублённое знание двух иностранных языков помогает выпускникам гимназии – при необходимости – самостоятельно изучить любой другой иностранный язык, потому что им известен алгоритм изучения. Кроме того, обучение в гимназии интеллектуально развивает учеников, делает их более восприимчивыми к приобретению новых знаний при освоении окружающего мира.
Выпускники гимназии выбирают для продолжения образования специальности, связанные как напрямую с лингвистикой (переводческая деятельность), так и с государственной службой (например, международные отношения или работа спецслужб, правоохранительных органов), с экономической сферой, производством и использованием природных ресурсов (инженерные специальности), а также с социальной сферой (педагогика, медицина, культура).

Грызть гранит науки

В гимназии нет текучки преподавательских кадров. В каждом классе – до 24 обучающихся. Это обеспечивает  индивидуальный подход к каждому ребёнку и способствует успешному решению учебных задач.

Сейчас в Астраханской лингвистической гимназии проходят обучение 290 учеников в возрасте от девяти до семнадцати  лет из различных социальных слоёв Астрахани и области.

За эти годы из стен гимназии вышло около 500 выпускников. Гимназия оснащена самым современным учебным оборудованием и всей необходимой учебной и методической литературой. В библиотеке имеется хорошая подборка литературы по истории и культуре всех стран, языки которых изучаются, чтобы ученики могли узнать народные обычаи и традиции и понять национальную самобытность народов.

Расширение международных контактов гимназии со школами стран изучаемых языков является одной из стратегий развития гимназии. Ученики гимназии общаются со своими сверстниками из стран изучаемого языка через интернет.

В гимназии постоянно расширяется круг общения с зарубежными школами, где осваивается русский язык.

Моя твоя… понимать!

С 2014 года началось изучение китайского языка. Сейчас этот язык, имеющий мировое распространение, познают около 80 учеников 7–9 классов, а также группа школьников, пожелавших начать изучение китайского языка с 10-го класса.

С 2016 года в гимназии «прописался» седьмой иностранный язык – итальянский, который постигают более тридцати обучающихся 6–7 классов. 

Углублённое изучение иностранных языков не отвлекает учеников гимназии от остального учебного процесса. Здесь, как и в других школах, есть свои отличники и особо продвинутые ребята.

В 2015 году была утверждена медаль «Гордость Астраханской области» – ученики Астраханской лингвистической гимназии неоднократно становились её лауреатами. Наши гимназисты, неизменно участвуя в различных интеллектуальных конкурсах страны, становились победителями и призёрами таких авторитетных интеллектуальных соревнований, как олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета, интернет-турнир имени М. В. Ломоносова, телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники», межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба», межрегиональная олимпиада школьников по математике «САММАТ.

Как сюда поступают

В Астраханской лингвистической гимназии осуществляется индивидуальный отбор на новый учебный год при приёме в 5-й и 10-й классы, а также при переводе из другой образовательной организации – при наличии свободных мест.

Родители в положенный срок подают письменное заявление на имя директора Астраханской лингвистической гимназии, в котором указываются Ф. И. О. обучающегося и его родителей, дата и место его рождения, а также номера контактных телефонов и адрес электронной почты родителей ученика. Также они предоставляют сведения о прежних достижениях в учёбе детей.

В этом проявляется серьёзный подход к отбору обучающихся: в Астраханскую лингвистическую гимназию принимают детей по единственному критерию – способность к обучению и высокие показатели интеллекта.

Приём в 10-й класс гимназии осуществляется в три этапа:

1-й  этап – проведение предметной комиссией вступительных испытаний по учебным предметам, изучение которых будет осуществляться на углубленном уровне.

2-й этап – проведение приемной комиссией экспертизы документов.

3-й этап – зачисление обучающегося.

От вступительного испытания по английскому языку освобождаются учащиеся, имеющие международный сертификат, подтверждающий владение английским языком на уровне В1 и выше.

Желающие поступить в гимназию оцениваются по специальной системе в баллах, начисляемых за различные их достижения в учёбе, включая, к примеру, участие в российских и международных предметных олимпиадах.

Тот же принцип действует и при  индивидуальном отборе обучающихся в 5-й класс.

В гимназии оценивается не родословная ученика, а его реальные знания, подготовленность и достижения.

 
   

Всероссийское педагогическое собрание готово «заболеть» детством и включится в работу основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства

6 июля 2018 года в Горках Московской области Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев провёл совещание по реализации стратегии Десятилетия детства.

