Федеральные новости

Педагогическая общественность обсудила актуальные вопросы развития образования в России

17 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошел Пленум Центрального совета ВПС с участием Комиссия ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности и Общественного совета при Минпросвещения РФ. В рамках мероприятия состоялась панельная дискуссия, в основу которой легла наиболее актуальная тема для педагогов - совершенствование системы оплаты труда учителей.

280 участников из 39 регионов - директора и учителя школ, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации и родительской общественности, представители сферы школьного питания, а также члены Центрального совета и региональных отделений ВПС – совместно с членами Общественной палаты РФ и Общественного совета при Минпросвещения России рассмотрели основные точки развития общего образования в России.

«Статус учителя нельзя рассматривать вне решения вопроса оплаты труда педагогов», – об этом заявила председатель ВПС Валентина Иванова, открывая основную тему для обсуждения. Министерство просвещения России запустило пилотный проект по переходу на новую систему оплаты труда учителей в шести регионах. Республика Мордовия вошла в их число. Заместитель министра образования РМ Алексей Бузулуков рассказал о работе по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников в регионе. Сейчас там активно ведется проработка нормативных актов по повышению выплат стимулирующего и компенсационного характера.

Основная задача этой программы, по словам Валентины Ивановой, довести одну ставку зарплаты педагога до уровня средней по экономике в регионах, а также ввести обоснованную дифференциацию оплаты труда педагогов по квалификационным уровням.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Наталья Кочеткова подробно рассказала об организации летнего отдыха в 2021 году, а также о планах ведомства на 2022 год. Воспитательная составляющая будет усилена, к профессиональной квалификации сотрудников, организующих детский отдых, будет уделено большее внимание. Многие выступавшие поделились опытом организации летнего отдыха школьников, подчеркивая преимущества государственной программы кэшбэка по детским лагерям. Рассмотрев положительные результаты реализации этой программы, Валентина Иванова выступила с предложением о ее продлении в 2022 году. Эта инициатива пойдет в вышестоящие инстанции.

На панельной дискуссии был также заслушан опыт инновационной деятельности педагогов Московской, Челябинской, Брянской, Иркутской, Воронежской областей. Их внимание к образованию детей выходит за рамки школьной программы. Педагоги устанавливают сетевые связи с вузами в своих регионах, что приводит к победам учеников на олимпиадах и в проектной деятельности. Особенно впечатлила программа, разработанная школьным учителем, по оценке эффективности труда классных руководителей.

Вопросы, связанные с деятельностью сельских школ, не остались без внимания. Проблема создания условий для достойного применения своих знаний и навыков на селе остается центральной.

Председатель Общественного совета при Министерстве просвещения России Виталий Сурвилло напомнил об основном источнике формирования повестки – запросы общества. Общественный совет при Минпросвещения РФ открыт для обсуждения предложений учителей.

Педагоги – члены Центрального совета и региональных отделений ВПС – помимо своей основной деятельности, проявляют активную гражданскую позицию, вплотную занимаясь образовательными вопросами, волнующими общество. Председатель Комиссии ОП РФ Наталья Кравченко предложила включить активистов ВПС в состав региональных общественных штабов родительского контроля, которые были созданы для более эффективной реализации программы капитального ремонта школ.

Основной контекст мероприятия можно выразить словами одного из участников: «От нашего внимания к детям зависит будущее России». Педагоги, объединенные Всероссийским педагогическим собранием, выходят за рамки своей предметной деятельности и школьной программы для того, чтобы расширить горизонт познавательной деятельности наших детей и максимально раскрыть их таланты.

 
   

Модернизация школьных столовых нуждается в социально ориентированном бизнесе

Два года назад президент России Владимир Путин запустил один из самых масштабных социальных проектов – обеспечить школьников начальной школы бесплатным горячим питанием. Реализация этой программы крайне сложна в условиях устаревшей материальной базы школьных пищеблоков, которая выстраивалась еще в 1960-70-е годы.  Соответственно вопрос технологической модернизации школьных столовых выходит на первый план. Об этом заявила заместитель председателя Комиссия ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Светлана Казаченок, открывая панельную дискуссию по вопросам улучшения качества школьного питания.

14 февраля в Общественной палате состоялось экспертное обсуждение темы «Актуальные аспекты технологической модернизации школьных столовых: новые формы взаимодействия государства и бизнеса». Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив совместно со Всероссийским педагогическим собранием при участии Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО).

В ходе встречи участники обсудили дальнейшие шаги по улучшению качества школьного питания – технологическую модернизацию школьных столовых. По предварительным расчетам на единовременное обновление пищеблоков требуется около 50 млрд. рублей, затем ежегодно для поддержания инфраструктуры 16-17 млрд рублей. Без социально ориентированного бизнеса в решении данного вопроса не обойтись, в этом участники дискуссии единогласны.

