Федеральные новости

Всероссийское педагогическое собрание одна из первых организаций,  вступивших  в Общероссийский народный  фронт.

11-12 июня 2013 года в г. Москве проводится Учредительный съезд «Общероссийского народного фронта».

На VII съезде Всероссийского педагогического собрания был утвержден список делегатов Учредительного съезда ОНФ, в который вошли 25 человек от Всероссийского педагогического собрания:

Иванова Валентина Николаевна – Председатель Всероссийского педагогического собрания

Артемова Татьяна Сергеевна – директор школы № 72 г.Саратова

Агеева Лариса Владимировна – начальник Управления надзора за соблюдением законодательства в области образования и контроля качества образования Министерства образования Московской области

Викулова Мария Геннадьевна – ведущий специалист отдела социализации и одаренности детей и педагог дополнительного образования МАОУ «СОШ №69»

Воробьева Жанна Владимировна – председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга

Дмитриева Марина Авенировна – ректор Автономное учреждение "Институт развития образования Ивановской области"

Иванов Михаил Артемьевич - Руководитель Центрального исполнительного комитета ВПС

Казарезов Игорь Валентинович - Директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области

Красноперова Галина Леонидовна - Учитель русского языка и литературы МОУ Мирновской  средней общеобразовательной школы им. А.А.Воскресенского Торжокского района Тверской области

Куликова Елена Александровна - Исполнительный директор ВПС

Лактюшкин Андрей Борисович – Директор ГБОУ «Новороссийского казачьего кадетского корпуса» Краснодарского края

Михнович Андрей Александрович - Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицея №27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова" г.Брянска

Никитина Наталья Юрьевна - Учитель математики, учитель физической культуры МБОУ СОШ №5 имени С.М.Кирова

Ройтблат Ольга Владимировна – Ректор  Тюменского областного государственного института развития регионального образования

Семчук Ольга Николаевна – Директор Государственное образовательное учреждения начального профессионального образования профессионального училища № 1 г. Биробиджана Еврейской автономной области

Томилова Римма Евгеньевна – Директор МАОУ "Холмогорской средней общеобразовательной школы им.М.В.Ломоносова" Архангельской области Холмогорский район

Тхостов Константин Эдуардович – Директор Лицея №369 г. Сакт-Петербурга,

Восемь представителей ВПС вошли в состав учредителей Общероссийского народного фронта:

Пашутина Татьяна Александровна – Директор ГБОУ ЦО №1408 г.Москва

Белорыбкин Геннадий Николаевич - Ректор Пезенского института развития  образования

Гусев Владимир Евгеньевич - Заведующий кафедрой МГУТУ им. К.Г. Разумовского

Лыжина Надежда Петровна - Директор Регионального центра развития образования

Михайлов Александр Васильевич – Директор ОГБОУ СПО "ДТК" г.Димитровград

Петренко Инесса Вячеславна – Директор ГБОУ Гимназии №261 Санкт-Петербурга

Цуканова Елена Васильевна - Директор МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №22" г. Курска

Шатоба Максим Андреевич - Директор МОУ-ООШ с.Рюхов Унечского района Брянской области

Интервью

Пашутина Татьяна Александровна,

член Федерального оргкомитета по подготовке

Учредительного съезду Общероссийского народного фронта.

Первый день работы Съезда выдался насыщенным и плодотворным: главным вопросом повестки дня были - утверждение программных уставных документов (Устава и Манифеста).

Обсуждение  Устава проходило в течении 2 часов, после чего было принято единогласное решение принять уставные документы, но с доработками на рабочей группе 12 июня после окончания Пленарного заседания.

Работа первого дня Съезда была интересной и конструктивной, собрались не равнодушные к судьбе России люди! Они станут ядром Общероссийского общественного движения «Народный фронт за Россию!»

Такими  впечатлениями поделилась с нами директор Центра Образования № 1408 г. Москвы Пашутина Татьяна Александровна,  член Федерального оргкомитета по подготовке Учредительного съезду Общероссийского народного фронта.

 

Комментарий

Владимир ГУСЕВ,

зав. кафедрой истории МТУ им. К.Г. Разумовского,

кандидат исторических наук, зам.

председателя экспертного совета ВПС.

Учредители Общероссийского народного фронта от ВПС подошли к съезду движения с осознанием своей ответственности, понимая, что им предстояла серьезная работа над документами, которые в ближайшем будущем будет определять работу многомиллионного Общероссийского общественного движения «Народный фронт за Россию».

Обсуждение Устава, Манифеста, Декларации, состава руководящих органов проходило на четырех секциях. Секцию, в работе которой я принимал участие, вела заместитель председателя Государственной Думы РФ Людмила Ивановна Швецова. В обсуждении принимал участие первая женщина-космонавт Валентина Владимирова Терешкова, 50-летие полета в космос которой отметит мировое сообщество. Зал приветствовал ее аплодисментами стоя.

В ходе обсуждения не раз подчеркивался надпартийный характер создаваемого Движения. «Не идеологическое единомыслие, а площадка для дискуссий», - резюмировала  Людмила Швецова.