На совещании обсудили план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

В совещании приняли участие: Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко; заместитель Председателя Совета Федерации Галина Николаевна Карелова; председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Федоровна Драгункина; заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова; министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева; министр труда и социальной защиты Максим Анатольевич Топилин; министр спорта Павел Анатольевич Колобков; министр культуры Владимир Ростиславович Мединский; министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова; уполномоченный по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 29 мая 2017 года своим Указом объявил в стране Десятилетие детства на 2018–2027 годы в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Предложения по поддержке детства были также озвучены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Всероссийское педагогическое собрание всегда уделяло и будет уделять самое пристальное внимание нашим детям, будет стремиться к тому, чтобы ребёнок рос счастливым, правильно воспринимал и изучал мир, стремился к самореализации и выражению своего внутреннего мира. Всероссийское педагогическое собрание проводит с 2006 года Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина», а в нынешнем, 2018 году провёл Всероссийский открытый конкурс интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Мы видим, что конкурсы дисциплинируют и помогают ребенку научиться думать и самостоятельно принимать решения, взвешенно контролируют эмоций и помогают добиваться успехов. Всероссийское педагогическое собрание уверено, что проект Десятилетие детства даст возможность сконцентрироваться на решении именно этих вопросов и поможет сделать работу более системной для всех уровней власти. ВПС готово «заболеть» детством и включается в работу основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Из стенограммы. О плане основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Совещание.


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года  № 1375-р

 
   

Министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева дала интервью о цифровой школе «Российской газете»

06 июля 2018 года, 10:07

 

Что нового ждёт школу? Останутся ли бумажные учебники? Чему теперь будут учить на уроках технологии? Как попасть на виртуальную экскурсию в Эрмитаж?

Об этом "РГ" рассказала министр просвещения Российской Федерации  Ольга Васильева.

 

– Ольга Юрьевна, сегодня вы в качестве министра просвещения впервые встречаетесь с региональными министрами, начальниками управлений образования и педагогами. Какие задачи ставите перед собой? Что нового ждёт школу?

– Ольга Васильева: У нас сменилось несколько руководителей в регионах, и первым делом хочу поблагодарить коллег, которые работали со мной прежде. Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая – войти в десятку лучших в мире, вторая – выстроить систему воспитания. Суть первой – системные изменения, которые повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трёх лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одарённых детей.

– Когда появятся новые стандарты для средней и старшей школы, вокруг которых было много споров? Какие учебники и программы придётся заново переписать – по  математике, технологии?

– Ольга Васильева: Вокруг стандартов было много споров, в том числе надуманных. Например, часто упоминали, что школа лишится вариативности, хотя выбор у учителя остаётся даже в обязательной части программы. Были веские замечания – например, о том, что содержание стандартов должно быть прикреплено к возрастным критериям. В итоге нами созданы координационные советы по доработке стандартов, мы будем привлекать предметные ассоциации. Это очень важно. Например, у нас почти полностью обновляется содержание предмета "Технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. Хочу подчеркнуть: все вносимые изменения касаются основной, обязательной части стандартов. Вариативная часть, хотя мне больше нравится слово "творческая", остаётся без изменений. Все экспертные замечания и предложения будут учтены, и нет сомнений, что стандарты мы утвердим. Нынешние школьники до 7-го класса занимаются по рамочным стандартам 2012 года, старшеклассники – по стандартам 2004 года. При этом в стране есть единый госэкзамен, который призван оценивать знания всех. Пока получается, что он оторван от содержания обучения, потому-то учителя часто жалуются на то, что приходится натаскивать учеников на ЕГЭ. Но есть, конечно, и другое. 400 баллов на ЕГЭ в этом году получил ученик московской школы. Когда его спросили, в чем секрет, он ответил: "Нас хорошо учили в школе!"

 

– В вузах появились онлайн-курсы. Школы тоже перейдут на онлайн-уроки?

– Ольга Васильева: В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров и других технических средств в школе. Началась работа, направленная на проведение исследований, как гаджеты влияют на здоровье детей, их возможности. Только после того, как мы получим результаты наших исследований, изучим международный опыт, могут быть приняты какие-то решения.

– В школе всё же будут электронные учебники?

– Ольга Васильева: Цифровая школа – это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведёт к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу – вам не надо показывать пропуск, карточку школьника или другой документ. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека (куда же без бумажных книг?), и электронная… Проект «Российская электронная школа» сейчас дорабатывается, за основу взята городской проект «Московская электронная школа».

 

– У нас 42 тысячи школ, 26 тысяч из них – сельские. Сколько школ технологически готовы к таким переменам?

– Ольга Васильева: Подготовка педагогов к работе в цифровой школе уже началась. На базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования только что прошли обучающие курсы представители пяти регионов. За электронной школой большое будущее. Приведу такой факт: в России пять с половиной тысяч школ не имеют лабораторий. Но можно будет показать устройство двигателя внутреннего сгорания в 3D на экране. Чтобы увидеть Эрмитаж или Мариинку, необязательно ехать в Санкт-Петербург. Учитель сможет показать на экране виртуальные экскурсии, спектакли, библиотеки, архивы…

 

– Так,  может, и учитель не так уж нужен. Кнопку "старт" на компьютере сможет нажать и робот.

– Ольга Васильева: Профессия учителя никогда не исчезнет. Как показывают современные исследования, только два процента существующих специальностей могут заменить роботы. Педагог, разумеется, в эти два  процента не входит. Педагог – это миссия и призвание.

 

– Не всегда учителям понятно, из чего состоит их зарплата. Комиссии, которые должны распределять стимулирующие надбавки, остались в некоторых школах только на бумаге. В итоге директор получает 100 тысяч, учитель – 20. Как быть?