Председатель Всероссийского педагогического собрания, научный руководитель ФЦМПО Валентина Иванова, развивая мысль о привлечении частного бизнеса, рассказала о разработке региональных стандартов в субъектах РФ. По ее словам, регионы осуществляют большую работу по внедрению здорового горячего питания для учащихся начальной школы. Так, почти в каждом субъекте РФ прорабатывается или уже действует региональный стандарт. В нем задаются требования, которые бизнес должен учитывать при вхождении в систему организации школьного питания. Формы поддержки бизнеса, взаимодействия с операторами школьного питания также должны быть обозначены в региональных стандартах. ФЦМПО совместно с регионами занимается формированием типового регионального стандарта, который будет представлен общественности в ближайшее время.

Интересно, что уже сейчас некоторые пищевые вузы страны принимают участие в улучшении качества школьного питания через активную работу с субъектами РФ в рамках программ повышения квалификации сотрудников школ и участия в разработке регионального стандарта, а также программ здорового питания. В частности, представители МГУТУ им. К.Г. Разумовского и МГУПП рассказали о такой работе и обозначили свои предложения.

В целом дискуссия показала, что без инвестиций в производственно-логистический комплекс, в пищеблоки образовательных учреждений, без целостной стратегии и долгосрочных контрактов невозможно выстроить современную систему организации питания в школах.

 
   

«Всероссийский конкурс интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

Дан старт «Всероссийскому конкурсу интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»


Положение


Приложение




 
   

Состоялась церемония онлайн-награждения по итогам всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании»

Ежегодный всероссийский конкурс «Мои инновации в образовании» позволяет находить новые решения в педагогической деятельности учителя. В настоящее время это особенно важно, поскольку все усилия на государственном уровне направлены на формирование пассионарного поколения, способного взять на себя ответственность. Об этом заявила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко, выступая на церемонии онлайн-награждения по итогам конкурса 28 января.

Само мероприятие проходило в Общественной палате РФ в режиме видеоконференции. Организатором конкурса с 2007 года выступает Всероссийское педагогическое собрание (ВПС). В 2021 году учителя представили свои проекты по 14 номинациям, в федеральном этапе конкурса приняли участие более 500 педагогов из 47 регионов страны.

Модератор заседания, председатель ВПС Валентина Иванова отметила высокий уровень профессионализма и стремление педагогов совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на технологические изменения, а также возможности и потребности подрастающего поколения.

На онлайн-церемонии свои проекты представили призеры и победители конкурса. В частности, заместитель директора по НМР МБОУ г. Новосибирска СОШ № 82 Лилия Александровна Федорова рассказала об опыте создания экосистемы школы по развитию профессиональных компетенций, релевантных сквозным технологиям НТИ и компетенциям цифровой экономики. Школа стала площадкой для реализации нескольких инновационных проектов.

Учитель русского языка и литературы МАОУ Селятинская СОШ № 1 (Московская область) Лариса Сергеевна Кузнецова презентовала свой буктрейлер – новую технологию приобщения к чтению. Короткие видеоролики по мотивам книг, которые снимают ее ученики, рассказывают о литературных произведениях, интригуют, мотивируют к чтению. Интересное сочетание чтения и использование интернет-ресурсов стал для педагога способом популяризации книг в современном формате.

Заместитель директора по УВР Бобровской школы № 2 (Воронежская область) Полина Михайловна Овчинникова представила свой проект по формированию инженерного мышления, развитию технического творчества школьников на

уроках физики и во внеурочное время. Полина Михайловна находит и помогает развиваться будущим инженерам с помощью современных технологий и многочисленных конкурсов, олимпиад, конференций. Проверка себя, постоянный рост и воспитание успехом формируют у ребят новый формат мышления. Все ее ученики успешно поступают в вузы и становятся профессионалами высочайшего уровня, реализуют свою одаренность.

Учитель информатики г. Ангарск (Иркутская область) Алексей Лобанов представил уникальную разработку информационной системы «Классный руководитель», которая позволяет в автоматизированном режиме проводить оценку эффективности воспитательной работы классного руководителя. Внедрение такой разработки во всех регионах страны существенно снизит бумажную нагрузку на педагогов.

Все участники мероприятия поддержали предложение Натальи Кравченко обобщить успешный опыт и практики победителей конкурса с последующим изданием сборника. Тиражировать такие проекты важно, нужно сделать их доступными для всех педагогов.