В отличие от предыдущего Народного фронта, движение дает возможность участие в нем отдельных граждан. В связи с этим развернулась активная дискуссия о роли и статусе общественных организаций в нем. Мною было выдвинуто предложение, чтобы общественные организации являлись экспертами в рассматриваемых движением вопросах. Таким образом, общественные организации остаются востребованными уже в рамках новой гражданской инициативы. Это хорошо согласуется с положением Устава о создании в городах и селах центров общественного мониторинга ключевых вопросов жизни нашего общества. Мы считаем, что региональные отделения ВПС могут вести профессиональную экспертную работу вместе с создаваемыми центрами.

Учредитель ОНФ от ВПС, председатель Тверского отделения Татьяна Валентиновна Ульянова заметила в дискуссии, что Народный фронт стал еще ближе к народу, и предложила отразить в Уставе и Манифесте роль традиционной российской семьи. Подобные предложения представители ВПС выдвигали и на остальных трех секциях.

- Ваши идеи обязательно будут учтены в работе редакционной комиссии съезда, - заверил нас сомодератор секции Виктор Владимирович Климов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Участвуя в этой дискуссии, я сожалел, что её не слышат те, кто утверждает, что гражданского общества у нас нет.

 
   

«Каждому российскому ребенку – отечественные продукты здорового питания»

Круглый стол по вопросам качества питания детей и школьников организованный Всероссийским педагогическим собранием и МГУТУ им. К.Г. Разумовского прошел в г. Серпухове. В работе круглого стола приняли участие заместитель Министра образования Московской области А.В. Гусев, заместитель начальника Управления торговли Министерства потребительского рынка и услуг Московской области М.В. Еремина, директор по развитию АНО «Институт отраслевого питания» О.В. Шишов, академик РАЕН, профессор кафедры детского питания МГУТУ им. К.Г. Разумовского В.А. Исаев, руководители и учителя школ городов Москвы, Серпухова и Подольска.

Главная тема обсуждения – как обеспечить детям, подросткам, студенческой молодежи доступное, качественное и сбалансированное питание, что, безусловно, влияет на сохранение и укрепление здоровья будущего поколения нашей страны, в целом национальную безопасность России. Рассматривая этот вопрос, участники круглого стола поддержали проект «Каждому российскому ребенку – отечественные продукты здорового питания», инициатором которого стала член федерального оргкомитета Общероссийского народного фронта, директор одной из школ города Москвы Татьяна Александровна Пашутина.

Выступая с презентационным докладом, председатель «Всероссийского педагогического собрания», ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского, профессор В.Н. Иванова отметила, что решение проблем поддержки отечественного сельхозпроизводителя, организаций пищевой промышленности и защита прав потребителей нашли отражение в положениях Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Основ государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программы развития АПК на 2013-2020 годы.

Исполнение принятых документов требует, в свою очередь, объединения усилий всех, кто работает в данной отрасли (сельхозпроизводителей, заготовителей, перерабатывающей промышленности, потребителей), а также перестройки организационных и социально-экономических механизмов на всех уровнях, подготовки соответствующих кадров. Это связано еще и с тем, что недостаточные объемы производства отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия  в условиях ВТО создают   значительные риски для развития отечественного продовольственного комплекса, провоцируют возрастание импортной зависимости и  снижение конкурентоспособности национальных производителей.

Конкретный опыт эффективного объединения, взаимодействия и координации деятельности всех структур, заинтересованных в организации качественного социального питания, был получен в рамках федерального эксперимента по совершенствованию школьного питания (2008-2011 гг.). Например, в Тамбовской области разработана, апробирована и сегодня успешно внедрена в практику так называемая технологическая цепочка «от грядки до школьной тарелки», способствующая решению данной проблемы.

Однако, - отмечалось на круглом столе, - без участия общественных организаций, в том числе ВПС, профильных высших учебных заведений, родительских комитетов на местах, без участия педагогических коллективов и руководителей образовательных учреждений решить многие проблемы, связанные с качеством и эффективностью питания детей практически невозможно.

Речь идет о разработке меню с учетом обеспечения организма детей необходимыми полезными веществами: витаминами, минеральными веществами, полноценным белком и др. компонентами, обеспечивающие сбалансированное питание; обеспечении высокого качества технологий и организации питания непосредственно в образовательных учреждениях, гарантией которого должны выступать предприятия питания (комбинаты школьного питания и т.д.). Необходима оптимизация взаимодействия всех участников, задействованных в процессе организации питания в образовательных учреждениях, начиная от поставки сырья, технологии и приготовления, а также доставки до потребителя.

Реализация каждой из этих задач требует участия специалистов смежных отраслей – ученых ведущих отраслевых институтов, специалистов предприятий и организаций, ученых вузов страны.

Московский университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского является инициатором создания Технологической платформы, объединяющей ведущие отраслевые научно-исследовательские институты, промышленные предприятия пищевых отраслей агропромышленного комплекса и образовательные учреждения. Реализация Технологической платформы осуществляется с учетом формирования региональных и отраслевых кластеров. Объединение усилий науки, производства и образования необходимо для решения комплексной проблемы повышения качества питания, так как наряду с разработкой новейших инновационных технологий производства, новых функциональных продуктов питания, организации их внедрения в производство необходимы высокопрофессиональные кадры.

