Подведены итоги Всероссийского конкурса школьников «СОХРАНИМ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕТЕРАНАХ И ЗАЩИТНИКАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА» - 2021
Списки победителей доступны здесь: ПОБЕДИТЕЛИ
«Школы и университеты, по сути, создают новых граждан, формируют их сознание. Они передают память поколений, ценности, культуру, определяют те идеи и то видение будущего, которые будут продвигать общество вперёд через несколько десятилетий».
Президент Российской Федерации В.В. Путин
Подведены итоги Всероссийского конкурса школьников «СОХРАНИМ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕТЕРАНАХ И ЗАЩИТНИКАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА» - 2021
Списки победителей доступны здесь: ПОБЕДИТЕЛИ
Место |
Регион |
Фамилия, имя, отчество призера |
Образовательная организация |
Название конкурсной работы |
Руководитель проекта |
Номинация: «Великая Отечественная война в судьбе моего народа»
|
|||||
I место |
Республика Саха (Якутия) |
Корнилов Семён Викторович Григорьев Алексей Александрович Павлов Андрей Алексеевич Габышев Николай Михайлович Тимофеев Ньургун Николаевич Карамзин Ренат Иванович Сосин Вадим Вадимович Иванов Игорь Иннокентьевич Григорьев Борис Васильевич Исаков Сергей Валерьевич Павлов Егор Егорович Слободчикова Айгыына Хурасёва Августина Витальевна Архипова Татьяна Павловна Туприна Александра Григорьевна Габышев Ньургун Михайлович Сидорова Алтанэй Джулустановна |
МБОУ «СОШ №20 с.Хатыстыр» |
«Алданцы-эвенки в годы войны 1941-1945 гг.» |
Баишева Татьяна Семёновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20 с.Хатыстыр» |
II место |
Смоленская область |
Теняева Варвара Сергеевна |
МБОУ ЯСШ №2 |
«Они не вернулись из боя…». |
Шаповалов Евгений Владимирович, учитель истории и обществознания, руководитель историко-краеведческого музея МБОУ ЯСШ №2 |
III место |
Тамбовская область |
Масякин Александр Антонович |
МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Котовска |
«Войной украденное детство» |
Клюкина Нина Анатольевна, методист МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Котовска |
Номинация: «Мой край в годы Великой Отечественной войны»
|
|||||
I место
|
Тюменская область |
Загайнов Ярослав Романович Максимов Захар Дмитриевич Сигида Артём Андреевич Вагнер Глеб Олегович |
ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», г. Тюмень |
«В жизни всегда, есть место подвигу…» |
Мезенцева Юлия Борисовна, педагог-организатор отдела воспитательной работы Тюменского ПКУ |
II место
|
Красноярский край |
Козаков Михаил Константинович Мотрук Егор Николаевич |
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №1» г. Дудинка |
Проект «Аллея Славы» |
Миколайчук Иван Михайлович Учитель математики и информатики Дудинской СОШ №1 |
III место |
Рязанская область |
Васильева Арина Владимировна |
МОУ Плахинская ООШ им. А.В.Александрова с. Плахино |
«Гордость земли Рязанской» |
Кундюкова Валентина Тимофеевна, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования Плахинской ООШ им. А.В. Александрова с. Плахино |
Номинация: «След Великой Победы в моей семье» |
|||||
I место
|
Краснодарский край |
Коллективная работа обучающихся 5-6 классов |
СОШ №78 имени Куликова Николая Яковлевича г. Сочи |
«Великая Победы и моя семья» |
Сирота Светлана Владимировна – заместитель директора по воспитательной работе |
II место
|
Республика Калмыкия |
Бурнинова |
МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А. Пюрбеева» |
«Мой прадедушка – герой Черноморского флота» |
Цохурова |
III место |
Воронежская область |
Турыгин Артём Максимович |
МКОУ Николаевская СОШ с.Николаевка |
«Мой прапрадед Спахов Фёдор Яковлевич – Герой Советского Союза» |
Свистова |
Номинация: «Учительство в Великой Отечественной войне» |
|||||
I место
|
Омская область |
Курбанов Рави Рустамович |
МБОУ «Ашеванская ООШ» |
Учительство в Великой Отечественной войне |
Речапова Зифа Аптильбасыровна, учитель |
II место