 
   

Председатель ВПС Валентина Иванова приняла участие в памятных мероприятиях в день годовщины снятия блокады Ленинграда

Сегодня, 27 января, в памятный день 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады председатель Всероссийского педагогического собрания В.Н. Иванова посетила Пискаревское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге. Валентина Николаевна почтила память погибших воинов-освободителей и жителей города.


Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Ольга Берггольц


 
   

Конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина»

Открыт прием заявок на участие во Всероссийском открытом конкурсе школьников «Наследники Юрия Гагарина» – 2022.

Заявка на участие



Положение о Всероссийском открытом конкурсе школьников «Наследники Юрия Гагарина»





 
   

Йодированная соль для школьников: польза или вред

Принесет ли пользу йодированная соль в рационе школьника? Такой вопрос в числе прочих рассматривали эксперты рабочей группы под руководством научного руководителя Федерального центра мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО) В.Н. Ивановой. 24 января по заданию Министерства просвещения Российской Федерации состоялось заседание рабочей группы по вопросу внедрения в производство обогащенных йодом продуктов питания и использования их в общеобразовательных организациях.

 

В обсуждении приняли участие:

– директор ФГАНУ «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности», канд. тех. наук М.Н. Костюченко;

– директор НИИ детского питания - филиала ФГУБН «ФИЦ питания и биотехнологии», д-ру. тех. наук С.В. Симоненко;

– руководитель отдела координации и анализа Координационного совета НМИЦ Эндокринологии Н.П. Маколина;

– заведующий лабораторией технологии детских, лечебно-профилактических и специализированных продуктов ФГБНУ ФНЦ пищевых систем им. В. М. Горбатова РАН, канд. тех. наук, доцент А.С. Дыдыкин;

– заведующий кафедрой Биотехнологий и персонализированного питания ФГБОУ ДПО «ИРДПО», д-ру. тех. наук, проф. Ю.И. Сидоренко;

– заместитель директора Института персонализированной медицины, доцент кафедры медицинской генетики ФГАОУ ВО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова (Сеченовский Университет) Минздрава России, канд. мед. наук Н.А. Жученко;

В рамках дискуссии были озвучены общие сведения о дефиците йода и способах его устранения, а также выявлены существенные преимущества пищевых продуктов, обогащенных органическим йодом, по сравнению с использованием йодированной соли или другой его неорганической формы.

Вопрос профилактики дефицита йода у жителей нашей страны на протяжении многих лет решался через употребление йодированной соли. Однако этот способ имеет ряд существенных недостатков, которые зафиксировали эксперты рабочей группы. Вот лишь некоторые из них – йод испаряется при термической обработке и при воздействии света и влаги, а также плохо усваивается организмом.

Участники рабочей группы настоятельно рекомендовали к использованию в рационах школьного питания продукты, содержащие йод в органической форме: рыба, мясо, йодированный хлеб, молочные продукты. По мнению экспертов, научное сообщество должно активно участвовать в разработке рациона школьного питания, а именно – предоставлять верифицированную научную базу для расчета сбалансированного рациона питания детей, в том числе по содержанию и форме йода.

Йод – важный микроэлемент, необходимый для полноценного функционирования щитовидной железы, от которой зависит метаболизм, рост и развитие организма человека. Поэтому вопрос основных физиолого-биохимических механизмов усвоения неорганической и органической формы йода в организме детей заслуживает детального исследования со стороны научных институтов питания.

По итогам заседания рабочей группы были сформированы предложения Министерству просвещения Российской Федерации.

 
   

Поздравление с наступающим Новым Годом!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!


Сердечно поздравляю вас с наступающим Новым 2022 годом!

В конце года принято подводить итоги, а встречать Новый год – планами и ожиданиями.

Мы все понимаем, что будущие успехи – это результат напряженной и кропотливой работы, проделанной в прошлом и настоящем. В текущем году ситуация также была непростой. Но все мы оказались готовы к новым действиям, переменам, проектам и достижениям!

Уверена, что совместными усилиями мы добьёмся новых успехов и высоких результатов, впишем в историю 2022 года значимые и яркие страницы!

Пусть в Новом году всех нас ждут новые свершения и победы!

Желаю вам, дорогие коллеги, крепкого здоровья, мира, добра, благополучия и достижения всех поставленных целей!


Председатель Всероссийского педагогического собрания,
член Общественного совета
при Министерстве просвещения Российской Федерации
профессор
В.Н. Иванова

 
   

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА


 
   

Состоялся финал Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая –2021»

Повара и организаторы школьного питания, принимающие участие в федеральном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая –2021», уже являются лучшими в стране благодаря своей инициативе и неравнодушию к пищевым привычкам наших детей. Об этом заявил первый замминистра просвещения Александр Бугаев на церемонии открытия федерального тура конкурса.