Университет является базовой площадкой деятельности Общественного совета по качеству и технологии организации питания в государственных образовательных учреждениях системы образования города Москвы. В состав Совета вошли лучшие специалисты МГУТУ имени К.Г. Разумовского,  НИИ детского питания РАСХН, представители Роспотребнадзора, родительской общественности, Департамента образования г. Москвы и др.

Начиная с 2013 года, в университете будет осуществляться подготовка специалистов по профилю подготовки "Экономика и управление продовольственной помощью и социальным питанием», подготовка юристов с углубленным изучением международного права в данной сфере. Это позволит университету в перспективе более активно и плодотворно взаимодействовать с образовательными учреждениями не только Москвы и Московской области, но и других регионов России.

Выступившие участники круглого стола рассказали, как в их образовательных учреждениях осуществляется организация питания и осуществляется контроль за качеством и приготовлением пищи. Высказанные конструктивные предложения учтены в рекомендациях и будут направлены законодателям для внесения в разрабатываемый Закон «О совершенствовании организации питания отдельных категорий граждан».

Помимо вопросов качественного питания, на круглом столе была затронута не менее важная и злободневная на сегодняшний день проблема, связанная со сдачей выпускниками школ Единого государственного экзамена.

 
   

Нам важен каждый ребенок!

Председатель ВПС, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Иванова приняла участие в работе Всероссийского семинара-совещания «Основные векторы деятельности по созданию условий для безопасного участия детей в дорожном движении. Опыт России и стран СНГ», в ходе которого состоялось широкомасштабное обсуждение вопросов предупреждения детского травматизма и смертности на дорогах, профилактики аварийности с участием детей и подростков.

Участники совещания провели всестороннюю дискуссию о наиболее актуальных проблемах в этой сфере, представили собственные разработки и методики, определили перспективные направления деятельности по повышению детской дорожной безопасности.

На совещании отмечалось: создание условий для сокращения масштабов детского и подросткового травматизма и смертности в ДТП, реализации права детей на безопасность во всех областях их жизни – одно из приоритетных направлений государственной демографической политики России. Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом в стране остается тревожной, приводились статистические данные, характеризующие обстановку, как в отдельных регионах, так и в целом по стране.

В 2012 году произошло 20 879 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, превысив соответствующий показатель предыдущего года на 3,1 %. На дорогах погибло 940 детей, а ранено – более 22 тыс. несовершеннолетних.

Только за январь – апрель 2013 года зарегистрировано 4 263 ДТП с участием детей этого возраста, в которых погибло 138 и ранено более 4,5 тыс. несовершеннолетних.

В работе семинара приняли участие специалисты и эксперты в области обеспечения безопасности дорожного движения, представители органов государственной власти, министерств и ведомств, общественных организаций, научного сообщества, руководители региональных подразделений Госавтоинспекции и органов управления образованием всех субъектов Российской Федерации.

Форум организован в рамках мероприятий, приуроченных к юбилею отрядов юных инспекторов движения - в этом году организации исполнилось 40 лет со дня создания. Образованные в 1973 году отряды ЮИД на сегодняшний день являются одним из самых массовых детских движений в стране и играют ведущую роль в сфере обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге, воспитания грамотных, законопослушных участников дорожного движения, пропаганды соблюдения ПДД в детской среде.

Перед началом семинара гости и участники форума смогли ознакомиться с современными методиками профилактики и предупреждения ДТП с участием детей - их вниманию были представлены обучающие занятия в велогородке для дошкольников, которые проводили юидовцы и инспекторы по пропаганде БДД, детские соревнования в фигурном вождении велосипеда, занятия на самых современных вело-, мото- и автотренажерах, современные учебно-методические комплексы и разнообразные наглядные пособия для изучения ПДД, манекены для отработки приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Члены отряда ЮИД рассказали присутствующим об истории юидовского движения, о его целях и задачах, о взаимодействии с общеобразовательными учреждениями и с инспекторами ГИБДД России.

На открытии форума Валентина Иванова обратилась к организаторам и участникам Всероссийского семинара-совещания с приветственным словом.

- Всероссийское педагогическое собрание – это 320 тысяч учителей, родителей и работодателей. Понятно, поскольку в наших структурах есть родители, то есть вопросы безопасного движения на дорогах, детского травматизма – этот тоже тот вопрос, которым мы занимаемся.

Вчера на межведомственном совещании шел очень серьезный разговор о вопросах, связанных со школьными автобусами. Эти перевозки детей тоже могут быть и травматичны, и небезопасны. На совещании мы говорили о том, что только 60% этих автобусов обеспечены системами ГЛОНАСС. Встает вопрос: а когда же остальные 40% получат это оборудование? Мы говорили и о том, что 88% школьных автобусов отвечают необходимым современным требованиям. А остальные 12%? Разве можно мириться с тем, что эти небезопасные. требующие модернизации автобусы используются для перевозки детей? Мы считаем, что программа «Школьный автобус» должна получить второе дыхание, поддержку федерального и регионального бюджета.

У нас большинство автобусов находится на обслуживании директоров школы и у образовательного учреждения. Мы же считаем, что этот вопрос должен быть в ведении муниципалитетов, так как они являются учредителями этих образовательных учреждений, и субъектов Российской Федерации. Конечно же, специализированные муниципальные автопредприятия должны вкладывать здесь свою лепту, а не загруженный директор школы, - сказала Валентина Иванова.