|
Кабардино-Балкарская Республика |
Бифова Самира Артуровна |
МОУ «СОШ №2» с. п. Исламей |
«Учителя в шинелях» |
Гатажокова Рая Михайловна Заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ №2» с. п. Исламей |
III место |
Еврейская Автономная область |
Юсупова Валерия Кульмаметова Анна Чернецова Злата |
ОГПОБУ «Технологический техникум» г. Биробиджан |
«Сохраним историческую память о педагоге-ветеране» |
Свиц Ирина Викторовна заведующая библиотекой, руководитель музея «История техникума» ОГПОБУ «Технологический техникум» г. Биробиджан |
Номинация: «Женщины-матери в годы Великой Отечественной войны» |
|||||
I место
|
Тамбовская область |
Сидорова Анастасия Николаевна |
МАОУ СОШ №9 г. Тамбов |
Женщины Ленинграда |
- |
II место
|
Омская область |
Серебренникова Елена Анатольевна |
БОУ «Ивановская СОШ» с. Ивановка |
Женщины-матери в годы войны |
Пучко Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы БОУ «Ивановская СОШ» с. Ивановка |
III место |
Кабардино-Балкарская Республика |
Жигунова Бэлла Хасановна |
МКОУ «СОШ» № 32 г. Нальчик |
«Женщины-матери в годы войны» |
Тайсоева Мадина Хаджимуратовн, учитель истории и обществознания, |
Номинация: «Полководцы Великой Отечественной войны» |
|||||
I место
|
Красноярский край |
Сиваков Игнат Евгеньевич |
МАОУ «Гимназия №1» г. Минусинска |
«Класс героя» |
Сивакова Ульяна Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Гимназия№1» г. Минусинска |
II место
|
Псковская область |
Черникова Марта Дмитриевна |
ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж» г.Себеж |
«Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский» |
Синельникова Галина Николаевна, преподаватель Себежского филиала ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж» |
III место |
Липецкая область |
Буров Данил Сергеевич |
ГОБПОУ «ЕЖТЭиС» г. Елец |
Великие полководцы |
Самсонова Татьяна Геннадьевна педагог-организатор ГОБПОУ «ЕЖТЭиС» г. Елец |
Номинация: «Мое участие в поисковых работах»
|
|||||
I место
|
Липецкая область |
Пашенцева Екатерина Николаевна |
МБОУ «ОШ №15 г. Ельца» |
Книга памяти |
Оськина Наталья Алексеевна, МБОУ «ОШ №15 г. Ельца» |
II место
|
Оренбургская область |
Кузнецов Ярослав Витальевич Туйгунов Урал Амирович Черномырдин Андрей Алексеевич |
11 класс ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» |
Поколение неравнодушных |
Леншина Марина Геннадьевна воспитатель, Иванова Ольга Николаевна воспитатель, Красильников Валерий Александрович начальник курса, ФГКОУ «Оренбургское ПКУ» |
III место |
Смоленская область |
Лахов Николай Сергеевич |
МБОУ «Средняя школа №2» г. Десногорска |
«Дорогами памяти. Поисковое движение в понимании современных подростков» |
Соломыкина Наталья Алексеевна, учитель истории МБОУ «Средняя школа №2» г. Десногорска |
Номинация: «Мое стихотворение о Великой Отечественной войне» |
|||||
I место
|
Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) |
Канзафарова Милена Дмитриевна |
МОБУ «СОШ № 4» |
«Нет больше с нами ветерана» |
Романова Ольга Петровна, педагог-организатор МОБУ «СОШ № 4» |
II место
|
Воронежская область |
Фурсов Илья Викторович |
МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева г. Бобров |
Стихотворение «Есть пять букв…» |
Титаренко Людмила Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева |
III место |
Томская область |
Васильева |
МКОУ «Монастырская СОШ» с. Монастырка |
Стихотворения собственного сочинения: Альбом фотографий забытых; Горит огонь; Чтоб жизнь сохранить; Он и Родина |
Рубан Наталия Михайловна, Сазонова Ольга Ивановна, учителя МКОУ «Монастырская СОШ» |
8 июня 2021 года при поддержке Министерства просвещения РФ Всероссийское педагогическое собрание провело пленум Центрального совета. Мероприятие проходило в очном формате. В качестве площадки проведения неслучайно выбран Центр социально-консервативной политики Высшего совета партии «Единая Россия». Это говорит о важности педагогической жизни для главной политической силы страны.