15 и 16 декабря Федеральный центр мониторинга питания обучающихся при Министерстве просвещения РФ провел очный федеральный тур Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая – 2021». Первый день мероприятия проходил на базе ГБПОУ «Пищевой колледж № 33». В нем приняли участие более 370 организаторов школьного питания из 70 субъектов России.

Площадка федерального тура собрала лучших представителей системы организации горячего школьного питания. На первый план вышло не само соревнование, а обмен уникальным опытом, наработанным годами в регионах. Это было отмечено как организаторами, так и участниками конкурса.

Первый день очного этапа был разделен на три трека: обучающий семинар экспертов ФЦМПО, мастер-класс от шеф-повара Григория Мосина и круглый стол по перспективам развития организации школьного питания с участием руководителей Минпросвещения РФ, депутатов Государственной Думы РФ, представителей Общественной палаты РФ, Минздрава России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, ведущих профильных научно-исследовательских и образовательных организаций, родительской и педагогической общественности, операторов школьного питания, ответственных за питание обучающихся в общеобразовательных организациях. Параллельно с этим проходила тематическая выставка кулинарной продукции «Здоровое питание в школе», на которой каждый участник смог представить блюда из школьного меню с региональным колоритом.

Кульминацией конкурса стал индивидуальный поединок школьных поваров «Кулинарный баттл». 59 участников из 38 регионов в течение всего первого дня показывали свое мастерство. Из обычных бюджетных продуктов каждому из них удалось создать по-настоящему вкусное и полезное блюдо детского питания.

Во второй день федерального тура на площадке Общественной палаты РФ состоялась панельная дискуссия «Организация горячего питания для школьников всей страны: инструменты родительского контроля, модернизация школьных столовых и повышение качества школьного питания». Открывая дискуссию, научный руководитель ФЦМПО, председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения РФ Валентина Иванова заявила о начале новой страницы в работе по улучшению организации школьного питания. По ее словам, использование научных исследований, программ отслеживания продукции, больших информационных ресурсов, а также взаимодействие родительской, педагогической общественности с операторами питания и исполнительной властью послужат для этого прочным основанием.



Завершила мероприятие торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей. «Спасибо организаторам за праздник!» - оговорилась одна из победительниц. Действительно финальный тур Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая – 2021» больше напоминал праздник, а не конкурс. Праздник, который помог поварам раскрыть свои профессиональные возможности и почувствовать себя востребованными в обществе.

ИМЕНА ПОБЕДИТЕЛЕЙ:

  • «Лучший повар школьной столовой» – Александр Владимирович Лавринов от школы №5 имени Ю.А. Гагарина г. Тамбова и Екатерина Андреевна Симонова от школы №1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян г. Москвы.
  • «Лучшая столовая сельской школы» – МБОУ СОШ № 27 г. Новороссийска село Мысхако, Краснодарский край.
  • «Лучшая столовая городской школы» – МБОУ Лицей №4 г. Рузаевка, Республика Мордовия.
  • «Лучшая столовая школы города-миллионника» – ГБОУ школа №1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян г. Москвы.

Также в число призеров вошли школы Республик Татарстан, Башкортостан, Хакасия, Крым, Ростовской, Волгоградской, Кировской, Мурманской, Ярославской, Московской, Тамбовской, Калининградской, Челябинской областей и Камчатского края.



Министерство просвещения РФ проводило этот конкурс последовательно через муниципальный и региональный этапы, чтобы выявить лучшие модели организации горячего питания обучающихся. Конкурсные комиссии в регионах ответственно подошли к анализу работ участников. На основе гигиенической экспертизы меню, их соответствия принципам здорового питания и технологическим возможностям пищеблоков, включения витаминных комплексов и продуктов, обогащенных микронутриентами, были определены победители.

Помимо этого, проводилась большая работа по анализу конкурсной документации – корректность распределения рациона и интервалов между приемами пищи, продолжительность перемен, эстетическое оформление блюд и столовой, доступность информации, обеспечение условий для соблюдения правил личной гигиены школьниками и обслуживающим персоналом.

Вся эта работа проходила в октябре-ноябре 2021 года и охватила более 25 тысяч школ из всех федеральных округов России. Из них в федеральный тур прошли лучшие из лучших. Всероссийский конкурс «Лучшая школьная столовая – 2021» смог повысить интерес к здоровому школьному питанию и стимулировать творческий подход к его приготовлению и подаче на территории всей страны. Он задал нужную тональность в сфере организации школьного питания во всех регионах России.

Конечный результат реализации проекта по улучшению организации горячего школьного питания Министерство просвещения РФ видит в выработке правильных, здоровых пищевых привычек у детей, потому что от этого зависит развитие и реализация потенциала граждан нашей страны.