Федеральные новости

Постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Республики Саха (Якутия) обсудил решения панельной дискуссии ВПС

26 сентября 2019 года в рамках Вилюйского образовательного форума «Образование – драйвер развития» был проведён круглый стол на тему «О реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2018 № 190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)». Инициатором его проведения стала Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций, член Центрального совета Всероссийского педагогического собрания Феодосия Габышева.

В работе круглого стола приняли участие представители учреждений социальной и образовательной сферы, общественных организаций, депутаты муниципальных образований. К участию была приглашена делегация регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

Обсуждались стратегические направления развития образования в Республике Саха (Якутия) в период до 2024 года. Мероприятие открыла Феодосия Габышева. Она выступила с докладом о деятельности  Госсобрания (Ил Тумэн) по развитию и совершенствованию системы образования в регионе.

В числе прочих тем Ф. Габышева рассказала о работе панельной дискуссии Всероссийского педагогического собрания в рамках работы Московского международного форума «Город образования».

«29 августа 2019 года я приняла участие в панельной дискуссии Всероссийского педагогического собрания на тему о Национальной системе профессионального роста педработников, задавшей тон для обсуждения статуса педагога по всей стране. И вот буквально вчера в интернете появилась информация о том, в Ульяновской области принят законопроект о статусе педагогических работников, направленный на популяризацию профессии педагога, повышение её престижа и социальной значимости. Определены новые категории «педагог-наставник», «педагог-методист» и «педагог-исследователь»; вводятся клятва педработника и нагрудный знак; предусмотрены система грантов в виде субсидий на стажировки и дополнительные гарантии по оплате проезда к месту оздоровления и обратно. Коллеги, внимательно изучите этот законопроект и направьте в комитет предложения для внесения соответствующих изменений в республиканский закон «Об учителе», - заключила Феодосия Габышева.

 
   

В Ульяновской области принят законопроект о статусе педагогических работников

18 сентября 2019 года депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области приняли законопроект о статусе педагогов. На сегодняшний день это первый и пока единственный в Российской Федерации подобный документ, который направлен на повышение престижа педагогического труда. Законопроект называется «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области». Перед принятием законопроект широко обсуждался.

Министр образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова отметила, что законопроект о статусе педагогов предусматривает введение мер, направленных на популяризацию профессии педагога, в том числе среди молодежи, повышение ее престижа и социальной значимости на территории региона. В частности, вводятся клятва педагогического работника и нагрудный знак.

В законопроекте о статусе педагогов уже определены новые категории работников: педагог-наставник, педагог-методист и педагог-исследователь.

«Это нововведение актуально в современной школе, так как практика образовательной деятельности требует дифференциации компетенций учителей. Поэтому необходимо официальное закрепление педагогов, которые занимаются наставничеством, методической работой, исследовательской работой. Это позволит обеспечить педагогическим работникам карьерный рост в рамках профессии, и дифференцировать трудовые функции», – рассказывает Наталья Семенова.

В зависимости от категории педагогам будут производиться ежемесячные денежные выплаты. По предварительным расчетам, доплата педагогов–наставников составит 12 300 рублей в месяц, педагогов-методистов – 6 150 рублей, педагогов–исследователей – более 10 тысяч рублей.

Предусмотрены также система грантов в виде субсидий, которые учителя вправе потратить на прохождение стажировок и дополнительные гарантии по оплате проезда к месту оздоровления и обратно.

Депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области единогласно поддержали закон о статусе педагогов. Всего из областного бюджета на его реализацию в 2020 году потребуется порядка 16 миллионов рублей.

Всероссийское педагогическое собрание провело 29 августа 2019 года на площадке Московского международного форума «Город образования» панельную дискуссию по теме «Национальная система профессионального роста педагогических работников: обеспечение качества образования и повышение социального статуса учителя». Одним из основных обсуждаемых вопросов дискуссии стал разговор о статусе педагога. Считаем, что тема очень интересна и значима, продуктивна и интересна. Закрепление профессионального статуса для учителей очень важно. Ульяновская область - первый из 85 субъектов РФ, где был принят соответствующий региональный закон. Мы рады, что панельная дискуссия ВПС задала тон для обсуждения статуса педагога.  Считаем закон очень своевременным. Уверены, что он даст определённый стимул для развития в профессии, мотивирует педагога на освоение новых компетенций и поможет в решении ключевых задач в интересах школьников и родителей.