Темы, прозвучавшие на заседании пленума, охватили всю полноту проблематики образовательного школьного процесса: от особенностей работы учителей в условиях пандемии до совершенствования системы школьного питания. При обсуждении педагоги руководствовались данными социологических опросов, проведенных в 2020-21 гг. Так, в опросе на тему «Отношение родителей обучающихся и учителей к особенностям образовательного процесса в период пандемии» участвовало 43 730 респондентов из 78 субъектов РФ. Анкетирование на тему «Школьное питание – здоровое питание» прошло 3 980 человек из 37 регионов страны.
В центре внимания ВПС стоит здоровье школьников. Всероссийское педагогическое собрание представило результаты мониторинга организации питания в образовательных учреждениях. В период с ноября 2020 г. по май 2021 г. исследованием было охвачено 2058 сайтов школ из 82 субъектов.
Забота педагогов не ограничивается школьным периодом. В течение года они проводят круглые столы на тему летнего отдыха детей, потому что за короткое время школьники должны восстановить силы и не потерять интерес к учебе. На пленуме были представлены результаты работы подобных дискуссионных площадок.
Проблема закрепления учителей в школе также звучала на заседании. В этом отношении интересен опыт Ленинградской области, где при строительстве новой школы формируется педагогический коллектив из числа выпускников педагогического университета имени Герцена. Студенты этого вуза по окончании обучения пойдут работать в новую, оснащенную по последним IT-технологиям школу.
Важно, чтобы и на сельских территориях были достойные условия для работы педагогов. Всероссийское педагогическое собрание создало Ассоциацию «Агрошколы России». На пленуме была дана развернутая информация о ее деятельности во время пандемии. На 2021 год членами Ассоциации являются 235 школ из 46 регионов страны. Из масштабных мероприятий, проведенных в прошлом году, можно выделить форум агрошкол России. Весомость данного мероприятия показало участие в нем председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорова.
На пленуме участвовал партнер ВПС – Корпоративный университет Российского движения школьников. Его руководитель Е.А. Белорыбкина представила яркий проект «Шеф в школе», результатами которого стали презентация нового меню с учетом специфики региона, организация помощи в переформатировании работы столовой, разработка мастер-классов для школьников и поваров столовых.
Руководитель Центрального исполкома ВПС М.А. Иванов подвел итоги всероссийских конкурсов этого учебного года. Так, во Всероссийском конкурсе педагогов приняли участие более 950 учителей из 64 регионов России. В конкурсе «Наследники Юрия Гагарина» были задействованы более 800 школьников из 61 субъекта РФ. Всероссийский открытый конкурс «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества» охватил более 650 школьников из 44 регионов России.
Важным событием стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Всероссийским педагогическим собранием и Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения.
Заседание пленума показало – ВПС активно проводит социологические исследования, взаимодействует с подведомственными организациями Минпросвещения России регионального и федерального уровней.
1 июня состоялся заключительный вебинар по актуальным вопросам школьного питания. На нем присутствовало около 500 человек из 22 регионов.
Эксперт Н.М. Портнов подробно остановился на вопросе заполнения раздела меню на сайте организации питания, а также на проблеме анализа меню школьных столовых по объективным признакам. Николай Михайлович подробно ответил на вопросы, задаваемые зрителями в чате YouTube.
Записи вебинара можно посмотреть на официальном канале Всероссийского педагогического собрания на YouTube по ссылке: https://www.youtube.com/channel/UCm8cKUnbJ2jykU9rMHnw5iQ
28 мая председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Министерстве просвещения России В.Н. Иванова приняла участие итоговом заседании Оперативного штаба по вопросам организации школьного питания.