– Ольга Васильева: Фонд заработной платы школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Он везде разный. Но схемы, когда директор единолично решает, кому и сколько заплатить, быть не должно. Напомню, что школам рекомендуется не менее 70 процентов фонда оплаты труда на оклады, обеспечивая тем самым для каждого учителя понятную гарантированную сумму ежемесячной оплаты труда. А уже оставшуюся часть – на различные премии и стимулирующие выплаты.

 
   

Министр просвещения Российской Федерации О. Ю. Васильева дала интервью информационному агентству «Интерфакс»

26 июня 2018 года, 13:00

«Интерфакс» продолжает помогать преподавателям, родителям и ученикам получать ответы министра – теперь уже просвещения Ольги Васильевой на интересующие их вопросы, которые собрал спецкор Вячеслав Терехов.

– Дума приступает к рассмотрению предложения правительства о поднятии возрастного ценза для выхода на пенсию. Если такой закон будет принят, как он отразится на работниках школ?

– Мы живем по пенсионному законодательству 1930 и 1956 годов. После официального установления действующего пенсионного возраста в СССР прошло уже более 60 лет. За этот период трудоспособность не могла не измениться. Понятно, что с тех пор изменились условия жизни и само её качество. Сегодня нельзя сравнивать качество жизни с тем, которое было до и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Слава Богу, что наши люди стали жить дольше и увеличилось количество долгожителей. Самое важное, что все граждане 50-летнего возраста физически и интеллектуально сохранены. Трудно себе представить, что 55-летнюю женщину можно назвать так же, как Пушкин в свое время назвал мать Татьяны Лариной: "Очень милая старушка", а ей было меньше 40. Или 60-летнему мужчине сказать: "Ты уже стар и уходи с работы", а ведь сегодня так бывает.

Тысячи случаев, когда опытные педагоги вынуждены покинуть свое место в школе по достижении 55–60-летнего возраста! Конечно, замечательно, что билетёр в театре – это бывшая учительница, но я считаю, что она еще может преподавать в школе! И там принести больше пользы. Правительство приступило к этому процессу сейчас, когда созданы необходимые условия для решения задачи по повышению продолжительности жизни. Затягивая с принятием этих мер, мы можем оказаться в стране, где каждый третий живущий будет пенсионного возраста. Думаю, такой закон можно считать вполне своевременным.

 

– Когда закончится разделение Минобрнауки на два министерства? С какими проблемами Вы сейчас сталкиваетесь?

– Работа в этом направлении определяется соответствующей дорожной картой, так что всё идет по плану, мы надеемся, что последний документ –  годовой баланс – мы сдадим в декабре 2018 года. Сейчас создана ликвидационная комиссия. Мы определяем наши полномочия, наши финансы. В министерство высшего образования и науки уходит большая часть средств, так как в ведение нового министерства ушли вузы и научные организации. Соответственно, идёт разделение полномочий. Никаких неожиданностей в этом процессе нет.

– Вопрос о полномочиях, по-моему, абсолютно ясен: у одних – школы, у других – академия и вузы. В чём проблема? В недвижимости?

– Раздел недвижимости – одна из задач. Поясню: Минобрнауки России имело свои подведомственные учреждения, к примеру – вузы, их было около 250. Сейчас они переходят в новое министерство, значит, переходит и соответствующее финансирование на государственное задание, соответственно – и имущество. У нас были научные организации, правда, их было не очень много, но они были. Они тоже переходят от нас. То есть, согласно указу, идёт деление как полномочий, так и имущества.

 

– Министерство просвещения всегда имело свою эмблему. Новая эмблема у ведомства будет?

– Над ней работаем. Должна сказать, что это приятная часть нашей работы. Это может быть орёл, держащий свиток как символ просвещения, – эмблема историческая. Первое министерство было создано в 1803 году. С тех пор в разных вариантах министерство просвещения сохранялось всё время, а в самые тяжёлые годы, в 1943-м, была организована Академия образования (Академия педагогических наук РСФСР – первое комплексное научно-исследова­тельское учреждение в области педагогики. – Ред.). Она должна была стать научным источником и вдохновителем очень многих педагогических начинаний.

Поди туда не знаю куда!

– Как обстоит дело с утверждением новых образовательных стандартов для среднего образования и когда планируется их утвердить?

– Сейчас практически закончилась их доработка. Мы изучили замечания. Я думаю, что проведём ещё не одно экспертное обсуждение. Конечно, не со всеми замечаниями и предложениями мы согласны, но то, что стандарты будут приняты, это совершенно очевидно. Это наша прерогатива и обязанность.

По-моему, все люди, живущие в России, понимают, что должен быть обязательный перечень требований к обучению. Это значит, что ученик должен обладать к концу учебного года определёнными знаниями по каждому предмету. Это и есть стандарт – содержание образования. Напомню, что у нас на сегодняшний день в 1–7-х классах действуют рамочные стандарты от 2012 года, а в 8–11-х – от 2004-го. Ну и самое главное, для чего стандарты сейчас нужны как воздух: у нас действует Единый государственный экзамен, который призван оценивать знания каждого ученика (а сейчас у нас закончивших школу свыше 600 тысяч). Но фактически нет того комплекса обязательных знаний, который должен оценивать этот Единый государственный экзамен! Это парадокс, абсолютный парадокс!!!