 
   

Представители ВПС принимают участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России-2019»

22 сентября 2019 года в городе Грозном Чеченской Республики состоялось торжественное открытие 30-го Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019». Торжественная церемония прошла в театрально-концертном зале Чеченской государственной филармонии имени Аднана Шахбулатова. В ней приняли участие первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович, глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров, директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев.

23 сентября 2019 года в гимназии № 14 и математической школе № 1 имени Х. И. Ибрагимова стартовали первые конкурсные испытания. Очный тур «Учитель-профессионал» откроется конкурсным испытанием «Урок». Для всех конкурсантов пройдут организационно-методические встречи с руководителями и педагогическими коллективами двух образовательных учреждений. Также будет организован семинар для членов профессионального жюри.

Ежегодно в жюри Всероссийского конкурса «Учитель года России» входят представители Всероссийского педагогического собрания. Не стал исключением и юбилейный 30-й конкурс в 2019 году. В состав жюри вошли: Денис Рочев - Сопредседатель Ассоциации молодых учителей России, директор Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» и Ольга Ройтблат - член Центрального совета Всероссийского педагогического собрания, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования, Народный учитель Российской Федерации.

Ольга Владимировна Ройтблат более 10 лет входит в состав профессионального жюри Всероссийского конкурса «Учитель года». Денис Игоревич Рочев является победителем данного конкурса в 2014 году. Он принимает активное участие в подготовке конкурсантов из Ленинградской области, участвующих во Всероссийском конкурсе «Учитель года».

Всероссийское педагогическое собрание на протяжении 13 лет проводит Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании» и не понаслышке знает, что учитель, ориентированный на профессиональный рост, всегда стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей педагогической деятельности. Конкурсы и помогают реализовать эти задачи с целью раскрытия творческих умений и навыков педагога. Именно подобные конкурсы помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще на изучение новых направлений теории и практики образования, поддержку инновационных разработок и технологий.  Всероссийское педагогическое собрание желает всем конкурсантам уверенности в собственных силах и стремления идет вперед, получить вдохновение и раскрыть миру свои новые творческие и креативные идеи.

Справочно.

В юбилейном 30-м Всероссийском конкурсе «Учитель года России – 2019» принимают участие педагоги из всех 85 регионов страны – учителя 65 городских и 20 сельских школ. В составе финалистов – 55 женщин и 30 мужчин. Средний возраст участников составляет 35 лет. Самому молодому – 25 лет, самому опытному – 51 год. Средний стаж конкурсантов – 11 лет. Четыре финалиста имеют стаж работы 3 года, три конкурсанта – свыше 25 лет.

Среди конкурсантов - 17 учителей иностранного языка: английского, немецкого, французского и китайского, 13 педагогов истории и обществознания, 12 учителей русского языка и литературы, по 7 учителей математики и информатики, а также учителя биологии и географии, начальной школы, физики и химии, музыки, астрономии, экономики, технологии и физической культуры. 5 участников финала конкурса имеют ученую степень кандидата наук.

Учредителями конкурса являются Министерство просвещения Российской Федерации и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета».

 
   

Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил удвоить стимулирующие выплаты педагогам ДФО по программе «Земский учитель»

5 сентября 2019 года прошло пленарное заседание Восточного экономического форума. По его итогам Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений. Один из самых главных пунктов касается учителей, желающих работать в сельских школах Дальнего Востока по программе «Земский учитель».

Президент поручил Правительству Российской Федерации обеспечить введение дополнительного повышающего коэффициента к единовременным компенсационным выплатам участникам программы «Земский учитель», прибывшим на работу в сельские населённые пункты, рабочие посёлки или посёлки городского типа на территории Дальневосточного федерального округа, исходя из увеличения размера указанных выплат до 200 процентов. Аналогичные условия распространяются и на участников программы «Земский доктор».

Задача – адаптировать общероссийские программы «Земский учитель» и «Земский доктор» к условиям Дальнего Востока. Поручение должно быть исполнено до 1 декабря 2019 года.