Общественная дискуссия на площадке семинара призвана придать новый импульс к развитию профилактической работы с самыми юными участниками дорожного движения по формированию навыков дорожной безопасности и повышению культуры поведения, начиная с самого раннего возраста, что, в конечном счете, послужит сохранению жизни и здоровья детей на дорогах.

Количество предпринимаемых государством и обществом мер по профилактике и предупреждению детского травматизма на дорогах должно перерасти в качество - этот тезис стал основным в ходе дискуссии. А главным девизом - "Нам важен каждый ребенок!"

 
   

ВПС поддержало создание Национальной родительской ассоциации России

23 мая в пансионате Ершово под Звенигородом состоялся учредительный съезд Национальной родительской ассоциацией РФ (НРА). Ее цель – отстаивание семейных ценностей на всех уровнях власти, среди общественных и экспертных организаций,  перед СМИ. Инициаторам идеи создания НРА видится в этом необходимость, особенно на фоне демографического спада. Планируется, что организация будет координировать усилия различных организаций и тем самым направлять демографическую политику, будет заниматься привлечением широкой общественности  в процесс управления государственной семейной политикой.

Несмотря на социально-демографические успехи последних лет, Россия стоит на пороге новых угроз. Как и прежде, в структуре семей преобладают однодетные семьи - почти 2/3 от всех домохозяйств с детьми. Суммарный коэффициент рождаемости пока не достиг значений ни 1990 г, ни уровня воспроизводства - 2,1 ребенка на женщину.

Демографический и ценностный кризис общества, - считают участники учредительного съезда НРА, - прямое следствие ослабления института семьи. Об этом свидетельствуют факторы семейного неблагополучия. Продолжает снижаться привлекательность браков: около четверти детей рождаются вне брака, более половины браков распадаются. Алименты в разведенных семьях получает менее трети от имеющих на это право, у 90% детей в разведенных семьях размер выплат ниже прожиточного минимума ребенка. Сохраняется высокий уровень социального сиротства и лишения родительских прав. В России один из самых высоких уровней суицидов среди подростков, потребления несовершеннолетними алкоголя, наркотиков, табакокурения.

На этом фоне, - говорится в Меморандуме НРА, - укрепление института семьи приобретает особую актуальность. Именно в семье принимается решение о рождении ребенка, закладываются основы его здоровья и развития, формируется мировоззрение личности. Именно семья является естественным носителем и проводником традиционных ценностей, следовательно, через семью, мы имеем лучшие возможности для общественных изменений в настоящем и будущем.

Сегодня благополучие семей должно стать главной заботой государства, - говорилось в выступлениях участников съезда, - а семья с детьми должна стать ключевым объектом государственной политики и общественной поддержки. Включение всех здоровых про-семейных сил гражданского общества в процесс выработки государственных решений в сфере семейной и социально-демографической политики, поддержка общественных инициатив, направленных на укрепление института семьи, повышение престижа брака, ответственного родительства и многодетности, является задачей первостепенной государственной важности.

В целях повышения координации деятельности общественных про-семейных организаций, их консолидации вокруг ключевых вопросов укрепления института семьи в России, качественного улучшения представительства про-семейных сил в российском обществе и власти, как на федеральном, так и на региональных уровнях, по предложению Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Щвецовой Л.И.,, Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей., Общественной палаты РФ, Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности Русской Православной Церкви, в России создана НАЦИОНАЛЬНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ АССОЦИАЦИЯ., которая намерена включить семью и широкую общественность в процесс управления государственной семейной политикой.

Вызовы требуют ответов. Родительское сообщество, - убеждены организаторы Ассоциации, - должно сплотиться и увидеть выход в этом мраке проблем: упадке образования, духовности, разрушение института семьи и т.д.

В НРА вошли общественные организации в сфере защиты материнства, детства и семейных ценностей, а также семьи, родители, представители религиозных конфессий России, семейно-ориентированного бизнеса, СМИ, деятели науки, культуры и искусства", Поддержала идею создания новой общественной организации и ВПС.

Принятые на съезде документы свидетельствуют о том, что Национальная родительская ассоциация будет искать новые подходы, ориентированные на социально-устойчивые, социально-активные благополучные семьи, на ответственное родительство и ценности семейной жизни, на создание среды, дружественной по отношению к семье и детям, атмосферы, в которой не только престижно, но и выгодно создание крепкой дружной семьи с детьми.

В состав НРА вошли общественные организации в сфере защиты материнства, детства и семейных ценностей, а также родители, представители религиозных конфессий России, семейно-ориентированного бизнеса, деятели науки, культуры и искусства, Поддержало идею создания новой общественной организации и ВПС, пожелавшее стать членом НРА РФ.

- Хочу заверить, что Всероссийскому педагогическому собранию по пути с родительской общественностью, - заявила на съезде председатель ВПС, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Валентина Николаевна Иванова. - Учителя понимают, что ряд педагогических и образовательных проблем решить без родителей невозможно.

