Федеральные новости

В агрошколах России учат профессиональному сельскому образу жизни

3 сентября председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России В.Н. Иванова выступила на Форуме сельских женщин – 2021: «Роль женщины в развитии сельских территорий», который проходил в Бежецком районе Тверской области.

Валентина Иванова в своем докладе сконцентрировала внимание на совершенствовании школы как центра социокультурной жизни на селе. Она подробно остановилась не только на роли агрошкол и всего агробизнес-образования в развитии сельских территорий, но и дала практические рекомендации образовательным учреждениям Тверской области по внедрению такой модели образования.

«Проблемой нынешнего поколения школьников является нежелание и неумение трудиться на земле, а также отсутствие представлений о том, как именно организовать свою жизнь у себя на малой родине», заявила Валентина Иванова. По ее словам, образовательная деятельность агрошкол позволяет школьникам примерять на себя профессиональный сельский образ жизни и видеть в нем перспективную и успешную жизненную стратегию.

Ассоциацией «Агрошколы России» при поддержке Всероссийского педагогического собрания был собран уникальный банк лучших практик в сфере агробизнес-образования. Такая педагогическая модель наряду с получением общего образования предполагает изучение профильных агропромышленных предметов. Ее поддержка со стороны государства и общества может повысить престиж сельскохозяйственного труда.

 
   

Валентина Иванова День знаний встретила в школе №78 в Сочи

Председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России В.Н. Иванова День знаний встретила с победителями Всероссийского открытого конкурса интерактивных работ школьников в номинации «След Великой Победы в моей семье» - учениками 7 класса и учащимися казачьего кадетского класса школы №78 имени Н.Я. Куликова г. Сочи Краснодарского края.

Валентина Иванова поздравила школьников и учителей с началом учебного года и пожелала дальнейших успехов на пути познания истории своей страны. Связь между человеком, семьей, народом, землей и страной настолько глубока, что мы никогда не сможем познать и понять себя без этого национального контекста, подчеркнула она.

Конкурс «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» ВПС проводит с 2010 года. Уже 11 лет большое количество школьников активно участвует в сохранении и поддержании культурных и нравственных ценностей нашего народа.

 
   

Поздравление с днем знаний

Уважаемые коллеги! Дорогие учителя!

Наступает новый учебный год. Это всегда волнительный момент. Каким будет он для всех нас?

Подводя итоги года минувшего, можно с уверенностью сказать, что и педагогический корпус, и руководители образования всех уровней проявили самоотверженность и слаженность в работе в непростых условиях ковидных ограничений, смешанного формата обучения и воспитания, в конечном итоге, возврата к очному обучению. Не растеряли своих уникальных традиций, продолжали внедрять инновационные технологии, непрерывно учились и повышали свой профессиональный уровень.

А впереди у всех у нас новые рубежи: использование потенциала цифрового образования, дополняющего и обогащающего новыми возможностями традиционные формы обучения и организацию учебного процесса.

С полной уверенностью могу сказать, всё у вас получится, дорогие педагоги России!

Благодаря слаженной работе и совместным усилиям, мы достигнем цели, которую поставил Президент страны: обеспечение вхождения Российской Федерации в топ-10 стран мира по качеству общего образования.

Самой важной задачей, поставленной перед нами Владимиром Владимировичем Путиным, является следующая: создать условия для всестороннего и гармоничного развития школьников. Если в прошлом учебном году понятие «воспитание» должно было стать частью образовательных программ, то в году наступающем каждое образовательное учреждение должно иметь собственную программу воспитания и календари воспитательной работы. Лишь работая системно (а программа воспитания носит системный характер), можно достичь желаемого результата.

Хотелось бы подчеркнуть, что воспитание как в прежние годы, так и в современных условиях основывается на ценностях: любовь к Родине, уважение к старшим, семья, дружба и пр. Эти ценности необходимо передавать подрастающему поколению, используя передовые формы, методы и технологии.

Современный педагог не только учит ребенка, передавая ему знания и опыт, но прежде всего помогает ученикам найти свое место во взрослом мире, опираясь на верные морально-нравственным приоритеты.