Согласно законодательству, в программе «Земский учитель» могут участвовать педагоги до 35 лет, прибывшие работать в село или город с населением до 50 тысяч человек. Учителя имеют право получить компенсационную выплату в размере 1 млн рублей, для этого они должны отработать в школе населенного пункта 5 лет со дня заключения договора. Похожие условия распространяются и на участников программы «Земский доктор».

Ответственными за выполнение поручения назначены председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

Помимо этого, Президент России Владимир Путин поручил Министерству здравоохранения и Министерству РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики разработать предложения по созданию в ДФО медицинского кластера для «обеспечения инновационной деятельности в сфере охраны здоровья» до середины января 2020 года.

Кластер откроет возможность привлекать филиалы иностранных медицинских учреждений, зарубежных специалистов, иностранных лекарств и методик. Эта деятельность должна осуществляться в рамках российского законодательства.

Соответствующее поручение Президента Российской Федерации опубликовано на сайте http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/61602.

Всероссийское педагогическое собрание отмечает важность  и актуальность предложенных Президентом нашей страны мер. Ведь из расположенных в ДФО 1,8 тыс. населенных пунктов около 1,6 тыс. имеют менее 5 тыс. жителей, причем зачастую от одного поселка до другого простираются сотни километров. ВПС считает необходимым адаптировать программу «Земский учитель» под условия проживания на Дальнем Востоке.

 
   

Делегация Всероссийского педагогического собрания посетила IV Фестиваль Русского географического общества и приняла участие в открытии Дней Свердловской области

С 13 сентября 2019 года в московском парке «Зарядье» стартовал один из увлекательных и масштабных географических праздников осени – IV Фестиваль Русского географического общества. Фестиваль продлится по 22 сентября 2019 года включительно.

В рамках Фестиваля проходят выступления национальных коллективов Российской Федерации, лекции знаменитых учёных и путешественников, творческие встречи с фотографами и кинематографистами, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, кинопоказы документальных фильмов, интеллектуальные игры, квесты и викторины с призами.

В московском парке «Зарядье» можно увидеть мумии мамонта и пещерных львят, скелеты ящеров, обитавших на территории России сотни миллионов лет назад, единственные в своём роде живописные и фотографические произведения из фондов РГО, скульптуры знаменитого бурятского художника Даши Намдакова, лучшие снимки дикой природы Российской Федерации и многое другое.

19 сентября 2019 года в Лектории Заповедного посольства прошла торжественная церемония открытия Дней Свердловской области.

В мероприятии приняли участие: Орлов Алексей Валерьевич – первый заместитель губернатора Свердловской области; Тихомиров Алексей Петрович – заместитель исполнительного директора Всероссийской общественной организации «Русское  географическое общество»; Громова Анна Витальевна –  руководитель фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», заместитель председателя Императорского православного Палестинского общества, кандидат исторических наук.

В качестве почетного гостя была приглашена председатель Всероссийского педагогического собрания, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессор Валентина Николаевна Иванова. В состав делегации также вошли более 15 педагогов из Московского городского совета ВПС и Московского областного совета ВПС.

Ключевым организатором мероприятия выступил ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург. Возглавляет ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» председатель Свердловского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Светлана Алигарьевна Минюрова. Светлана Алигарьевна была выбрана на эту должность 24 октября 2018 г. на внеочередном заседании регионального совета Свердловского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

Свердловское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания всегда было эффективным коммуникатором между органами региональной исполнительной власти и обществом, на протяжении 12 лет является открытой площадкой, где педагоги могут обсуждать  вопросы образования.

В настоящее время перед Свердловским региональным отделением стоят задачи обеспечения эффективного взаимодействия педагогического сообщества и органов государственной и региональной власти Российской Федерации, модернизации системы образования, повышения социального статуса учителя в обществе и решения социальных вопросов педагогических работников.

Руководитель исполкома Свердловского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Татьяна Алексеевна Белова была назначена на новый срок.

Выступая на торжественной церемонии, Валентина Николаевна Иванова отметила вклад Свердловского регионального отделения в развитие региона и подчеркнула, что Всероссийское педагогическое собрание содействует созданию в области экспертного сообщества по проведению независимой общественной оценки качества деятельности образовательных организаций. Члены Свердловского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания работают в Общественном совете при Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области по проведению независимой оценки качества образования. Активом регионального совета создана Автономная некоммерческая организация Центр независимой оценки качества и общественной аккредитации образовательных организаций «Экспертиза Плюс». Свердловская область может всегда положиться на актив Центрального совета ВПС и Свердловского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания.