ВПС как общественная организация работает уже семь лет, и мы рады, что такое мощное объединение создается на уровне Федерации. Мы - открыты. Мы готовы поддержать Ассоциацию. Понимая, что без родителей – никуда, ВПС провело ряд мероприятий, ориентируясь на изучение опыта регионов по взаимодействию школы и семьи, и большое внимание уделили народам Кавказа. В Нальчике провели Пленум на тему: «Использование духовного потенциала семьи в развитии образования и образовательных учреждений». Провели съезд учителей Северного Кавказа, где рассматривались проблемы семьи и школы, говорили об опыте и перспективах этого взаимодействия. На VI съезде ВПС основная тематика звучала так: «Дети, семья и общество: новые формы взаимодействия». Недавно мы провели в Москве VII съезд, где на повестке стоял вопрос патриотического воспитания, и, конечно же, в этом воспитании огромную роль играет семья.  Поэтому я и говорю: мы - вместе! Мы вместе будем решать большой круг общественных проблем. Рука об руку!..

 
   

Министр образования и науки Республики Марий Эл встретилась с делегатами 7 съезда Всероссийского педагогического собрания

Представители образовательной отрасли республики – участники Всероссийского педагогического собрания, встретились на днях с Министром образования и науки Республики Марий Эл Галиной Швецовой.  Темой  обсуждения стала участие педагогов в работе VII съезда ВПС «Патриотическое воспитание: история великой страны, традиции казачества, потенциал семьи (ответы на вызовы времени)», который состоялся 16 мая в  Москве.

Всего  съезд собрал 680 делегатов из 72 субъектов Российской Федерации. Республику Марий Эл представляли: Фарида Козлова, председатель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания; Ирина Пономарева, руководитель муниципального учреждения «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город  Козьмодемьянск», Надежда Куклева, заместитель директора, учитель химии МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкао-Олы», Татьяна Смоленцева, учитель русского языка и литературы ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский», Фаиль Шагапов, преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Волжский городской лицей», Любовь Куприяшкина, учитель географии, старшая вожатая  МБОУ Емешевская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района РМЭ, Владимир Кашков, директор МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа».

Как известно, в работе съезда приняли участие руководители Администрации Президента Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по делам  казачества, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии образования, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, директора и учителя школ, казачьих кадетских корпусов и классов, преподаватели образовательных учреждений СПО и ВУЗов, представители родительской общественности и молодежных общественных организаций (военно-патриотических клубов поисковых отрядов).

В ходе Пленарного заседания съезда состоялся обмен опытом работы, подведение итогов конкурсов ВПС 2012 года и награждение победителей, торжественная церемония награждения лучших педагогов страны Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, медалями ВПС «Народное признание педагогического труда». Почетными грамотами были отмечены и представители Республики Марий Эл - Надежда Куклева и Татьяна Смоленцева.

Работа дискуссионных площадок была посвящена обсуждению актуальных направлений модернизации современного образования:

-«Проекты В.В. Путина в сфере образования: горизонты развития»

- Единый учебник истории - единая страна!»

-«Система работы казачьих кадетских корпусов, классов и школ как эффективная форма патриотического воспитания молодежи»

-«Сохраним историческую память о ветеранах войны, тружениках тыла и защитниках нашего Отечества»

-«Потенциал семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения на основе исторических и культурных традиций народов России»

На последней из вышеупомянутых площадок был обсужден опыт патриотического воспитания молодежи в Республике Марий Эл, а в качестве положительного примера  - работа  образовательной системы города Козьмодемьянска. Было отмечено, что в республике удалось создать систему патриотического воспитания, которая позволяет в полной мере реализовать идеи «деятельного» патриотизма.

По словам выступающих, опыт Марий Эл  вызвал наибольший интерес у аудитории. В адрес спикеров поступало большое количество вопросов. Слушателей интересовали основные направления патриотического воспитания, реализуемые в республике, проведение военно-спортивных соревнований и игр, взаимодействие министерства с другими ведомствами и общественными организациями в патриотической  работе.

Кроме того, делегаты  съезда  в кулуарах обменивались опытом работы с педагогами из  других регионов, интересовались наиболее перспективными и результативными направлениями в работе кадетских классов, военно-патриотических и военно-спортивных клубов.

Делегаты от республики  отметили актуальность обсуждаемой на съезде  темы воспитания подрастающего поколения: формирования у молодежи высокого патриотического сознания,  ответственной гражданской позиции, идеи служения Отечеству,  гордости за русское оружие; уважения  к своей истории и традициям, духовным ценностям  народов нашей страны.

 

В свою очередь Министр образования и науки Республики Марий Эл Галина Николаевна  Швецова поблагодарила  делегатов за активное участие в работе  очередного съезда Всероссийского педагогического собрания и выразила надежду, что самые интересные проекты, представленные на  форуме в российской столице, будут реализованы и в Марий Эл.

 

 
   

Всероссийский съезд учителей права и обществознания «Конституционно-правовые ценности в формировании личности школьника»

18 – 19 мая 2013 года в Санкт-Петербурге в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина состоялся Всероссийский съезд учителей права и обществознания, посвященный празднованию 20-летия Конституции Российской Федерации «Конституционно-правовые ценности в формировании личности школьника».

Всероссийское педагогическое собрание выступило одним из организаторов форума. В работе съезда приняли участие представители более 20 региональных отделений ВПС. Ведение секции «Профессиональный стандарт учителя права и обществознания» было поручено Всероссийскому педагогическому собранию.