В ходе мероприятия Валентина Николаевна подвела итоги проделанной работы центра мониторинга питания обучающихся. Были представлены результаты мониторинга информации о питании обучающихся в целом по Российской Федерации и по каждому федеральному округу отдельно.
Так по Российской Федерации были обозначены три основных нарушения:
1. Несоответствие норме СанПин массы вторых блюд.
2. Использование колбасных изделий, не входящих в состав перечня продуктов для школьников.
3. Нарушение формализованных требований по наполнению сайтов.
Также была представлена инфографика по общей статистике центра мониторинга питания обучающихся:
Подведя итоги, В.Н. Иванова указала на необходимые меры, которые следует предпринять для улучшения организации питания в РФ:
1. Усиление парламентского контроля за организацией школьного питания.
2. Усиление родительского контроля за организацией школьного питания.
3. Формирование рабочих групп в регионах по закупкам услуг по организации питания обучающихся на основе типовых контрактов, разработанных и внедрённых в городе Москве.
4. Повышение квалификации директоров образовательных организаций и организаторов школьного питания по вопросам питания обучающихся.
26 мая ВПС вместе с Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства Просвещения РФ провели круглый стол «Организация летнего отдыха школьников: забота семьи, государства и общества». В работе круглого стола приняли участие руководители Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства Просвещения РФ, Федерального центра Детско-юношеского туризма и краеведения, региональных органов управления образованием, а так же представители бизнеса и школ. Всего в работе круглого стола приняли участие более 200 человек из 31 субъекта РФ. Участники обсудили широкий круг вопросов связанных с организацией летнего отдыха школьников, поделились передовым опытом организации лагерей, рассказали о внедрении новых технологий для организации летнего отдыха и досуга обучающихся.
Работу круглого стола открыла председатель Всероссийского педагогического собрания, член общественного совета при Министерстве Просвещения РФ – Валентина Николаевна Иванова. Она отметила важность и актуальность данной темы, рассказала, что летом 2021 года более 4,3 млн. Российских детей смогут отдохнуть в лагерях, в том числе расположенных в других регионах страны. Данная тема была особенно выделена В.В. Путиным в послании Федеральному собранию: «Особое внимание мы должны уделить здоровью наших детей. Ведь именно в детстве на многие годы вперёд закладывается основа здоровья. Детский отдых нужно сделать максимально доступным».
В работе круглого стола приняла участие Кочеткова Наталья Сергеевна – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства Просвещения РФ, в ходе своего выступления Наталья Сергеевна рассказала о большой работе Министерства Просвещения РФ по организации летнего отдыха, акцентировала внимание на доступности отдыха для детей, разнообразии лагерей и программ и безопасности детей. Отработан механизм возврата части средств в семью (кэшбэк).
Перед участниками круглого стола выступил Проценко Леонид Михайлович – руководитель Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения. Леонид Михайлович отметил, что Российская
система летнего отдыха признана лучшей в мире, в настоящее время проводится работа по ее развитию и улучшению.
В ходе своего выступления педагоги из МБОУ «СОШ №12» г. Якутска (Республика Саха (Якутия) Чиряев Александр Николаевич и Семенова Айсена Алексеевна рассказали об опыте по организации летнего отдыха детей в Якутии. Организованы разнообразные программы отдыха для разных возрастных групп, и самое главное – походы и палаточные лагеря на природе, изучение особенностей труда жителей Якутии, группы восхождения в горы. К разработке программ летнего отдыха привлечена родительская общественность, школа находится в постоянном взаимодействии с родителями.
Начальник летнего лагеря, педагог – организатор ДО "Центр технического творчества" Кванториум Бровцина Елена Сергеева г. Киров (Кировская область), рассказала о организации «инженерных каникул», в основе лежит принцип проектного обучения, в конце каждой смены ребята защищают свои проекты. Ведется активная воспитательная работа по развитию командного принципа и творческого мышления.