ВПС всегда было и остаётся открытой площадкой для обсуждения актуальных тем и выработки решений, направленных на повышение качества образования в Российской Федерации.

 
   

Председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Николаевна Иванова приняла участие в инаугурации губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова

18 сентября 2019 года в Мариинском дворце Санкт-Петербурга состоялась официальная церемония вступления в должность губернатора Санкт-Петербурга Александра Дмитриевича Беглова.

На церемонии присутствовали: Валентина Ивановна Матвиенко – Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Валерий Дмитриевич Зорькин – председатель Конституционного суда Российской Федерации; Александр Владимирович Гуцан – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;  Александр Юрьевич Дрозденко – губернатор Ленинградской области; почетные граждане Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и другие гости.

В качестве почетного гостя была приглашена председатель Всероссийского педагогического собрания, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, профессор Валентина Николаевна Иванова.

К участию был приглашен Сергей Константинович Крикалёв – почетный гражданин Санкт-Петербурга, лётчик-космонавт, Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. На протяжении 13 лет С. К. Крикалёв является членом Центрального совета Всероссийского педагогического собрания.

Открывая церемонию, председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Александрович Миненко объявил о решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии признать Александра Дмитриевича Беглова избранным губернатором Санкт-Петербурга.

Александр Дмитриевич Беглов принёс присягу губернатора Санкт-Петербурга. Председатель Законодательного Собрания Вячеслав Серафимович Макаров вручил ему должностной нагрудный знак губернатора Санкт-Петербурга и объявил о вступлении Александра Дмитриевича Беглова в должность.

Главу города со вступлением в должность поздравили: почетный гражданин Санкт-Петербурга Сергей Константинович Крикалёв. председатель Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Василий Тихонович Волобуев, губернатор Ленинградской области Александр Юрьевич Дрозденко и председатель Законодательного Собрания Вячеслав Серафимович Макаров.

А. Д. Беглов выступил перед участниками церемонии с инаугурационной речью:

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!

Уважаемые судьи Уставного суда!

Уважаемые почётные граждане!

Дорогие ленинградцы, петербуржцы!

Уважаемые гости!

Сегодня я вступил в должность губернатора Санкт-Петербурга.

Это большая честь – и огромная ответственность. Спасибо всем, кто поддерживал меня на протяжении последних месяцев. Доверенным лицам и волонтёрам. Политическим партиям и общественным организациям. И, конечно, нашим дорогим ветеранам и блокадникам. В самые трудные минуты ваша поддержка придавала мне силы. Хочу поблагодарить Президента России Владимира Владимировича Путина. За его внимание к Петербургу, постоянное и активное участие в судьбе города. Искренне признателен тем, кто проголосовал за меня на выборах. А также тем, кто отдал голоса за других кандидатов. Все вы проявили гражданскую ответственность. Показали, что Петербургу необходимо развитие. Что в нашем городе есть большой запрос на позитивные перемены.

Отдельные слова благодарности моему предшественнику, Георгию Сергеевичу Полтавченко. Он сумел сохранить узнаваемый образ Санкт-Петербурга. Приумножить потенциал города. Решить важные задачи по его развитию. Георгий Сергеевич, спасибо Вам большое.

Сегодня Петербург должен сделать решительный шаг вперёд. Стать передовым, динамичным и современным городом. У него для этого – всё есть. Великая история. Богатейшая культура, наследие. А также – наша общая любовь к родному городу. И безграничная вера в его силы и возможности. В Петербурге немало проблем. Некоторые копились годами. Мы уже приступили к решению самых неотложных городских задач. Развернули большую работу по благоустройству.

Привлекли инвестиции в развитие транспорта, образования и здравоохранения. Ввели дополнительные меры поддержки семей с детьми, людей старшего поколения и петербуржцев с ограниченными возможностями. Открываем новые высокотехнологичные предприятия. Город вернулся в федеральную повестку.

Крайне важно, что мы сделали городскую власть более открытой. Установили обратную связь с жителями Петербурга. Находимся в постоянном контакте – и в социальных сетях, и в реальной жизни.

