Федеральные новости

Увеличение числа многодетных семей должно помочь в решении демографической проблемы в России. Интервью Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко «Парламентской газете»

На Петербургском международном экономическом форуме-2019 одна из тем – роль человеческого капитала в национальном развитии страны. Увеличение числа многодетных семей должно помочь в решении демографической проблемы в России. Для выполнения этой задачи необходимо принять закон о гарантиях для многодетных и проанализировать все имеющиеся меры поддержки семей с тремя и более детьми.

Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко рассказала «Парламентской газете», почему так важно своевременно ответить на демографический вызов.

– Одна из ключевых тем ПМЭФ-2019 — устойчивое развитие экономики. Для того чтобы экономика государства развивалась, недостаточно одной лишь правильно выстроенной системы налогов, кредитов и льгот – нужны, на наш взгляд, грамотные шаги в социальной сфере. Например, необходимо стабильное пополнение трудовых ресурсов. В этой связи становится актуальной задача повышения рождаемости. Как Вы оцениваете действия власти в этом направлении и какие конкретные шаги предпринимают российские законодатели?

 

– Повышение рождаемости остро необходимо нашей стране. Территория России огромна. Некоторые видят в этом фактор, сдерживающий экономическое и социальное развитие, своего рода бремя, которое мы вынуждены нести. Я, напротив, убеждена, что это – конкурентное преимущество России. Однако, чтобы использовать его в полной мере, всё пространство страны должно быть освоено, населено, обжито.

Сейчас тенденции иные. Из-за низкой рождаемости, из-за того, что люди массово покидают родные места, численность населения немалой части регионов ощутимо сокращается. Речь не идёт о демографическом кризисе. Но то, что принято называть вызовом, налицо. Чтобы, образно говоря, уверенно держать на своих плечах наше огромное пространство, обустраивать его в интересах всего многонационального российского народа, надёжно обеспечивать суверенитет государства на всей нашей необъятной территории, нас, граждан России, должно быть много. Гораздо больше, чем сейчас. По сути, речь идёт о задаче, которую Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании назвал сбережением народа. Повышение рождаемости – главное в её решении. Преодоление демографического вызова могут обеспечить только многодетные семьи. Их количество должно расти. Это абсолютный приоритет социальной политики Российского государства. Есть все основания считать, что справимся с этой задачей.

 

Ещё сравнительно недавно демографическое положение в нашей стране было гораздо более тяжёлым. Напомню, в 1990-е – начале 2000-х одной из самых обсуждаемых была тема «русского креста». Имеется в виду происходившее у нас одновременно падение рождаемости и рост смертности. На графике это представало в виде двух пересекающихся линий, конфигурация которых напоминала крест. По сути, Россия шла к вымиранию. Мерами демографической политики нам удалось остановить этот процесс. Наметился естественный прирост населения.

Мне могут возразить: но ведь сейчас он вновь прекратился. Это так, но не потому, что наша демографическая политика оказалась несостоятельной. Мы добились впечатляющего снижения младенческой и детской смертности, увеличения средней продолжительности жизни. Произошедший спад – эхо демографических катаклизмов, провалов в рождаемости, которых было предостаточно в первой половине минувшего столетия. И прежде всего во время и после Великой Отечественной войны. Это объективные явления, мы не можем их отменить. Но, как показывает жизнь, можем смягчать их последствия, грамотно осуществляя намеченные меры.

Их главная составляющая – поддержка семьи. В Послании главы нашего государства сформулирована программа действий в поддержку семей, в первую очередь многодетных. Мы приступили к её реализации. Важно, чтобы регионы разрабатывали и собственные дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости. Убеждена, такие возможности в той или иной степени имеются практически у каждого субъекта Российской Федерации.

Рассчитываем завершить и принять в этом году закон, устанавливающий статус и меры поддержки многодетных семей. Такой документ крайне важен с точки зрения утверждения в правовом поле единого толкования самого понятия «многодетная семья». И ещё. Сейчас меры поддержки многодетных семей разбросаны по широкому кругу нормативных правовых актов. Они есть в Жилищном, Трудовом, Налоговом, Земельном кодексах, пенсионном законодательстве и т. д. Даже опытные юристы нередко «плавают», путаются в этом конгломерате разрозненных норм. Сведение их в едином законе облегчит жизнь не только юристам, но и гражданам. Они будут лучше знать права и гарантии многодетных семей.

– Но насколько оправдан сам упор на поддержку многодетной семьи? Ведь мы видим, что уменьшение количества детей в семьях — мировая тенденция, особенно в развитых странах. Наша страна не является исключением. У современных поколений, в первую очередь у молодёжи, иные ценностные ориентиры. Удастся ли «перепрограммировать» новые поколения на традиционные семейные ценности?

 

– То, что в сфере семьи происходят изменения, не вызывает сомнений. Рядом с такими незыблемыми на протяжении веков ценностями, как крепкая семья, материнство, появляются новые – получение образования, профессиональная карьера, успехи в бизнесе, науке, культуре, политике. И они действительно становятся всё более значимыми. Вы правы и в том, что наша страна в этом отношении не исключение.

Я считаю, что изменения ценностных приоритетов, о которых мы говорим, — объективный и прогрессивный в своей основе процесс. Но, как и в любом деле, здесь важно избегать крайностей. А они имеют место. В ряде государств они даже стали своего рода поветрием, нездоровой, на мой взгляд, модой. Для меня несомненно, что происходящие перемены, обретение женщинами равноправия, их широкое включение во все сферы жизни общества, не отменяют изначальной великой миссии – быть матерью. И потому обязанность государства, общества – создавать условия, позволяющие женщинам не стоять перед мучительной дилеммой, трудным выбором между семьёй и карьерой, а гармонично соединять в своей жизни и то, и другое. Мы это в нашей стране делаем. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017–2022 годы включает в себя соответствующие меры, они осуществляются.

Повторю, семейный уклад меняется. Но семья не отмирает и никогда не отомрёт. Это стало бы смертью самой цивилизации. Потребность человека иметь семью, детей никуда не денется. Она укоренена в нём, просто сегодня пробуждается позже.

Посмотрите, в 1995 году 59 процентов детей родились у матерей младше 24 лет. В 2017 году – лишь 21 процент. Люди создают семьи, рожают детей в более позднем возрасте. Это неплохо, они подходят более осознанно к планированию своей жизни. Но, сами понимаете, надолго откладывать рождение детей тоже нельзя.

Полагаю, государству, обществу следует усилить внимание к воспитанию молодых людей в духе традиционных для нашей страны ценностей и семейных устоев. Я верю в то, что продуманная демографическая политика, воспитательная и просветительская работа в семье и в школе, формирование позитивной для семьи общественной атмосферы принесут желаемые плоды.

– После рождения ребёнка женщины часто на долгое время выпадают в силу объективных причин из трудового процесса. Тем самым государство теряет молодых квалифицированных специалистов. Что, на Ваш взгляд, можно сделать для возвращения женщин в активную экономическую жизнь?

 

– Конечно, мы должны обеспечить молодой женщине, матери возможность достаточно быстрого выхода на работу, если у неё есть такое желание. Семьи выстраивают для себя разные стратегии, экономические модели в период, когда у них маленькие дети. Главное – чтобы у них был выбор.

Для этого, прежде всего, необходимо достаточное количество мест в яслях и детских садах. Задача непростая. Количество детских садов в России с начала 1990-х до 2013 года сократилось вдвое. Основные причины – сокращение рождаемости в 90-годы, снижение бюджетного финансирования, передача помещений бывших дошкольных образовательных учреждений под разного рода коммерческие организации. Последовавшее повышение рождаемости сделало проблему нехватки мест в яслях и детских садах чрезвычайно острой.

Она решается, притом достаточно успешно. Судите сами.

Доступность для детей в возрасте от 3 до 7 лет у нас практически уже стопроцентная. В майском указе Президента чётко сказано, что к 2021 году должна быть достигнута стопроцентная доступность дошкольного образования и для детей в возрасте до трёх лет. Для них предстоит создать 255 тысяч новых мест в детских садах. И такая работа в регионах идёт.

Вместе с тем, как показывает опыт других стран, значимую роль в сфере дошкольного образования играет негосударственный сектор. Стоит задача актуализировать механизмы его поддержки. К 2024 году планируется создать 8600 групп по присмотру и уходу для детей в возрасте до трёх лет в формате индивидуального предпринимательства. Программу запускают с 2020 года, предусматривается предоставление грантов – всего на сумму 8,5 миллиарда рублей до конца 2024 года. А до конца текущего предстоит подготовить необходимую нормативную базу – на федеральном и региональном уровнях.

Все необходимое содействие со стороны парламентариев мы обеспечим, и не только с точки зрения законодательства. Будем следить за ситуацией в регионах, взаимодействовать с профильными министерствами. Запаздывание, с их стороны, с принятием нормативных актов, без которых не может полноценно работать тот или иной закон, – явление, к сожалению, частое. Мы с ним боремся.

Другой важный аспект включения матерей в трудовую деятельность – содействие в восстановлении их навыков, умений, в повышении квалификации, а в необходимых случаях – и профессиональное обучение, овладение новой специальностью.