– Что вы имеете в виду?

– Я имею в виду, что экзамен определяет то, чего нет! Получается, что содержания предмета нет, а измерительные материалы есть. Не может быть качественного ЕГЭ без определения обязательного уровня предметных знаний.

 

Школы всякие нужны, школы всякие важны!

– Планируется ли увеличение финансирования на программу по созданию новых мест в школах? Достаточно ли выделяемых 25 миллиардов рублей в год, чтобы обеспечить реконструкцию и строительство школ нужными темпами?

– Если бы была возможность большего финансирования, то рады были бы и мы, и регионы. Тут нечего скрывать. Но мы уже имеем ежегодную субсидию по 24,5 млрд руб. на ближайшие три года. Хотя потребность значительно больше.

Надо смотреть реальности в глаза: не везде можно и нужно строить огромные школы. Они должны соответствовать задачам образования. В стране очень много сельских школ, там иная специфика.

Нужно заботиться о преобразовании сельских, малокомплектных школ. У нас их 18 тысяч. Это те школы, которые располагаются в малоэтажных зданиях. Мы удивительная страна, у нас огромное разнообразие всего. Да, должна быть большая, светлая школа на 1200 и больше учеников. Но должны быть и другие школы. Моя мечта –  иметь государственную программу по развитию именно сельских школ. Но это параллельно с той, по которой мы сейчас живем. Может быть, и она осуществится – хочется в это верить.

 

– Я предпочитаю школы небольшие, средние по размеру. Тогда преподаватели ближе к ученикам, ученики ближе к учителям, общий коллектив.

– Это, конечно, идеально. Я разделяю ваши предпочтения. Конечно, когда коллектив не очень большой, как педагогический, так и ученический, то тогда школа – это семья, школа – родной дом, Это лучше, чем когда огромный конгломерат. Но, как утверждает наука, управленческая эффективность в больших школах выше.

– Согласен. В больших школах эффективность управления выше, но ученики не чувствуют себя там в общей, единой семье! Управление – да, а воспитательный процесс хуже.

– Да. В идеале школа – это дом, особенно для малышей. Да и для старших она должна быть домом. Школьные годы остаются в памяти навсегда.

– Потому что преподаватель и учитель – это не одно и то же.

– Согласна. Это абсолютно разные понятия. Но, к сожалению, сейчас, по опросу ВЦИОМ, 67% считают себя обязанными давать только предмет. И всё. А некоторые предлагают: "Я буду давать предмет, но пусть будет еще кто-то, кто будет воспитывать детей". Это неправильно: в образовании нельзя отделить обучение от воспитания, ничего не получится.

 

Безопасность в школах: кого это волнует?

– Вопрос мой касается безопасности в школах. Родители каждый год поднимают этот вопрос – предлагают собрать совещание на высоком уровне с представителями образования, правоохранительных органов, органов исполнительной и законодательной власти. Результаты должны быть в виде законопроекта или проекта решений правительства.

– Хочу сказать, что у нас все это уже есть. Более того, есть план работы. Я скажу больше: у нас регулярно, обычно в пятницу, межведомственная группа в составе Минобра и других ведомств, включая силовые и психологов, вылетает в регионы. Они встречаются не только с руководством регионов, но и с учителями, с руководителями учреждений образования, с родителями. Мы очень много говорим об особенностях детей. У нас есть определённые наработки по мониторингу, мы имеем те показатели, которые могут определить состояние того или иного ребенка. На этих совещаниях осуждаются вопросы взаимодействия всех ведомств для обеспечения безопасности. И всё же главное в этом вопросе – добиться неотрывности воспитания: семья – школа, потому что нельзя оторвать одного от другого и переложить ответственность только на школу или только на семью.

Кроме того, мы внесли предложение об изменении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних (Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995. – Ред.). Ее работа должна быть более весомой и значимой, и ее рекомендации должны выполняться. Но не это главное, а главное – воспитание и профилактика того, что может случиться или уже случилось. Всем известно, что есть дети с определёнными сложностями характера. Я говорю о том, что очень важна индивидуальная работа с ребенком! Нельзя забывать о том, что все дети разные. Сложный ребенок требует большего внимания, но, к сожалению, педагоги иногда выбирают другой путь: перевести на домашнее обучение  либо как-то скрыть проблему. Но она рано или поздно всё равно проявится.

Воспитательная работа имеет самые разные формы, и все учителя это прекрасно знают. На сегодняшний день прежних, классических методов работы с детьми уже недостаточно. Жизнь, к сожалению, добавила так называемый буллинг, или травлю (буллинг происходит от английского слова bulling – травля и представляет собой акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям. – Ред.).  Мне трудно себе представить, чтобы 30 лет назад было так много жестокости в классе. Это пресекалось. А сейчас откровенно смакуется. Я считаю, что это глубочайшие проявления нынешнего нравственного состояния людей. И это как раз говорит о том, что мы здесь недорабатываем. Должна быть очень четкая,  скоординированная работа и родителей, и учителей, и психологов. На мой взгляд, ни один из нас не родился жестоким.

Кем родился? А кем стал?

