18 декабря 2020 года Всероссийское педагогическое собрание и его председатель Валентина Иванова провели "виртуальный" круглый стол на тему: «Поддержка школ с низкими образовательными результатами: опыт регионов». Мероприятие прошло при поддержке Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации. К видеоконференции было подключено 366 участников. А тон мероприятию задал директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Евгений Семченко. Он озвучил принципы государственного подхода к решению проблем школ с низкими образовательными результатами. Как известно, министерство реализует проект «500+» в рамках национального проекта «Образование», который призван оказать содействие в достижении глобальной цели, обозначенной в Указе Президента, по вхождению России в число 10 стран-лидеров по качеству общего образования.
Известно, что в 2020 году Россия улучшила свои позиции по результатам международного исследования качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS). Российские четвероклассники вошли в тройку лидеров по естествознанию, при этом по математике они укрепили позиции нашей страны, заняв 6 место. В 8-х классах по естественно-научной подготовке Россия поднялась на 5-е место, а по математике заняла 6 место. Вместе с тем, исследования качества российского образования по модели PISA еще оставляет 25% наших школ в зоне низких значений рейтинга - меньше 450 баллов при 1000 бальной шкале. Поэтому все усилия ведомства сегодня направлены на выстраивание, прежде всего, региональных систем поддержки школ с низкими образовательными результатами, разработку методик адресной поддержки по кадровым и содержательным вопросам. Не секрет, что значительная часть этих школ - это сельские школы, удаленные и малокомплектные школы с кадровым дефицитом педагогов и плохой технической оснащенностью.
В этом году 250 российских школ, учащиеся которых демонстрировали низкие образовательные результаты, получают методическую поддержку в рамках реализации проекта «500+», а уже в следующем году их число возрастет до 3 тысяч. Особое внимание будет уделено повышению квалификации педагогов, согласно проекту до 100 000 педагогов ежегодно смогут улучшить уровень своих профессиональных компетенций. Ежегодно около 4000 "точек роста" будет открываться в регионах, где ребята смогут освоить современные программы обучения по новым образовательным методикам и технологиям. И в тоже время, у министерства есть требования и твердые установки к региональным и муниципальным системам управления, которым запрещают наказывать школы за низкие результаты оценочных процедур, а наоборот, лишь оказывать содействие и помощь. Есть вопросы и к качеству программ дополнительного образования педагогов.
Но главная задача круглого стола Всероссийского педагогического собрания выслушать и обобщить лучшие региональные практики по поддержке данных образовательных организаций, посмотреть на модели успешного взаимодействия органов управления образованием со школами.
В ходе работы круглого стола выяснилось, что проблемы регионов, после тщательного исследования причин низких образовательных результатов, очень схожи. В основном, это дефицит квалифицированных педагогических кадров или их чрезмерная загруженность и социально неблагополучный контингент обучающихся. Конечно, есть и другие причины проблемы: низкая познавательная активность и мотивация к обучению учащихся; снижение контролирующей функции классного руководителя; низкая заинтересованность родителей в получении учащимися высоких образовательных результатов; профессиональное выгорание педагогов; недостаточная материально-техническая оснащенность ОО; недостаточное использование учителями интерактивных развивающих технологий и цифровых образовательных ресурсов и т.д.. Но главным в трансляции регионов стало не выявление причин, а выработанные годами модели взаимодействия с такими школами, которые действительно становятся эффективными и дают результат. Так, ректор Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина рассказала о модели партнерского взаимодействия школ и с низкими образовательными результатами и школ-лидеров. Была разработана шкала оценки или индекс социального благополучия школы, выявлены болевые точки, которые удалось исправить при помощи и поддержке передовых образовательных организаций.
Интересную управленческую модель представил Андрей Кашаев, ректор Рязанского института развития образования. Она строится на системе наставничества и межшкольного взаимодействия, куда вовлечены не только учителя, но и ученики-наставники. Таким образом, "Управленческая модель перевода ОО в эффективный режим" позволила вывести из "красной зоны" ШНОР 18 из 20 школ региона.
В Тюменском областном государственном институте развития образования, по словам его проректора Натальи Миловановой, сделали ставку на вовлечение таких школ в сетевое школьное партнерство. При помощи диагностических карт, системного методического подхода (методический абонемент) и персонифицированного подхода к каждому ученику удалось улучшить образовательные результаты.
В Мордовии в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников "Педагог 13.ру" практикуют формат "Педагогических десантов", а в Пензенской области на основе тестирования педагогов и социологических опросов обучающихся разработали "Социальный паспорт школы". Свои практики представили также специалисты из Якутии, Ярославской, Ленинградской, Брянской области и Севастополя.
Все эти уникальные подходы к решению проблем школ с низкими образовательными результатами будут обобщены и представлены от Всероссийского педагогического собрания на очередном заседании Общественного Совета при Министерстве Просвещения в конце декабря.