Вспомните, не сразу с момента запуска программы материнского капитала, а позже было принято решение о том, что средства можно направить и на эти цели. Это жизненно важно в ситуациях, когда женщина-мать не успела получить образование, или поняла, что ей нужно сменить вид деятельности, а для этого – получить соответствующие знания.

В проекте «Демография» прописаны чёткие задачи, целевые показатели. До конца 2024 года 230 тысяч женщин, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, пройдут переобучение и повышение квалификации. Их шансы на получение востребованной профессии возрастут.

Я хотела бы обратить внимание, что меры, которые помогут молодой матери, «раскиданы» по разным нацпроектам, и не всегда «промаркированы» именно этой адресной группой.

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» есть пункт о реализации программ, курсов, направленных на развитие предпринимательских компетенций для ряда целевых групп, в том числе для женщин.

Или, к примеру, «Цифровая экономика». 10 миллионов человек пройдут обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности к концу 2024 года. К концу 2023 года будут созданы 50 центров ускоренной подготовки специалистов для цифровой экономики.

Словом, государство, бизнес принимают меры для того, чтобы рождение детей, их воспитание не мешали карьере женщин. Надо информировать мам об имеющихся возможностях, настраивать на их использование. Это в интересах и самих женщин, и всей страны.

– Современные отрасли экономики нуждаются в грамотных высокообразованных специалистах. Соответствует ли российская система образования этим требованиям и как её можно усовершенствовать?

 

– Перспективы страны в очень большой степени определяются качеством образования. Сегодня мы работаем над выполнением масштабной задачи, поставленной Президентом Владимиром Путиным, – обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение отечественного общего образования в десятку лучших в мире.

В национальном проекте «Образование» акцент сделан на создании современной инфраструктуры, подготовке квалифицированных кадров, наполнении образования качественным содержанием. Его результатом должна стать «перезагрузка» образовательного процесса. Вопросы образования красной нитью проходят через все национальные проекты, без их успешной реализации невозможно осуществить прорыв в развитии страны. Вот почему Совет Федерации держит на постоянном контроле реализацию проекта в регионах.

У нас хорошее дошкольное образование, которое имеет утверждённые государством стандарты. Мало где в других странах встречаются подобные примеры. Отечественная начальная школа признана одной из самых сильных в мире. А наши старшеклассники добиваются впечатляющих результатов как в точных, так и в гуманитарных науках, становясь победителями и призёрами престижных международных олимпиад, конкурсов.

Мы усиливаем свои позиции и в высшем образовании. Сегодня в ведущих мировых рейтингах представлены 48 отечественных университетов, 12 из них – в первой сотне. Россия занимает 17-е место в мире по присутствию университетов в топ-500, к концу 2024 года должна подняться до десятого. Что важно – качественное образование высочайшего уровня доступно в каждом федеральном округе. Развиваем и вузовскую науку, первостепенное внимание уделяем ведущим университетам.

Но в то же время ориентируемся на потребности регионального рынка труда, реализуем программу опорных университетов в 33 субъектах Федерации.

Новый импульс развития получило среднее профессиональное образование. Второй год подряд 59 процентов девятиклассников идут в колледжи и техникумы. Потребность региональных экономик в высококвалифицированных рабочих кадрах очень высока. Об этом говорят руководители и крупных предприятий, и малого и среднего бизнеса. Так что проблем с трудоустройством у этих ребят не будет.

Безусловно, без развития человеческого капитала невозможно рассчитывать на устойчивый и динамичный рост, достижение страной лидирующего положения в мире. Это аксиома. Вот почему государства не жалеют усилий по подготовке собственной элиты во всех областях.

В национальном проекте «Образование» формированию национальной интеллектуальной и творческой элиты уделено первостепенное внимание. Тем более что у нас здесь имеется немалый опыт, наработанный ещё в советское время. В государственном информационном ресурсе по учёту одаренных детей – более чем 160 тысяч таких ребят. В 16 субъектах Российской Федерации началась работа по созданию, если так можно сказать, региональных «Сириусов». Действуют школы для одарённых детей. Проводятся олимпиады, творческие конкурсы и т. д.

При четырёх федеральных университетах созданы специализированные учебно-научные центры для одарённых школьников, с проживанием в интернатах. На эти цели в 2019 году выделено в виде грантов 700 миллионов рублей. «Пропуск» в такой центр один – талант. Это и есть то, что принято называть социальным лифтом.

Повторю, речь идёт о подготовке кадров, которые призваны обеспечить конкурентоспособность нашей экономики, достойное будущее России в XXI веке. Наша страна не оскудела талантами. Их выявление, развитие — дело не столько федеральной власти, сколько регионов. Поддержка юных талантов – важная составляющая «Десятилетия детства».

Наша палата будет держать в поле зрения деятельность субъектов Федерации на этом, без малейшего преувеличения, ключевом направлении государственной образовательной политики. Но только мониторингом не ограничимся. Не менее важно продумать шаги, меры, способные свести к минимуму риск того, что отечественные таланты покинут Россию, будут работать за рубежом. Понятно, что речь не о запретах, а о создании условий, которые побудили бы молодых людей сделать выбор в пользу родной страны.

– Президентом поставлена задача по увеличению продолжительности жизни, и продолжительности здоровой жизни. Но наша система здравоохранения, надо признать откровенно, далека от совершенства. Что можно сделать на законодательном уровне, чтобы медицинская помощь стала более качественной и доступной?

 

– Бесспорно, проблем в российском здравоохранении немало. Но есть и перемены к лучшему. Об этом говорит такой, я бы сказала, интегральный показатель состояния здоровья нации, как средняя продолжительность жизни. Она за последние годы увеличилась до 73 лет. Да, по мировым меркам это довольно скромное достижение. В большинстве развитых государств мира средняя продолжительность жизни около 80 лет. Вместе с тем было бы неправильно игнорировать тот факт, что в последние годы мы устойчиво движемся именно в этом направлении. Следовательно, усилия государства, принимаемые меры, в том числе законодательные, дают результаты. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу медицины, здравоохранения, и далее будет оставаться нашим приоритетом.

Тем более что финансовые ресурсы на эти цели выделены значительные. Бюджет национального проекта «Здравоохранение» – 1,7 триллиона рублей. Средства значительные, и при эффективном их использовании мы вправе рассчитывать на существенные изменения к лучшему. Я имею в виду прежде всего дальнейшее увеличение средней продолжительности жизни, продление её активного периода.

Без малого триллион рублей направляется на реализацию программы «Борьба с онкологическими заболеваниями». Будут созданы новые центры, пройдёт переоснащение имеющихся современным медицинским оборудованием. И, конечно, основное внимание – раннему выявлению заболеваний. И здесь многое зависит не только от врачей, но и от нас самих. Сегодня онкологический диагноз – не приговор. Вместе с тем, чем раньше он поставлен, тем больше вероятность победы над болезнью.

Одно из несомненных достижений российского здравоохранения – создание системы диспансеризации всего населения России. Она действует, постоянно совершенствуется с тем, чтобы каждый человек, где бы он ни жил, имел возможность пройти диспансеризацию достаточно быстро, качественно, в удобное время. Минтруд готовит предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс, облегчающих прохождение диспансеризации работающей части населения. Правительство разрабатывает проект нормативного правового акта о проведении в 2019–2020 годах Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации. Мы, конечно же, активно поддержим всё это законодательно.

Важно, чтобы люди использовали эту возможность сохранения здоровья, своевременного предупреждения серьёзных заболеваний. Считаю, надо с ранних лет, как минимум с первых классов школы, формировать сознание того, что своевременное прохождение диспансеризации – своего рода обязанность, даже долг каждого гражданина. И здесь трудно переоценить роль средств массовой информации: просветительская деятельность – важная составляющая сбережения российской нации.

Малонаселённые, сельские территории – здесь проблема доступности медпомощи стоит особенно остро. Нужны и кадры, прежде всего фельдшерские, на местах, и мобильное оборудование. Работа на этом направлении идёт, регионы закупят в ближайшее время сотни передвижных комплексов – с лабораториями, возможностью сделать самые необходимые исследования, рентген.

Если мы не хотим, чтобы какие-то территории России обезлюдели, то именно там, где население и без того невелико, мы должны прилагать особенные усилия для повышения качества жизни.

Сенаторы держат под контролем ход этой работы в своих регионах.

Сегодня мы наблюдаем нарастающую концентрацию населения на некоторых территориях, в рамках крупнейших и крупных агломераций. В определённой мере это объективный процесс, отражающий особенности современного экономического и социального развития. Вместе с тем он влечёт за собой сокращение численности населения других субъектов Федерации.

Это не отвечает коренным интересам России. У меня нет ни малейших сомнений в том, что пространственное развитие нашей страны должно быть сбалансированным. Наличие рабочих мест, доступность качественной медицины и образования, современная транспортная и социальная инфраструктура – ключевые факторы успешного решения задачи.

Уверена, участники ПМЭФ-2019 в рамках обсуждения темы «Человек – прежде всего» выдвинут немало идей по этому направлению развития России.

Печатается по: [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/valentina-matvienko-nas-dolzhno-byt-mnogo.html (дата обращения: 06.06.2019)

 
   

Председатель Всероссийского педагогического собрания Иванова Валентина Николаевна принимает участие в Петербургском международном экономическом форуме

С 6 по 8 июня 2019 года в Санкт-Петербурге на площадке конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» проходит XXIII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019) – уникальное событие в мире экономики и бизнеса.

ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Форум является ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом. В его работе участвуют руководители крупнейших российских и иностранных компаний, главы государств и политические лидеры, председатели правительств, вице-премьеры, министры, губернаторы.

По приглашению фонда «Роскогресс» принимает участие в работе ПМЭФ-2019 председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ) Иванова Валентина Николаевна.

Валентина Николаевна посетила профильную площадку, где обсуждались ключевые вопросы по повышению качества и увеличению продолжительности жизни населения, а также прошли форсайт-лекции и презентации проектов-финалистов конкурса инновационных разработок «Здоровое общество». Председатель ВПС выступила на площадке круглого стола «Кадровое обеспечение перехода к экономике будущего», а также посетила панельный ряд сессий «Новое поколение предпринимателей», «Государственно-частное партнерство в сфере благотворительности», «Энергетическая панель», «Креативная экономика: стратегии продвижения высокотехнологичного экспорта» «Цифровое недропользование» и др.

Важным  событием для Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (ПКУ) как базовой организации Всероссийского педагогического собрания станет церемония подписания в рамках ПМЭФ-2019 Соглашения о сотрудничестве по формированию системы здорового социального питания на территории Владимирской области. Ключевая позиция договора – проведение глубокого научного исследования текущего состояния сферы организованного социального питания в области, формирование предложений по её оптимизации, разработка новой единой региональной концепции безопасного и здорового питания, которая охватит все учреждения социальной сферы региона – школы, детские сады, больницы, дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Это позволит улучшить качество питания и одновременно сэкономить бюджетные средства за счёт улучшения логистики, передачи услуг на аутсорсинг и пр.

По завершении церемонии подписания Валентина Николаевна Иванова в своих комментариях представителям СМИ, в частности, отметила:

«Уверена, системно-ориентированный аудит социального питания во Владимирской области даст точную оценку качества питания в организациях социальной сферы региона. Наши специалисты разработают единые требования к операторам социального питания и новые информационные материалы для размещения на сайте исполнительного органа государственной власти».

Всего в ходе Петербургского международного экономического форума состоится 170 мероприятий деловой программы. Одно из основных событий второго дня –  пленарное заседание «Формируя повестку устойчивого развития» с участием Президента Российской Федерации В. В. Путина.

 
   

Корпоративный университет Российского движения школьников готов к реализации совместных проектов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения казаков России

5 июня 2019 года в Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первом казачьем университете) прошел смотр строя и песни, посвященный предстоящему (12 июня) Дню России.

В рамках смотра действовали 6 площадок. Участники и гости посетили показательные выступления по фланкировке, сборке и разборке оружия, стрельбе из лука, рукопашным шапочным боям.

Мероприятие сопровождалось выступлениями творческих коллективов Первого казачьего университета.

Почетными гостями смотра стали руководитель Корпоративного университета Российского движения школьников, член центрального совета Всероссийского педагогического собрания Елена Анатольевна Белорыбкина и представители атаманов всех казачьих войск Российской Федерации.

Вела церемонию смотра Валентина Николаевна Иванова – председатель Всероссийского педагогического собрания, член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, ректор МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ).

Напомним, что Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) является базовой организацией Всероссийского педагогического собрания.

Открывая смотр, Валентина Николаевна Иванова подчеркнула:  «Казачество – это опора государства, опора Президента страны Владимира Владимировича Путина, мы готовим ребят к служению на благо нашей Родины!»

Е. А. Белорыбкина ярко и содержательно описала деятельность Российского движения школьников в работе с подрастающим поколением России, отметив вклад университета в подготовку кадров и воспитания в нём патриотических чувств, долга и служения своей родине. Елена Анатольевна выразила готовность к запуску и реализации совместных проектов по патриотические воспитания подрастающего поколения казаков России, подчеркнув при этом, что портал Корпоративного университета Российского движения школьников готов и открыт к совместному двухстороннему партнёрству.

После выступления почётных гостей началась соревновательная часть – кадеты и студенты прошли строевым маршем. Качество подготовки оценивало компетентное жюри. Следующим элементом показательных выступлений было исполнение патриотических песен во время прохождения строем.

В. Н. Иванова в своём завершающем смотр выступлении  отметила, что проведение таких мероприятий воспитывает боевой дух у молодого подрастающего поколения, прививает любовь к своей Родине. Валентина Николаевна заверила гостей и участников, что проведение смотра строя и песни станет традиционным мероприятием в Первом казачьем университете.

 
   

В Москве прошло заседание координационного совета Российского движения школьников

4 июня 2019 года в Общественной палате Российской Федерации прошло заседание координационного совета Российского движения школьников (РДШ).

Присутствовали 23 члена координационного совета РДШ.

От Всероссийского педагогического собрания приняли участие: Ирина Викторовна Лупина – член координационного совета РДШ, исполнительный директор ВПС, и Андрей Юрьевич Шатин – член экспертного совета ВПС,  проректор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ).

На заседании были рассмотрены вопросы о проектах Российского движения школьников, о дальнейшем развитии организации, о создании рабочих групп РДШ и предложениях с утверждением кандидатур для последующего избрания на должности председателей советов региональных отделений РДШ.

Вели заседание Сергей Николаевич Рязанский – председатель Российского движения школьников, Герой Российской Федерации, и Мария Павловна Уварова – директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр».

М. П. Уварова рассказала о проектах Российского движения школьников, часть из которых уже реализованы в этом году. Три проекта РДШ – «Добро не уходит на каникулы», «Классные встречи» и «Лига вожатых» – вошли в национальный проект «Образование» и начали свою работу, более двадцати проектов являются для организации приоритетными или экспериментальными. Такое количество и разнообразие проектов нуждается в мощной экспертной поддержке, которую РДШ надеется получить от партнёров – участников координационного совета. «Основные планы на следующий учебный год – работа по наращиванию инфраструктуры, усиление работы ресурсных центров (сейчас они созданы в 49 регионах)», – отметила докладчик и особо подчеркнула, что важным для организации является налаживание горизонтальных, межрегиональных связей: «Дети должны общаться друг с другом, ездить друг к другу в гости. В этом моменте нам очень нужна помощь наших партнёров и участников координационного совета».  Доклад директора ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» М. П. Уваровой был утверждён единогласным решением членов координационного совета РДШ.

Дарья Геннадьевна Толкачева, заместитель директора по региональному взаимодействию ФГБУ «Росдетцентр», выступила с докладом «О предложении и утверждении кандидатур для последующего избрания на должности председателей советов региональных отделений Организации». Новые председатели были утверждены в Архангельской, Мурманской областях, Хабаровском и Забайкальском краях, Республиках Чувашия и Саха (Якутия).

Дмитрий Андреевич Парамонов, председатель ЦКРК,  выступил с  докладом «О работе Центральной контрольной ревизионной комиссии 2-го созыва».

Ольга Николаевна Амельченкова, председатель центрального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы», представила проект «75-летие Победы: от истории семьи к истории страны». Совместная работа РДШ и «Волонтёров Победы» над этим проектом уже началась.

Выступление О. Н. Амельчинковой стало завершающим аккордом, после чего участники совета сделали совместную фотографию на память.

 
   

Делегация Всероссийского педагогического собрания приняла участие в церемонии открытия выставки «Великая русская и китайская каллиграфия»

С 28 по 31 мая 2019 года в Государственной Думе прошла выставка «Великая русская и китайская каллиграфия».

Организаторами выставки стали Комитет Государственной Думы по образованию и науке, Современный музей каллиграфии и Национальный союз каллиграфов России.

28 мая 2019 года состоялось открытие выставки. В церемонии открытия приняли участие депутаты Государственной Думы, представители посольства КНР, музейные работники, ученые, каллиграфы, эксперты, педагогическое сообщество, представители общественных организаций.

К участию в открытии выставки была приглашена делегация Всероссийского педагогического собрания, её возглавила председатель Всероссийского педагогического приняла, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, ректор МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ) Валентина Николаевна Иванова.

Напомним, что Всероссийское педагогическое собрание на протяжении двух лет тесно и плодотворно сотрудничает с КНР. В прошлом году состоялись два визита председателя Всероссийского педагогического собрания. С 4 по 9 августа 2018 года Валентина Николаевна Иванова посетила г. Сиань Китайской Народной Республики в составе делегации Государственной Думы. Состоялось церемония подписания Меморандума о сотрудничестве и взаимодействию между ООО «Всероссийское педагогическое собрание» и Шэньсийским педагогическим университетом г. Сиань Китайской Народной Республики. Стороны  обязались сотрудничать в сфере разработки и реализации программ и мероприятий, отвечающих насущным интересам граждан Российской Федерации и Китайской Народной Республики, обмениваться информацией о своих действиях, информировать друг  друга о проведении мероприятий, имеющих публичный характер и затрагивающих интересы сторон, участвовать в проведении совместных акций, если они не противоречат их уставным целям, задачам и программам, законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики, а также обязались всемерно способствовать укреплению дружеских связей между народами Российской Федерации и Китайской Народной Республики. С 21 по 23 октября 2018 года в г. Сиань Китайской Народной Республики прошел Первый Российско-китайский педагогический форум «Один пояс – один путь», на который были приглашены активисты Всероссийского педагогического собрания. Делегацию возглавила  руководитель ВПС Валентина Николаевна Иванова.