– Но различные склонности есть у всех. Психологи должны с ними работать.

– Не только психологи-практики, но и наука. Я считаю, что ничего нельзя делать без чёткого научного подхода. Надо изучать физиологию современных детей и психологию детей разного возраста. Я много раз говорила, что нам не хватает фундаментальных исследований о детях сегодняшних. Отдельные яркие исследования есть, но фундаментальных трудов за последние 30 лет, которые помогали бы нам на практике, нет. Вот самый простой пример: мы все сейчас рассказываем про гаджеты, про цифровую школу. Я поддерживаю все эти новшества, но, как и в любой другой стране, мы должны проводить исследования о влиянии всего происходящего на ребенка в первую очередь. Когда мне рассказывают про робототехнику, я отвечаю, что весь мир знает, что только 2% специальностей будет заменено непосредственно роботами, все остальные специальности останутся человеческими.

Цифровизация всё-таки склоняется больше к услугам. У вас есть компьютер для работы и игр, электронный журнал, электронный дневник. Но если посмотреть на зарубежный опыт, то увидим, что там, где "цифра", там обязательно есть определённые ограничения для каждого возраста при работе с гаджетами на протяжении школьного дня. И это всё изучается и должно изучаться.

Без науки, которая будет работать на педагогику, двигаться вперёд невозможно. Нужны когнитивные исследования, чтобы понять закономерности человеческого и, в частности, детского сознания и применения их в жизни.

Медицина в школе. Это проблема?

– В недалеком прошлом каждая школа имела своего врача и медсестру. Сегодня за одной медсестрой закреплено две-три и более школы или других учебных заведений. Не надо ли вернуть в школу штатных психологов?

– Министерство проводит ежегодный мониторинг в области охраны здоровья школьников. Родители знают это. В 2016–2017 годах количество медицинских работников во всех школах Российской Федерации (а школ у нас 42 тысячи) составляло 27 353 человека. Из них врачей-педиатров – 4 607, врачей по гигиене, отдельный врач гигиены детей и подростков – 161, стоматологов – 605, фельдшеров, медицинских сестер (их больше всего) –  21 980. В 57% школ функционируют настоящие медицинские блоки. Это очень важно – настоящий медицинский кабинет.

Остальные школы, где нет кабинетов, чтобы было понятно и Вам, и родителям, прикреплены к фельдшерско-акушерским пунктам или другим лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ). В настоящее время нет такого, чтобы школа либо не имела кабинет у себя (57,2%), либо не была прикреплена к ФАП и ЛПУ.

– Прикреплённый пункт может располагаться очень далеко.

– В это не верьте. Конечно, бывают разные ситуации, но чаще ФАП в селе  недалеко. И в районе тоже. В прошлом и позапрошлом году 56,2% школ имели кабинеты, сейчас – 57,2%. За год, в принципе, на один процент увеличилось количество настоящих медицинских хороших кабинетов. Но есть проблема, не зависящая от нас: лицензия. Ее получение – сложный процесс.

Мы очень благодарны нашим коллегам из Минздрава России, с которыми мы вместе работаем. Они разработали проект профессионального стандарта специалиста по оказанию медицинской помощи в образовательных организациях. Документ в настоящее время проходит процедуру большого общественного обсуждения. Они так же, как и мы, прекрасно понимают, сколь необходим такой врач и медсестра в школе.

Вместе с Минпромторгом и Минздравом мы с прошлого года на основе технологических платформ внедряем в школы так называемые системы мониторинга здоровья. В регионах создали совместными усилиями региональные центры мониторинга здоровья детей. Основная цель центров – обеспечить взаимодействие между коррекционными школами и поликлиниками с центрами здоровья. Это большая работа. И мы будем её продолжать. Мы смогли в прошлом году в 1/3 коррекционных школ (где обучаются дети с особенностями развития) создать систему мониторинга за счет аппаратной программы комплексов. Полученными данными мы обмениваемся с медицинскими организациями. Это впервые за всю историю существования коррекционных школ. 1/3 таких школ совместно  с Минпромторгом мы оснастили системами для скрининга детского здоровья. Данные мы тут же передаем нашим коллегам-медикам.

Аппаратно-программные комплексы впервые попали в эти школы. Почему это для нас важно? Потому что мы можем проследить динамику здоровья детей с ОВЗ. Всего таких школ около 1 370. И в одну треть из них мы поставили такую аппаратуру. Минпромторг поставлял нам аппаратуру, мы давали субсидии регионам – таким образом, осуществлялось софинансирование на приобретение этих аппаратных комплексов.

– Совсем недавно в школах были психологи. Сейчас нет. Это ужасно.

– Это ужасно, это очень плохо. На сегодняшний день у нас в школах работают всего 16 тысяч педагогов-психологов. Примерно один на три школы, или один на 800 человек.

– В вузах даже нет кафедр, где готовят детских психологов.

– Это не совсем так. Сейчас есть специальность "педагог-психолог в сфере образования". И мы до 2020 года поставили перед собой задачу – обеспечить повышение квалификации всех тех наших уважаемых коллег, которые работают в школе по такой квалификации. Вместе с нашими замечательными психологами из Российской академии образования мы приняли "Концепцию развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года", которая предполагает обеспечение переподготовки всех 16 тысяч и начало подготовки (стандарт вступил в силу)  психологов, педагогов-психологов в сфере образования.