Прямое общение, встречи во всех районах города помогли выяснить, какие проблемы больше всего волнуют людей. На чём нужно сосредоточиться в первую очередь. Наша программа основана на близких и понятных людям решениях. Которых они ждут и требуют от власти. Мы примем конкретные меры, чтобы Петербург стал комфортным, социальным, умным и открытым городом. Хочу обратиться к каждому сотруднику городской и муниципальной власти. Самое главное – уметь слушать и слышать людей. Вести прямой диалог.

Вместе искать решение проблем и возможности поддержать горожан. В этой работе приглашаю к сотрудничеству все конструктивные силы.

Дорогие друзья, коллеги!

Санкт-Петербург для меня – не просто самый красивый и лучший город. Здесь мой дом. Здесь живут близкие мне люди. Здесь могилы моих родных. Здесь всё, что мне дорого. Я обязан Петербургу многим, если не всем. И мой долг – оправдать доверие петербуржцев. Сделать так, чтобы жизнь петербуржцев становилась лучше, удобней, комфортней. Верю, что вместе мы обязательно добьёмся успеха.

Уважаемые депутаты!

Дорогие друзья!

В соответствии с действующим законодательством вновь избранный руководитель субъекта Российской Федерации должен в течение суток после вступления в должность наделить полномочиями представителя исполнительной власти в Совете Федерации.

Несколько минут назад я подписал соответствующее постановление. Полномочиями представителя правительства Санкт-Петербурга в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации наделена Валентина Ивановна Матвиенко.

Валентина Ивановна, я уверен, что Ваш опыт и любовь к городу будут способствовать укреплению и защите интересов города на самом высоком уровне. Успехов и удачи нам совместно!

 
   

Дан старт Всероссийскому педагогическому конкурсу «Мои инновации в образовании – 2019»

Дорогие учителя! Уважаемые коллеги!

В соответствие с решением бюро центрального совета Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» от 16 сентября 2019 года № 07 дан старт Всероссийскому педагогическому конкурсу «Мои инновации в образовании – 2019».

В состав организаторов конкурса вошли руководители и представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Департамента образования и науки Москвы. Конкурс поддержан базовой организацией ВПС – Московским государственным университетом технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первым казачьим университетом).

Бюро центрального совета ВПС единогласно поддержало инициативу прошлого года о расширении списка номинаций конкурса в 2019 году с учетом трансформации системы образования и новых требований в сфере коммуникаций и образования. Согласно Положению, конкурс будет проводиться по 20 номинациям (список номинаций приведён в Положении).

Дорогие учителя! Уважаемые коллеги! Просим обратить внимание, что в 2019 году исключены коллективные работы –  больше на конкурс коллективные работы к рассмотрению не принимаются. Работы принимаются только от индивидуального автора: одна работа – один автор. Такое решение единогласно поддержали все члены бюро центрального совета ВПС.

Всероссийский педагогический конкурс «Мои инновации в образовании – 2019»         проводится с 18 сентября по 30 ноября 2019 года. Прием работ – с 18 сентября по 8 ноября 2019 года. Электронная почта конкурса: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Заявки принимаются исключительно в электронном виде по электронному адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript до 18:00 8 ноября 2019 года.

Подведение итогов (процедура оценки работ номинантов конкурса)  будет проходить с 11 по 30 ноября 2019 года. Результаты будут опубликованы 2 декабря 2019 года на сайте Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое  собрание» www.sobrpedagog.ru.

Авторство работ сохраняется. Итоги конкурса будут также опубликованы в федеральной, региональной и местной (региональной) прессе.

По итогам конкурса победители и призёры будут приглашены в Москву на торжественную церемонию награждения.

Все участники, не занявшие призовые места во Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации в образовании – 2019», получат сертификаты участников.

Дорогие педагоги! Ждём ваших новаторских идей, ярких работ и новых научных изысканий.

Консультирование по участию в конкурсе осуществляется по телефонам: +7 (495) 640-54-36, доб. 42-08 или 42-18, +7 (916) 703-33-70, +7 (926) 915-03-25, +7 (495) 915-03-40 (факс) или по электронным почтам:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (почта конкурса),  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (почта исполкома ВПС).

Более подробную информацию о Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации в образовании» разных годов вы можете получить  на официальном сайте Всероссийского педагогического собрания www.sobrpedagog.ru.