Дорогие учителя, с Новым учебным годом! С Днём знаний! Желаю вам, чтобы все цели, которые вы перед собой ставите, были достигнуты! Крепкого здоровья вам, оптимизма, профессионального роста, простого человеческого счастья! Пусть ученики радуют вас, а их достижения станут предметов вашей гордости!

 

Председатель Всероссийского педагогического собрания,

член Общественного совета при Министерстве просвещения

Российской Федерации, профессор В.Н. Иванова


 
   

Участие родителей в организации здорового питания детей – основная тема I Всероссийского родительского форума по вопросам школьного питания

19 и 20 августа эксперты Всероссийского педагогического собрания и Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) приняли активное участие в I Всероссийском родительском форуме по вопросам школьного питания.

На пленарном заседании председатель ВПС, член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Валентина Иванова отметила профессиональный уровень дискуссии, которая может помочь выработать единые формы, методы, регламент родительского контроля.

Валентина Иванова, основываясь на данных социологического опроса и результатах мониторинга сайтов школ, обозначила возможности родителей контролировать школьное питание – наличие информации о меню в разделе питания на сайтах школ и участие родителей в работе родительского комитета по организации питания. Данный потенциал не реализуется в должной мере. 60% из опрошенных родителей (более 4000 человек) не могут ознакомиться со школьным меню. 70% респондентов не знают о возможности контроля школьного питания. 75% школ (из 2050) не публиковали на своих сайтах ежедневное меню.

Председатель ВПС представила результаты большой работы ФЦМПО, в деятельность которого входит разработка и активное использование информационной платформы для автоматизированного мониторинга меню всех 39 000 школ России. К 1 сентября при наличии меню на всех сайтах школ центр мониторинга сможет за два дня представить Министру просвещения РФ обобщенную информацию о соответствии каждого меню требованиям Роспотребнадзора и качестве здорового питания в школах. Эта задача решается под руководством Министерства просвещения Российской Федерации.

Также ФЦМПО при поддержке экспертов из 27 регионов страны под руководством Минпросвещения России разработал проект методических рекомендаций для создания условий по участию родителей в контроле за организацией питания в школах.

Всероссийское педагогическое собрание совместно с экспертами ФЦМПО в рамках деловой программы форума провели дискуссионную площадку «Здоровое питание дома и в школе: общая проблема или общая задача? Мониторинг школьного меню как первый этап контроля родителей за питанием обучающихся». В ее работе приняли участие более 150 директоров и учителей школ, представителей родительской общественности, региональных органов управления образованием и представителей экспертного сообщества.

В новом учебном году предстоит большая работа по формированию и развитию здорового школьного питания как со стороны министерств и ведомств федерального и регионального уровней, операторов школьного питания, администрации школ и педагогов, так и со стороны родителей. Это наша общая задача.


 
   

ВПС совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся продолжает серию вебинаров по актуальным вопросам организации школьного питания

В период с 11 по 19 августа ВПС совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся провело 5 вебинаров по вопросам организации школьного питания. На них присутствовало более 3000 человек из 40 регионов. В качестве основных докладчиков выступили эксперты ВПС и Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) Н.М. Портнов, С.А. Ливинская, Т.А. Ануфриева и Н.И. Валентинова.

Открыла серию семинаров председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России В.Н. Иванова. Во вступительном слове она рассказала о проблемах внедрения проекта автоматизированного мониторинга, которые связаны с неправильным оформлением раздела о школьном питании на сайтах школ. Только 20% от числа всех приславших ссылки на эти разделы правильно их оформили. Это тормозит внедрение проекта, поэтому ФЦМПО заключил соглашение с Институтом развития дополнительного образования, который разработал программу повышения квалификации «Система автоматизированного мониторинга рациона школьного питания», пояснила Валентина Иванова.

В ходе мероприятия эксперты ФЦМПО подчеркивали отсутствие технической возможности консультировать каждую школу отдельно. Однако можно и нужно осуществлять информационную поддержку на региональном уровне. Для этого ФЦМПО устанавливает связи с ответственными по питанию регионов.

В рамках вебинаров Николай Портнов разобрал ошибки оформления ссылок, размещения данных на примерах конкретных школ. Светлана Ливинская представила необходимую для формирования нового меню информацию. Татьяна Ануфриева рассказала о создании условий для организации контроля со стороны родительской общественности. Нина Валентинова познакомила со структурой регионального стандарта оказания услуг по организации школьного питания.