В одной из сельских школ Уваровского района Тамбовской области организован лагерь дневного пребывания детей в школе. Об этом рассказал заместитель директора по воспитательной работе школы Быстров Дмитрий Викторович. Лагерь посещают практически все обучающиеся, свободные от экзаменов, организуются экскурсии на местные предприятия, экскурсии по области. При школе организована биржа труда – для трудоустройства детей на летний период, с ее помощью дети могут попробовать себя в работе на местных предприятиях.
Всероссийское педагогическое собрание совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения предлагает проект по обмену учащимися: сельские школы направляют детей на летние каникулы в городские школы, а ученики из города на этот же период едут в село, участвуют в работе лагерей труда и отдыха. Этот проект может стать важнейшим в организации летнего отдыха в следующем году!
24 и 25 мая состоялись очередные вебинары по школьному питанию. В режиме трансляции на ютуб-канале эксперты ВПС ответили на вопросы педагогов относительно новой автоматизированной программы расчета меню, оформления раздела ежедневного меню и необходимых шагов по оптимизации сбора информации по качеству питания школьников. В семинарах участвовало более 2000 человек из 20 регионов страны.
В качестве основных докладчиков выступили эксперты ВПС и Федерального центра мониторинга школьного питания Н.М. Портнов и Л.Р. Федюнин. Они подробно остановились на последовательных действиях по размещению меню в каталоге Food на сайтах образовательных организаций.
Председатель ВПС, член Общественного совета при Минпросвещения России В.Н. Иванова на каждом вебинаре напоминает слушателям о необходимости общей плодотворной работы по улучшению качества питания в образовательных учреждениях. Школам сложно в одиночку организовать питание на должном уровне. ВПС помогает наладить систему формирования и контроля меню школ и на данном этапе – это первоочередная задача. Валентина Иванова призывает все школы страны разместить на своих сайтах в разделе питания ежедневное меню за май и отправить ссылку на него на почту Центра мониторинга Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Автоматизированная программа позволит рассчитать нутриентный состав, выявить отклонения и дать необходимые рекомендации. Если такой автоматизированный мониторинг будет слаженно работать, то к новому учебному году большинство школ подойдет с качественным меню, соответствующим нормам СанПина и растущего организма детей.
25 мая состоялось заседание комиссии по распределению специальной квоты во всероссийские детские центры «Орленок», «Океан», «Смена» и международный детский центр «Артек». Мероприятие проходило в режиме видеоконференции. В ходе заседания были рассмотрены все обращения, поступившие в Министерство просвещения России.
По словам Валентины Ивановой, организаторы летних лагерей должны, с одной стороны, дать школьникам возможность восстановить силы после долгого учебного процесса и многочисленных проверочных работ, с другой стороны, зарядить детей позитивной энергией любопытства, которую безусловно пробуждают в них творческие и образовательные проекты детских центров.
21 мая председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Министерстве просвещения России В.Н. Иванова приняла участие в еженедельном заседании Оперативного штаба по вопросам организации школьного питания.
В ходе мероприятия участники обсуждали наиболее актуальные проблемы организации горячего питания в регионах. Основное внимание было уделено обращениям о нарушениях. Отчитались по ним только несколько регионов: Калужская область, Иркутская область, Белгородская область, Республика Коми, Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Челябинская область.
В целом регионы медленно реагируют на поступающие заявления о проблемах школьного питания, в результате чего скапливается большое количество просроченных обращений. Только в Московской области таковых выявили треть от общего числа заявлений. Лидерами по необработанным сообщениям являются следующие субъекты РФ: Чеченская республика — 25%, Архангельская область — 15%, Амурская область — 12%, Владимирская область — 9%, Белгородская область — 5%, остальные регионы — менее 5%. Заместитель Министра просвещения РФ А.В. Николаев призвал региональные власти держать на контроле процент просроченных обращения.
Руководитель Бюро расследований ОНФ В.А. Алексеев представил отчет по работе с сообщениями, поступающими на площадку ОНФ. По его словам, процент обработанных сообщений — 96%.
Также участники заседания обратили внимания на громкие случаи нарушений, о которых стало известно благодаря СМИ и работе Роспотребнадзора.