Деньги есть, а дела нет?

– Нередко можно услышать обвинения в адрес директоров школ в том, что они допускают сборы денег с родителей на необходимые вещи. При этом утверждается, что для оснащения школ есть все необходимое. Но этого нет даже в московских школах! Считаете ли вы необходимым поручить работникам министерства проанализировать эту проблему и в случае необходимости поставить вопрос о дополнительном финансировании перед правительством страны?

– Хочу напомнить, что подобные вещи недопустимы, и мы всегда призываем сообщать о таких фактах в соответствующие инстанции и нам. И самое важное: родители должны знать – всё, что связано с учебным процессом, абсолютно всё, должно обеспечиваться органами управления образования, т. е. муниципалитетами, муниципальными органами управления образования.

– То есть деньги идут не по назначению?

– Вот я, к примеру, муниципальный глава. Я смотрю, где у меня "дыра" больше или куда больше надо выделить средств. Я не имею права взять с зарплаты учительской и с программы: финансирование на эти цели пришло, это федеральные деньги. А на всё остальное, на технические нужды – я подумаю: где сейчас "дыру" закрыть? Понимаете?

И объяснять никаким родителям он ничего не будет. Вот и всё. Но всё равно есть закон, и муниципалитеты обязаны всё предоставить.

Поэтому я говорю о необходимости передачи управления образования на региональный уровень. 19 регионов уже прошли этот эксперимент, три модели сейчас работают без передачи денег от муниципалов регионам. Но управленческая модель создана и работает.

 

Родители: контрольные, ЕГЭ – сплошные перегибы!!!

– У детей стало заметно больше контрольных и тестов. Не считаете ли вы, что такое количество проверок чрезмерно? Они же держат и детей, и родителей в постоянном напряжении.

– Я сразу хочу напомнить уважаемым родителям, что и раньше были контрольные текущие, контрольные четвертные, проверочные, годовые, контрольные из РОНО... Контрольных было очень много. Они могли быть по любому предмету.

Я не считаю, что их так много. Может быть, даже не хватает на самом деле. Потому что надо больше уделять внимания качеству знаний. Но один очень важный момент затронут родителями в этом вопросе. Напряжение детей и родителей: есть дети, которые нервничают только от одной мысли, что завтра или послезавтра будет контрольная!

Я сама была классным руководителем. В классе 38 человек, и среди них был один ребенок, который так сильно переживал перед контрольной, что поднималась температура. Все остальные совершенно спокойно воспринимали: ну, контрольная и контрольная. Как обычное явление школьной жизни. Сейчас нервничающих детей значительно больше. Это не проблема тестов и контрольных, это проблема психологического состояния.

– Значит проблема психологов?

– Нет, я думаю, что это проблема, прежде всего, семейная. Психологическая устойчивость должна воспитываться. И не только психологами, но и родителями. Проверочная работа должна восприниматься как обычное явление нашей жизни.

 

– ЕГЭ. Жалоб на перегибы много. Разгоняют учеников писать ЕГЭ по разным школам, обстановка нервозно-подозрительная, вплоть до нервных срывов у школьников. Зачем? Говорят же, в своём доме и стены помогают. А это лишняя нервозность, изначальное недоверие. Одну девушку заставили, извините, лифчик снять. Вернее, не заставили, она сама пошла в туалет, сняла лифчик, и преподаватели убедились – действительно, шпаргалок у нее нет. Но это же унижение!

– Могу вспомнить известную поговорку. Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Всё упирается в людей. Есть прямой телефон доверия Рособрнадзора, есть прямая горячая линия.

– Зачем нужно распределять учеников по разным школам?

– Я объясню. Не во всех школах стоит специальное оборудование, на которое присылают и где распечатывают проверочные задания, причём делается это при детях. Раньше задания присылалась в конвертах. Поэтому создаются специально оборудованные центры сдачи экзаменов. Как, впрочем, и во многих странах. Если кто-то нервничал, потому что не знал, как найти этот центр, то надо наказать тех людей, которые допустили, что о школе, в которой будет экзамен, родители не знали! Что мешало классному руководителю рассказать, в какой школе, в каком дворе центр находится? Это всё опять же от людей.

Вы знаете, например, в Англии, не каждая школа имеет право быть центром сдачи итогового экзамена. Больше того, если преподаватель во время сдачи ЕГЭ остановился на минуту около парты, около стола, школа никогда больше не будет центром сдачи.

Вы учились, я училась. Мы сдавали. Ну, что это за проблема такая – сдача экзаменов? Что это за проблема?

– Это очень нервная проблема. От этого зависит, в какой вуз я пойду.

– А раньше сдавали по четыре экзамена, еще и вступительные. Вспомните: только в МГУ экзамены были 1 июля, а во все остальные вузы – 1 августа. Что вы сравниваете? Мы же были в ситуации более жёсткой, не сходили с ума. У нас был один шанс – 1 августа, а не пять, как сегодня: куда-нибудь да возьмут!