Сотрудничество с КНР важно и значимо для нашей организации. Мы открыты к диалогу и готовы к двухстороннему сотрудничеству.

Нынешняя выставка приурочена к 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами. СССР был первым иностранным государством, объявившим о признании КНР.  Об этом, приветствуя участников церемонии открытия выставки, рассказал председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов.

По мнению В. А. Никонова,  сейчас отношения между странами находятся на самой высшей точке за всю историю сотрудничества.

«За минувшие годы было достигнуто очень много. Для меня это особенно важно, потому что 70 лет назад договор о дружбе подписывал мой дед, Вячеслав Молотов, он встречал Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая на вокзале и вел с ними переговоры. Они тогда выработали формулу «спина к спине, – сказал В. Никонов. –  Эта формула и поныне звучит из уст китайских руководителей в ситуации, когда Россия и Китай являются, безусловно, союзниками, находясь под давлением Соединенных Штатов, претендующих на глобальное доминирование». Парламентарий подчеркнул, что Россия и Китай –  это безусловные центры силы в современном мире,  что наши партнёрские отношения развиваются по восходящей – это касается экономических отношений, военно-политического взаимодействия, сотрудничества в рамках ООН, ШОС, БРИКС.

Вячеслав Никонов отметил особое значение каллиграфии для китайской цивилизации:  «Каллиграфия – это душа китайского народа и древней китайской цивилизации, в определенном смысле – цивилизации кисти. Это искусство являлось основой культуры, которая была непобедимой на протяжении многих столетий, сегодня каллиграфия очень важна для воспитания, для того, чтобы сделать человека образованным и расширять горизонты познания, – и добавил: – Я очень рад приветствовать всех на открытии этой выставки, которая поможет лучше понять душу Китая».

В свою очередь, Чрезвычайный и Полномочный посол КНР в РФ господин Ли Хуэй выразил благодарность Государственной Думе за последовательную работу по развитию российско-китайских отношений во всех сферах. Он с удовлетворением отметил, что видит на выставке большое количество шедевров русской каллиграфии, с которыми не был знаком.

«Сегодняшняя выставка является неотделимой частью юбилея такого замечательного события, как 70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Китайской Народной Республикой», – отметил господин Ли Хуэй. По его словам, Китай и дальше готов сотрудничать с Российской Федерацией по различным направлениям.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Николаевна Духанина сообщила, что каллиграфия как древняя традиция красивого письма в настоящее время представляет интерес для современной системы образования: «В условиях информатизации, когда клавиатурное письмо дети осваивают раньше, чем письмо на родном языке, возникает много вопросов о том, чему нужно учить раньше - красиво писать на родном языке либо осваивать компьютер».

По мнению Л. Н. Духаниной, каллиграфия является важным инструментом как в образовании, так и в развитии международного культурного обмена.

«В Москве уже несколько школ преподают каллиграфию, есть позитивные практики преподавания каллиграфии в других регионах России. Нам очень важно, чтобы как можно больше людей смогли увидеть искусство письма, попытались разобраться в каллиграфии», – отметила парламентарий.

На выставке было представлено около 70 работ выдающихся российских и китайских мастеров каллиграфии. Среди главных экспонатов – рукописная Конституция Российской Федерации, подготовленная группой каллиграфов и издателей во главе с председателем президиума Национального союза каллиграфов Петром Чобитько. Китайская каллиграфия представлена мастерами разных стилей, среди которых – Чжао Суэйли, Чжан Хуацин, Ян Цзе.

Экспонаты выставки позволяют задуматься о важности сохранения традиционной письменности и каллиграфии –  не только как сферы искусства, но и уникального способа познания и личностного развития.

 
   

Члены Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания приняли участие в итоговой коллегии Минпросвещения Российской Федерации

3 июня 2019 года в Москве прошло итоговое заседание коллегии Минпросвещения Российской Федерации на тему «Об итогах деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году и задачах на 2019 год».

Почетными гостями заседания стали: Татаьяна Алексеевна Голикова – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации; Сергей Сергеевич Кравцов – руководитель Рособрнадзора; Александра Юрьевна Левицкая – советник Президента Российской Федерации; Антон Ильич Молев – председатель Комиссии по образованию Московской городской думы; Михаил Александрович Мень – аудитор Счётной палаты Российской Федерации; Юрий Петрович Зинченко – президент Российской академии образования; Александр Вячеславович Бугаев – руководитель Росмолодёжи.

Модератором заседания выступила министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева.

Среди приглашённых гостей были: Андрей Александрович Травников – губернатор Новосибирской области, руководитель рабочей группы Госсовета «Образование и наука»; Елена Алексеевна Пахомова – заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования и науки; Виталий Александрович Гутман – и. о. министра образования и науки Астраханской области.

К участию в работе итоговой коллегии были приглашены члены Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания:  Майя Борисовна Пильдес –  народный учитель Российской Федерации, председатель совета Государственного бюджетного образовательного учреждения «Академическая Гимназия № 56» Петроградского района Санкт-Петербурга, и Жанна Владимировна Воробьёва – заслуженный учитель Российской Федерации, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Открывая заседания, с расширенным докладом выступила заместитель председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Алексеевна Голикова.

«Согласно указу Президента, нам предстоит обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, войти в число ведущих стран мира по качеству общего образования», – сказала Т. А. Голикова. Вице-премьер коснулась первых результатов выполнения национального проекта «Образование»: «По итогам 2019 года должно быть введено 72 новые школы общей мощностью 53 тысячи мест. 29 школ мощностью 29,5 тысячи мест введено на 1 мая».

Татьяна Алексеевна напомнила участникам, что в 2018 году стартовал проект по обеспечению местами в дошкольных учреждениях детей в возрасте до трёх лет. По её словам, за 2018 год было введено 120 объектов дошкольного образования мощностью 15,8 тысячи мест, а до конца 2019 года должны быть введены 567 объектов на 72,3 тысячи мест.

Т. А. Голикова отметила серьёзное движение вперёд в развитии дополнительного образования: «Это и известный всем «Сириус», кванториумы, ряд других активностей для того, чтобы обеспечить равные возможности, равный доступ нашим детям к дополнительному образованию, чтобы соответствующая инфраструктура создавалась не только в городе, но и на селе, – и добавила: – К 2021 году должна быть обеспечена доступность дошкольного образования, что требует слаженной работы всех участников».

Национальный проект «Образование» был утвержден президентом России Владимиром Путиным в 2018 году и призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Бюджет проекта – 784,5 миллиарда рублей. Реализация нацпроекта «Образование» охватит период с 2019 до 2024 года.

Вице-премьер сообщила, что к 2022 году в этой сфере должно быть создано 900 тысяч новых мест, из них 150 тысяч появятся уже в текущем году.

Она также подчеркнула, что начиная с 2019 года реализация нацпроекта «Образование» контролируется мониторинговыми исследованиями, а для выполнения обозначенных задач по федеральным проектам в регионах страны применяются единые подходы.

«С 1 июля Правительством будет на регулярной основе осуществляться мониторинг кадрового обеспечения новых вводимых мест. Со второго полугодия этого года дано соответствующее поручение Министерству просвещения и Рособрнадзору – от 8 мая. Это важно с точки зрения коррекции того, что происходит на территории конкретного региона», – резюмировала Т. А. Голикова.

Выступая с основным докладом на итоговой коллегии, глава Минпросвещения России Ольга Юрьевна Васильева сообщила, что для реализации федеральных проектов нацпроекта «Образование» министерство выстроило новый формат взаимодействия с регионами – программно-целевое управление. Она уточнила, что на реализацию нацпроекта «Образование» в 2019 году предусмотрено 75,7 млрд рублей. «Итоги достаточно ощутимы, но мы начали работать в рамках проектов 2017 года, которые влились в национальный проект «Образование». Сейчас будем подписывать дальнейшие соглашения на весь период национальных проектов», – сказала О. Васильева. Министр отметила, что продолжается работа над федеральными государственными образовательными стандартами. «Главной целью национального проекта «Образование» является вхождение в десятку ведущих по образованию стран. Сейчас Россия занимает 14-е место», – заявила О. Ю. Васильева.

Министр просвещения РФ рассказала о показателях охвата дополнительным образованием детей и подростков: «Сегодня у нас свыше 16,4 миллиона детей включены в системы дополнительного образования, что превышает прошлогодние показатели на 5%», — заявила она. Министр напомнила, что на федеральном уровне обеспечивается методическое и правовое регулирование внедрения модели персонифицированного финансирования дополнительного детей в регионах. В результате сертификаты на получение бесплатного образования по дополнительным общеобразовательным программам в 3,7 тысячи организаций, в том числе в 111 негосударственных, в 2018 году получили более 400 тысяч детей. «Дальнейшее развитие дополнительного образования, расширение спектра и направленности программ предусмотрено федеральным проектом «Успех каждого ребенка».

Важным изменением в процедуре проведения ГИА стало введение итогового собеседования по русскому языку, сообщил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов. Глава Рособрнадзора напомнил, что в проведённом впервые в качестве штатной процедуры в феврале 2019 года итоговом собеседовании приняло участие около 1,5 млн девятиклассников из всех субъектов Российской Федерации. В целом 97% участников собеседования получили зачет.