Положение о Всероссийском педагогическом конкурсе «Мои инновации в образовании – 2019»




 
   

Председатель Санкт-Петербургского регионального совета Всероссийского педагогического собрания Константин Эдуардович Тхостов дал интервью еженедельнику «Аргументы и Факты». Аргументы и факты – Петербург

4 сентября 2019 года вышел еженедельник «Аргументы и Факты»,  выпуск № 36. Аргументы и факты – Петербург. В рамках сюжета «Город детства»  на вопросы корреспондента отвечает Константин Эдуардович Тхостов – председатель Санкт-Петербургского регионального совета Всероссийского педагогического собрания, директор лицея № 369.

Читать интервью https://spb.aif.ru/gazeta/number/41486

 

Начался новый учебный год. Каким он будет для петербургской школы? Чего ждут учителя, ученики и их родители? Об этом «АиФ» рассказал директор лицея № 369, председатель Санкт-Петербургского регионального совета Всероссийского педагогического собрания Константин Тхостов.

v Урок на расстоянии

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Константин Эдуардович, начало учёбы часто называют школьным Новым годом. Все ждут чего-то необычного, подарков. Например, вы осуществили мечту лицеистов – работать на цифровых платформах. Что это за проект?

Константин Тхостов: В трёх классах у нас установлены программы, позволяющие дистанционно присутствовать на уроке. Как обычно происходит? Ребёнок болеет или уезжает с родителями-отпускниками, иногда недели на три выпадая из процесса. Затем наверстать пропущенное сложно. Теперь такой проблемы нет. Дети на расстоянии могут присутствовать на уроке и даже получать оценки. Пока это эксперимент, но он прошёл успешно и будет расширяться. Благодарны правительству города, которое выделило нам грант на покупку такого комплекса. Это важно и потому, что и дети, и родители видят: школа становится передовой, технологичной – независимо от района, где находится.

Елена Данилевич: Однако с этого года ограничивают использование мобильных телефонов, а значит, интернета. Как Вы к этому относитесь?

Константин Тхостов:  На уроках они однозначно не нужны. Но запрещать в целом нельзя. Мне кажется, вопрос глубже: семья и школа который год не могут договориться о допустимости гаджетов в ходе учёбы. Итог – социальные сети пестрят роликами из школьной жизни, с авторами которых разбираются правоохранительные органы. Поэтому нужен разумный баланс.

Нам надо понять: запрещать – значит обрекать себя на вчерашний день. Знаю, что многие ностальгируют по прежним временам, когда не было никаких смартфонов и планшетов. Школьники пользовались тетрадями в клеточку и выводили буквы на доске мелом. Да, та школа была великой, и нужно взять из неё всё лучшее. Но сегодня дети привыкли к цифровым, интерактивным доскам. Которые позволяют не только на них писать, но и сохранять результат в памяти, а затем к нему возвращаться и анализировать.

v Учитель – не слуга

Елена Данилевич: Но почему-то при всей продвинутой технике у многих подростков сегодня бедная, невыразительная речь, они меньше помнят, с трудом составляют связанный текст.

Константин Тхостов:  Здесь многое зависит от учителя. Насколько грамотно, профессионально он даёт предмет. При этом надо учесть, что дисциплины часто связаны между собой. Географию, например, можно проходить по слайдам, весёлым картинкам. Очень здорово. Но если уже в пятом классе увлечь маленького человека яркими книгами о приключениях, путешествиях, это поможет ему и познать мир, и пристраститься к чтению. А если ещё и семья станет союзником и поддержит этот интерес – клиповое мышление нам точно не грозит.

Елена Данилевич: Не переоцениваете ли вы нынешних школьников?

Константин Тхостов:   Я двадцать три года работаю в образовании, восемнадцать возглавляю лицей и могу сравнить поколения. Сегодня мы имеем «племя молодое, незнакомое», которое технически намного грамотнее своих отцов. Рискую столкнуться с оппонентами, но выскажу непопулярное мнение. Иногда взрослые люди, занимающие ответственные посты, просто не желают учиться, осваивать новое. Тем самым тормозят и детей. А с ними, повторю, надо вести диалог. Не козырять набором сухих правил, а уметь договариваться. Причём вместе с сыновьями, дочками следует учиться и родителям! Я бы посоветовал взрослым также почаще заглядывать в закон «Об образовании». Этот документ нередко игнорируют – зря. Начиная с детского сада и заканчивая университетом, а это 23 года жизни, в идеале он должен стать настольной книгой.