Эксперты также отметили инициативу властей Воронежской области, где создали единый для региона сайт школьного меню.

 
   

Проект сотрудничества сельской и городской школы представлен на втором Форуме Агрошкол России

13 августа председатель ВПС, член Общественного Совета при Министерстве Просвещения РФ В.Н. Иванова приняла участие во втором Форуме Агрошкол России «Агробизнес-образование в России: инновационные подходы и кадровое обеспечение АПК», который проходил в Тамбовской области.

В своем выступлении Валентина Иванова подчеркнула важность функционирования проекта Агрошколы, который является необходимым звеном развития сельского хозяйства. Всероссийское педагогическое собрание во взаимодействии с ассоциацией «Агрошколы России» выступает с новым проектом – сотрудничество сельских и городских школ. Он предполагает заключение договора между сельской и городской школами, в рамках которого предусмотрен обмен школьниками и преподавателями. Это должно существенно сблизить городской и сельские менталитеты. Валентина Иванова заявила, что данный проект ВПС будет активно продвигать на уровне Общественного совета Министерства просвещения России.

 
   

Персональная ответственность и культура гигиены – залог здоровья

Председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России В.Н. Иванова приняла участие в телепрограмме «Отражение» на канале ОТР.

В центре внимания дискуссии – отравление детей в летних лагерях. Поводом для обсуждения стал вопиющий случай: 91 ребенок заразился коронавирусом в вагоне-ресторане поезда Мурманск-Адлер по пути следования в детский оздоровительный лагерь. Как избежать подобных историй? Какие требования нужно предъявлять и к кому, чтобы улучить сферу общественного питания? Валентина Иванова предложила разделять ситуацию на две составляющие, чтобы отдельно проработать слабые места: требования к пищеблокам и требования гигиены. Также она отметила, что череда отравлений этого года свидетельствует о низком уровне госзакупок, работы пищеблоков, культуры гигиены и контроля по всей цепочке функционирования общественного питания.

По словам Валентины Ивановой, на данный момент государство вплотную занялось доступностью и качеством школьного питания. Так, Минпросвещения России активно ведет работу с Россельхознадзором по обеспечению качественной продукции с акцентом на контроле их сроков годности. В школах уже внедряется система «Меркурий» – программа электронного учета полного цикла прослеживаемости товара. Важно, чтобы курс на улучшение школьного питания охватил все сферы общепита.

 
   

Родительская и педагогическая общественность объединились для решения задач по контролю за организацией школьного питания

11 августа в Москве состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Всероссийским педагогическим собранием и Городским экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования города Москвы.

Руководители организаций – Председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России В.Н. Иванова и председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Л.А. Мясникова – обозначили совместный план работы, основанный на опыте Москвы, Федерального центра мониторинга питания обучающихся и ВПС.

Совет родителей Москвы не первый год проводит обучение ответственных по питанию, родительского актива. Он создает комиссии при школах, организует проверки пищеблоков. ВПС, в свою очередь, располагает опытом организации школьного питания со стороны педагогической общественности. Также ВПС привлекает к совместной работе экспертов Института развития дополнительного профессионального образования, которые уже сейчас занимаются повышением квалификации по автоматизации мониторинга школьного меню.

Региональный опыт родительского контроля очень разный – от полного отсутствия до налаженной работы. Основная цель подписания Соглашения – выработать единый алгоритм действий в этой части школьного питания, наглядно показывая регионам, как этот механизм работает.

Стороны договорились уже в сентябре начать проводить в федеральных округах серию совместных круглых столов. Во время этих мероприятий будут проясняться организационные вопросы работы родительских комиссий. Площадкой проведения могут стать школы и комбинаты питания.

Таким образом, первоочередная задача совместной деятельности – добиться участия родительской общественности в разработке регионального стандарта школьного питания.