59% девятиклассников в прошлом году выбрали систему СПО (система профессионального образования). Они ушли от единого экзамена и все равно получили путевку в жизнь. И потом имеют возможность перейти в вуз, т. е. возможности есть! Но если ты доучился до одиннадцатого класса и хочешь поступить в вуз, то сдай ЕГЭ. Он будет сдаваться сложно, строго, в специальных центрах, но это же путевка в жизнь! И ты его сдаёшь один раз, а не семь раз. У тебя два экзамена обязательных и один по выбору, а не семь, которые определяют всю твою жизнь.

Спрашивают ученики

– Опять вопрос про систему ЕГЭ. Не кажется ли Вам, что вся система ЕГЭ носит карательный характер? Цель не в том, чтобы ученик продемонстрировал свои знания, а чтобы выполнил определённый набор правил. Например, нужно было письменно написать год, а написал цифрами, соответственно, все перечёркнуто.

– Это, действительно от волнения и невнимательности. Конечно, надо писать правильно, как того требуют правила. Но мы тоже писали сочинения с черновиками. Это не карательная история. Подавайте на апелляцию. Если в черновике правильно, а в чистовике другая форма написания числа – правда на вашей стороне.

– К вопросу об апелляции. В этом году апелляция возможна только в режиме онлайн? В школе отвечают, что руководство школы понятия не имеет, как эта система будет работать, и советуют выпускникам вообще не прибегать к апелляции. Объясняется это тем, что по ряду предметов в соответствии с графиками результаты будут известны уже после того, как пройдет первая волна зачисления в вузы. Таким образом, оканчивающие школу уже заранее лишаются возможности поступить в вуз?

– Уважаемые выпускники, уважаемые родители, это неправда. Если вам так говорят, то используйте горячую линию, звоните, говорите нам, это наказуемая история. Они должны знать, как апелляция подаётся.

Теперь следующий момент. У нас полный график Рособрнадзора обработки всех экзаменационных работ. И последние учебные предметы, которые пройдут, – это литература и физика. Они будут проводиться 20 июня. А апелляция запланирована не позднее 23 июля. Я хочу сказать нашим уважаемым выпускникам, что срок завершения приема документов от лиц, поступающих по результатам ЕГЭ, это 26 июля 2018 года.

Еще раз подчеркну, что по литературе, физике  последний день апелляции – 23 июля, а срок завершения приема документов сдавших ЕГЭ и поступающих в институт – 26 июля, поэтому стыкуются сдача ЕГЭ, стыкуются последний день апелляции, стыкуются поступления. Ваши  опасения напрасны.

 
   

В результате ДТП трагически погиб начальник управления образования и науки Липецкой области Сергей Николаевич Косарев

29 июня 2018 года в автомобильной аварии трагически погиб начальник управления образования и науки Липецкой области Сергей Николаевич Косарев.

​Об этой безвременной кончине и невосполнимой утрате сообщила пресс-служба управления образования и науки Липецкой области.

От лица 370-тысячного состава педагогов Всероссийского педагогического собрания выражаем глубокие соболезнования родным и близким Сергея Николаевича Косарева.

Талантливый, деятельный, справедливый  руководитель, светлый, добрый человек, абсолютно преданный своей профессии, своему делу – таким он останется в нашей памяти. Сергей Николаевич неоднократно поддерживал инициативы и проекты педагогов, прислушивался к голосу каждой школы, мнению каждого учителя, проблеме каждого ребёнка. Всегда лично принимал участие в съездах, пленумам, круглых столах Всероссийского педагогического собрания. Одним из ярких событий стало его выступление 31 января 2017 года на встрече с активом Липецкого регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

Большая потеря. Но его будем помнить долго и с благодарностью. Советы, напутствия и голос сердца Сергея Николаевича навсегда сохранятся в наших душах!

Вечная, светлая память!… Скорбим…

 

Биографическая справка

Косарев Сергей Николаевич родился 15 ноября 1962 года в селе Кладбищенские Пушкари Лебедянского муниципального района Липецкой области. Окончил Липецкий государственный педагогический институт по специальности «учитель математики и физики». Уже в студенческие годы Сергей Николаевич отличался активной жизненной позицией и целеустремленностью, руководил зональным студенческим отрядом областного комитета ВЛКСМ. После окончания педагогического института служил в рядах Советской Армии – с 1985 по 1987 год. С августа 1987 года  работал в отделе образования Левобережного райисполкома Липецка, затем –  в отделе образования Липецкого горисполкома, администрации Липецка. В 1993 году назначен заместителем начальника управления образования администрации Липецкой области, а с 1996 года – заместителем председателя областного департамента образования и науки.

В период с 2006 по 2010 год возглавлял управление по размещению госзаказа Липецкой области. В 2011 году Сергей Николаевич вернулся в управление образования и науки Липецкой области на должность заместителя начальника управления. С 2015 года возглавлял управление.

Сергей Николаевич Косарев за многолетнюю безупречную работу на различных ответственных постах заслужил высокий авторитет и уважение коллег. Награждён нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта». В 2013 году за добросовестный труд, активное участие в общественной жизни, большой личный вклад в социально-экономическое развитие региона и в связи с 60-летием образования Липецкой области награждён юбилейной медалью «Во славу Липецкой области».