На заключительном Пленарном заседании по итогам работы секции выступила Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор МГУТУ им. К.Г.Разумовского В.Н.Иванова. Состоялось награждение лучших учителей права и обществознания высшей общественной наградой ВПС «Народное признание педагогического труда».

 
   

В Москве прошел VII съезд Всероссийского педагогического собрания

16 мая  2013 года Всероссийское педагогическое собрание  в  Москве собрало на VII съезд своей организации учителей со всей страны. Тема очередного съезда, объединившая педагогов -  «Патриотическое воспитание: история великой страны, традиции казачества, потенциал семьи (ответы на вызовы времени)». Более 600 делегатов из 72 регионов Российской Федерации собрались в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Основной контингент собравшихся на съезд делегатов  это - директора и учителя школ, казачьих кадетских корпусов и классов, преподаватели образовательных учреждений СПО и ВУЗов, представители родительской общественности и молодежных общественных организаций (военно-патриотических клубов поисковых отрядов).


До пленарного заседания учителя работали в рамках дискуссионных площадок, которые отражали наиболее актуальные вопросы выбранного направления деятельности.   Всего было проведено пять дискуссионных диспутов на тему:
- «Проекты В.В. Путина в сфере образования: горизонты развития»
- «Единый учебник истории – единая страна!»
- «Система работы казачьих кадетских корпусов, классов и школ как эффективная форма патриотического воспитания молодежи»
- «Сохраним историческую память о ветеранах войны, тружениках тыла и защитниках нашего Отечества»
- «Потенциал семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения на основе исторических и культурных традиций народов России».


После небольшого перерыва делегаты  съезда подвели итоги обсуждений на пленарном заседании. Честь открыть пленарное заседание педагогов вместе с лидером общественной организации В.Н.Ивановой выдалась заместителю председателя ГосДумы РФ С.В.Железняку, заместителю Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и ответственному секретарю Совета при Президенте РФ по делам казачества Н.Н.Константинову, полковнику пограничной службы ФСБ России, герою России О.П.Хмелеву, народной артистке России, члену Совета при Президенте РФ по делам казачества Н.Г.Бабкиной, директору департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области И.В.Казарезову.

Также с космической орбиты к участникам мероприятия обратились с приветствием космонавты- участники экспедиции Международной космической станции.
Обращаясь к делегатам съезда Валентина Николаевна Иванова в частности сказала: «Почему именно эта тема так актуальна для ВПС? Да потому, что это  касается 40 миллионов детей и молодежи, которые в ближайшие годы будут определять будущее России. Потому, что педагоги как никто, другой чувствует тенденцию антипатриотического настроя молодежи , где главной темой становится потребление, отсутствие гражданской позиции, патриотизма, духовности». 

В ходе пленарного заседания состоялась торжественная  церемония награждения лауреатов Всероссийских конкурсов ВПС.  Лучшие педагоги и активисты общественной организации  получили почетные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации и  медали  ВПС «Народное признание педагогического труда».


Собравшиеся почтили память павших в войне героев минутой молчания и возложили цветы к стелле Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе.

 
   

Профессиональный стандарт учителя

26 марта в ЦСКП (г. Москва) состоялась Всероссийская видеоконференция  «Профессиональный стандарт педагога: единство целей общества и государства». Ее организатор - Всероссийское педагогическое собрание.

В ходе работы конференции обсуждался проект важного для российского учительства документа - «Концепция и содержание профессионального стандарта учителя», разработанного Общественным Советом при Министерстве образования и науки РФ для его дальнейшего рассмотрения депутатами Государственной Думы и принятия в качестве Федерального закона. До сих пор в  системе отечественного образования подобного документа не было и поэтому он вынесен на широкое общественное обсуждение.

Активные участники обсуждения – члены ВПС. В работе видеоконференции приняли участие председатель ВПС, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского В.Н. Иванова, ректор Московского института открытого образования, академик РАО, академик РАИ, доктор физико-математических наук Алексей Львович Семенов, представители Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора, Департаментов образования Москвы и восьми российских регионов, Центров развития образования, учителя, методисты, представители казачьих образовательных учреждений и родительской общественности. В ходе работы конференции состоялись и видеовключения  двенадцати региональных отделений ВПС,  том числе Башкортостана, Вязьмы, Пензы, Ростова, Самары, Смоленска, Ульяновска, Московской области и др.

«Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества», - говорится в Концепции, и эти слова задали тон всему обсуждению.

- Задача нашего обсуждения, - открывая конференцию, обратилась к ее участникам Валентина Николаевна Иванова, - оценить предложенный документ, не отказываясь в том числе от критических замечаний. Это необходимо, потому что оппонирование всегда полезнее, нежели констатация положительных сторон документа. Положительное на виду, мы должны ориентироваться на то, чтобы уточнить положения документа, откорректировать его, если в этом есть необходимость. И это очень важно, потому что речь идет о стандарте профессионализма педагога, качестве его труда, о том, как правильно оценивать этот труд.