«Мы анализируем результаты, они в целом хорошие. Вместе с тем необходимо отметить, что более 30% девятиклассников плохо справились с пересказом текста, примерно столько же не смогли логично и последовательно построить свое двух-трехминутное высказывание по выбранной теме, речь половины учеников была бедна, более 60% участников собеседования допустили речевые ошибки», – подчеркнул С. С. Кравцов.

Он напомнил, что в 2022 году будет введён обязательный экзамен по иностранным языкам. «Мы проводили национальное исследование качества образования. Видим определенные проблемы с изучением иностранных языков. Часть из них уже решается: новые учебники, новые методики. <…> Надеемся, что будем готовы к обязательному экзамену по иностранным языкам, сюрпризов не будет», – заявил С. С. Кравцов.

Итоговое собеседование по русскому языку для обучающихся 9-х классов введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Сергей Сергеевич Кравцов отметил, что приоритетной задачей совместной работы Минпросвещения России и Рособрнадзора на ближайшее время станет анализ результатов всех оценочных процедур системы образования: «За пять лет мы выстроили единую систему оценки качества образования, мы видим результаты в каждой школе, по каждому предмету. Сейчас наша главная задача – анализ этих результатов, чтобы с ними работали педагогические коллективы, институты повышения квалификации, методические службы, педагогические вузы. И акцент здесь нужно делать не только на поддержке талантливых детей, но и на работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении».

Заседание коллегии Минпросвещения Российской Федерации показало в разрезе итоги деятельности Министерства просвещения Российской Федерации в 2018 году и поставило задачи на 2019 год как для присутствующих, так и для развития системы образования в целом по стране.

Успешное прохождение итогового собеседования с текущего учебного года будет для девятиклассников допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА-9).

Результатом итогового собеседования может быть зачёт или незачёт.

Участники итогового собеседования должны выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.

 
   

Поздравление председателя Всероссийского педагогического собрания Ивановой Валентины Николаевны с Международным днём защиты детей

Уважаемые коллеги!

От всей души тепло и сердечно поздравляю вас с Международным днём защиты детей!

1 июня – это не только начало школьных каникул, неизменно наполненных массой ярких впечатлений, знакомств с новыми друзьями, но это и напоминание нам, взрослым, об огромной ответственности за наших детей, за их будущее, а значит – за будущее России, ведь в них наша надежда, наше продолжение и наше будущее.

Укрепление института семьи, популяризация семейных ценностей, создание равных возможностей для полноценного развития детей – в этом состоят стратегические направления государственной семейной политики в  Российской Федерации под руководством лидера страны В. В. Путиным, эти направления остаются приоритетными и для нашей общественной организации. Благодаря реализации национальных проектов мы сможем с вами вместе опережающими темпами содействовать обновлению школ, помогать в переоснащении уже имеющихся детские садов, в ближайшие годы мы ждем стопроцентную доступность дошкольных учреждений для детей всех возрастов.

Но какие бы усилия мы – педагоги и профессионалы , работающие с детьми, – ни прилагали для того, чтобы сделать жизнь ребенка радостной и беззаботной, но именно отец и мать должны осознавать свою высокую ответственность за воспитание детей. Хочу от имени 360-тысячного состава нашей общественной организации выразить огромную благодарность тем семьям, где дети растут в атмосфере любви и радости, заботы и понимания. Счастливое, беззаботное детство – это то необходимое, что мы можем и должны дать детям.

Хочу также искренне поблагодарить наших учителей и актив ВПС, на которых лежит ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения и которые ежедневно и ежечасно  ведут работу по защите интересов наших юных граждан.

Уважаемые коллеги! От всей души желаю вам крепкого здоровья, оптимизма, благополучия и, конечно, счастья всем детям в мирной, свободной, процветающей стране – России! Пусть жизнь каждого ребенка будет счастливой, пусть каждого окружают настоящие, преданные друзья и сопутствует успех на жизненном пути.

 
   

Интервью первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Владимировны Окуневой «Об укреплении семейных ценностей и реализации партийного проекта «Крепкая семья»»

За ближайшие 6–10 лет в Российской Федерации предстоит реализовать первоочередные меры по поддержке института семьи, в том числе в рамках проекта «Десятилетие детства» и национального проекта «Демография», на исполнение которого будет выделено более 3,5 трлн рублей.

Кроме того, в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин призвал и дальше наращивать ресурсы в этом направлении и предлагать новые решения.

Что делает партия «Единая Россия» для укрепления семейных ценностей, создания условий для благополучного детства и реализации других демографических инициатив главы государства? На вопросы отвечает Ольга Владимировна Окунева – координатор партийного проекта «Крепкая семья», первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

1. Как Вы оцениваете нынешнюю демографическую ситуацию в России, и какие у нас перспективы?

Я думаю, не только в России, но и во многих других странах возникают вопросы о том, как изменить демографическую ситуацию. Безусловно, она требует улучшения, и в нашей стране за последние годы в этом направлении было сделано достаточно многое.

На федеральном уровне созданы демографические программы и национальный проект «Демография». Вместе с тем в субъектах Российской Федерации реализуются свои региональные меры поддержки. При этом важно учесть, что страна у нас большая, поэтому демографическая ситуация в различных регионах неоднородная. Есть такие, где очень хорошие тенденции: одновременно высокая рождаемость и продолжительность жизни. При этом нельзя не учитывать объективные факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Так, изменилось количество женщин фертильного возраста, а также сказываются демографические ямы еще 1990-х годов.

Поэтому очень важно то, что будет сделано в рамках национальных проектов и иных программ, которые поддерживают государственную семейную политику. И особенно необходимо учесть, чтобы все эти меры и мероприятия дошли до тех конкретных семей и категорий граждан, которые нуждаются в реальной помощи.


2. В каких изменениях, на Ваш взгляд, нуждается наша демографическая политика сегодня? Какой именно поддержки семьям не хватает со стороны государства?

У нас, действительно, большие различия между регионами. В рамках партийного проекта «Крепкая семья» проводился мониторинг всевозможных льгот и выплат, предоставляемых государством семьям. Мы посчитали, что существует всего порядка 132 различных мер социальной поддержки. Но, исходя из возможностей бюджета, в одном регионе может быть 12 выплат, а в другом – 30.

И Президент России Владимир Путин, и председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивали, что необходимо подходить индивидуально к проблемам каждой семьи, причем не ждать, когда возникнут эти проблемы, а прийти в семью раньше и помочь их решить. То есть меры поддержки должны быть более адресными, и мы должны выявлять заранее трудные жизненные ситуации и видеть, куда требуется направить средства, а также применять новые подходы к государственной поддержке семей.

Например, сейчас в трех субъектах РФ в качестве одного из способов борьбы с бедностью семей применяется эксперимент с самозанятыми гражданами, когда за счет благоприятных условий в налогообложении они ведут свое дело и таким способом повышают доход семьи. Сами семьи рассказывают нам о желании иметь такую возможность. Например, в отпуске по уходу за ребенком мама могла бы заниматься вязанием или выпечкой кондитерских изделий и реализовывать свою продукцию, доход от которой не влиял бы на выплату государственных пособий и льгот и не облагался налогами, чтобы женщина не лишилась из-за этого основной работы.

Создать условия для семьи помогут в том числе и социальные контракты, внедрить которые также поручил глава государства в своем Послании. Эта мера подразумевает, что государство предоставляет семьям средства, на основе которых они, к примеру, также могут развивать свой бизнес.

Кроме того, мероприятия нацпроектов между собой косвенно связаны. Так, в нацпроекте «Образование», как и в нацпроекте «Демография», есть программа помощи и поддержки семьи. Например, в них предусмотрено оказание психологической помощи – это специальные проекты, которые научат родителей грамотно себя вести и общаться с детьми, защищать их от опасной информации и т. д.


3. Кому и как «Единая Россия» помогает в рамках проекта «Крепкая семья»?

Партийный проект решает много задач, часть из них определяется предвыборной программой «Единой России». Мы занимаемся вопросами организации детского отдыха, выделения земельных участков многодетным семьям и жилья детям-сиротам, использования льготной ипотеки и материнского капитала и т. д.

Для нас важно, чтобы все семьи были окружены заботой и вниманием, поэтому стараемся реагировать на острые ситуации в регионах, делать соответствующие запросы, выезжать к таким семьям и оказывать конкретную помощь.

Так, были нередкими ситуации, когда семья, переезжая из одного муниципального образования в другое внутри одного субъекта РФ, утрачивала право на земельный участок, и ей приходилось вновь становиться в очередь. Бывает, что семья несколько лет простояла в очереди, но землю ей так и не выделили, и она утратила это право при достижении совершеннолетия детьми. Для решения таких трудностей партпроект участвовал в рабочей группе «Благополучие семьи» Министерства труда и социальной защиты, и ведомство поддержало наши предложения, которые обязывают органы исполнительной власти субъектов разрабатывать и реализовывать «дорожные карты» по предоставлению участков многодетным семьям с соответствующей инфраструктурой, чтобы каждая семья точно знала, когда она получит земельный участок.


4. Какие конкретные примеры оказания партпроектом помощи Вы можете привести?