Елена Данилевич: Но папы и мамы сегодня часто воспринимают школу как сферу обслуживания и учителя видят едва ли не слугой. Как переломить ситуацию?

Константин Тхостов:   Скажу больше: нередко родители относятся к школе, как к камере хранения. Утром сдал, вечером забрал ребёнка, сам пошёл на работу. У нас конфликт поколений уже приобрёл затяжной характер, он проходит через семьи и государство в целом. Почему-то до сих пор многие не в курсе, что семья и школа – две половинки одного целого. Там, где это осознают, нет проблем ни с взаимопониманием, ни с учёбой.

Елена Данилевич: Камнем преткновения является и воспитание. Годами идёт перетягивание каната, кто кому должен объяснить, что хорошо и что плохо…

Константин Тхостов:   Мой ответ – ответственность за это несёт всё общество. Ребёнок выходит на улицу и видит, что происходит вокруг. В том числе несправедливость, социальное расслоение, коррупцию. Смотрит и делает выводы. Так формируется мировоззрение. Много значат и примеры, которые мы показываем своим детям в быту.

К сожалению, среди них немало неприглядных. Всё это мальчики и девочки вбирают и ответят нам той же монетой.

v Дефицита кадров нет

Елена Данилевич: С этого года в учебную программу добавлены новые предметы. Это оправданно?

Константин Тхостов:   Что касается шахмат, в нашем лицее кружок существует давно. Доски находятся в рекреационных зонах, и дети с удовольствием играют не по принуждению, а по собственному желанию. Активно взаимодействуем мы и с национальной федерацией этого вида спорта. Но Петербург – не вся Россия. В ряде регионов не было возможности ввести такие дисциплины, увлечь ребят. Сейчас она появилась, ведь федеральные стандарты одинаковы для всех. Это позиция и президента страны. Владимир Путин уже неоднократно требовал от подчинённых создать в стране единое образовательное пространство. Оно у нас было, затем в 90-е всё сломали, потом это в свою очередь признали ошибкой, сейчас восстанавливаем.

Есть и существенный плюс. Сегодня законы, инициативы не принимаются без общественного обсуждения. Поэтому и не приживаются многие популистские предложения. Реализуются только те, на которые есть запросы школы, семьи и общества.

Елена Данилевич: О том, что школа в Петербурге меняется к лучшему, говорит и факт, что дефицита кадров нет, практически все вакансии заполнены.

Константин Тхостов:   В нашем лицее введён даже лист ожидания. В этом году к нам пришло немало выпускников университетов, в том числе мужчин. Влились в коллектив два молодых дипломированных математика, историк. Время, когда сильную половину представляли трудовик и физкультурник, давно в прошлом. Уровень учителя технологии, например, такой, что он даст фору многим коллегам физикам. Убеждён: работа в школе – дело молодых, красивых, энергичных людей. Дети на них смотрят и формируют своё понимание мира.

v Языком цифр

В новом учебном году в Санкт-Петербурге:

  • Открылись 739 школ. Из них 131 – с углублённым изучением отдельных предметов, 74 гимназии, 44 лицея.
  • За парты сели 510 тысяч учеников, в том числе 60 тысяч первоклашек.
  • В детский сад отправились 280 тысяч ребят.
  • Введут в строй 11 новых школ (около 5,5 тысячи мест).
  • Будет открыто 44 детских сада (9 тысяч мест для дошкольников). Из них 27 учреждений приняли малышей уже 1 сентября, а 17 садов будут готовы к декабрю этого года.
  • На сегодняшний день в школах не хватает 26 тысяч и 37 тысяч мест – в детсадах.
  • В некоторых районах наполняемость школ достигает 300%.
  • На электронный документооборот уже перешли 299 школ. На очереди ещё 106, а в 2020 году такую систему введут во всех образовательных учреждениях.
  • За ближайшие пять лет планируют построить 84 школы и 169 садиков.
 
   

Светлой памяти Валерия Александровича Лысунца

Уважаемые коллеги! 

С большим прискорбием сообщаем, что сегодня, 10 сентября 2019 года,  на 71 году жизни перестало биться сердце народного учителя России, председателя Хабаровского регионального совета Всероссийского педагогического собрания Валерия Александровича Лысунца.