Член группы разработчиков:

- Мы одно общее образовательное сообщество, сообщество людей, заинтересованное в результатах, в том, чтобы те или иные нормативы учительского труда, стандарты – они соответствовали бы и интересам государства, и интересам общества, и интересам профессионального сообщества, - дал пояснение перед началом обсуждения документа «Концепция и содержание профессионального стандарта учителя», член группы разработчиков этого документа Алексей Львович Семенов.
- Нам нужны гарантии, которое государство дает учителям, родителям и детям. Частью этих гарантий и является «Профессиональный стандарт учителя». Обсуждения, подобные сегодняшнему, крайне необходимы. Без мнения широкого профессионального сообщества мы не будем иметь полноценный, устраивающий всех документ.

В ходе видеоконференции было высказано немало дельных предложений. Учитывая, что за этим первым обсуждением последуют и другие, участие в которых примут министр образования и науки РФ, его заместители другие высокопоставленные чиновники, ВПС предлагает принять участие в обсуждении всех членов педагогического сообщества.

Время и место проведения таких конференций будет дополнительно сообщено на официальном сайте ВПС. Свои замечания и предложения можно присылать в адрес нашего сайта. Здесь же размещен текст «Концепции и содержании профессионального стандарта учителя».

 
   

Всероссийский семинар-совещание по совершенствованию школьного питания

26 марта в Государственной Думе РФ прошло Всероссийское семинар-совещание «Мониторинг организации школьного питания. Законодательное обеспечение организации качественного питания». В совещании приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, члены Совета Федераций, сотрудники Министерства образования и науки и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Роспотребнадзора, Департамента образования г. Москвы, представители ведущих научно - исследовательских институтов РАСХН, Института детского питания, члены Всероссийского педагогического собрания, прибывшие в Москву из Волгоградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Тамбовской областей, Санкт-Петербурга и других российских регионов, представители региональных органов власти, общественных организаций и производителей школьного питания.  Среди участников семинара-совещания были и ученые Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского.

В ходе совещания были заслушаны и обсуждены доклады и выступления, посвященные проблемам совершенствования питания обучающихся в образовательных учреждениях, их решения на законодательном уровне.

Питание в школах остается одной из самых болевых точек социальной сферы страны.

В ходе семинара были подведены итоги проведения всероссийского мониторинга организации школьного питания в 2012 г., активное участие в котором приняли ученые МГУТУ имени К.Г.Разумовского, посетившие значительное число школ и школьных столовых, а также предприятий – производителей обедов для школьных столовых. При этом отмечалось, что Москва по-прежнему остается в числе лидеров по инновационным разработкам для социальной сферы. По признанию специалистов знаковым показателем стала смена старой системы питания для школьников на более совершенную - централизованную. В регионе работают комбинаты нового поколения аналогичные европейским, где высокие технологии не помеха отличным вкусовым качествам выпускаемой продукции.

Собравшиеся были проинформированы о критериях оценки работы предприятий – поставщиков в школы готовых обедов, о том, что основными факторами при отборе этих поставщиков были качество поставляемой услуги, деловая репутация поставщика, наличие у него современной производственно-технологической базы. Отбор поставщиков на конкурсной основе позволяет добиться получение качественной услуги по организации питания детей, разработки меню, соответствующего всем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Меню (рационы питания) разрабатываются с учетом сезонности, сбалансированной потребности в макронутриентах (белки, жиры, углеводы), микронутриентах (витамины, микроэлементы) и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по категориям и возрастным группам граждан, имеющим право на получение социального питания, и должны иметь экспертное заключение уполномоченных для этой работы организаций на соответствие установленным требованиям, - отмечалось на  семинаре-совещании.

Однако далеко не все российские регионы готовы сегодня к такой модернизированной системе. Из выступлений ряда участников, приехавших на совещание из регионов, становилось ясно, что где-то не хватает средств, а где-то инновационному пути  препятствует  консерватизм чиновников и ответственных специалистов.

Однако отрадных примеров улучшения ситуации организации школьного питания на совещании проводилось немало. Практически во всех выступлениях отметились позитивные результаты федерального эксперимента в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» по совершенствованию школьного питания (2008-2011 г.г.). В ходе реализации проекта в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации – участников эксперимента - проведены ремонтные работы в школьных столовых и пищеблоках, произведена поставка, установка и подключение современного технологического оборудования, заключены контракты  на его гарантийное обслуживание. Приняты меры по централизации школьного питания, разработке и реализации логистических схем ив целях обеспечения обучающихся качественным и доступным горячим питанием, разработаны рационы питания.

В регионах организовано соответствующее обучение персонала школьных столовых поставщиками торгово-технологического оборудования, работники школьных пищеблоков школ прошли обучение на курсах повышения квалификации.

Большое внимание было уделено разработке нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы организации школьного питания, рассказывалось о проведенных мероприятиях по формированию культуры здорового питания среди обучающихся, их родителей, педагогов.

- Наш университет разработал технологическую платформу технологию хранения и переработки сельскохозяйственного сырья, - рассказала собравшимся ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского В.Н. Иванова. - В нашей платформе есть целый раздел производства школьного питания. Мы рассматриваем вопросы создания отраслевых кластеров, которые формировали бы в регионах систему организации школьного питания.

Организация и совершенствование качества школьного питания является одной из важнейших социальных проблем государственного уровня. В настоящее время Минздрав России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями, включая ВПС, разработал проект федерального закона «О совершенствовании организации питания отдельных категорий граждан», в котором должны найти отражение важнейшие требования к организации качественного горячего питания, в том числе, в образовательных учреждениях.