Координаторы партийного проекта «Крепкая семья» в субъектах оперативно включаются в решение острых социальных проблем, оказывают адресную помощь гражданам, консультационную и правовую поддержку.

Например, совсем недавно благодаря тому, что вмешался проект «Крепкая семья», томские власти договорились с оператором связи о переносе волоконно-оптической линии связи с земель, которые ранее выделили многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами. Такое решение было принято в результате обращения к главе Томской области Сергею Жвачкину.

Ранее мы также подключились к решению проблемы по предоставлению помощи семьи из Уфы, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: мама боролась с онкологическим заболеванием, а папе пришлось уволиться с работы для ухода за четырьмя детьми, младший из которых родился с тяжелым заболеванием. Однако семейную пару не признали малоимущими и отказали в предоставлении жилья. По итогам обращения в адрес главы Республики Башкортостан с просьбой о помощи семье были приняты меры по прохождению курса реабилитации для ребенка инвалида, мама с младшим ребенком были направлены на лечение в больницу в одном из частных центров Уфы, также были найдены благотворительные средства для прохождения второго курса реабилитации. Совместно с органами власти были выработаны пути решения вопроса выплаты пенсии по инвалидности и жилищного вопроса.

Проект «Крепкая семья» также работает с обращениями граждан. Так, в адрес проекта поступили обращения от многодетных семей по уже выделенным участкам в Астраханской области. Проблема коснулась более ста многодетных семей – участки выдавались с нарушениями, без подведенной инфраструктуры и на территории свалки. После обращения к губернатору Астраханской области за ненадлежащее выполнение программы по выдаче участков земли для многодетных семей был уволен заместитель главы Трусовского района Астрахани. В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение требований Земельного кодекса РФ в части обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой. Проект добился того, что прокуратурой было предъявлено исковое заявление к администрации города с требованием ликвидировать несанкционированную свалку на земельных участках в районе улицы Волгоградское шоссе, которые ранее выделили многодетным семьям.


5. Будет ли проект партии участвовать в нацпроекте «Демография»?

Проект «Крепкая семья» уже участвует в контроле за реализацией национальных проектов. Я вхожу в состав группы, которая осуществляет в регионах мониторинг за национальным проектом «Демография». В контроле также принимают участие наши представители в регионах, однопартийцы, депутаты разного уровня от фракции «Единой России». Для нас очень важно, чтобы эта работа была организована качественно и своевременно, чтобы средства из федерального бюджета были использованы в полном объеме и именно на те цели, которые предусмотрены в нацпроектах.


6. Что такое проект «Десятилетие детства», и почему эта программа стала для партпроекта одним из ключевых документов?

В 2017 году Президент России объявил Десятилетие детства на 2018–2027 годы с учетом результатов, достигнутых в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Это был сигнал всем органам власти и обществу о том, что дети и семья – это главное. Что нужно повышать благосостояние семей с детьми, безопасность детей, в том числе безопасное информационное пространство, их всестороннее образование и культурное развитие. «Десятилетие детства» стало одной из ключевых программ в сфере демографической политики государства, поэтому он оказался очень близок проекту «Крепкая семья» и получил поддержку партии.

Экспертами «Крепкой семьи» совместно с рабочей группой Минтруда было подготовлено порядка 20 предложений, основанных на анализе региональных нормативно-правовых актов мер поддержки многодетных семей, итогах всероссийского мониторинга выделения земельных участков многодетным семьям, работы с обращениями граждан.

В числе предложений – проведение в регионах акции «Подарок новорожденному», когда каждой маме при выписке из родильного дома предоставляют набор для новорожденного с необходимыми предметами ухода преимущественно российского производства, а также разработка и реализация дорожных карт по предоставлению многодетным семьям земельных участков, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой. Дорожные карты позволяют проконтролировать исполнения сроков и обязательств для многодетных семей.

Вместе с тем, мы предложили распространять в регионах практику, когда семье предоставляют вместо земельного участка иные меры поддержки по улучшению жилищных условий, например, единовременную выплату для приобретения жилья.

Также были разработаны предложения, связанные с совершенствованием организации отдыха, профстандартами для нянь и многое другое. Важно отметить, что в реализацию Десятилетия детства активно включаются регионы. Только за прошлый год в рамках проекта было проведено свыше 4 330 мероприятий, в их числе интеллектуальные и творческие конкурсы для детей, спортивные состязания и уроки безопасности.


7. Какая законотворческая работа ведется Госдумой по улучшению демографической ситуации в стране? Какие меры для поддержки семей будут приняты в этом году?

Мы будем реализовывать положения, которые были озвучены в Послании Президента России Федеральному Собранию, и часть проектов не только нашим комитетом, но и комитетом по бюджету уже реализована.

В том числе речь идет о законе, предусматривающем введение для многодетных семей льгот по имущественному и земельному налогу.  Так, для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, предоставляется льгота в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка. По налогу на имущество физических лиц устанавливается вычет для людей с тремя и более несовершеннолетними детьми в размере пяти кв. метров в отношении квартиры или комнаты и семи кв. метров в отношении жилого дома либо его части в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Данная мера направлена на снижение налогового бремени многодетных семей.

Совершенствуется законодательство, связанное с получением выплат, когда семья имеет право обращения не только по месту регистрации, а по месту временного пребывания. Например, если будущая мама уехала к своим родителям в другой город, чтобы они помогали ухаживать за ребенком, то там она тоже сможет обратиться за выплатой в органы социальной защиты или Пенсионный фонд.

Недавно было подписано постановление Правительства о предоставлении льготной ипотеки со сниженной процентной ставкой на весь срок действия кредита. Ведь в прошлом году небольшое количество семей смогли воспользоваться льготной ипотекой, а наличие жилья для них – одна из важнейших проблем.

Кроме того, сейчас, по поручению Президента, в качестве дополнительной меры поддержки семей с тремя и более детьми будет выделяться по 450 тыс. рублей на погашение ипотечного кредита. Необходимые для этого средства уже заложены в федеральном бюджете.

Если говорить о нацпроекте «Демография», то недавно были реализованы демографические инициативы Президента.  Так, с 1 января 2018 года осуществлялась выплата на первого ребенка и за счет средств материнского капитала на второго при условии, если в семье доход менее полуторного прожиточного минимума на человека. Но к нам стали поступать обращения о том, что людям не хватает иногда буквально нескольких рублей для того, чтобы считаться семьей, которая имеет право на эту выплату. Сегодня в рамках обращения к Федеральному Собранию есть соответствующее поручение главы государства. И с 1 января 2020 года это уже будет не полтора, а два прожиточных минимума. Таким образом, количество получателей этой выплаты увеличится практически в 1,5 раза.

Может не появиться новой выплаты, но через изменение критериев количество получателей качественно изменится в лучшую сторону, и такая работа ведется в постоянном режиме. Плюс изменяются сами механизмы, услуги становятся менее бюрократическими, более удобными, электронными. Для кого-то это технические и незаметные вещи, а для семьи – это очень удобно.


8. Есть ли универсальный государственный ресурс, где семья или те, кто только планируют семью, могут узнать всю исчерпывающую информацию: о льготах, субсидиях семьям, молодым или многодетным семьям, семьям, в которых воспитывают детей-инвалидов? Часто люди не знают о том, что им положена поддержка, которую для их ситуации предусмотрело государство, в том числе о новых мерах.

Это задача, которую решают депутаты фракции «Единой России» в Госдуме, работая совместно с Правительством. В мае в нижнюю палату парламента был внесен законопроект, направленный на информирование граждан о положенных им льготах. Документ, который позволит обеспечить адресность мер поддержки, подготовила группа депутатов от фракции партии. Напомню, что первоначально инициатива, направленная на информирование молодых семей о положенных им льготах, была сформулирована и представлена в рамках Съезда «Единой России» в 2017 году.

Партийный проект тоже считает одной из своих задач информирование семей о том, какие возможности у них есть. Мы проводим мониторинги, работаем с органами власти в субъектах, чтобы были исправлены ситуации, связанные с неинформированием семей об их льготах, причем как федеральных, так и региональных. Нам хотелось бы, чтобы каждый гражданин самостоятельно смог бы выбрать удобный лично для него способ получения информации: через портал Госуслуг РФ, через единый колл-центр или посещение органа власти.


9. Недавно Госдума приняла закон об ужесточении госзакупок в сфере детского отдыха. Какие изменения в этой сфере он подразумевает? Изменения вступят в силу с этого лета?

Законопроект, ужесточающий условия государственных закупок услуг по организации отдыха и оздоровления детей, был разработан депутатами фракции «Единой России». У его авторов не было другой идеи, кроме той, чтобы новые требования к организации детского отдыха напрямую сказались на его качестве. Закон допускает госзакупки услуг для организации отдыха детей лишь нa конкурсах с ограниченным участием, в том числе в электронной форме, а также путем проведения запроса котировок и у единственного поставщика. То есть не только цена будет главным критерием при определении организации, у которой будут закуплены путевки, но и качество услуг: надлежащий уровень безопасности, педагогическо-воспитательной работы, медицинского и социального обслуживания детей.