Всю жизнь Валерий Александрович посвятил педагогике, своим ученикам и коллегам по профессии. На протяжении более сорока лет, работая в школе, он отдавал им всю энергию своего большого сердца.

Валерий Александрович прошел путь от простого учителя до директора школы. За свою любовь к детям, преданность профессии и большие успехи в образовании был удостоен почётного звания «Народный учитель Российской Федерации».

Валерий Александрович стоял у истоков создания Всероссийского педагогического собрания и был бессменным председателем Хабаровского регионального отделения ВПС. Энергичными усилиями Валерия Александровича было создано большинство отделений Всероссийского педагогического собрания на Дальнем Востоке России.

Прекрасный коллега и товарищ, Валерий Александрович всегда был готов прийти на помощь всем и каждому. Это был неутомимый труженик, неизменно болевший за общее дело. В сердце Валерия Александровича жила любовь к людям и жизни.

Центральный комитет ВПС глубоко скорбит о смерти Валерия Александровича и выражает искреннее сочувствие и соболезнование семье и близким. Мы разделяем вашу скорбь.

Светлая память прекрасному человеку! Пусть земля ему будет пухом!

 
   

Ростовское региональное отделение Всероссийского педагогического собрания поддержало инициативу по снижению уровня ненужной бюрократической нагрузки и статистической отчетности в школах и детсадах

4 сентября 2019 года на базе региональной дискуссионной площадки «Единой России» состоялось третье крупное публичное мероприятие по теме снижения уровня ненужной бюрократической нагрузки и статистической отчетности в школах и детсадах.

В роли спикеров выступили заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, региональный координатор партпроекта «Новая школа» Лариса Николаевна Тутова и председатель комитета Законодательного Собрания Ростовской области по образованию, науке, культуре и информационной политике Светлана Александровна Мананкина. На видеовключение вышли эксперты и педагоги из московской студии.

С результатами Всероссийского опроса выступила член Комитета Совета Федерации Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Валерьевна Рукавишникова.

В обсуждении участвовали представители Министерства общего образования Ростовской области, образовательных учреждений и общественных организаций, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания, председатель областного общественного совета «Новой школы» Александр Юрьевич Нечушкин, директор волгодонской средней школы № 8 «Классическая», руководитель местного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» в Волгодонске Оксана Викторовна Белова и другие.

Порой количество испрашиваемых документов зачастую превышает рамки разумного, кроме того, за год 8–9 контролирующих органов проводят комплексные проверки образовательного заведения.

Избыточная бумажная нагрузка и повышенная активность контролирующих органов усложняет организацию педагогического процесса. Необходимо законодательное утверждение на федеральном уровне единого перечня документов, в подготовке которых участвует учитель, чтобы избежать лишней отчетности. В решении этих вопросов педагогическое общество рассчитывает на инициативы представителей Ростовской области в парламенте и усиление межведомственного взаимодействия.

Темы проверок коснулся Александр Юрьевич Нечушкин: «Снизить нагрузку на учителей школ можно, если наладить межведомственное взаимодействие, так как по одной и той же теме нередко проверки проводятся несколькими ведомствами».

Учитель действительно загружен отчетностью и различной бумажной документацией, заявила в ходе дискуссии Оксана Викторовна Белова. Она привела в пример отчеты по воспитательной работе, проведение различного рода анкетирований и мониторингов, дублирование данных из электронных дневников и журналов в бумажные: «На все эти задачи учитель может тратить до 2,5 часов в день, отвлекаясь тем самым от непосредственной педагогической деятельности».

Вместе с тем опыт оптимизации процесса проверок у региона есть. Так, объединены лицензионный контроль, контроль качества образования, надзорный контроль. Это, по словам Оксаны Викторовны Беловой, значительно снизило нагрузку с образовательного учреждения.

Задача учителя – не просто подготовиться к уроку и провести его, но еще и впоследствии предоставить отчетную информацию, подтвердить это звуковыми и видеоматериалами.

В основу законопроекта легли итоги всероссийского опроса учителей, инициированного Советом Федерации Российской Федерации. Документом, в частности, предлагается установление единого перечня документов, в подготовке которых будут принимать участие учителя, что должно предотвратить появление дополнительных форм отчетности. Поправки в закон об образовании после обсуждения могут быть внесены законодателями уже в ближайшее время.