 
   

В Ленинградской области прошел юбилейный Пятый Тихвинский форум молодых педагогов России

22–23 июня 2018 года в Ленинградской области состоялся юбилейный Пятый Тихвинский форум молодых педагогов России на тему «Молодой учитель в реализации стратегических задач развития Российской Федерации».

На форум приехали более 300 лучших молодых педагогов из 36 субъектов Российской Федерации, а также молодые учителя из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, чтобы поделиться опытом, знаниями и свежими идеями.

В первый день форума участников и гостей ждала содержательная, интересная и плодотворная работа. В первой половине дня работали тематические выставки, действовали дискуссионные площадки, были организованы круглые столы, на которых активно освещались и обсуждались вопросы профессионального роста молодых педагогов, сохранения единого образовательного пространства, развития образования для технологического прорыва России, проблемы безопасности в образовательной среде, а также методы работы с одаренными учениками, роль и место педагога в жизни обучающихся.

Модераторами дискуссионные площадок выступили авторитетные, влиятельные, профессиональные и опытные мастера своего дела, такие как Демаков Илья Сергеевич, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017», учитель истории и обществознания Гимназии № 116 города Санкт-Петербурга; Башмаков Виктор Яковлевич, народный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Ленинградской области, учитель химии МОУ «Лицей № 8» г. Тихвина Ленинградской области; Тхостов Константин Эдуардович, директор ГБОУ «Лицей № 369» Красносельского района Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского регионального совета ВПС; Сабиров Сергей Юрьевич, региональный директор Издательского дома "Просвещение"; Рочев Денис Игоревич, директор Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект», победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России 2014», сопредседатель Ассоциации молодых учителей России; Горшков Антон Александрович, учитель истории и обществознания, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Кириши Ленинградской области, победитель конкурса «Учитель года Ленинградской области –2010».

Церемония открытия форума 22 июня началась с минуты молчания в знак памяти о подвигах наших отцов и дедов в суровые годы Великой Отечественной войны и Победы советского солдата над фашистской Германией.

Модератором форума выступила лидер Всероссийского педагогического собрания, председатель ВПС, доверенное лицо Президента Российской Федерации В. В. Путина, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования Валентина Николаевна Иванова.

В форуме приняли участие: Пятинда Наталья Викторовна, начальник департамента по реализации общественных проектов Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу; Василенко Дмитрий Юрьевич, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; Басюк Виктор Стефанович, заместитель президента ФГБУ «Российская академия образования»; Явкина Ольга Юрьевна, заместитель начальника Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Пуляевский Дмитрий Витальевич, заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области; Тарасов Сергей Валентинович, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области; Лях Юлия Анатольевна, заместитель директора Федерального института оценки качества образования и другие не менее известные люди и деятели в сфере образования.

В рамках пленарного заседания прошла церемония награждения самых достойных и талантливых педагогов, проявивших себя и уже зарекомендовавших в своей профессии. Была организована прямая связь с бортом Международной космической станции. Космонавты экспедиции МКС-56 Сергей Прокопьев и Олег Артемьев пожелали молодым педагогам достичь космических высот и смелого старта во всех трудовых начинаниях.

Кульминацией дня стали мастер-классы ведущих экспертов, победителей всероссийских и международных конкурсов педагогического мастерства.

По итогам работы пленарного заседания была принята резолюция форума и выработаны методические рекомендации для молодых учителей.

23 июня 2018 года по сложившийся традиции все участники и гости форума посетили жемчужину Ленинградской области – Гатчинский дворец, приняли участие в чествовании выпускников Ленинградской области.

Кульминацией юбилейного Пятого Тихвинского форума молодых педагогов России стало посещение участниками ежегодного праздника выпускников «Алые паруса», которому в этом году исполнилось ни много ни мало –  50 лет. Юбилейное шоу запомнится молодым педагогам на всю жизнь.

Всероссийское педагогическое собрание выражает искреннюю благодарность Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, Ленинградскому областному институту развития образования, Российской академии образования, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки за помощь в организации и проведении форума.

Благодарим информационных партнёров форума: Издательский дом «Просвещение», корпорацию «Российский учебник», госкорпорацию «РОСКОСМОС», Общероссийскую общественно-государственную детско-юношескую организацию «Российское движение школьников».

А молодым педагогам России мы желаем развивать и совершенствовать творческий подход к педагогическому мастерству, реализовывать креативные идеи и вырабатывать мудрые организационные предложения.

Надеемся, что в следующем году мы снова встретимся на гостеприимной земле Ленинградской области.

Правительственная телеграмма



Участникам и гостям V Тихвинского форума молодых педагогов России (Т. Ю. Синюгина)



Председателю Всероссийского педагогического собрания В. Н. Ивановой (Л.Н. Тутова)



Председателю Всероссийского педагогического собрания В. Н. Ивановой (С. Новиков)



Приветственное слово к участникам V Тихвинского форума молодых педагогов России «Молодой учитель в реализации стратегических задач развития Российской Федерации» (Л. А. Вербицкая)



Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (А. Беглов)