Мы постарались очень быстро работать с этим законопроектом. Профильный комитет, который занимается законодательством, активно рассматривал инициативу, при необходимости совместно с Правительством мы вносили технические поправки. 1 мая Президент подписал закон, и сегодня регионы могут им пользоваться. Надеемся, что к летней оздоровительной кампании все реестры лагерей будут наполнены информацией в полном объеме и родители не будут беспокоиться о том, как проходит отдых их детей.

Кроме того, депутаты Госдумы довели информацию о нововведениях до органов управления образования и родительской общественности в регионах. Региональные координаторы проекта «Крепкая семья» тоже взяли эту работу на контроль, и в период летних школьных каникул мы совместно с партийным проектом «Народный контроль» проведем мониторинг качества и организации отдыха детей.


10. В обществе бытует мнение, что женщина должна сначала заниматься вопросами карьеры и только потом – детьми. Как Вы думаете, может ли негативно это сказаться на демографической ситуации?

Мне кажется, что на самом деле так не думают, потому что это несопоставимые вещи. Дети рождаются от любви, а не от карьеры. Решение должна принимать семья, и, когда она создаётся, эти вещи обсуждаются.

Сегодня действительно изменился средний возраст рождения первых детей – теперь это 29 лет. Но я не думаю, что это от того, что женщины в первую очередь стремятся построить карьеру. На мой взгляд, просто они хотят быть более самостоятельными, менее зависимыми от родителей, понимать, как будет решена жилищная проблема.

Кроме того, к 29 годам, как правило, у людей есть образование и продвижение по службе. Поэтому очень важно, чтобы эти условия появлялись у молодых людей на более раннем этапе их жизни.


11. Сколько детей, на Ваш взгляд, должно быть в традиционной российской семье?

Мне не хотелось бы говорить о каких-либо цифрах. Потому что каждая семья самостоятельно принимает такое решение. Они относятся к этому ответственно, ведь хотят и дать хорошее образование, и в будущем помогать. Но для меня огромная радость, когда я слышу, что семья многодетная, вижу, что дети в этой семье растут в любви и счастье.

К слову, из практики регионов я могу сказать, что сегодня есть тенденция увеличения количества многодетных семей. Это происходит в том числе благодаря родителям, которые берут к себе в семьи приемных детей, которые по разным причинам лишены заботы и внимания со стороны кровной семьи.


12. Что собой представляет государственная политика в отношении детских домов, и когда мы сможем прийти к тому, что детских домов как государственных учреждений не будет в стране?

В первую очередь, стоит отметить, что для этого очень много делает общество, и решение этого вопроса во многом зависит от личной позиции граждан, близких родственников детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Во-вторых, к сожалению, иногда бывает так, что ребенок дважды теряет семью: сначала родных родителей, а потом – приемных. И мы должны каждую такую ситуацию рассматривать по отдельности и помогать семьям, которые берут на себя ответственность воспитать приемных детей.

Тем не менее в России уменьшается количество детей, которые растут в школах-интернатах, и такие учреждения постепенно закрываются. В подобных заведениях на самом деле сейчас изменились условия. Появилось очень много благотворителей, которые помогают школам-интернатам. Кроме того, я была в очень многих из них и вижу, что педагоги, которые там работают, заменяют воспитанникам родителей и так проникаются судьбами детей, что очень переживают о том, смогут ли в приемной семье позаботиться о ребенке. Я думаю, что такой любви общества должно хватить на всех детей, чтобы когда-нибудь все дома-интернаты закрылись. Чтобы учреждения, где дети живут отдельно от родителей, работали только для раскрытия творческих способностей и талантов у детей.

Отмечу, что «Крепкая семья» занимается помощью детям-сиротам: за 2018 год мы провели 3 276 уроков правовой грамотности в 52 субъектах Российской Федерации. В рамках данных мероприятий также проводилась работа по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в замещающие семьи, создавались комфортные условия для встреч воспитанников с кандидатами в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Очень важным для проекта является вопрос обеспечения жильем детей-сирот.

Так, после появления в СМИ информации о том, что сотни тувинских сирот, чтобы получить причитающееся им по закону жилье, выступили с акцией протеста и ночевали в здании агентства по делам семьи, а чиновники, вышедшие на разговор с протестующими, не нашли ничего лучшего, чем предложить активистам «снимать жилье за свой же счет», был направлен запрос в прокуратуру Республики Тыва и главе субъекта с просьбой взять ситуацию на личный контроль.  После этого прокуратурой было направлено в следственные органы 21 постановление об уголовном преследовании виновных лиц, по результатам рассмотрения которых возбуждено 13 уголовных дел. Приняты меры по оспариванию в судебном порядке 14 дополнительных соглашений по государственным контрактам, а также трех незаконных трехсторонних соглашений об организации контроля целевого использования и учета получаемых и расходуемых денежных средств, заключенных между Народным банком Тывы, ГКУ РТ «Госстройзаказ» и подрядными организациями. Дополнительно «Крепкая семья» попросила подключиться к решению жилищного вопроса детей-сирот в Республике Тыва полномочного представителя Президента в СФО и председателя Следственного комитета РФ, учитывая непростую ситуацию в Республике с очередью на жилье для сирот.

Есть примеры и адресной помощи по жилью – сирота из Марий Эл сменила место регистрации, после чего выпала из очереди на жилье. Проект «Крепкая семья» связал ее с министром образования и науки Республики Марий Эл, который помог сохранить очередь, тем самым не оставить человека на улице. Кроме того, ведомство рекомендовало администрации Медведевского района привлечь к дисциплинарной ответственности специалистов, допустивших ошибку.


13. Есть тезис о том, что материальное стимулирование рождаемости не является мотивацией для так называемого среднего класса, где ситуация с рождаемостью наиболее критическая. Как можно урегулировать этот вопрос?

Действительно, родители говорят о том, что это не является определяющим фактором. Но, наверное, если государством будет оказана помощь, то каждая семья эту помощь примет с удовольствием, и тогда, может, изменится и позиция семьи по количеству детей. Я согласна с тем, что это не определяющая мотивация, но, как сказал Президент России, многодетность не должна быть признаком бедности.


14. С каждым годом государство расширяет возможности использования материнского капитала, продлевает его, индексирует. Какие в итоге сейчас возможности есть у этой выплаты?

Законодательство, которое связано с использованием средств материнского капитала, постоянно совершенствуется. Кроме того, он будет индексироваться, это тоже совместная работа партийного проекта, фракции «Единой России» в Госдуме с Правительством.

На сегодняшний день порядка 89% сертификатов, полученных семьями, были использованы на улучшение жилищных условий. Также сейчас в Правительстве находится на рассмотрении законопроект, подготовленный Минтруда, который будет разрешать использовать средства материнского капитала на строительство жилых домов на садовых участках.

Кроме того, когда мы анализировали полученные нашим профильным комитетом Госдумы итоги по наиболее востребованным направлениям, которые возможно осуществлять за счет материнского капитала, то обратили внимание, что увеличилось количество семей, которые используют средства материнского капитала на образование детей. Теперь его можно использовать на дошкольное образование, образование тех детей, которые родились до того, как семья получила материнский капитал.

Не всегда родителей устраивает всё то, что есть в программе реабилитации для ребенка-инвалида, и сегодня материнский капитал можно направлять в том числе на то, что не предусмотрено индивидуальными программами реабилитации детей с инвалидностью, на нужды семьи, заботу о состоянии здоровья ребенка.

В некоторых субъектах РФ при рождении первого, второго и третьего ребенка для семей предусматриваются выплаты регионального материнский капитала. Руководство таких регионов внимательно следит за тем, как складывается демографическая ситуация, и исходя из этого направляет средства бюджета так, чтобы наиболее нуждающиеся категории семей получили ощутимую поддержку.


Интервью парламентария О. В. Окуневой от 28 мая 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://er.ru/interview/2019/4/30/okuneva-o-rezultatah-raboty-i-planah-partproekta-krepkaya-semya/ (дата обращения: 29.05.2019).

 
   

Самарское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания стало официальным партнёром VII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций

С 18 по 21 мая 2019 года в с. Кинель-Черкассы Самарской области прошла XVII Международная ярмарка социально-педагогических инноваций.

Официальными партнёрами Ярмарки выступили: Самарское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания; Центр поддержки гражданских инициатив «Содействие»; Ресурсный центр общественно-активных школ Омской области; Общероссийский союз общественных организаций «Всероссийский молодежный центр ОЛИМП»; «Учительская газета».

Нынешний педагогический форум – одно из масштабных социально-педагогических явлений в системе образования России, получивших широкое признание в учительской среде России и странах дальнего и ближнего зарубежья.

Ярмарка социально-педагогических инноваций служит механизмом  привлечения и продвижения новых методик и технологий, авторских проектов и передовых идей, дающих качественные результаты в обучении и воспитании. Новая форма сотрудничества государственных, коммерческих и гражданских институтов позволяет влиять на качество образования. Яркая, оригинальная, такая организационная форма способна заинтересовать, увлечь, помочь выстроить профессиональную и жизненную траекторию педагога.

Здесь участники получают уникальную возможность для профессионального общения и обмена опытом. На Ярмарке созданы условия для презентации авторских проектов и технологий, представленных как продукт интеллектуального труда, имеющий определенную стоимость, подлежащий продаже или обмену, это новый подход к оценке достижений в практической деятельности учителя.