По результатам обсуждения вопросов участники Всероссийского семинара-совещания дали ряд рекомендаций учреждениям и ведомствам. В частности, министерству образования и науки  РФ создать на базе МГУТУ им. К.Г. Разумовского Федеральный центр совершенствования организации питания обучающихся в системе образования с делегированием полномочий по координации деятельности в этом направлении с учетом того, что на базе этого вуза в настоящее время создано Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области технологии продукции и организации общественного питания, разработаны учебно-методические комплексы для обучения руководителей всех уровней, осуществляющих повышение квалификации специалистов сферы услуг общественного питания. Ежегодно на базе института Технологического менеджмента МГУТУ по модульной программе повышения квалификации проходят обучение более 220 руководителей и специалистов из различных регионов России.

Кроме того, с целью обеспечения кадрами по организации питания в образовательных учреждениях включить в план подготовки в рамках направления 260800 Технология продукции и организация общественного питания профиль «Технология и организация специальных видов питания. Обеспечить уровневую подготовку по данному профилю, включая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.

 

Из интервью, данных в кулуарах семинара-совещения:

Галина Григорьевна НИКОЛАЕВА, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике

- Думаю, что проект федерального закона «О совершенствовании организации питания отдельных категорий граждан» будет с большим интересом рассмотрен депутатами Государственной Думы РФ. Мы очень долго к нему шли, еще семь лет тому назад шел разговор о том, что такой закон нужен. Хочется быть оптимистичной: надеюсь, что этот документ будет быстро доработан, передан депутатам и не окажется положенным в долгий ящик, ведь самая главное для нас сейчас проблема – здоровье населения, качество питания. Причем особая забота о детском питании.

Владимир Валерьевич ЧЕРНИГОВ, советник министра сельского хозяйства РФ, директор АНО «Институт отраслевого питания»

-Конечно, хочется, чтобы наши родители, приведя своего ребенка в детский сад или школу, были спокойны, что там их ребенок будет накормлен правильно и вкусно. У нас в стране порядка 60 тысяч детских садиков, 70 тысяч школ. Гигантское количество россиян, которых вопросы питание детей касается лично, так как они  являются родителями и, естественно, хотят, чтобы их дети росли здоровыми и жизнерадостными.

Проект закона должен пройти все согласования, в его обсуждении принять участие и специалисты, и общественность в лице родителей. Надеюсь, что этот документ будет рассмотрен депутатами Государственной Думы РФ и Советом Федерации уже в этом году. Мы сегодня решаем вопросы повышение качества жизни россиян, и этот закон россияне примут с удовлетворением.

 
   

Общественное обсуждение «списка 100 книг плюс»

15 марта в Центре социально-консервативной политики Всероссийское педагогическое собрание совместно с Союзом писателей России провели  телемост Москва - Санкт-Петербург. Темой для обсуждения стал список из 100 книг мировой художественной литературы,  рекомендованный к прочтению. Он стал логичным продолжением перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению в рамках проекта Президента Российской Федерации В.В. Путина.
Список «100+»  сформирован Союзом писателей России. Это лучшие образцы классической и современной зарубежной литературы. Памятуя о бурной дискуссии в обществе, которую вызвал список русской литературы год назад, инициаторы нового проекта сразу оговорились, что список «100+» лишь дополняет и развивает предыдущий перечень книг, не вступая с ним в какие-либо противоречия. Русская литература –  всеобщее культурное достояние,  но понять ее значимость можно только в единстве с мировой литературой,  считают  в  Союзе писателей России.

100 рекомендуемых книг мировой литературы будут полезны  каждому современному человеку с целью получения базисного уровня, основных представлений об  этических, нравственных ценностях современного развитого человечества.

В дискуссии приняли участие не только педагоги, библиотекари,  члены Союза писателей России и Санкт-Петербурга, в обсуждение влились главные редакторы ведущих российских журналов «Новый мир», «Наш современник», «Дружба народов», газеты «День литературы» и др.
Руководитель лаборатории гуманной педагогики при МГПУ, академик РАО, Шалва Александрович Амонашвили в своем выступлении призвал  собравшихся вернуть духовные скрепы в образование.

Безусловно, Шалва Александрович как друг и постоянный эксперт ВПС, поддержал идею нового проекта, но  внес свои замечания в список, которые касались  отсутствия  литературных шедевров Востока, Индии, Китая или стран ближнего зарубежья, скудности  представленной поэзии в списке, сложности восприятия некоторых литературных произведений.
Кстати, именно философская  глубина некоторых книг, достойная библиотеки студента-филолога, вызвала бурную дискуссию у собравшихся, вследствие чего решено было ранжировать этот список по возрастным группам и возможно исключить произведения слишком сложные для прочтения их школьниками.

Важными дополнениями стали замечания участников обсуждения в части  необходимости указания авторства перевода и создания системы доступности этой литературы. Мнение профессионалов оказалось очень ценным для педагогического сообщества,  и в тоже время  в подобных дискуссиях трудно избежать субъективного подхода, поэтому обобщив все замечания, организаторы мероприятия особо отметили, что эта  встреча лишь первый пробный камень в формировании заключительного списка «100 книг +». В обсуждении этого списка могут принять участие все отделения Всероссийского педагогического собрания.