Заместитель начальника отдела контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора В.А. Сидорчук рассказал о разъяснительной работе своего ведомства, в частности о проведении обучающих вебинаров совместно с ВПС по теме ветеринарных сопроводительных документов.
Традиционно Валентина Иванова представила подробный отчет: в частности, анализ исследования 141 сайта школ, проведенного за прошедшую неделю. Исследование охватило 7 регионов страны: Алтайский край, Краснодарский край, Брянскую, Вологодскую, Липецкую, Оренбургскую области и Санкт-Петербург. Все рассмотренные школы находятся пока лишь на втором этапе процесса улучшения сайтов. Среди значительных нарушений остаются
следующие: отсутствие «Ежедневного меню» — 58%, несоответствие норме массы вторых блюд — 68% и суммарного объема блюд по приемам пищи — 53%, использование колбасных изделий — 37%. Валентина Иванова акцентировала внимание на общую проблему страны — несмотря на запрет на колбасные изделия в рационе школьного питания, учащихся ими кормят до сих пор.
Подводя итог анализу мониторинга, Валентина Иванова выступила с рядом предложений. Для улучшения качества питания учащихся необходимо:
1. Поручить отраслевым НИИ разработать специальные колбасные изделия по аналогии, например, с «Кремлевскими сосисками» советского времени и в этом случае оставить их в рационе школьного питания.
2. Разработать мероприятия по введению в меню напитков, хлеба, фруктов, кондитерских изделий и другой продукции нового поколения — с низким содержанием сахара, соли, введением витаминно-минеральных комплексов, биологически-активных веществ.
3. Организовать модернизацию системы логистики, межобластных складов-распределительных центров, оснащенных холодильным и другим оборудованием нового поколения. В стране нужно создать сеть ПЛК, предназначенных для обеспечения полуфабрикатами, готовой продукцией и блюдами всех 39000 школ.
4. Переоснастить пищеблоки новым и современным оборудованием типа пароконвектоматов, специальных столов с охлаждаемой или нагреваемой поверхностью. Эти вопросы при создании сети ПЛК решатся автоматически.
5. Изменить систему лицензирования предприятий-операторов школьного питания, выдавая лицензию на срок, равный длительности контрактов с предприятиями снабженцами сырья и продукции.
6. Разработать и внедрить в школьное питание систему лицензирования специалистов всех уровней, работающих в сфере питания образовательных учреждений.
7. Ограничить участие в проведении конкурсов (44-ФЗ), допуская только лицензированные предприятия.
8. Создать на региональном уровне рейтинг образовательных учреждений, основанный на показателях организации питания.
В заключении Валентина Иванова рассказала, что с 1 сентября мониторинг школьного питания будет проводиться на новом уровне, с использованием специальной автоматизированной программы.
19 мая в Москве прошла торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей Всероссийского открытого конкурса школьников «Наследники Юрия Гагарина», который проходил в этом учебном году. На мероприятие приехали дети из разных регионов страны – 23 ребенка из Кемеровской, Омской, Ростовской, Тамбовской, Ленинградской, Московской, Липецкой, Волгоградской, Тульской и Рязанской областях, Республики Адыгея. Для них была проведена тематическая экскурсия в Музей космонавтики на ВДНХ. Учащимся рассказали о проектировании спутников, создании первых космических станций, подготовке знаменитых Белки и Стрелки к полету в космос. Оживленно обсудили карьерный путь Юрия Гагарина.
После экскурсии школьники вместе с организаторами направились в Совет Федерации для награждения. Перед церемонией ребят провели по зданию Совета и прочитали небольшую лекцию о принципе государственного устройства в России, а также показали все 85 флагов субъектов РФ и рассказали о значении самых интересных из них.
На церемонии награждения детям вручили дипломы об участии в конкурсе от Всероссийского педагогического собрания, а также подарки от Совета Федерации. Перед будущими выпускниками выступили заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Н.В. Косихина, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров А.В. Орехов, первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике В.В. Рязанский, Председатель Оргкомитета конкурса и Председатель ВПС, профессор В.Н. Иванова.
После торжественной церемонии для учащихся было организованно чаепитие.