 
   

ВПС активно участвует в разработке алгоритма действий по родительскому контролю за школьным питанием

Всероссийское педагогическое собрание совместно с Федеральным центром мониторинга питания обучающихся разработает схему взаимодействия между учителем и родителем таким образом, чтобы алгоритм работы по контролю за организацией школьного питания был максимально прозрачным и ясным. 11 августа в преддверии Первого всероссийского родительского Форума по вопросам школьного питания, который состоится 19-20 августа в Саранске ВПС подпишет соглашение о сотрудничестве с Городским экспертно-консультативным советом родительской общественности при Департаменте образования города Москвы.

 
   

Родительский контроль начинается с доступной информации на сайтах школ

4 августа состоялся совместный круглый стол Всероссийского педагогического собрания и Общественного совета при Минпросвещения России на тему: «Родительский контроль питания в лагерях и школах – необходимое условие здоровья школьников». Мероприятие проходило в смешанном формате – очно и через видеосвязь с трансляцией на YouTube, что позволило собрать более 300 участников из 37 регионов.

Основными вопросами обсуждения стали: организация летнего отдыха и питания в детских лагерях с возможностью родительского контроля, подготовка организаторов школьного питания, а также участие родителей в контроле за организацией школьного питания в новом учебном году.

В мероприятии приняли участие: первый заместитель Министра просвещения РФ А.В. Бугаев, руководитель Общественного совета при Минпросвещения России В.Ю. Сурвилло, председатель ВПС В.Н. Иванова, руководители Международного детского центра «Артек», центров отдыха детей из Калининградской, Брянской, Ростовской областей, Республики Саха (Якутия) и других регионов России, ректоры педагогических вузов и региональных институтов развития образования, директора школ, представители педагогической общественности.

Член Общественного совета Минпросвещения России, председатель ВПС В.Н. Иванова, будучи модератором мероприятия, представила результаты экспресс-мониторинга сайтов 39 летних лагерей для детей и подростков. Исследование охватило 15 субъектов Федерации, входящих в 5 федеральных округов. Анализ информации показал наличие таких проблем, как отсутствие данных о режиме питания; занижение массы блюд и общей массы по приемам пищи по сравнению с нормативом в 50% проверенных летних лагерях; использование продуктов, не рекомендованных для школьного питания; игнорирование обязательного условия для питания в лагерях - увеличение энергетической ценности на 10%, что вынуждает детей приобретать буфетную продукцию.

Валентина Иванова выделила первый, необходимый и очевидный этап родительского контроля за питанием учащихся – это доступное и открытое информирование на сайтах общеобразовательных учреждений. Полноценная деятельность педагогических работников уже на этом этапе может снять в родительском сообществе напряжение от неизвестности.

Это в свою очередь расширяет круг обязанностей учителей. Сегодня педагоги должны обладать набором компетенций, связанных с функционированием образовательного процесса в школе, а не только знанием своей предметной области. Для этого необходимо вводить модули по организации школьного питания в образовательных программах педагогических вузов.

В целом дискуссия проходила в рамках открытого разговора, регионы делились своим опытом, наработками, рекомендациями. Так, интересное замечание прозвучало от заместителя директора по проектной работе ГБУ «Областной центр детского и молодежного отдыха «Жемчужина» Калининградской области Сергея Шульца. Он озвучил серьезную проблему – несоответствие лагерного меню пищевым привычкам детей. Здесь возникает серьезная задача выработки единого меню с учетом адаптирующего момента. Если ребенок в семье питается неправильно, постоянно используя колбасные изделия, то следует рассмотреть возможность введения некоторого послабления в первые дни лагерной смены.

По результатам проведения круглого стола были совместно выработаны рекомендации. В числе предложений особенно выделим следующие:

- создать Научно-методический общественный совет при Минпросвещения России по школьному питанию с участием профессионального сообщества (врачи, диетологи, представители Роспотрбнадзора);

- провести Координационное совещание с региональными институтами развития образования по вопросам подготовки организаторов школьного питания из числа педагогических работников.

- внедрить систему закрепления студентов профильных образовательных организаций СПО за школами для работы в пищеблоках;

- поддержать проект «Шеф в школе».

Через все рассматриваемые вопросы красной нитью проходила тема родительского контроля. Участники дискуссии пришли к выводу о том, что возможности родительского контроля напрямую связаны с наличием новых необходимых компетенций в области организации школьного питания у педагогических работников.