Главная особенность Ярмарки этого года в том, что она показывает учителю способы достижения успешности и карьерного роста в обществе с рыночными отношениями. Она учит педагога достойно оценивать себя и свой труд, быть мобильными и востребованными не только в сфере образования, поднимает престиж учителя в глазах общества.

Ярмарка – живой механизм: она ежегодно претерпевает изменения не только организационного, содержательного, но и «географического» характера.

За шестнадцать лет оргкомитетом Ярмарки было рассмотрено более 28 тысяч проектов. Общее количество участников, включая региональные ярмарки, составило более 33 тысяч человек. Сегодня идея, которая родилась в г. Отрадный Самарской области, поддержана практически всей Россией, странами СНГ, Германией, Китаем, Финляндией, Монголией и другими странами. Создано 26 региональных представительств. 2013–2018 годы стали периодом наибольшего подъема в развитии Ярмарки. На это время приходится консолидация всех имеющихся ресурсов. С одной стороны, чётко отрегулированная годами модель не дает сбоев в организации и проведении, с другой – осознание задач Ярмарки аккумулирует в её рядах прогрессивную часть общественности, способную и готовую к саморазвитию и самоорганизации.

Привлечение людей, способных к меценатской деятельности на Ярмарке, уже состоялось. Об этом свидетельствуют и результаты независимых исследований, и участие в Ярмарке представителей бизнес-сообщества, которые, ознакомившись с имеющимися разработками, покупают инновационные методики, технологии и передают их в дар образовательным организациям, – благодаря спонсорской помощи образовательные организации приобретают лучшие педагогические разработки.

Победителем XVII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций стала Магаданская область. Делегация из 7 опытных человек представила стендовую и мультимедийную презентацию комплекса авторских программ «Колымчата», предложила инновационные методы в преподавании литературы, провела мастер-класс. Все предложенные проекты признаны самыми лучшими. Также в рамках мероприятия проходил аукцион проектов, на котором был продан проект Вороновой Натальи Сергеевны (мастер-класс и обобщенный опыт) и приобретен для Магаданской области проект «Образовательная робототехника в ИКТ-пространстве» (автор – заместитель директора по учебной работе ГБОУ СОШ № 1 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы).

На заключительном этапе работы Ярмарки партнёры и члены оргкомитета выразили слова благодарности всем участникам XVII Международной ярмарки социально-педагогических инноваций 2019 года.

 
   

Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Николаевна Иванова приняла участие в обсуждении результатов проекта «Предпрофессиональное образование в городе Москве»

28 мая 2019 года в Мосгордуме прошло заседание комиссии Мосгордумы по образованию – обсуждался ход реализации проекта «Предпрофессиональное образование в городе Москве». Проект включает в себя направления:  «Медицинский класс в московской школе», «Курчатовский проект», «Кадетский класс», «Академический (научно-технологический) класс», «Инженерный класс».

Вёл заседание председатель комиссии Мосгордумы по образованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Антон Ильич Молев.

Участники заседания детально обсудили каждое из направлений работы, пригласив министра правительства Москвы, руководителя Департамента образования и науки города Москвы Исаака Иосифовича Калину, руководителей Центров патриотического воспитания, ректоров вузов и ссузов, представителей общественных организаций и объединений, занимающихся патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Специализация направлений проекта позволяет ученикам приобрести навыки будущей профессии. Следующим этапом станет внедрение в систему предпрофессионального образования IT-классов.

Предлагаем фрагменты выступлений.

Председатель комиссии Мосгордумы по образованию Антон Ильич Молев:

«Активное развитие образовательного процесса по отраслям предоставляет нашим школьникам дополнительные возможности, в том числе правильно сориентироваться и выбрать нужную профессию уже в школе.

Я рад, что в диалоге комиссии Мосгордумы по образованию и Департамента образования и науки города Москвы проводится большая системная работа. Перспективу открытия IT-классов мы обсуждали на заседании комиссии еще несколько лет назад, на том этапе забегая немного вперед. Договорились и с департаментом, с профессиональным сообществом, что сначала посмотрим, насколько успешно будет справляться со своими задачами инженерный класс, и на основании этого примем решение.

В результате наша инициатива была услышана и будет реализована в новом учебном году. IT-классы появятся в школах Москвы наряду с уже существующими профильными классами. Их комплектация начинается уже сейчас, и, судя по количеству желающих, интерес школьников и родительской общественности к проекту велик».

Руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Иосифович Калина:

«Первый вопрос, который возникает: почему в качестве предпрофессионального образования выбраны эти пять направлений? Отвечаю: здесь соединились два фактора – это дефицит мотивации школьников приобретать именно инженерные и медицинские профессии, а с другой стороны, именно эти профессии очень нужны для поддержки лидерских позиций Москвы и в стране, и в мире. Российская столица была и остается центром медицины, конструкторской мысли, науки в целом, и я очень надеюсь, станет центром IT-отрасли.

В этих проектах мы соединили две очень важные для нас задачи. Во-первых, нам нужно правильно сориентировать ребят на те специальности, которые будут востребованы в нашем городе. Эти пять направлений дают молодым специалистам гарантию востребованности. Во-вторых, нужно обеспечить город необходимыми кадрами.

Второй вопрос: что изменилось, ведь и раньше были вузы, которые помогали школам в работе по профориентации? А изменилось то, что сегодня каждый вуз Москвы дружит не с «придворной» школой ради нескольких десятков ее выпускников, а дружит уже со всей системой образования ради всех детей города.  И уже нет необходимости уговаривать вузы работать со школьниками. Наоборот, мы начинаем проводить отбор вузов, интересных ребятам.

Кроме того, в проекте предпрофессионального образования начинают проявляться эффекты больших школ. Только школа, где в параллели много разных классов, может сделать их профильными и предоставить ребятам возможность выбора. Хотел бы подчеркнуть и патриотическую направленность проекта. Патриотизм – это желание и умение человека приносить пользу Родине. Эти проекты как раз формируют умение человека быть полезным».

Завершив своё выступление, Исаак Иосифович Калина передал слово для дополнения Т. В. Васильевой.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы  Татьяна Викторовна Васильева: «Второй раз мы обсуждаем на заседании профильной комиссии Мосгордумы проект предпрофессионального образования. На сегодняшний день это уже сложившаяся система, обеспечивающая рост качества образования московских школьников и их возможности поступать в ведущие вузы России.  Проект нацелен на подготовку ребят к жизни и работе в высокотехнологичном городе. Важнейшей частью являются специальные практические курсы. В связи с этим за этот год серьезно развилась необходимая инфраструктура, в том числе лабораторно-исследовательские комплексы.

Увеличен проект «Академический (научно-технологический) класс», в его рамках появились новые физико-химическое, биолого-химическое и информационно-технологическое направления. Так как наука не стоит на месте, в соавторстве с вузовскими преподавателями создаются новые учебные курсы по программированию, робототехнике, интернету вещей, фармацевтике, первой помощи и методам проведения научных исследований.

Новое направление предпрофессиональной подготовки «IT-классы» откроется в 34 московских школах.  В партнерстве с Высшей школой экономики, Московским политехническим университетом, МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и ведущими IT-компаниями создана серьезная образовательная программа. Будем предлагать выпускникам девятых классов на конкурсной основе поступать в классы IT-направления».

Член комиссии Мосгордумы по образованию, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Иванович Кузьминов: «Москва создала системное, работающее решение, в котором профессия не выступает альтернативой школе, а дополняет ее. Проект мотивирует детей на более точную ориентацию в разнообразии путей, которые ведут к специальности.

Почти все школьники талантливы. Просто значительная часть из тех, кому в 7-8 классе школьная программа становится неинтересной, ориентированы на получение не абстрактных, а конкретных знаний. Предпрофессиональное образование теперь учитывает потребности этих ребят.

В развитие проекта предлагаю внедрить в школьное образование высокоточные симуляторы профессий. Они позволят без чрезмерных затрат готовить не только летчиков и водителей, но и кадры для коммунального хозяйства, образования, сферы гостеприимства и туризма. Предлагаю также включить в направление «IT-классов» блок по ведению бизнеса в сети, создать на базе Высшей школы экономики ресурсный центр для переподготовки учителей, работающих в проекте предпрофессионального образования, и центр для сертификации школьников, закончивших IT-классы. В этом случае они настроятся на проектную работу в отечественных IT-компаниях».

Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского» (ПКУ), профессор, доктор экономических наук Валентина Николаевна Иванова:

«Наш университет участвует в двух проектах в рамках предпрофессионального образования – кадетском и академическом классах.  По кадетскому проекту мы реализуем в школах специализации «Кибербезопасность», «Криминалистика и судебная экспертиза». Это востребованные ребятами программы. Они вызывают серьезный интерес.

А в рамках академического класса наш проект, реализованный в партнерстве с бизнесом, стал лучшим социальным проектом России. Это говорит о заинтересованности предприятий в организации школьного предпрофессионального образования. Нужно опыт Москвы транслировать в регионы».

Завершая заседание, председатель комиссии Мосгордумы по образованию, руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме А. И. Молев представил участникам отчет о деятельности комиссии по образованию Московской городской Думы шестого созыва за 2018–2019 годы. Отчет единогласным голосованием был утвержден.